Тема № 2 акцентологические нормы русского языка — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема № 2 акцентологические нормы русского языка

2017-10-17 824
Тема № 2 акцентологические нормы русского языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Особенности русского ударения

2. Функции ударения.

3. Причины изменения и колебания ударения.

4. Основные тенденции в развитии русского ударения.

5. Акцентные типы.

6. Акцентологические варианты.

7. Трудные случаи постановки ударения.

Задание:

1. Выучить теоретические вопросы к теме.

2. Письменно выполнить задания № 3, 6.

Практический блок

Прочитайте вслух следующие слова, следя за правильной постановкой ударения. Запомните нормативное произношение.

Квартал, каталог, нефтепровод, партер, обеспечение, цемент, столяр, гравёр, шарфы, банты, тортов, областей, украинский, кухонный, оптовый, красивее, завидно, ходатайствовать, приняла, назвала, начата, созданы, избалованный, свёкла, афера, аналог.

 

Поставьте ударение в следующих иностранных словах. Уточните значение незнакомых вам слов по словарю.

Арахис, дебаркадер, апостроф, сабо, алкоголь, дефис, триптих, догмат, форзац, жалюзи, маркетинг, фортель, эксперт, фетиш, оникс, феномен, дискант, генезис, дебет, факсимиле, стенография, асимметрия.

 

3. Используя словарь, поставьте ударение в следующих словах. Отметьте слова, в которых допустимы два акцентологических варианта.

Кремень, творог, договор, квартал, щавель, досуг, туфля, роженица, танцовщица, хвоя, слепень, страховщик, петля, пригоршня, одновременно.

 

4. В приведенных ниже словах помимо нормативного ударения возможны варианты; а) устаревший; б) социально-профессиональный; в) просторечный, диалектный или народно-поэтический. Назовите эти варианты.

А. Библиотека, кладбище, толпами, избранный, револьвер, музыка, нужда, тигровый, принцип, добыча, даришь.

Б. Компас, осужденный, флюорография, коклюш, Мурманск, искра, шасси, рапорт, вахтер, шприцы, возбуждено, инсульт, рудник.

В. Девица, случай, злоба, шелковый, магазин, свекла, молодец, доцент, далеко, инструмент, корысть, весело, молодежь, соболезнование, столяр, портфель, людям, облегчить, родится, засуха, ходатайство, километр.

 

Прокомментируйте приведенные ниже омографы. Составьте словосочетания с каждым из них.

Атлас, глазки, выкупать, ирис, характерный, хлопок, мука, вычитать, орган, парить, безобразный, пахнуть, кружки, видение, острота, лавровый, трусить, клубы.

 

6. Расставьте ударения в приведенных ниже именах существительных. Отметьте возможные акцентологические варианты.

А. Флоты, шрифты, ломти, плуты, стопы, мозги, краны, аэропорты, угли, сироты, средства, гербы.

Б. Простыней, прорубей, отраслей, крепостей, должностей, ведомостей, скатертей, плоскостей, степеней, яслей, госпиталей, шарфов, областей, новостей, щелей, углей, повестей.

 

7. Поставьте ударения в приведенных ниже глаголах и причастных формах. Отметьте случаи, когда норма допускает варианты ударения. Определите основную тенденцию в перемещении ударения в глаголах на ИРОВАТЬ.

А. Звонить, прибыть, облегчить, начать, ржаветь, искриться, присовокупить, углубить.

Б. Бомбардировать, формировать, запломбировать, гримировать, маскировать, форсировать, утрировать, буксировать, нормировать, маркировать, меблировать, гравировать, инсценировать, пломбировать.

В. Побеленный, загнутый, пролитый, допитый, погруженный, увезенный, закормленный, премированный, начатый, воткнутый.

 

Прочитайте приведенные ниже отрывки из произведений А.С.Пушкина и отметьте проявившиеся в них особенности постановки ударения.

 

 

Практическое занятие № 8

Лексикография

 

1. Лексикография русского языка как наука.

2. Типы словарей

2.1. Энциклопедические современные словари: их особенности, использование в работе журналиста и специалиста по рекламе и PR.

2.1. Филологические словари

- Толковый словарь: история создания, особенности структуры. Словарь В. Даля и его особенности. Словарь С. Ожегова и его роль в истории лексикографии.

- Словари омонимов, антонимов, синонимов, паронимов: названия и авторские коллективы создателей.

