Глава 2. Экологические технологии иэкоменеджмент как инструментарий развития гостиничной индустрии — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 2. Экологические технологии иэкоменеджмент как инструментарий развития гостиничной индустрии

2017-11-17 1825
Глава 2. Экологические технологии иэкоменеджмент как инструментарий развития гостиничной индустрии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1. Система экологических технологий, экостроительства иэкоменеджмента организаций гостеприимства(на примере российских отелей)

Переходя, ко второй главе ВКР, основной исследовательской части работы, стоит обратиться, исходя из проблем, сформулированных в первой главе, к нынешним теоретикам и практикам гостиничного дела индустрии гостеприимства.

В90-х годах российские исследователи заговорили о негативном воздействии человека на экологию, что стало толчком к разработке нового направления - экологического туризма, направленного на заботу об окружающей среде и. В сознании людей эти представления быстро смешались с понятиями об «экологически чистом потреблении», то есть с заботой о человеке. Бренд - «экологический туризм» стал модным. В моду начали входить «зеленые» отели, сочетающие в себе заботу об окружающей среде и о здоровье человека. Нас интересует непосредственное влияние сопутствующих туризму организаций гостеприимства и услуг.

По мнению Ю.Е. Андриановой, доктора биологических наук, преподавателя Казанского филиала Российской международной академии туризма, п родвижению экологических идей способствовали и исследования социологов, показавшие, что люди согласны доплачивать за экологическую чистоту. Так, социологический опрос, проводившийся Корнелльским университетом, в период последнего экономического кризиса, обнаружил, что, несмотря на рецессию, люди не забывают об экологических проблемах и готовы переплачивать за «зеленые» продукты и услуги.

Почти 90% опрошенных заявили, что готовы платить больше, но есть в эко-ресторане. Каждый третий из этих людей готов платить на 12% больше. Аналогичные исследования среди посетителей отелей показали, что людей (особенно тех, у кого высокий доход и уровень образования) беспокоят проблемы окружающей среды. С точки зрения маркетинга, был сделан вывод, что «зеленая» тема является выгодным способом дифференцироваться и выделиться среди конкурентов. Внедрение экологических технологий в отелях и ресторанах позволяет привлечь состоятельных клиентов, при этом дополнительные затраты, связанные с ответственным отношением к природе, компенсируются столь же ответственными гостями[Ю.Е. Адрианова, 2009, с. 87].

В США существует организация UnitedStatesGreenBuildingCouncil (USGBC-Совет по экологическому строительствуСША), которая сертифицирует «экологичность» отелей, присваивая им звездность (наиболее распространенная оценка - бронза). Наибольшее внимание американскими экспертами уделяется токсичности строительных материалов, из которых состоит здание и формируется интерьер помещения.

Направлений перехода отелей на «зеленые» стандарты очень много. Важно разумно использовать воду, регулировать процессы нагрева-охлаждения в помещениях, снижать потребление пластиковых пакетов.

Экологические инициативы приносят прибыль через улучшение имиджа гостиницы. Отели заказывают создание и продвижение сайта в Интернете, а на своем сайте формируют раздел для экологически требовательных гостей, со своими достижениями в области заботы об окружающей среде и о здоровье человека. Гостиничный бизнес вынужден становиться экологичнее как в стремлении снизить затраты, так и для привлечения гостей, ведь люди становятся все более внимательными к вопросам экологии.

В развитых странах, в основном Европы, гостиницы, вносящие вклад в сохранение и поддержание уровня защиты окружающей среды, обычно имеют эко-маркировку - знак, по которому постояльцы при выборе могут определить, является ли гостиница экологически ориентированной. В России уже около двадцати отелей стали обладателями международных экологических сертификатов TheGreenKey. Среди них отели компании Rezidor – ParkInn Прибалтийская, ParkInn Невский, ParkInn Пулковская, RadissonRoyal и RadissonSonya в Санкт-Петербурге, отель «Евразия» города Тюмени[Белкина Е., 2012, с. 30].

