Список источников информации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Список источников информации

2017-10-16 420
Список источников информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная литература

1. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. М.: Финансы и статис­ти­ка, 2002. – 352 с.

2. Маклаков С.В. BPWin, ERWin. CASE‑средства разработки информационных систем. М.: ДИАЛОГ‑МИФИ, 1999. – 256 с.

3. Благодатских В.А., Волин В.А., Поскакалов К.Ф. Стандартизация разработки программных средств: Учеб. пособие / Под ред. О.C. Разумова. – М: Финасы и статистика, 2003. – 288 с.: ил.

 

Дополнительная литература

4. Липаев В.В. Управление разработкой программных средств: Методы, стандарты, технология. М.: Финансы и статистика, 1993. – 160 с.

5. Боггс Уэнди, Боггс Майкл. UML и Rational Rose 2002. М.: ЛОРИ, 2004. – 528 с.

6. Сэм Канер, Джек Фолк, Енг Кек Нгуен. Тестирование программного обеспечения / Пер. C англ. – Киев: Изд-во «ДиаСофт», 2000. – 544 c.

 

 

7.3. интернет-ресурсы

1. Информационные системы, fitp.ifmo.ru/shared/files/200806/12_146.pdf

2. Анализ и проектирование информационных..., www.williamspublishing.com/Books/978-5-

8459-1430-9.html

3. Проектирование информационныхь систем sdb.su/.../854-proektirovanie-informacionnyxsistem-v-srede-visual-uml....

В остальном следует опираться на государственную и ведомственную нормативную

базу. Рекомендуем для изучения студентами следующие нормативные акты

Базовые международные стандарты

в области информационных технологий

 ISO/IEC 12207:1995. Информационная технология. Процессы жизненного цикла про-

граммного обеспечения.

 ISO/IEC 9126-1:2000. Информационная технология. Качество программного обеспе-

чения. Часть 1: Модель качества.

 ISO/IEC 14598-4:1999. Информационная технология. Разработка программных

средств. Процессы для заказчика.

 ISO/IEC 15288: 2000. Управление жизненным циклом. Процессы жизненного цикла

системы.

 ISO 6592:1986. ОИ. Руководство по документации для вычислительных систем.

 ISO 9127:1987. ИТ. Пользовательская и рекламная документация на пакеты программ.

 ISO 9294:1990. TO. ИТ. Руководство по управлению документированием программно-

го обеспечения.

 MIL-STD-498:1994. Разработка и документирование программного обеспечения.

 ISO TR 9127:1988. Системы обработки информации - Документация пользователя и

сопроводительная информация для пакетов программ потребителя.

 IEEE 1063-1993. Пользовательская документация на программное обеспечение.

 ANSI/IEEE 1008 - 1986. Тестирование программных модулей и компонентов ПС.

 ANSI/IEEE 1063:1993. Пользовательская документация на программные средства.

 ANSI/IEEE 1219 - 1992. Сопровождение программного обеспечения.

 ISO 8402:1994. Управление качеством и обеспечение качества – Словарь. Второе из-

дание.

 ISO 9000-3:1997. Стандарты в области административного управления качеством и

обеспечения качества. Часть 3. Руководящие указания по применению ISO 9001 при разра-

ботке, поставке, монтаже и обслуживании программного обеспечения. Второе издание.

Базовые российские стандарты в области информационных технологий

 ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207:2000. Информационная технология. Процессы жизненного

цикла программного обеспечения.

 ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126:1993. Информационная технология. Оценка программной

продукции. Характеристики качества и руководство по их применению.

 ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000. Информационная технология. Пакеты программ.

Требование к качеству и тестирование.

 ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 9294:1993. Информационная технология. Руководство по

управлению документированием программного обеспечения.

 ГОСТ Р ИСО 9127:1994. Системы обработки информации. Документация пользовате-

ля и информация на упаковке для потребительских программных пакетов.

 ГОСТ Р ИСО/МЭК 15910-2002. Информационная технология. Процесс создания до-

кументации пользователя программного средства.

 ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-3-2002. Информационная технология. Методы и средства

обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий.

Часть 3. Требования доверия к безопасности.

 ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002. Информационная технология. Сопровождение про-

граммных средств.

 ГОСТ Р ИСО/МЭК 15026-2002. Информационная технология. Уровни целостности

систем и программных средств.

 ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182-2002. Информационная технология. Классификация

программных средств.

 ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2002. Информационная технология. Методы и средства

обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий.

Часть 1. Введение и общая модель.

Российские стандарты в области автоматизированных систем

1. ГОСТ P 21.1101-2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации».

2. ГОСТ 21.404-85 "Система проектной документации для строительства.

Автоматизация технологических процессов. Обозначения условные приборов и средств ав-

томатизации в схемах"

3. Правительство российской федерации. Постановление от 16 февраля 2008 года № 87 «О

составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

4.РД 153-34.1-35.127-2002. «ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНО-

ТЕХНИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСАМ ДЛЯ АСУ ТП ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ» Раз-

делы: человеко-машинный интерфейс и программное обеспечение.

5.РД 50 - 34.698 – 90 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные

системы.

«АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

ДОКУМЕНТОВ»

6.РД 153-34.1-35.145-2003, СО 34.35.145-2003

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИИ ПТК АСУ ТП ТЭС

"СБОР И ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ"

7.СТП 001.056.031.2006 «СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ. Организация и управление инвести-

циями в капитальное строительство»

8.СТП 001.069.032-2006 «СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ. Порядок формирования и утвержде-

ния перечня проектно-изыскательских работ, разработки заданий на проектирование и про-

ведения экспертизы проектно-сметной документации.»

9. СТП 00.04.01.083.0011-2003 «СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Положение о выборе подрядчиков по выполнению работ и предоставлению услуг».

10.СТП 00.04.01.083.0010-2003 «СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ.Положение о выборе по-

ставщиков товаров и услуг».

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины



Приложения

Приложение 1. Стандарты

Приложение 1.1. Международный стандарт жизненного цикла

Стандарт ISO/IEC 12207 (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207) не предписывает конкрет­ную модель ЖЦ или метод разработки ПС, но определяет, что стороны-участницы использования стандарта ответственны за выбор модели ЖЦ для проекта ПС, за адаптацию процессов и задач стандарта к этой модели, за выбор и применение методов разработки ПС, за выполнение действий и задач, подходящих для проекта ПС.

Модель жизненного цикла – структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровожде­ния программного средства в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования. Множество процессов и задач сконструировано так, что возможна их адаптация в соответствии с проектами ПС. Процесс адаптации является процессом исключения процессов, видов деятельности и задач, не применимых в конкретном проекте. Степень адаптивности – максимальная

Стандарт ISO12207 равносильно ориентирован на организацию действий каждой из двух сторон: поставщик (разработчик) и покупатель (пользователь) и может быть в равной степени применен, когда обе стороны – из одной организации.

Каждый процесс ЖЦ разделен на набор процессов, каждый процесс – на набор процедур. Очень важное отличие ISO: каждый процесс или процедура инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последовательностей (естественно, при сохранении логики связей по исходным сведениям процессов и процедур и т.п.).

В стандарте ISO 12207 описаны:

Основные процессы ЖЦ ПС

1. Процесс приобретения. Определяет действия предприятия-покупателя, которое приобретает АС, программный продукт или сервис ПС.

2. Процесс поставки. Определяет действия предприятия-поставщика, которое снабжает покупателя системой, программным продуктом или сервисом ПС.

3. Процесс разработки. Определяет действия предприятия-разработчика, которое разрабатывает принцип построения программного изделия и программный продукт.

4. Процесс эксплуатации. Определяет действия предприятия-оператора, которое обеспечивает обслуживание системы (а не только ПС) в процессе ее функционирования в интересах пользователей. В отличие от действий, которые определяются разработчиком в инструкциях по эксплуатации (эта деятельность разработчика предусмотрена во всех трех рассматриваемых стандартах), определяются действия оператора по консультированию пользователей, получению обратной связи и др., которые он планирует сам и берет на себя соответствующие обязанности.