- Справочно-лингвистические словари: орфоэпические, грамматические, орфографические, о правильности словоупотребления, этимологические (современные издания) и их роль в работе журналиста и специалиста по рекламе и PR.

- Словарь иностранных слов, словарь трудностей русского языка (современные издания и их авторы).

- Словари пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых фраз.

3. Роль словарей в работе современных журналистов и специалистов по рекламе и PR: какие словари используете? Почему?

4. Электронные словари, энциклопедии, справочники: их преимущества и недостатки по сравнению с печатными аналогами.

5. Портал «Грамота. Ру». «Русский орфографический словарь» Владимира Лопатина.

 

Задание:

1. Подготовить вопросы теоретического блока.

2. Выполнить письменно задания № 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13. При работе со словарями фиксируйте их библиографические данные (автор (ы), год издания и т.д.)

Практический блок

Задание 1. Выпишите и проанализируйте 4 словарные статьи из Словаря Даля, отметив способы толкования значений слов и построения словарной статьи, а также вид иллюстративного материала.

Задание 2. Пользуясь "Орфоэпическим словарем русского языка", определите нормативность – ненормативность 1) грамматических форм и 2) постановки ударения:

1) Абрикос (мн. ч., род. п.), ананасов (мн. ч., род. п.), архитектора (мн. ч.), веера (мн. ч.), излазию, месяца (мн. ч.), мешечник, обувный, сахару (ед. ч., род. п.), сверхприбылей (мн. ч.);

2) Алиби, алфавит, арест, взбешенный, взбодриться, взглянёт, кровоточит, кроки, кружево, кружева, крупеник, соскоблит, соскоблит, плато, полчаса, цемент.

 

Задание 3. Используя "Словарь синонимов русского языка", запишите синонимические ряды, доминантой которых были бы слова бедный, верный, длинный, жестокий, нерушимый, старый.

Задание 4. По "Словарю иностранных слов" установите значения следующих заимствований:
Агломерация, анималист, буриме, вельбот, галоп, гидромонитор, дивертисмент, кинкан, консенсус, конфронтация, люмбаго, митра, обструкция, ферула.

Задание 5. Соотнесите вышедшие из употребления слова, записанные В.И. Далем, с их значением.

Избаклушиться Чинить, приноровлять, делать своими руками
Корепать Взбудоражить, напугать
Лагодить Портить, коверкать
Набарабошить Привыкнуть к безделью
Передоволить Причесать
Прикосматить Сделать ч.-л. в очень большом количестве

Задание 6. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов.

1) В дипломной работе рассматриваются проблемы формирования и раз-вития рыночного механизма управления хозяйством крупного города, даётся теоретическое осмысление такого опыта. 2) Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 3) Во время инспекционной поездки мэр города проверял состояние чистоты на улицах. 4) Принципиально важным предполагается такой подход к изменению параметров налоговой системы, при котором все изменения вносятся только в новом финансовом году. 5) Можно ожидать роста экономики уже к следующему году. 6) Ряд совмест-ных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей. 7) Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты факторами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов. 8) Есть возможность тяжелых ос-ложнений. 9) Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город. 10) Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве.

 

Задание 7. Дополните предложения, выбирая из скобок верный вариант. Мотивируйте свой выбор.

1) Выступавший медленно произносил слова, придавая каждому из них (особенное значение– особенную значимость– особенную значительность). 2) Автор не приводит никаких(обоснований– оснований) для своих выводов. 3) Многим студентам(представилась– предоставилась) возможность принять участие в научной конференции. 4) Предложенное в статье решение кажется (проблемным– проблематичным– проблематическим). 5) С героем фильма постоянно происходят какие-то(романтические– романтичные) истории. 6) Утвержден(статус– статут) новой организации, объединяющей любителей при-роды. 7) Работа написана простым языком, сразу становится понятным(существо– сущность) вопроса.

 

Задание 8. Укажите ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

1) Изменения, прошедшие в стране за последние годы, необратимы. 2) Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительской деятельности заметны и поныне. 3) Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью. 4) Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись. 5) Обмороженные стёкла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра. 6) Нас встречали с подкупающей теплотой, как самых дорогих гостей. 7) Вследствие неблагоприятных погодных условий и понесённого в связи с этим ущерба урожайность в этом году уменьшилась. 8) За-главная тема созданных писателем в эти годы произведений– борьба его наро-да за свободу и независимость. 9) Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни, это прогрессивная близорукость. 10) Думаю, что ваши планы не могут считаться реалистическими. 11) Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу.