Вместе с тем хотелось бы отметить, что гостиничные предприятия России, в нашем случаи Тюменской области, не имеющие эко-сертификатов, также заботятся об органической составляющей потребления и пользования, руководствуясь правилось «все исключительно по правилам экологии». Этот фактор говорит о реальной экологической осознанности действий и миссии гостиниц. Таковой организацией является отель «Vostok» города Тюмени, администрация которого ежедневно заботится о здоровье своих гостей, сотрудников и рациональном природопользовании, имея постоянно развивающийся экоменеджмент.

Среди достижений отеля«Vostok» в эко-направлении - использование энергосберегающих ламп, установка аэраторов, раздельный сбор мусора и сдача его на переработку, использование специальных моющих средств с эко-маркировкой, установка аппаратуры для экономии электроэнергии. Для ресторанов отеля«Vostok» закупаются в основном продукты местного производства, не требующие длительной транспортировки, и продукты с эко-маркировкой. В приложении 4 можно ознакомиться с имеющимися в отеле визуальными оповещениями для гостей, с предложением о рациональном использовании средств гостиницы.

Обратимся к мнению А.А. Мусакина, эксперта гостиничного бизнеса, генерального директора Cronwell Management. Он считает, что экономия ресурсов и оптимизация расходов, особенно в стагнационный для отельной индустрии период, превращаются в инструменты конкурентной борьбы. Иностранные, а сейчас уже и российские, клиенты при выборе отеля в качестве одного из обязательных параметров рассматривают наличие экологической сертификации. Объекты гостеприимства, которые поддерживают «зеленое» движение, остаются в приоритете[А.А. Мусакин, 2007, с. 205].

В настоящее время обсуждается вопрос внедрения экологических мероприятий не только в уже построенных гостиницах, но закладка этих норм в самом начале при проектировании и строительстве.

Несмотря на то, что «зеленые технологии» увеличивают стоимость работ на 10-15%, экономия ресурсов при дальнейшей эксплуатации зданий может рассматриваться как ключевой критерий. Уже созданы такие организации, в частности, «Совет по экологическому строительству».

В России пока нет таких абсолютно «зеленых» гостиниц, но начало, безусловно, положено. Примеры отелей сети Rezidor и Галереи Cronwell Hotels&Resorts, должны показать российским отельерам, что поддерживать экологию не только престижно, но и выгодно, экологическое сознание – сверхзадача для деятелей сферы гостеприимства во всех отношениях.

Позиционирование отеля, как экологически сознательного требует от службы маркетинга разработки и продвижения особенностей работы предприятия. Заявлений о том, что отель эко-активный – недостаточно. Людям интересны тонкости. Им нужно что-то, что делает только этот отель, что-то, чем именно он отличается – не только от конкурентов данном направлении, но и от прочих сторонников гармонии с природой.

Необходимо показать, как именно отель помогает природе, как смягчает ущерб, который наносится его же посетителями и его же деятельностью. Например, некоторые зеленые новации могут даже причинять неудобства гостям (ограничение использования горячей воды, редкая смена белья и так далее), тем не менее, они с пониманием воспринимаются гостями. Многие гостиницы и рестораны переходят на путь экологизации, за счет оптимизации поставок, проектов, связанных с сортировкой мусора, выработкой собственной энергии и так далее. Позиционирование отеля «Vostok» г. Тюмени, в отношении вышеизложенных вопросов крайне презентабельно, а главное осознанное и имеет постоянный результат рационального природопользования и сбережения.

Стоит отметить, что в число рекомендаций Корнелльского университета входит также сотрудничество с компаниями, за которыми уже закрепилась репутация экологически-сознательных. Это позволяет отелю позиционироваться как зеленой компании, не привлекая средств и не внося изменений во внутреннюю организацию работы предприятия.

Перспективы внедрения экологических технологий за рубежом оценили значительно раньше, чем в России, так, как и «экологические катастрофы» связанные с туризмом были там нагляднее. Проект «зеленые» отели в настоящее время набирает обороты, некоторые из таких перспектив потрясают воображение.

