Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-10-17 | 564 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
При оценке ответа обучающимся основными критериями являются:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) логичность и аргументированность ответа.
Оценка «5» ставится, если обучающийся полно излагает изученный материал, даёт правильные определения терминов и понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике; излагает материал последовательно и аргументированно.
Оценка «4» ставится, если обучающийся даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий; не использует самостоятельно наработанный материал; излагает материал непоследовательно и допускает существенные ошибки.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Темы практических занятий
Тема 1. Роль философии в жизни общества
1. Мировоззрение: понятие, основные элементы, структура, исторические типы.
2. Предмет и основные проблемы философии.
3. Социальная роль философии и философа.
4. Является ли философия наукой?
5. Место и роль философии в современной культуре.
Литература
1. Берлин И. Назначение философии. //Вопросы философии. 1999. №5.
|
2. Гусейнов А.А. Философия как утопия для культуры. // Вопросы философии. 2009. № 1. С. 11-16.
3. Зотов А.Ф. Феномен философии: О чем говорит плюрализм философских учений. //Вопросы философии. 1991. №12.
4. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой //Философские науки. 1989. № 6.
5. О настоящем и будущем (размышления о философии). Беседа Б.И. Пружинина с В.А. Лекторским. // Вопросы философии. 2007. № 1.
6. Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии. // Вопросы философии. № 1. С.5-10.
7. Торосян В.Г. Ценность философии. // Вопросы философии. 1993. №9.
8. Стернин А.О. Человек и его миропонимание. // Общественные науки и современность. 2006. № 1.
9. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2002.
10. Марков Б.В. Человек в условиях современности. СПб., 2013. (Глава «Философия в современном обществе»).
Методические рекомендации
Философия представляет собой поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия, то есть вопросы наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек. На семинаре предполагается знакомство с точками зрения различных авторов, представленные в статьях из философских журналов, которые указаны в списке.
В первом вопросе следует рассмотреть понятие мировоззрения, выяснить его элементы, структуру, рассказать об исторических типах. Какие перспективы мировоззрения на рубеже тысячелетий видит А.Ф. Зотов в своей статье? Каким из путей, выделенных А.Ф. Зотовым как возможные, по вашему мнению, пошло человечество в начале XXI века? Согласны ли Вы с такой трактовкой?
Во втором вопросе следует раскрыть содержание предмета философии. Какие проблемы попадают в круг исследования философии?
В третьем вопросе следует разобраться, какова роль философии в жизни общества. В чем проявляется эта роль? Играет ли философ и если «да», то какую, роль в жизни общества?.
Последний вопрос посвящен сложной проблеме соотношения философии и науки. Является ли философия наукой? Должна ли философия быть наукой? Каким критериям научности соответствует философское знание? Рассмотрите точку зрения А.Л. Никифорова по этому вопросу. Согласны ли Вы с ней?
|
Контрольные задания, задачи, тексты для анализа
Задание 1.
Определите, какие из перечисленных черт характерны для мировоззрения: а) мифологического; б) религиозного; в) философского; г) научного?
Имейте в виду, что некоторые черты могут быть характерны для нескольких типов мировоззрения. При необходимости обоснуйте свой выбор. Решите задания в виде таблицы (схемы)
1) Образность, яркость мышления, описание мира в чувственно-наглядной форме
2) Опора на разум.
3) Опора на веру.
4) Поиск универсальных объективных закономерностей.
5) Стремление установить связь человеческого существования с абсолютным и бесконечным.
6) Олицетворение природных и социальных явлений в образах богов.
7) Наличие ценностного компонента.
8) Использование предельно обобщенных категорий
9) Требование экспериментального доказательства истины.
10) Сохранение традиции в меняющихся условиях.
11) Регуляция человеческой деятельности через систему культовых действий.
12) Соотнесенность со строго определенным аспектом реальности, выделенным с помощью особых процедур и способов.
13) Реализация бесконечной глубины всеобщего через многообразие школ, концепций, точек зрения.
14) Осмысление фундаментальных человеческих потребностей и выработка жизненных целей.
15) Использование принципов творения и откровения.
16) Рефлексивность (стремление к предельной осознанности своих действий, т.е. настроенность на выявление смысла событий и их связи между собой)
17) Критичность (способность оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире)
18) Теоретическая оформленность, выражение в логико-понятийной форме
Задание 2.
Попытайтесь объяснить с точки зрения различных типов мировоззрения ниже указанные явления. Попробуйте привести собственные примеры мифологического, религиозного и научного объяснения одного и того же явления природы или общественной жизни.
Пример. Солнце – бог Гелиос на колеснице (мифологическое объяснение), божественный огонь (религиозное объяснение), небесное тело, звезда (научное объяснение)
|
1) Наводнение
2) Болезнь (эпидемия)
3) Происхождение Вселенной
4) Происхождение человека
5) Гроза (гром)
Задание 3.
В каких сферах общественной жизни мифотворчество протекает особенно активно? Приведите свои примеры современных мифов. В чем смысл их создания?
Задание 4.
В повседневной жизни слово «философия» употребляется в разных значениях, нередко очень далеких от научного определения этого понятия ниже приведены некоторые высказывания из художественной и публицистической литературы с использованием слова «философия». Дайте свою оценку по каждому из приведенных контекстов:
1) У меня философия такая: жить, никому не мешая.
2) Брось заниматься самоанализом, все это – философия!
3) Наша философия – это философия мира и международного сотрудничества
4) Развели здесь философию, а вопрос-то ясный и простой.
5) Граф – человек хороший, но, правда, любит пофилософствовать.
Задание 6.
Прочитайте мнения разных философов относительно постановки основного вопроса философии и ответьте на следующие вопросы:
1) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?
2) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?
Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…»
А. Камю писал: «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии».
М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него», т. е. тоже подпадал под вопрос.
Проанализируйте:
1. Статьи М.К. Мамардашвили «Как я понимаю философию» и «Быть философом – это судьба»
Дайте ответ на вопросы:
- Кто такой философ?
- Почему люди философствуют?
- Что такое философский акт?
- Как соотносятся философия и жизнь, философия и личный опыт?
- Что такое «реальная философия» в отличие от «философии учений и понятий»?
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!