 

Задание 9. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Бе(з/с)пр…кословный, благосл…влять, бл…с…нуть, буду…щее, б…(л/лл)…тень, в…н…грет, в…ртуоз, га(л/лл)ерея.

 

Задание 10. Расставить знаки препинания.

Чтобы не обнаружить себя Таманцев вынужден был простоять не шевелясь свыше десяти часов сведения о явочной квартире не подтвердились и вспоминал он об этом приключении с улыбкой хотя кончи-лось оно для него весьма печально он так поморозил ноги что месяца два провалялся в госпитале где ему чуть было не ампутировали стопу.

 

Задание 11. Выполнить словообразовательный разбор следующих слов.

Вдуматься, горечь.

 

Задание 12. Расставить ударение.

Апостроф, арест, аристократия, асимметрия, балуешь, гастрономия, генезис, гладильный, давнишний, еретик.

 

Задание 13. Определить род имен существительных:

рояль, носище, колибри, ООН.

 

Практическое занятие № 9

Морфология.

Имя существительное

1. Морфология как раздел грамматики.

2. Система частей речи современного русского языка.

3. Имя существительное. Частеречные признаки имени существительного.

4. Разряды существительных: нарицательные / собственные; конкретные / вещественные / собирательные / абстрактные; одушевленные / неодушевленные.

5. Категория рода. Средства выражения категории рода. Средства определения рода. Род несклоняемых существительных.

6. Категория числа. Средства выражения категории числа. Разряды существительных, выделяемые по признаку морфологического числа. Singularia tantum/ pluralia tantum.

7. Категория падежа. Склонение имен существительных (три типа склонения). Несклоняемые существительные.

 

Задание:

1. Выучить теоретические вопросы.

2. Выполнить письменно задания № 1, 2, 3, 7

 

Задание 1. Выделите имена существительные. Поставьте их в начальную форму. Определите разряды имён существительных по значению (собственные – нарицательные; одушевлённые – неодушевлённые; конкретные – вещественные – отвлечённые – собирательные).

1. Был пасмурный, но душный день. Крюков бесцельно бродил по комнатам, засматривал в окна или же перелистывал давно уже надоевшие альбомы. В этот день ему почему-то казалось, что дети ведут себя отвратительно, жена плохо глядит за прислугой, что расходы ведутся несообразно с доходами (Чехов). 2. Так росла молодёжь вместе со своим городом, вместе со своим парком и по-своему крестила его районы, слободки, улицы (Фадеев). 3. – Расплывчатое свечение, которое коромыслом огибает всё небо, называется Млечным Путём, – тихо сказал учитель (Закруткин). 4. Китайцы старались палками выбросить животное на берег (Арсеньев). 5. Голос его, будто нож, царапал сердце, и мертвец вдруг ушёл под землю (Гоголь).

 

Задание 2. Распределите имена существительные по графам в зависимости от разряда по значению (конкретные – вещественные – отвлечённые – собирательные). Конкретные существительные разбейте на одушевлённые и неодушевленные, собственные и нарицательные.

Студент, рябчик, существо, змея, гриб, колпак, ворона, (планета) Юпитер, кукла, волокита, отряд, разносчик, лиса, боярин, конь, стол, дворник, двигатель, чудовище, гений, колокольчик, птенец, чучело, щупальце, личинка, товарищ, труп, насекомое, нефть, консервы, цемент, человечество, родственник, родня, чай, чайник, чаинка, молодость, молодёжь, молодняк, стадо, алюминий, табун, жалость, детвора, сияние, восторг, бег, Сахалин, Каракумы, журналист, журналистика, жемчуг, жемчужина, генерал, генералитет, мошкара, вороньё, свежесть, теплота, белизна, упрямство, упрямец, героизм, герой, ходьба, варка, беднота, бедность, пехота, пехотинец, мелюзга, посуда, мебель, дрожжи, сахар, мёд, молоко, горох, горошина, шёлк, уголь, уголёк, олово, сталь, дух.

Задание 3. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания или предложения. Образец: ночное такси; такси подвезло меня к дому.

