Фразеологическая система русского языка. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Фразеологическая система русского языка.

2017-10-17 442
Фразеологическая система русского языка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лексикография.

 

Задание:

1. Письменно выполнить задания № 4, 5, 6, 7, 8.

 

Задание 1. Выделите в тексте фразеологизмы, определите их стилистическую окраску, объясните значение. Назовите фразеологизмы, которые преобразованы автором с целью иронии, юмора.

Быть или не быть

Просто удивительно, сколько писем собрала дискуссия - быть или не быть охоте... Вчера мне прислали полный ягдташ писем читателей. Я отбросил в сторону письма, которые ни то ни се, в смысле охоты вовсе беспринципные. Остальные разложил на две кучки - "быть" и "не быть". И что поразительнее всего, получилось так на так - тютелька в тютельку. Для выработки собственного мнения ничего лучше не придумаешь. Хочешь "за" - пожалуйста, сколько народу тебя поддерживает! Хочешь "против" - столько же! И стал я метаться от имени человечества, от кучки к кучке. Ладно, думаю, какое мнение захочу, такое и выражу. Полная свобода совести, и, как ни поверни, выходит солидарность с населением...

Я потянул письмецо из тех, которые прежде отбросил, одно из беспринципных писем. "Милый! Что ты - маленький? Ты посмотри, вокруг что творится! Да разве один учтенный браконьер справится с такой полнотой задачи? даже если он будет круглые сутки бандитствовать?... Сороки - уж на что дошлые - и те трещать перестали. А, между прочим, есть о чем... Как им, к примеру, гексахлораном пищу отравляют, как им присесть негде в результате непродуманного осушения болот... Что выгоднее - повысить урожайность имеющейся пахоты или осушить болото, сведя на нет установившийся природный кругооборот? Что выгоднее - беречь древесину от бесхозяйственного истребления и от исчезновения миллионов ее кубометров в океане или посыпать дустом гусеницу, чтобы она жевала потише?".

С одной стороны, шайка веселых недоумков на грузовиках гоняется за антилопами, бабахая из нарезного ружья; с другой стороны, в ясном небе парит ясный сокол на аэроплане, заменяя дятла гексахлораном... (Л. Лиходеев).

Задание 2. Выделите в предложениях фразеологизмы. Дайте оценку авторскому использованию их в фельетонах. В случае окказионального употребления укажите нормативную форму фразеологизмов и определите, в чем состоит их изменение в контексте.

1. Итак, мы стоим на пороге решения вопроса о сотрудничестве в этом важном деле. 2. Воспользовавшись паузой, ты скрываешься за первой попавшейся дверью, где царит атмосфера бурного творчества. 3. Дама Треф окидывает тебя ледяным взглядом, давая понять, что огорчена до глубины души. 4. Все ликуют, а товарищ Страдымов негодует: не умеет держать язык за зубами. И грозит: не отделаетесь легким испугом! 5. Они всем сердцем за налаживание сервиса для населения и уже дали санкции о совместном рассмотрении поступивших предложений. 6. Не успели там, наверху, в эпицентре торговой мысли, придумать что-нибудь прогрессивное, на низовке еще и слыхом не слыхали о новшестве, а клиент уже тут как тут с шести утра - стоит в очереди. 7. Бочка дегтя к медовому месяцу (название фельетона). 8. Разве не должна была дежурная посмотреть пассажирке в глаза и не гонять слегка рассеянную женщину за тридевять земель киселя хлебать? 9. Иди туда, дорогой снабженец, не знаю куда (и, что характерно, никто не знает!), добудь там то, не знаю что (и никто не знает зачем!). 10. Даже бывалым хозяйственникам, тертым руководителям предприятий, прошедшим огонь, воду и аттестационную комиссию, это вряд ли под силу. 11. А директору, этому представителю "среднего звена", издержек не хотелось. Что будет после него, неважно, ему свой мундир ближе к телу. 12. Не поняли нас, отказались - говорят, нет свободных площадей, где бы мы выращивали календулу, ромашку и облепиху. Так что дела наши идут далеко не как по маслу. 13. Завод получил четыре года назад автомат для выдачи газированной воды. Оказалось, что он неисправен, и автомат был послан на завод-изготовитель. На очередной запрос - глухое молчание. Так, наверное, молчит шахматный конь, набравший в рог газированной воды. 14. Бьюсь об заклад, что за эти годы трест не раз выполнял свои планы со всеми вытекающими отсюда премиальными последствиями. 15. Всей этой детали три копейки красная цена, а вот встала она комом в горле авторемонтного предприятия - ни туда без нее, ни сюда. 16. Оно, конечно, рыбак - рыбака, а председатель - председателя. Но возникает вопрос: как мог он не знать, что в домах этих газом и не пахнет? 17. Но еще хуже, когда пойманный с поличным начинает водить всех за нос, мутить воду и пускать пыль в глаза. 18. Правда, стоит отметить, что работники этих очагов культуры не заставляют юных любителей книг сообщать о своей успеваемости, стараясь не отпугнуть неуспевающих от источника знаний.

