Особенности лексической наполненности языка СМИ нач. 21 в. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности лексической наполненности языка СМИ нач. 21 в.

2017-10-17 835
Особенности лексической наполненности языка СМИ нач. 21 в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Способы переноса лексических значений: метафора, метонимия, синекдоха.

2. Омонимы.

2.1. Возникновение омонимов.

2.2. Типы омонимов.

2.3. Разграничение омонимии и многозначности.

2.4. Использование омонимии в языке СМИ.

 

Задание:

1. Выучить теоретические вопросы к теме, ознакомившись с материалами в Приложении.

2. Выполнить задания № 1, 6, 12.

 

Задание 1. Выделите омонимы. Пользуясь толковым словарем, объясните их значения. Не смешивайте омонимию с многозначностью.

1. Каков ни есть, а хочет есть (Погов.). 2. Пчелы сперва садятся, а потом берут взятки в отличие от некоторых людей, которые взятки берут, но не садятся (Кр.). 3. Сидит, молчит, не ест, не пьет и током слезы точит, а старший брат свой нож берет, присвистывая, точит (П.). 4. Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии (П.). 5. - У вас есть заключение?- Нет, батюшка, нельзя ему [мужу] заключение давать. В милиции сказали, можно, говорят, его на неделю заключить, а я чего, батюшка, кушать-то буду? (М.). 6. Поэт - издалека заводит речь. Поэта - далеко заводит речь (Цв.). 7. Трамвай представлял собой поле брани (Э. К.). 8. Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться (Э. К.). 9. Фунт сахара и фунт стерлингов (Из газ.).

 

Задание 2. В приведенных каламбурах разграничьте многозначность и омонимию. За справками обращайтесь к толковым словарям.

1. Я всю зиму провел в здешнем краю. Я говорю, что остепенился, потому что зарылся в степь (Вяз.). 2. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (Марш.). 3. Два одиноких фотографа срочно снимут ванную комнату (Из газ.). 4. Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания профсоюзных марок (Из газ.). 5. Женщины подобны диссертациям: они нуждаются в защите (Э.К.). 6. Весна хоть кого с ума сведет. Лед и тот тронулся (Э. К.). 7. Над ним одним все нимбы, нимбы. Побольше терниев над ним бы! (Сим.). 8. Нет такой избитой темы, которую нельзя было бы ударить еще раз (Из газ.).

Задание 3.Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор. Слова, которые использовал автор, см. в конце упражнения.

Человек... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им... (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он... (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он... (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь... (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения,... (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он... (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни,... (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может... (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для... (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

(Марш.)

 

Примечание: нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.

Задание 4. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание; мотивируйте свой выбор.

1. На месте небольшого завода... (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть... (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал... (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила... (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух... (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в... (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже... (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров... (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно... (любому, всякому, каждому), что даже самые... (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные)... условия работы еще не... (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору удалось... (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни... (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 8. Этот... (недостаток, порок, дефект) в детали можно... (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса... (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 10. В новом отеле... (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на... (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

 

Задание 5. Оцените информативность следующих высказываний и сократите предложения, если считаете это необходимым.

1. На выборах губернатора в Курске, которые увенчались убедительной победой А. В. Руцкого, все симпатии большинства избирателей были обращены к опальному генералу, который значительно опередил своих соперников и стал губернатором. 2. Колхоз развалился, и бывшие колхозники не могут обработать бросовые земли, потому что некому организовать посевную кампанию, и поля остаются не засеянными уже несколько лет подряд. 3. Не высыхают слезы солдатских матерей, которые не могут узнать правду о судьбе пропавших без вести солдат, от которых они не получают никаких вестей и участь которых никому до сих пор не известна. 4. Необходимо, чтобы знания и навыки, которые приобретают учащиеся в средней школе, могли бы быть впоследствии применены ими в жизни, когда они закончат школу и выберут свой путь в жизни. 5. Беседа наша, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу, и на этом наша беседа заканчивается.

