Любой космический корабль оснащается радиотехническими средствами, позволяющими ему обмениваться с Землей данными как командно-служебного, так и научно-прикладного характера. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Любой космический корабль оснащается радиотехническими средствами, позволяющими ему обмениваться с Землей данными как командно-служебного, так и научно-прикладного характера.

2017-10-17 377
Любой космический корабль оснащается радиотехническими средствами, позволяющими ему обмениваться с Землей данными как командно-служебного, так и научно-прикладного характера. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для кораблей, которым предстоит взаимодействовать в космосе, кроме того, нужны дополнительные системы: для межбортовой речевой связи, для определения их взаимного положения, расстояния между кораблями.

Такие системы могут быть оптическими, телевизионными или радиотехническими. Напомним, что при первых совместных полетах космических кораблей «Восток-3», «Восток-4», «Восток-5» и «Восток-6» их взаимное положение определялось наземными станциями командно-измерительного комплекса. Этого было достаточно, так как при этих полетах не ставилась задача взаимного сближения кораблей и их стыковки.

Для осуществления же проекта ЭПАС на борту каждого корабля необходимо было иметь кроме вышеперечисленных систем еще и систему межкорабельной проводной связи.

При полетах состыкованных кораблей «Союз–Союз», «Союз–Салют» в СССР и «Аполлон–Скайлэб» в США специалистам уже приходилось объединять большое количество электрических цепей, чтобы обеспечить межбортовую проводную связь и совместить телеметрические системы соответствующих кораблей и станций. Но они имели дело с принципиально одинаковыми системами. Для совместного же полета «Союз–Аполлон», мы понимали, не обойтись без разработки новых сложных переходных и согласующих устройств, если опираться только на наш прошлый опыт. Решено было сделать так, чтобы кабельные линии связи одного корабля как бы продолжались в другом. Тогда экипажи смогут использовать «свое» телевизионное и связное оборудование в «чужом» корабле. Такой подход, пожалуй, был наиболее рациональным в техническом отношении. Однако и этот путь потребовал решения проблем совместимости.

В декабре 1971 года американские и советские инженеры обменялись соображениями о том, как обеспечить совместимость радиосистем.

Схема радиосвязи в совместном полете кораблей «Союз-19» и «Аполлон».

Прежде всего договорились, что вновь вводимые системы не должны вызывать изменений электрических характеристик используемого на борту кораблей оборудования, а тем более значительных переделок самого корабля. Было решено, что надежную связь и измерение дальности нужно обеспечить на расстоянии, с которого возможны совместные маневры кораблей. Вначале была цифра – 370 километров, а потом остановились на 266 километрах. Предусмотрели, что по мере разработки и обмена оборудованием будут проводиться серии совместных испытаний для подтверждения электрической и механической совместимости. На основе первых переговоров вскоре был составлен подробный план работ.

Основным итогом совместной работы, проведенной в 1972 году, можно считать определение принципа построения и технических требований к системам радиосвязи между кораблями, а также правил разработки, производства и обмена радиоаппаратурой. Чтобы наземные пункты обеих стран могли прослушивать межбортовые переговоры и при необходимости вступать в связь с экипажами обоих кораблей в зоне радиовидимости наземных пунктов как Советского Союза, так и США, мы договорились, что радиотелефонная связь между экипажами кораблей будет осуществляться в ультракоротковолновом диапазоне (УКВ) по двум радиолиниям – на советской частоте и на американской частоте. При этом было решено, что радиоаппаратуру, работающую на частоте, принятой в СССР, и предназначенную только для радиотелефонной связи, каждая сторона разрабатывает и изготавливает для своего корабля самостоятельно. Вопрос об изготовлении аппаратуры, работающей на частоте, принятой американцами, оказался сложнее, так как был связан с выбором системы взаимных измерений.

С нашей стороны этим вопросом занялся В. А. Расплетин. У американских коллег он сразу же завоевал авторитет и как квалифицированный специалист, и как веселый, общительный человек. В. А. Расплетин предложил принять для обоих кораблей основные характеристики радиотелефонной линии на советской частоте. В дальнейшем он участвовал в обсуждениях и согласованиях энергетических характеристик линий радиосвязи. Решение вопросов по энергетике радиолиний, способов построения антенн и обеспечения заданных характеристик этих антенн взял на себя Д. К. Касьянов, высококвалифицированный специалист с большим опытом работы в области космической радиосвязи.

Известно, что советские космические корабли «Союз» имеют радиотехническую систему, позволяющую осуществлять автоматический поиск в пространстве, наведение и сближение вплоть до механического касания. Эта система универсальна, она многократно проверена на беспилотных и пилотируемых кораблях. В пилотируемых кораблях экипаж может на последнем участке сближения и причаливания взять управление на себя, прибегнув к радиотехническим и оптическим системам для определения взаимного положения и измерения относительной скорости стыкующихся кораблей.

Американский корабль «Аполлон» также снабжен измерительными системами, позволяющими экипажу провести сближение и стыковку. Но управление ориентацией и движением корабля, об этом уже упоминалось, осуществляется вручную. Эта система сближения пригодна только для пилотируемых полетов.

Всестороннее рассмотрение возможных вариантов привело к выводу, что целесообразно установить на обоих кораблях американскую систему. Совместная разработка новой системы потребовала бы очень много времени, а применение на обоих кораблях советской системы потребовало бы существенных доработок корабля «Аполлон».

Конечно, при установке американской системы на корабль «Союз» также возникло немало проблем, но они, по общему мнению, все же были менее значительными. К тому же в этом случае одновременно с измерением дальности одной и той же радиосистемой решалась задача радиотелефонной связи. Поэтому было решено, что аппаратура второй радиолинии, то есть на американской частоте, используемая и для взаимных измерений, и для радиотелефонной связи, на обоих кораблях будет американского производства.

После того, как были решены все проблемы совместимости... Изошутка неизвестного художника из четвертой рабочей группы.

Мы уже называли проблему совместимости систем. Одним из ее элементов является радиочастотная совместимость. Известно, что частотные спектры сигналов от различных радиосистем кораблей занимают весьма широкую полосу. Совместимость как раз и предполагает отсутствие мешающих воздействий от излучения передатчиков одного корабля на приемники другого. Был проведен тщательный анализ вероятности появления таких влияний. Он показал, что возможные уровни мешающих сигналов лежат ниже допустимых норм. Что касается проводной связи между состыкованными кораблями, по которой передаются низкочастотные голосовые и телевизионные сигналы, то здесь возникли некоторые трудности. Надо было обеспечить надежные электрические контакты после стыковки кораблей, механическую совместимость элементов систем и, наконец, предусмотреть возможность автоматического отключения разъемов на стыковочном узле в случае аварийной расстыковки кораблей.

В апреле 1975 года американские астронавты имели возможность убедиться в надежности стыковочных разъемов и на АПАСе «Союза», и на распределительной коробке внутри орбитального модуля, к которой в полете должны подключаться американские шлемофоны, переговорное устройство, кино- и телевизионная камеры. Для советской аппаратуры, переносимой в «Аполлон» при переходе космонавтов, необходимо было подтверждение ее пожаробезопасности в чисто кислородной среде «Аполлона». Чтобы выполнить это требование разработчикам переносимого оборудования пришлось проделать много трудоемких испытаний и анализов. Их результаты были рассмотрены и одобрены директорами проекта на одной из совместных встреч.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.