5. Процесс сопровождения. Определяет действия персонала сопровождения, который обеспечивает сопровождение программного продукта, что представляет собой управление модификациями программного продукта, поддержку его текущего состояния и функциональной пригодности, включает в себя инсталляцию и удаление программного изделия на вычислительной системе.

Вспомогательные процессы: документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, решение проблем.

Организационные процессы: управление, создание инфраструктуры, усовершенствование, обучение.

Каких-либо этапов, фаз, стадий не предусмотрено, что дает описываемую ниже степень адаптивности. Динамический характер стандарта зависит от способа определения последовательности выполнения процессов и задач, при котором один процесс при необходимости вызывает другой или его часть.

Примеры

Процесс приобретения в части анализа и фиксации требований к системе или ПC может вызывать исполнение соответствующих задач процесса разработки. В про­цес­се поставки поставщик должен управлять субподрядчиками согласно процессу приобретения и выполнять верификацию и аттестацию по соответствующим процес­сам. Сопровождение может требовать развития системы и ПC, что выполняется по процессу разработки.

Такой характер позволяет реализовать любую модель ЖЦ.

При выполнении анализа требований к ПC предусмотрено 11 классов характеристик качества, которые используются позже при гарантировании качества и оформляются в виде требований к ПС:

1. Функциональные и возможные спецификации, включая исполнение, физи­ческие характеристики и условия среды эксплуатации, при которых единица программного обеспечения должна быть выполнена.

2. Внешние связи (интерфейсы) с единицей программного обеспечения.

3. Требования к квалификации.

4. Спецификации надежности, включая спецификации, связанные с методами функционирования и сопровождения, воздействием окружающей среды и вероят­ностью травмирования персонала.

5. Спецификации защищенности.

6. Человеческие факторы, спецификаций по инженерной психологии (эргоно­мике), включая факторы связанные с ручным управлением, взаимодействием человека и оборудования, ограничениями персонала и областей, нуждающихся в концент­ри­рованном человеческом внимании, которые являются чувствительными к ошибкам человека и обучения.

7. Определение данных и требований базы данных.

8. Установочные и приемочные требования поставляемого программного продукта в местах функционирования и сопровождения (эксплуатации).

9. Документация пользователя.

10. Работа пользователя и требования выполнения.

11. Требования сервиса пользователя.

Итак, ISO 12207 имеет набор процессов, действий и задач, охватывающий наиболее широкий спектр возможных ситуаций при максимальной адаптируемости. Он показывает пример того, как должен строиться хорошо организованный стандарт, содержащий минимум ограничений (принцип «нет одинаковых проектов»). При этом детальные определения процессов, форм документов и т.п. целесообразно выносить в различные функциональные стандарты, ведомственные нормативные документы или фирменные методики.

Содержание основных процессов и их процедур.

Процесс приобретения

1.1. Инициирование требований к системе. Рассматриваются и опреде­ляются идеи, потребности, требования к системе, риск при различ­ных вариантах, воз­можность развития системы.

1.2. Изучение спроса и предложения для системы и программного средства. Анализируются первичные спецификации системных требо­ваний, описания про­дуктов, условия контрактов, технические ограничения существующих систем.

1.3. Подготовка контракта на систему и программное средство. Устанавли­ваются основные процедуры для разработчика-поставщика, взвешиваются согласуемые требования, выделяются критерии и их показатели, согласуются за­траты и очередность поставки.

1.4. Контроль процесса разработки заказчиком. Заказчиком контро­лируются степень выполнения контракта, затраты, технический прогресс разработки, фор­мальные отчеты и ревизии, оценки и подтверждения.

1.5. Приемка системы заказчиком. Заказчик проводит приемку отчетов, ис­пытывает передаваемые систему и ПС и принимает их, если выполнены все тре­бования и критерии.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.