 

Задание 6. Согласуйте с выделенными существительными в роде и числе определения и сказуемые, объясняя их значение и выбор грамматической формы.

1. Мо.. импрессарио настаива.., чтобы для концерта привезли нов... рояль. 2. Своей внешностью она производила впечатление типичн... инженю. 3. У входа девушка оставила сво... маленьк... сабо. 4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял... ярк... бикини. 5. Густ... контральто ее звучал... ровно и уверенно. 6. Загримированный, в костюме, Дима выглядел как истинн... денди. 7. Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярн... тогда регби. 8. Взгляды игроков вновь устремились на таинствен... зеро. 9. Местных жителей мучил... бери-бери, котор... казал... неизлечим.... 10. Этот выскочка, сделавший головокружительную карьеру, эт... парвеню, котор... просочил... в высшее общество, теперь отворачивал... от друзей. 11. Бледно-зелеными деревцами тянется над грядами заморск... кольраби — особый вид капусты. 12. Женщины выдергивали жирн... иваси, застрявш... в сетях. 13. Не каждый день приходится нам сидеть в обществе молоденьк... и по-своему миловидн... шимпанзе. 14. В Багдаде я учился в больш... медресе у знаменитых ученых.

 

Задание 7. Определите, о каких жестах пишет в «Кратком руководстве к риторике» М.В.Ломоносов, когда они используются и что означают?

Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не употребляют, а когда что сильными доводами доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и плечьми. Протяженными кверху обеми руками или одною приносят к богу молитву или клянутся и присягают; отвращенную от себя ладонь протягивая, увещевают и отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молчание. Протяженною же рукою указуют; усугубленным оныя тихим движением кверху и книзу показывают важность вещи; раскинув оные на обе стороны, сомневаются или отрицают, в грудь ударяют в печальной речи; кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют, представляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху знаменуют вещь великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и унижение; ею тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение и отрицание изображают.

 

Задание 8. Определите характер ошибок в данных предложениях, исправьте их.

1. Выборы губернатора области назначены на июнь месяц. 2. Это произошло в то время, когда я был совершенно занят. 3. Игра «Бизнес» продается по цене 50 рублей. 4. Сейчас мы заняты процессом строительства новых сооружений. 7. В городе Ростове-на-Дону прошли выборы мэра города. 8. Коллектив преподавателей разрабатывает свои учебные планы. 7. Когда охотник поднял глаза вверх, он увидел перед собой медведя.

 

Задание 9. Прочтите отрывки из газетных статей. Определите, какие способы толкования слов в них используются. Найдите способ, о котором в пособии не говорится.

1. Соляромобиль — первое в Европе транспортное средство, передвигающееся с помощью энергии солнца. 2. Особенно широкую популярность получили эхотахокардиографы — приборы, которые используются во врачебной практике для диагностики заболеваний сердца. 3. Большое значение в организации производства имеет система менеджмента (управления). 4. [Название статьи.] «Логичен ли синистроз?». Не ищите этот термин в медицинских справочниках. Хотя синистроз. — болезнь. Только не человеческого организма, а общественного. Явление названо точно. Sinistre, будучи прилагательным, означает мрачный, зловещий, предсказывающий беду. В качестве существительного — катастрофа, неотвратимое стихийное бедствие. Именно ощущение неотвратимости худших времен проникло в сознание многих французов. 5. В рабочем районе Москвы — Люблинском — поднялось здание из бетона и стали. «Универсам» — светятся буквы на его фасаде. Это крупный универсальный магазин самообслуживания. Универсам... еще не так давно это слово было незнакомо покупателю. Сейчас оно стало привычным. 6. «Эстрадин» расшифровывается так: эстрадный инструмент. Он дал начало семейству «солистов», которые могут петь на разные голоса. 7. Хронический застой экономики (стагнация) и инфляция, характеризующие состояние экономики, дали экономистам основание изобрести неологизм «стагфляция», объединивший эти два понятия. 8. [Название статьи:] «Сюрпляс по-тульски». Сюриляс — велосипедный термин. Он означает: «стоять на месте». Чем закончится сюрпляс для тульского трека? 9. Урбанизация, мегалополис — двадцать лет назад этих латинских и греческих слов нельзя было отыскать в толковом словаре. Сегодня проблемы больших городов, вместе с обозначающими их терминами, волнуют не только экономистов, социологов и политиков, но и жителей многих крупных центров нашей планеты. 10. [Название статьи:] «Гугол». Нет, нет, в заголовке не допущена какая-либо ошибка, все правильно, есть такое странное слово «гугол», я сам недавно его услышал от одного человека. Но прежде чем объяснить, что оно означает и для чего я его вынес в заголовок, поговорим о другом. Пришло время сказать, что такое этот гугол. Про него в разговоре упомянул как раз тот знакомый сверстник из старого московского двора, по специальности инженер- программист. Так вот, гугол — это символическая математическая величина, выражаемая единицей со ста нулями. Как сказал программист, это «самое бесполезное непрактичное число», ибо им нечего реально измерить, настолько оно большое. Оно больше даже количества атомов во Вселенной.