 

Задание 3. Укажите и исправьте речевые ошибки при употреблении фразеологизмов (неоправданное расширение или сужение их состава, замену компонентов, искажение грамматической формы компонентов в составе фразеологизмов, контаминацию их элементов и др.).

1. Писатель идет в одну ногу со своим временем. 2. Он знал всю его подноготную жизнь. 3. Ее душа обливалась гордостью за сына. 4. Это была последняя капля, которая переполнила бочку с порохом. 5. Я буду говорить сегодня совершенно откровенно, так как здесь собрался узкий круг ограниченных людей. 6. Он не из робкой десятки. 7. Воронцов теперь организовал театр на более широкую ногу. 8. Все у них было шито-крыто белыми нитками, так что комар носа не просунет. 9. Гребцы взялись за весла, и корабль понесся на всех парусах. 10. Нехорошо выносить мусор из избы.

 

Задание 4. Выпишите из поданных единиц фразеологизмы, определите их значение и сферу употребления. При выполнении задания пользуйтесь фразеологическими словарями.

Отвечать за всех, сойти с ума, поступил на работу, точить лясы, репчатый лук, красный от стыда, на босу ногу, шевелить мозгами, плакать навзрыд, шел напевая, спустя рукава, очень мало, держать язык за зубами, достать из кармана, узнать друга, дойти до ручки, крепкий чай, себе на уме, одержать победу, удельный вес, надеяться на успех, охотно согласился, танталовы муки, завернуть в бумагу, пиррова победа, черный день, лежать на песке, смотреть в окно, авгиевы конюшни, стеклянные бусы, черный рынок, черная смородина, черноплодная рябина, получить оценку.

 

Задание 5. Опираясь на данные «Фразеологического словаря русского литературного языка» А.И. Федорова (Новосибирск, 1995) или другой академический словарь, подобрать из приведенного списка фразеологические обороты в соответствии с их значениями к соответствующим словарным дефинициям.

Материал для анализа

1) Прост. Неодобр. Огульно обвинять кого-либо в чем-либо, давая ему шаблонное прозвище; формально характеризовать кого-либо.

2) Экспресс.Испытывать чувство восторга, блаженства, безграничного счастья и т.п. от чего-либо.

3) Разг. Экспресс. Коренным образом изменить, сделать совершенно иным, не таким, как было.

4) Прост. Пренебр. Болтать, говорить попусту, зря.

5) Разг. Экспресс. Кто-либо ощущает боль, гнев, страх и т.п.

Фразеологические обороты: сорить словами; попадать на седьмое небо, попасть на седьмое небо; свету белому не рад; повернуть вверх дном; приклеивать ярлык.

 

Задание 6. Определите значения фразеологизмов, стилистическую окраску и сферу их употребления:

Прокрустово ложе, козел отпущения, ищите и обрящете, тридцать сребреников, лебединая песня, калиф на час, реветь белугой, с грехом пополам, притча во языцех, бразды правления, собаку съел, прописать ижицу, мильон терзаний.

 

Задание 7. Выясните лексическое значение слов в толковых словарях или словарях иностранных слов. Составьте с ними предложения.

Ретро; ностальгия; инвектива; эфемерный; вернисаж, тривиальный; паритет; массмедиа; педант; цинизм, апатия; элита; меркантильный; имидж.

 

Задание 8. По академическому «Словарю иностранных слов» установите значения следующих заимствований.

Агломерация, анималист, буриме, вельбот, галоп, гидромонитор, дивертисмент, кинкан, консенсус, конфронтация, люмбаго, митра, обструкция, ферула.

Задание 9. Расставить знаки препинания.

Чтобы не обнаружить себя Таманцев вынужден был простоять не шевелясь свыше десяти часов сведения о явочной квартире не подтвердились и вспоминал он об этом приключении с улыбкой хотя кончи-лось оно для него весьма печально он так поморозил ноги что месяца два провалялся в госпитале где ему чуть было не ампутировали стопу.

 

 

Практическое занятие № 6


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.