Авеню, автомобиль-амфибия, автомобиль-цистерна, алиби, альфа-измеритель, антресоль, атташе, аутодафе, балет-фантазия, бандероль, Батуми, бета-излучение, библиотека-хранилище, бикини, бренди, БТР, бунгало, буржуа, ватерполо, ВВС, вечер-встреча, виски, ВПК, вуаль, Гагры, газета «Фигаро», галстук-бабочка, ГКО, Гоби, гороно, гуру, декольте, Дели, денди, джерси, диагональ, диван-кровать, ДНД, ДТП, жалюзи, ЖСК, жюри, закусочная-автомат, зеро, иваси, идальго, импресарио, какаду, канифоль, картофель, кафе-столовая, квартира-музей, клише, колибри, конферансье, кофе, кресло-качалка, кюре, леди, мадам, Маренго, мафиози, миледи, мозоль, моль, монпансье, НЛО, Онтарио, ОРТ, очерк-обозрение, павильон-выставка, падре, пани, пенальти, пенсне, платье-костюм, плащ-палатка, плиссе, пони, портье, пресс-папье-зажигалка, пюре, рандеву, рантье, ранчо, регби, реле, рефери, родео, рояль, сажень, салями, сирокко, сомбреро, табель, табу, Токио, толь, тюль, фасоль, ФБР, фланель, фрау, ФСБ, фуэте, Хоккайдо, Хонсю, цеце, чудо-ребёнок, шампунь, шасси, шимпанзе, шоу.

 

Задание 4. Выберите одну из форм множественного числа. Объясните свой выбор.

1. (Зубы, зубья) волка острее кинжала. 2. На старом гребне почти не осталось (зубов, зубьев). 3. (Корпусы, корпуса) новой клинической больницы можно было заметить уже при въезде в город. 4. (Корпусы, корпуса) лошадей темнели вдали. 5. (Корни, коренья) деревьев плохо держались в илистой почве. 6. Любимым блюдом деда был грибной суп с (корнями, кореньями). 7. Крупные (лоскуты, лоскутья) кожи лежали у стола. 8. Мальчик в изодранной одежде бежал по улице, (лоскуты, лоскутья) его одежды развевались на ветру. 9. От света луны небо и море окрасились в тёмно-синие (тоны, тона). 10. (Листы, листья) бумаги были разбросаны по всему полу. 11. (Листы, листья) деревьев уже окрасились в жёлто-красные (тоны, тона). 12. Надо устранить все (тормозы, тормоза), которые мешают проведению экономической реформы. 13. (Тормозы, тормоза) на машине оказались неисправными. 14. На мой взгляд, вам не идут яркие (цветы, цвета) в одежде. 15. Ярко-красные (цветы, цвета) стояли в вазе. 16. Как все старые (мужи, мужья), муж Ольги был ревнив. 17. Учёные (мужи, мужья) совещались долго, но так и не пришли к единому решению. 18. (Ордены, ордена) были вручены солдатам сразу после боя. 19. Иезуитский и доминиканский (ордены, ордена) – одни из самых древних в католической церкви. 20. На время производственной практики нам выдали заводские (пропуски, пропуска). 21. Простые бухгалтерские (счёты, счета) сейчас заменили компьютеры. 22. (Образы, образа) Татьяны Лариной и Наталии Ростовой наиболее близки мне. 23. Жених и невеста стали под (образы, образа). 24. По утрам мать доставала из печи душистые (хлебы, хлеба). 25. (Хлебы, хлеба) в поле уже поспели. 26. Школьные (учители, учителя), к сожалению, не всегда духовные (учителя, учители. наших детей. 27. (Сыны, сыновья. Тараса Бульбы учились в бурсе. 28. Защитники Москвы в 1812 и в 1941 годах были истинными (сынами, сыновьями. Отечества. 29. В старой части города до сих пор (боровы, борова) дымоходов чистят трубочисты. 30. За стеной, в хлеву, визжали (боровы, борова).

Задание 5. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного/винительного падежа множественного числа.