В пример приведем HiltonWorldwide, которые сделали меры по устойчивому развитию одним из стандартов бренда и получила сертификаты качества и экологического менеджмента - ISO 9001 и 14001. Эта сертификация - одна из крупнейших наград, вручаемых коммерческим зданиям. Как часть этого стандарта, компания HiltonWorldwide взяла на себя обязательства по непрерывному улучшению ежегодных результатов устойчивого развития. В 2010 году компания сэкономила более 74 млн. долларов на коммунальных расходах благодаря сокращению энергопотребления на 6,6%; сокращению углеродных выбросов на 7,8%; сокращению отходов производства на 19%; и сокращению потребления воды на 3,8% [Белкина Е., 2012, с. 30].

Таким образом, можно говорить о стремительном развитии системы экологических проектов в сфере гостеприимства и ресторанного бизнеса в России, которые совмещают с одной стороны, заботу об окружающей среде и здоровье гостей-потребителей услуг, а с другой - с собственными бизнес-интересами.

Считаем целесообразным раскрыть ключевой вопросВКР:система экологических технологий в сфере гостеприимства. Здесь необходимо обозначить основные мотивы внедрения эко-технологий в данную отрасль в Тюменской области.

Экологические (природоохранные) технологии - технологии, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Среди экологических технологий различают:

§ безотходные технологии - замкнутые технологии, не вырабатывающие отходов, выходящих за их рамки;

§ малоотходные технологии - технологии, позволяющие сократить до технически возможного в настоящее время минимума получение твердых отходов, жидких сбросов, газообразных и тепловых выбросов при получении какой-либо продукции

§ рациональные технологии - технологии, направленные на создание общественно значимых продуктов с комплексом оптимизированных параметров, при заданных ограничениях;

§ ресурсосберегающие технологии - технологии, при которой потребление всех типов ресурсов сведено к рациональному (минимальному) уровню

§ реутилизационные технологии - цепочки технологических процессов, когда отходы одного производства становятся сырьем для другого;

§ энергосберегающие технологии - новые или усовершенствованные технологические процессы, характеризующиеся более высокими коэффициентами полезного использования топливно-энергетических ресурсов[Кожеваткин В.М., 2007, с. 22].

Здесь экологические технологии и экоменеджмент выступают смежным и необходимым синтезом. Экоменеджмент - это своеобразный посредник между эко-технологиями и предприятием гостеприимства (средства размещения и питания).Наиболее полное определениеэкологического менеджмента, в рамках нашей работыдает ученый Г.С.Ферару: «экологический менеджмент (экологизация менеджмента) - инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости». Это тип управления, принципиально ориентированный на формирование и развитие экологического производства, экологической культуры и жизнедеятельности человека. В свою очередь понятие "экологизация" означает процесс внедрения технологических систем, управленческих и других решений, позволяющих повысить эффективность использования естественных ресурсов при сохранении качества природной среды[Ферару Г.С., 2007, с. 50].

Перейдем к вопросу экологического менеджмента. В соответствии с ISO 14000 -серией международных стандартов по созданию системы экологического менеджмента, система экологического менеджмента - это часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.

Система экологического менеджмента имеет следующие взаимосвязанные структурные элементы:

· Утвержденную экологическую политику

· Персонал, ответственный за поддержание системы экологического менеджмента

· Контроль за соблюдением нормативно-правовых требований

· Процедуры идентификации и оценки экологических аспектов

· Установленные цели и задачи по охране окружающей среды

· Сформированную экологическую программу

· Документационное обеспечение системы экологического менеджмента

· Управление операциями

· Обучение персонала

· Экологический мониторинг

· Корректирующие и предупреждающие действия

· Периодическую оценку соответствия с помощью экологического аудита

· Анализ со стороны руководства

[Экологический менеджмент, 2013, URL].

Любая организация гостеприимства: отель, хостел, центр отдыха, ресторан, бар гостиницы и т.д., должны соответствовать данным основоположным элементам, критериям.Проводить регулярный мониторинг процессов внедрения эко-технологий, иметь четко сформулированную эко-миссию предприятия, если оно заявляет о своих намерениях, в отношении защиты природы и своем природоохранном позиционировании на рынке гостеприимства.