 

Задание 10. Отметьте случаи лексического плеоназма и тавтологии, отредактируйте фразы.

1. Он зовет в гости родных и друзей, соседей и просто случайных прохожих, которые проходят мимо его дома. 2. Вы часто ностальгируете по прошлому? 3. Еще живы свидетели и очевидцы тех событий. 4. Почему шпильки так громко гремят? 5. Ира Кузьмина исполняет песню самодеятельных авторов. 6. Как это стало известно властям, неизвестно. 7. Наряду с успехами в борьбе с птичьим гриппом необходимо отметить ряд недостатков. 8. Не без труда политикам удается решать эти трудные проблемы. 9. В июле месяце текущего года правительство рассмотрит новый законопроект о налогообложении импортных товаров. 10. В городе Орехово-Зуеве стало доброй традицией отмечать приход весны широкими массовыми гуляниями. 11. Коррективы и поправки вносит само время. 12. А сейчас от нашего спонсора всем гостям — сувениры на память. 13. Мировая мода гонится за необычными ритмами, что выражается в самых необычных полосках. 14. Его открытие было ознаменовано присутствием знаменитого французского певца Джо Дассена. 15. Во всех ситуациях работы с Виктором Федоровичем проблемы решались им безукоризненно, честно, в срок. 16. Она мне звонила всякими звонками. 17. Я пришел в синагогу, чтобы умереть самому. 18. Рыбаки жалуются на полное отсутствие клева. 19. Придется заранее забронировать место. 20. Давайте проголосуем за то, чтобы проголосовать!

 

Задание 11. Определите значения слов: прямое или переносное (метафорическое, метонимическое, на основе функционального переноса).


Большая волна, волна гнева; въезд в город, город оборонялся от врагов, город думал; потолок скорости, побелить потолок; техника вышла в поле, техника письма; сочинение текста для рекламы, школьные сочинения; всю тарелку съел, перебить все тарелки; проверить изложения, подробное изложение текста, прочитать текст изложения; серебро на висках, выставка серебра, добыча серебра, экранизация Чехова, повесть Чехова.

 

Задание 12. Определите типы переносного значения слов: метафора, метонимия, синекдоха.

Уколоть самолюбие, хвост кометы; красная кофточка,подождите!; встать: суд идет!,

после кафе пошли гулять, кольцо садов, отчаянная голова, замораживание цен,

весь факультет присутствовал, черные дни, костер рябины, университет объявил набор.

 

Задание 13. Назовите случаи, в которых метафоры утратили образность, сохраняют образность, являются индивидуально-авторскими.

Неверный глаз, море смеялось, ушко иголки, горечь обид, огонь губ, корень слова, страна березового ситца, березы белые кипят, часы идут, бисерный почерк, револьверный лай, надергать цитат, близкая подруга, бег времени, весь как есть искусан злобой, алмазные брызги, дым волос над пожарами глаз, дождь прошел, солнце садилось, глаза страниц, усталые капли пота, дремлет дорога, шепчется листва.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.