1. (Инженер) нужны повсюду. 2. Рыболовецкие (судно) не выходили в море уже три месяца. 3. (Дно) сосудов были покрыты копотью. 4. По просёлочной дороге спокойно бегали (курица) и (цыплёнок), а в пыли возились (поросёнок) и (телёнок). 5. В Историческом музее я с интересом рассматривал старинные (ружьё). 6. На границе пограничники очень тщательно проверяли наши (паспорт) и багаж. 7. (Ребёнок) часто плачут по ночам. 8. (Гражданин), пройдите немного вперёд! 9. (Хозяин) что-то давно не заходили. 10. Масляные (пятно) особенно чётко выделялись на светлом пиджаке. 11. В огромных залах висели старинные (зеркало). 12. (Крестьянин) всегда с особой нежностью относились к корове-кормилице. 13. Адмирал дал команду поднимать (якорь). 14. (Штурман) кораблей были вызваны в штаб флота. 15. Тихоокеанский и Северный (флот) провели учения. 16. (Фермер) получили в аренду заброшенные (хутор). 17. (Диспетчер) аэропорта решили начать забастовку. 18. (Директор) заводов были вызваны в городскую администрацию, а (председатель) кооперативов – нет. 19. (Тренер) олимпийской сборной – признанные (мастер). 20. Использованные (шприц) укладываются в специальные (контейнер) и затем уничтожаются. 21. На таёжных трассах могут работать только опытные (шофёр). 22. (Вентиль) на газопроводе были немедленно перекрыты. 23. Заводу требуются опытные (бухгалтер, токарь, столяр, маляр, сторож). 24. Почти на всех крышах домов в рыбачьем посёлке были установлены (флюгер). 25. По краям сцены были установлены яркие (юпитер). 26. Все (штопор) куда-то запропастились.

Задание 6. Исправьте ошибки, связанные с употреблением существительных в единственном и во множественном числе. Постарайтесь объяснить, в чём суть этих ошибок.

1. Раскольников хотел признаться в содеянном, но ему не хватило сил и мужеств. 2. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков зашифровал свои взгляды и мировоззрения. 3. Наш завод производит телевизор высокого качества. 4. Жена принесла целый поднос чаёв. 5. На свадьбу он пришёл весь в трепьях. 6. У богатого брата было много скотин, а у бедного – только одна корова. 7. Им приказали немедленно сдать все оружия. 8. Недро земли очень богатое. 9. Мы с сестрой вымыли все посуды, убрали их в буфет и стали ждать маму. 10. Профессия милиционера мне нравится тем, что в ней много опасностей и рисков. 11. Мальчик научился играть на гармошке всякие музыки. 12. Ребята в зале закричали и свистами прогнали Бармалея. 13. Это лекарство мне велели принимать до всех ед. 14. Во дворе у нас качель сломалась. 15. Я хочу, чтобы на день рожденья мне подарили маленький тисок. 16. Обрежь ножницей нитку. 17. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. 18. Окна мы выкрасили белилом. 19. В сочинении хорошо рассказано про окрестность школы. 20. Вода используется также в хозяйственной цели. 21. Небо затянуто сплошным серым облаком. 22. Мы с подругой приехали с дач в один день. 23. Этот врач принимает только по предварительным записям. 24. Шофёры возили хлеб через Ладогу и доставляли солдат на фронты. 25. Один людь ничего здесь не сможет сделать. 26. Каждую зиму он болеет гриппами. 27. В представлениях героев Толстого всё было по-другому. 28. Герои Бородинского сражения, как показал Л.Н. Толстой, принадлежали к различным социальным средам. 29. Неправильные выражения нередко можно услышать в речах детей. 30. В начале войны наши войска несколько раз попадали в окружения. 31. Сейчас трудно воспитать у детей правильные отношения к труду. 32. На предприятии организована работа по обмену опытами. 33. Надо просчитать все риски вложения денег в это производство.

 

Задание 7. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужную форму. Обоснуйте ответ.

1. Фильмы (Чарли Чаплин) стали классикой мирового (кино). 2. Романы французской писательницы (Жорж Санд) популярны прежде всего среди женщин. 3. В основе педагогических взглядов (А.С. Макаренко) лежит идея воспитания детей через коллектив. 4. При подготовке к экзамену по теории языка я пользовался книгами (Вильгельм фон Гумбольдт, Фердинанд де Соссюр, Роман Якобсон, Ежи Курилович, С.Б. Бернштейн, Хенрик Бирнбаум, В.А. Дыбо, П.А. Черных). 5. В Москве с большим успехом прошли гастроли киевского драматического театра имени (Франко). 6. Похождения итальянского авантюриста ХVIII века (Казанова) легли в основу фильма (Федерико Феллини). 7. В работах немецкого зоолога (Вольфганг Ульрих) использовались также результаты исследований его жены (Урсула Ульрих). 8. В классической японской литературе видное место занимают стихи принцессы (Нукада). 9. Я дня не могу прожить без (чёрн.. кофе), а жена – без (сладк.. какао). 10. В нашем магазине началась распродажа зимних (пальто). 11. С (Жаклин Смит) мы решили встретиться у станции (метро).