Каждый работник, независимо от своих функций и должности должен понимать то, за что выступает организация и поддерживать. Просвещение независимо лежит на административном блоке организации. Работники должны лично чувствовать корпоративность, общность дела, весомость абсолютной эко-миссии предприятия гостеприимства. От экологического самосознание каждого работника, в первую очередь зависит дальнейшее эко-воспитание каждого гостя, посетившего средство размещения или питания.

В данной ВКРпредлагаемпроект основоположных экологических технологий, необходимых для внедрения в сферу гостеприимства в России и, в частности Тюменской области:

1. экологический менеджмент организации гостеприимства;

2. эко-сертифицирование гостиниц;

3. экологическое строительство;

4. предложение био-питания ресторана в составе гостиницы.

Перейдем к подробному раскрытию вышеизложенной экологической системы.

В последние десять лет в мировой практике произошли качественные изменения в подходе к экологической проблеме и, в первую очередь, к проблеме, которая связана с производством товара или услуги. В течение девяностых годов, подавляющее большинство ведущих промышленных компаний продемонстрировало существенные результаты в области уменьшений отрицательных воздействий на окружающую среду при увеличении объемов производства, снижении материалов и расходов сырья, повышении качества продукции. Не смотря на эти положительные факторы внедрение системы экологического качества, в связи с принципиальным увеличением разно отраслевых предприятий, было необходимым решением.

Практическая основа системы экологического менеджмента - это деятельность предприятий, нацеленная на предотвращение воздействий на окружающую среду. Сама по себе эффективная система экологического менеджмента может быть сертифицирована и создана только при условии демонстрации и планировании конкретных результатов именно улучшающейся деятельности, нацеленной на предотвращение воздействий на окружающую среду[Гринин А.С., 2009, с. 44].

Основополагающие стандарты качества ИСО (ISO), вопрос которых мы уже затрагивали, на системы экологического менеджмента (серии 14000) были опубликованы в 1996 году. При разработке стандартов было признано, что экоменеджмент является сложным объектом и требует новаторского подхода.

Объект, на который направлены мероприятия по менеджменту в стандартах ИСО 14001 и ИСО 9001, определен следующим образом:

1. Для ИСО 14001 объектом управления являются аспекты деятельности предприятия, которые оказывают или могут оказывать воздействие с элементами окружающей среды, такими как:
- атмосферный воздух;
- почва;
- вода (как ее потребление, так и сброс).

2. Потребление ресурсов, включая невозобновимые, как прямое, например, забор воды из скважин, так и косвенное, например, такое как сжигание газа для производства электроэнергии.

3. Объектом управления ИСО 9001 является продукция и услуги предприятия, передаваемые конечному потребителю и создающие добавочную стоимость для любого предприятия и, в первую очередь, их параметры, влияющие на его удовлетворенность.

Однако в стандартах заложены общие принципы управления, включая процессы оценки текущей ситуации, постановку целей, планирование мероприятий, направленных на их достижение, выделение ресурсов, включая обеспечение квалификации персонала и так далее.

Поэтому если руководство предприятия принимает решении о приведении своей системы менеджмента в соответствие обоим стандартам начинать надо с определения области применения этих стандартов (продукция и / или услуги и процессы, направленные на их реализацию) и оценки соответствия установленным в стандартах требованиям.

Внедрение стандарта ИСО 14001 на любом предприятии включает следующие этапы:

1. Самооценка или оценка соответствия со стороны независимой организации, степени соответствия действующей системы менеджмента требованиям стандарта;

2. По результатам проведенной оценки определяются цели в области экологии и принимается решение о выделении ресурсов, необходимых для их выполнения, которые включают:
- человеческие ресурсы: время, которое должны будут потратить сотрудники предприятия или привлеченные консультанты на доработку /разработку документов, обучение персонала, мониторинг выполнения установленных практик и оценку степени соответствия, а так же разработку и реализацию мероприятий, направленных на улучшение результативности и эффективности системы менеджмента, включая минимизацию выплат за загрязнение окружающей среды и увеличение эффективности использования ресурсов, например, электроэнергии;
- закупку необходимого оборудования и инструментария для реализации технологических и административных мер по снижению экологически воздействий, в случае необходимости и так далее.