Задание 8. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужную форму. Обоснуйте ответ.

1. Домой мы вернулись около (полдень). 2. К (полночь) всё в доме затихает. 3. Исследования должны быть завершены к (первое мая). 4. Начиная с (двадцатое декабря) в магазине проводится рождественская распродажа. 5. Во время игры мне пришлось скинуть (валет, король), чтобы прикупить (туз). 6. Наблюдать (Марс) на нашей территории лучше всего весной. 7. Геркулес просил своего отца (Юпитер) помочь ему совершить этот подвиг. 8. Экспедиция на (Юпитер) пока остаётся недостижимой мечтой. 9. Разведчики получили задание непременно доставить в штаб («язык»). 10. На завтрак подали (язык) под винным соусом. 11. Я видел одухотворённые (лица) слушателей. 12. Милиция города просит (все лица), (узнавшие преступника), позвонить по телефону 02. 13. Наденьте эту шляпу на (деревянный болван). 14. Я вижу перед собой (безмозглый болван), который не способен разобраться в элементарных вещах! 15. Умножьте (числитель) первой дроби на (знаменатель) второй дроби. 16. Я попросил (опытный наладчик) исправить (старый электрообогреватель).

 

Задание 9. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; раскройте скобки.

1. Пастуш..нок гонялся по саду за коровой (Бунин). 2. Перед ним тарелка с борщ..м3, ломт..ки ч..рного хлеба и оливки3 на блюд..чке (А.Н. Толстой). 3. Потешь же, миленький дружоч..к. Вот лещ..к, потроха3, вот стерляди кусоч..к (Крылов). 4. Она хоть и плакала, но и сейчас вынула из кармана шубы два старых пёр..шка, коротенький карандаш..к и тоненькую книж..чку крупной печати (Гладков). 5. Спросишь мнение, – придёт в смятень..це, деликатно отложит до следующего дня, а к следующему узнает мнень..це уважаемого товарища заведующего3(Маяковский). 6. Лепечут песню новую и липа (бледно) листая, и белая берёз..н..ка с зелёною косой (Некрасов). 7. Актёры любили её и называли «мы с Ван..ч..кой» и «душ..ч..кой» (Чехов). 8. Уж я врем..ч..ко проведу, проведу… Уж я тем..ч..ко почешу, почешу… Уж я сем..ч..ки полущу, полущу (Блок). 9. Виш..н..ки мне, признаться, теперь в редкость (Салтыков-Щедрин). 10. Лиз..н..ка вздохнула (Попов). 11. Кучер словно в раздумь.. пр..слонился к ветхому столб..ку крыл..ч..ка (А.Н. Толстой). 12. В фуфа…ч..ках пуховых белый снег (Луговской). 13. И кусал он, и рвал, и писал, и строчил письм..цо к своей Саш..н..ке… (Лермонтов). 14. И слух между народа шёл, что Щука Лис..н..ке снабжает рыбий стол (Крылов). 15. Таскали – то кирпич..к, то полено, то брёвн..шко (Блок). 16. На завал..нке сидела нищ..нка (А.Н. Толстой). 17. Бежит ёж..к вдоль дорож..к (Маршак). 18. Из машины выск..чил маленький лейтенант, похожий на вороб..шка (Горбатов). 19. Изредка брёл прохожий3, грызя сем..ч..ки3 (А.Н. Толстой). 20. Р..звалина (гряз..) лечебницы и обг..релые столбы купален.. особенно уныло отражались в воде лимана (Катаев).

 

Практическое занятие № 10

Имя прилагательное

1. Имя прилагательное как часть речи и его признаки.

2. разряды прилагательных.

3. Морфологические категории прилагательных.

4. Краткие и полные формы прилагательных.

5. Степени сравнения: способы создания и особенности.

6. Несклоняемые прилагательные.

Задание:

1. Рассмотреть теоретические вопросы темы.

2. Выполнить письменно задания № 4, 5, 6, 7, 8.

 

Задание 1. В отрывке из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» выделите прилагательные качественные и относительные; укажите случаи употребления их в переносном значении (как эпитетов) и в функции логических определений. Дайте оценку стилистическому использованию прилагательных.

Теперь я должен нарисовать его портрет. Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сертучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера… В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные, - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади; чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; об глазах я должен сказать еще несколько слов.

 

Задание 2. В отрывках из текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям, употребите простые или сложные формы степеней сравнения, выбирая синонимические формы из данных в скобках. Обоснуйте выбор той или иной формы, особо отметьте случаи стилистически оправданного использования обоих вариантов и, напротив, такие, в которых возможно употребление лишь одной из форм.

1. Невозможность в устной речи предварительного обдумывания позволяет использовать в ней (более непринужденный, непринужденнее) формы, чем в письменной. (Уч. пособие). 2. Если утверждается, что А (более сильный, сильнее) Б и (более сильный, сильнее) В, то устанавливается сравнение между ними, но в то же рфемя А является (самый сильный, сильнейший, предельно сильный) относительно этих трех носителей признака (монография). 3. Различия между мерой и степенью проявляются (более контрастно, контрастнее), если рассматривать признак в динамике и в статике (монография). 4. Встает нежный ландшафт Украины: от Полесья до самого Черного моря, от Карпат почти до самого Дона… (Самый благодатный, благодатнейший) край! (Из газ.) 5. Обычно поздно вечером, управившись с делами, Анюта присаживалась к нему на койку и тоже смотрела на огонь; кто-нибудь в это время рассказывал в темном углу трудный фронтовой случай или что-нибудь (более веселое, веселее, повеселее) из довоенного прошлого (повесть). 6. С того вечера она стала еще (более веселый, веселее, повеселее), с беззаботной ловкостью прыгала между носилками, шутила с бойцами (повесть). 7. Он привязался к Анюте, как к (самый молодой, младший) сестре, а может, даже и больше (повесть). 8. Твардовский был (самый образованный, образованнейший) человеком, читателем, жадным к книге, но не безразборчивым (крит. статья). 9. Смягчение согласных перед мягкими согласными в старом московском произношении было значительно (более последовательный и полный, последовательнее и полнее), чем в современном русском языке (монография).

 

Задание 3. Выделите притяжательные прилагательные. Укажите их стилистические особенности (разговорную, просторечную, книжную окраску) и экспрессивную функцию.

1. На то есть воля батюшкина, чтобы я шла замуж (Остр.). 2. Порфиша и себя, и семью - все вверил маменькиному усмотрению (С.-Щ.). 3. У нас кучерова жена своего мужа хозяином зовет (Остр.). 4. - Цыц, проклятая! - крикнул старик, поднимаясь на локте. - А, чтоб ты лопнула, бесова тварь! (Ч.) 5. Путешествуют обыкновенно: садятся на пароход, остальное - дело капитаново (М. Г.). 6. Гегелева «Феноменология духа» воспринималась им как нечто юмористическое (М. Г.). 7. Эка повадка у тебя, сватья! Княжья повадка, убей меня бог! (М. Г.) 8. От невестина дома подошла гурьба поезжан, собравшихся проводить жениха и невесту (Зл.). 9. Он поклонился барынину брату (Тын.).

 

Задание 4. Употребите в значении качественных и относительных прилагательные: железный, каменный, азиатский, бумажный, весенний, деревянный, заячий, казенный, нервный, царский, шелковый, романтический, ювелирный, монашеский, огненный.

 

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Близость реки ощущалась во всем в свеж…м воздухе в обильной р…се на травах брызж…щей на людей светлыми ледя…ыми каплями в та-инстве…ых звуках характерных для пр..речья в тихом булькань… корот-ком внезапном в…плеске шуршань… похож…м на ч…и-то быстрые осто-рожные шаги может это лисица разгуливала в камышах а может серый волк под..скивал сухой островоч…к чтобы ра…положит…ся там на отдых и подремать на солн…шке (Г. М. Тютюнник).

 

Задание 6. От приведенных ниже прилагательных образуйте, где это возможно, сравнительную и превосходную степень.

Сильный, добрый, живой, постыдный, смелый, деревянный, важный, прижимистый, лесной, теплый, плохой, дружественный, передовой, женатый, мерзкий, долгий, ранний, карий, серьезный, сердечный, подходящий, алюминиевый, просторный, американский, тесный, серьезный, продуктивный.

 

Задание 7. Образуйте краткую форму от приведенных ниже прилагательных. Укажите возможные варианты.

Двойственный, современный, невежественный, мелочный, надменный, торжественный, длинный, таинственный, несомненный, подлинный, обыкновенный, пустынный, забавный.

 

Задание 8. Проанализируйте смысловые различия в приведенных ниже сочетаниях с краткой и полной формами прилагательных. Составьте предложения с данными словосочетаниями, учитывая смысловую разницу между полными и краткими формами прилагательных.