Выполняется внедрение установленных практик в гостинице, например, назначением ответственный за обращение с отходами, проводится обучение, закупается и устанавливается пресс, для твердых отходов, который позволяет снизить объем твердых отходов и соответственно, стоимость их перевозки и т.д.

Проводится оценка результативности предпринятых мер и их соответствие поставленным целям, оценка необходимости изменений и планируется дальнейшая деятельности, включая постановку новых целей, планирование экономического эффекта, выделение ресурсов, внедрение и так далее.

Полный цикл внедрения системы, включая демонстрацию реализованных улучшений деятельности, требует не менее 9-12 месяцев.

Соответствие принципам, сформулированным в стандарте ИСО 14001 «Системы экологического менеджмента - Требования и руководство по применению», так же, как и соблюдение требований стандартов на системы менеджмента качества - ИСО 9001, безопасности пищевой продукции - ИСО22000 и многих других, является добровольным выбором предприятий, желающих подтвердить и продемонстрировать реализацию современных принципов управления и заботу о соблюдении интересов всех членов общества[ГОСТ Р ИСО 14001-2008, 2008, с. 6].

Наряду с экологической добровольной сертификацией предприятий бизнеса на рынке, как мы уже упоминали в работе, существует другой сегмент сертификации - предприятия гостеприимства, в частности особое внимание уделяется гостиничным организациям.

Стандарт ИСО 14001 - это тот минимум, которого должно придерживаться каждое предприятие гостеприимства и услуг, чтобы предотвратить вред, наносимый окружающей среде. Для получения статуса эко-отеля надо, в первую очередь подтвердить соответствие стандарту. В ряде стран в дополнение к ISO 14001 были созданы собственные стандарты, например, в Великобритании, Канаде, Европейском союзе.

Становится хорошим тоном присваивать знак качества - своеобразную экологическую награду - предприятиям, бережно относящимся к окружающей среде. Гостиницы тоже вовлечены в этот процесс, и для того чтобы развитие гостиничной инфраструктуры не повредило окружающей природной среде необходимо активно внедрять систему экологической сертификации и менеджмента учреждений гостиничного бизнеса.

В мире существует ряд организаций, занимающихся разработкой и внедрением систем экологического сертифицирования, менеджмента именно в индустрии гостиничного размещения, которые и являются экологической технологией 21 века, мы затронем самые адаптированные, в перспективе, для Тюменской области:

1. CertificationforSustainableTourism (CST – Сертификация для устойчивого туризма) - одна из ведущих и самых успешных компаний в области внедрения практики экотуризма в западном полушарии. Ей удалось создать собственный рынок путем разработки государственной программы экологического менеджмента и ее активного распространения. Несмотря на то что она ориентирована на туристскую отрасль в целом, сертифицируются в основном гостиницы. Для того чтобы получить знак экокачества, отель должен минимизировать ущерб окружающей среде, а эксперты дают оценку социально-экономического эффекта от работы предприятия в конкретном регионе, проводят интервью с гостями и менеджментом. Каждый критерий описывает множество действий, и система в целом получается всеобъемлющей. Сертификация проводится бесплатно.

2. Активно реализуемая проект в России - это TheGreenKey, программа добровольной международной экологической сертификации учреждений гостиничного бизнеса, принята в качестве одной из программ международной Федерации по экологическому образованию (FoundationforEnvironmentalEducation - FEE) в 2003 г. Она нацелена на уменьшение воздействия на окружающую среду, содействие реализации устойчивого управления гостиничным бизнесом, а также на повышение экологической информированности.

Реализация программы TheGreenKey в России началась в 2010 г. под руководством общественной организации «Санкт-Петербург за экологию Балтики», являющейся официальным членом FEE и имеющей право на проведение всех ее программ на территории России. В феврале 2010 года был организован семинар для петербургских отельеров, на котором присутствовал международный координатор программы TheGreenKey Эрик Ван Дийк. Он рассказал о критериях, которым должна удовлетворять гостиница, чтобы удостоиться присуждения эко-сертификата TheGreenKey.