Мальчик спокойный – мальчик спокоен; старик больной – старик болен; девушка счастливая – девушка счастлива; шкаф высокий – шкаф высок; брюки короткие – брюки коротки; задача трудная – задача трудна; лицо спокойное – лицо спокойно.

 

 

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Современный русский язык в СМИ»

1. Литературный язык как высшая разновидность общенационального языка.

2. Понятие о современном русском литературном языке. Нормы литературного языка.

3. Устная и письменная формы русского литературного языка.

4. Предмет и задачи лексикологии. Слово как единица лексической системы языка: формальные и смысловые особенности.

5. Лексическое и грамматическое значение слова. Типы лексических значений слов. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова.

6. Омонимы в русском языке. Возникновение омонимов. Разграничение омонимии и многозначности. Использование омонимов в языке СМИ.

7. Синонимы в современном русском языке. Типы синонимов. Синонимия и полисемия. Вопрос о контекстуальных синонимах. Использование синонимов в языке СМИ.

8. Антонимы в современном русском языке. Антонимия и полисемия. Вопрос о контекстуальных антонимах. Использование антонимов в языке СМИ и рекламы.

9. Явление паронимии. Паронимы в современном русском языке СМИ.

10. Понятие об активном и пассивном запасе словаря. Устаревшая лексика: историзмы и архаизмы.

11. Неологизмы и их классификация. Окказионализмы.

12. Формирование словарного состава языка. Понятие исконно русской лексики.

13. Этапы освоения заимствованных слов. Заимствование и иностранное слово: точки соприкосновения и различия.

14. Старославянизмы и их признаки. Латинизмы. Калькирование и его виды.

15. Лексика общеупотребительная и ограниченного употребления. Диалектная лексика, ее особенности и влияние на язык СМИ.

16. Жаргонная лексика. Арго. Сленг.

17. Терминологическая лексика. Профессионализмы и сфера их употребления.

18. Фразеология как наука и предмет ее изучения. Признаки и свойства фразеологической единицы. Классификация фразеологизмов с точки зрения их происхождения.

19. Понятие синлекса. В чем отличие синлекса от слова и фразеологизма?

20. Индивидуально-авторское употребление фразеологизмов в публицистическом дискурсе и рекламе. Тенденции, характерные для современной фразеологии.

21. Понятие о благозвучии и его роли в публицистическом стиле. Звуковые повторы в тексте: Случайные и специальные (авторские, стилистические). Ритмизация прозы.

22. Периоды становления русской графики. Буквенный состав русского алфавита. Соотношение между буквами и звуками.

23. Слоговой принцип русской графики. Условные графические сокращения.

24. Орфография. Основные принципы русской орфографии. Принципы употребления прописных букв.

25. Лексикография русского языка как наука. Типы словарей.

26. Энциклопедические современные словари: их особенности, использование в работе журналиста.

27. Филологические словари. Толковый словарь: история создания, особенности структуры. Словарь В. Даля и его особенности.

28. Словарь С. Ожегова и его роль в истории лексикографии.

29. Словари омонимов, антонимов, синонимов, паронимов в работе журналиста.

30. Справочно-лингвистические словари: орфоэпические, грамматические, орфографические, о правильности словоупотребления, этимологические (современные издания) и их роль в работе журналиста.

31. Словарь иностранных слов, словарь трудностей русского языка (современные издания и их авторы) и их роль в работе журналиста.

32. Словари пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых фраз и их роль в работе журналиста.

33. Роль словарей в работе современных журналистов. Какие словари используете? Почему?

34. Электронные словари, энциклопедии, справочники: их преимущества и недостатки по сравнению с печатными аналогами. Портал «Грамота. Ру». «Русский орфографический словарь» Владимира Лопатина.

35. Морфология как раздел грамматики. Система частей речи современного русского языка: традиции и новации.

36. Имя существительное. Частеречные признаки имени существительного. Разряды существительных: нарицательные / собственные; конкретные / вещественные / собирательные / абстрактные; одушевленные / неодушевленные.

37. Категория рода имени существительного. Средства выражения категории рода. Средства определения рода. Род несклоняемых существительных.

38. Категория числа имени существительного. Средства выражения категории числа. Разряды существительных, выделяемые по признаку морфологического числа. Singularia tantum/ pluralia tantum.

39. Категория падежа имени существительного. Неск


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.