Прежде чем получить заветный знак эко-качества, гостиница должна обеспечить:

· экономичное энерго- и водопотребление,

· использование экологически безопасных средств для мытья и уборки номеров,

· внедрить систему селективного сбора некоторых видов отходов, обеспечив их дальнейшую переработку,

а также многое другое, требующее определенных усилий и инвестиций. Например, для выполнения критериев по ограничению потока воды из душа (не более 9 литров в минуту) и из крана (не более 8 литров в мин.) многим гостиницам приходится закупать и устанавливать специальные ограничители для потока воды[Экологический сертификат «TheGreenKey», URL]

Экологическая сертификация в рамках программы TheGreenKey начинается только в том случае, когда гостиница уже выполнила все требования обязательных критериев программы и уверена, что можно приступать к контрольной проверке. После получения официального документа в гостинице ежегодно проводится соответствующая проверка. Как показывает зарубежный опыт, наличие подобной эко-сертификации положительно влияет на имидж отеля, повышает его популярность на рынке и является мощным маркетинговым инструментом. Благодаря этому турфирмы и туроператоры начинают чаще выбирать такие отели для сотрудничества, что способствует получению дополнительной прибыли.

В настоящее время в реализации программы участвует около 20 гостиниц, которые, начиная с августа и до конца 2010 г. прошли сертификацию и получили TheGreenKey. Первым отелем, получившим сертификат 25 февраля 2010, стал отель «CronwellInn”. В течение года после получения эко-сертификата гостиницы будут проводить мониторинг расходов, экологичности менеджмента, участие сотрудников гостиницы в реализации программы, наглядной информации для гостей и т.п. для выяснения насколько экономие ресурсов и оптимизация расходов превращаются в инструменты конкурентной борьбы и насколько объекты гостеприимства, которые поддерживают экологически безопасные методы управления, остаются в приоритете.

3 октября 2011 года бизнес-отель «Евразия» стал первым отелем Тюмени, награжденный международным экологическим сертификатом TheGreenKey за вклад в защиту и сохранность окружающей среды. Также совместно с общественной организацией «Санкт-Петербург за экологию Балтики» в отеле прошло мероприятие, посвященное ответственности гостиничного бизнеса за экологическую безопасность города.

В приложении5 можно ознакомиться с самостоятельным переводом автора ВКР, официального документа критериев сертификации TheGreenKey.

Разумеется, любая система сертификации должна быть адаптирована для конкретного региона, учитывать особенности его климата, природных ресурсов и социальной среды. Сертификация не должна быть безумно дорогой, иначе ее не смогут пройти средние и малые гостиницы. Пока лишь в нескольких странах ее полностью финансирует государство, однако такая практика, особенно в отношении небольших отелей, может принести очень хорошие дивиденды в будущем. Чем более упрощенной, в том числе финансово, будет процесс сертификации, тем больше отелей в Тюменском регионе ее пройдут. Разнообразие программ экологической сертификации гостиниц говорит о том, что охрана окружающий среды и энергосбережение волнует все больше людей. Реализация проектов по внедрению экотехнологий в гостиницы набирает обороты во всем Мире.

Однако, стоит отметить, что в настоящее время обсуждается вопрос не только внедрения экологических мероприятий в уже построенных гостиницах, но и новая технология, а именно закладкаэко-норм в самом начале при проектировании и строительстве. Экономия ресурсов при дальнейшей эксплуатации зданий может рассматриваться как ключевой критерий. Уже созданы такие организации в России, в частности, «Совет по экологическому строительству».

Совет по экологическому строительству является некоммерческим партнерством, деятельность которого направлена на развитие и внедрение новейших технологий в области экологического строительства на территории России. Организация является членом Всемирного Совета по экологическому строительству - крупнейшего движения в мире для устойчивого строительства и развития.

Совет ставит перед собой следующие цели:

1. проведение образовательных программ и тренингов для представителей различных направлений архитектурно-строительной индустрии;

2. защита интересов членов Совета и их продвижение на ведущие позиции отрасли;

3. внедрение и развитие системы стандартизации экологического строительства в условиях российского рынка с помощью адаптации международных инструментов контроля качества (таких как BREEAM, LEED и DGNB) [Совет по экологическому строительству, URL].

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.