Особенности социализации молодежи в современном российском обществе — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности социализации молодежи в современном российском обществе

2017-10-16 924
Особенности социализации молодежи в современном российском обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальное развитие личности осуществляется как процесс, направленный на одновременное развитие личностных качеств и освоение социальных ролей в различных сферах жизнедеятельности общества на данном этапе его социокультурного развития. Поэтому социализация личности является частью целостного процесса ее становления как социального субъекта.

Становление человека представляет собой противоречивое, диалектическое единство, где во взаимодействии его с обществом непрерывно сталкиваются личные и общественные интересы. Социализация является процессом, в результате которого устанавливается тот или иной тип взаимоотношений между молодым человеком и обществом. В различные исторические эпохи это выступает как соотношение социального и индивидуального в личности, как ее ориентация на приоритет личных или общественных интересов, формируемых в процессе социализации личности. Целью социализации, как отмечает А.И. Ковалева, является успешная интеграция молодежи в общество, которая «подкрепляется как внешними, так и внутренними для нее факторами, какими являются ощущение единства и неразрывности со своим социальным окружением.» 76

Социализация выступает как социально обусловленный процесс, в ходе которого индивид усваивает нормы своей группы такимобразом, что посредством формирования его собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности. 77 В процессе социализации, как установлено психологами, «высшей потребностью личности, ее "суперценностью" является ее "Я-концепция", самореализация и саморазвитие своего "Я", субъективно осознаваемая как свобода и творчество. Это подтверждается тем, что развитая свободная индивидуальность скорее пожертвует своим физическим существованием, чем "Я-концепцией", своей идентичностью. Отметим, что и сама потребность в самореализации и развитии своего "Я-образа" часто не осознается и не рассматривается как ценность.» 78 На формирование «Я-концепции» накладывает свою специфику социокультурная среда, выступая как один из факторов социализации, в соответствии с особенностями данной социальной общности, и в той или иной степени преломляясь во всех структурах личности.

Социализация молодежи, как и каждое сложное социальное явление, неоднозначно трактуется в научной литературе, где различные авторы акцентируют внимание на тех или иных сторонах этого процесса. В Кратком словаре по социологии дается такое определение: “Социализация (от латинского sosialis - общественный) - процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальнойобщности, группе”. 79 Философская энциклопедия определяет этот термин следующим образом: “социализация” в социологии обозначает процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизни в обществе… Социализация … охватывает процесс и результаты взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний” 80.

Понятие «социализация» широко используется в работах зарубежных ученых, где оно рассматривается как двусторонний процесс, обусловливающий функционирование, с одной стороны, социальных групп и общностей, а с другой – личности как социального субъекта. Акцент здесь делается не только на социальном становлении личности, но и на формировании социальных групп, их стабильном существовании за счет приобщения новых членов к социальным нормам и ценностям этих групп. Такая трактовка, например, дается в Оксфордском словаре, где социализация определяется как «процесс формирования ассоциаций в обществе или адаптации личности к ним, в особенности процесс, при котором личность приобретает образ мысли и ценности, необходимые для обеспечения стабильности внутри социальной группы, членом которой является данная личность.» 81 В то же время в данное определение не включается фактор временной протяженности социализации субъекта и социальные условия, необходимые для этого.

На длительность процесса социализации и обусловливающие его факторы обращается внимание в определении, предложенном А.В. Мудриком: «социализация – это развитие человека в течение всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой при усвоении и воспроизводстве социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитии и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит». 82

Социокультурное становление молодежи происходит при одновременном взаимодействии различных социоприродных процессов и факторов. Так, например, О. Н. Козлова в монографии “Введение в теорию воспитания” отмечает, что “Динамика системы воспитания отражается в развитии трех процессов - социализации, самовоспитания и профессионального педагогического воздействия “ 83. Далее она подчеркивает, что процесс социализации определяется воздействием на индивида различных факторов социальной и природной среды: “Когда же говорим о социализации, то имеем в виду, что человек, и группы, как малые, так и большие, все человечество и культура в целом, и биосфера, и Космос формируют личность, воздействуют на человека не целенаправленно, не специально, только случайно (по видимости, а в сущности - неизбежно и закономерно) оказываясь в поле зрения личности и отражаясь в ее душе”. 84 При этом важно отметить, что становление личности в процессах ее социализации и особенно самореализации происходит в единстве с природой как часть целостного процесса эволюции мироздания, а «поэтому саморализация каждого из нас, справедливо отмечает Ю.Д. Железнов, возможна лишь через осознание и переживание своей личной причастности ко всей Вселенной, ее естественной Природе и одновременно включенности во вторую «природу», созданную Человеком на пртяжении всей остории его развития, - культуру». 85

Таким образом, социализация, взависимости от позиции автора, выступает либо как целостный процесс социального становления личности, включая целенаправленное педагогическое действие и неуправляемое воздействие факторов социальной среды, либо как один из элементов системы воспитания, охватывающей весь процесс становления личности (как социального, так и биосоциального), или же как самостоятельный фактор становления личности, наряду с воспитанием и другими факторами.

В данном случае содержание термина “социализация” будем рассматривать как процесс социального становления личности, освоения им социальных ролей с учетом требований общества, социальной общности и соответствующей социально-возрастной группы, включающий целенаправленное педагогическое воздействие (воспитание), процесс самовоспитания молодого человека в соответствии с его интересами, смысложизненными целями и ценностями, а также стихийное воздействие факторов социальной среды.

Все факторы социализации так или иначе воздействуют напроцесс формирования личности, оказывая на него неоднозначное влияние. Нередко такое воздействие имеет противоречивый характер, поскольку каждый из социализирующих факторов имеет разнонаправленную социальную активность. В таком случае роль целенаправленных педагогических воздействий системы воспитания в процессе социализации состоит в том, чтобы усилить воздействие одних, положительных, факторов и ослабить влияние отрицательных, которые считаются таковыми с позиции социокультурных целевых установок формирования личности.

Процесс социализации молодежи внутренне противоречив, что и является его движущей силой. Противоположными сторонами этого процесса выступают социализация и индивидуализация. Как отмечает О.И. Врачев, «молодость – это социализация плюс индивидуализация – противоположные процессы, развивающиеся одинаково интенсивно». 86 Таким образом, здесь общество и личность составляют диалектическое противоречие, сторонами которого они являются. Так, например, Г.М. Андреева в этой связи считает, что «с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой стороны, происходит активное воспроизводство самой системы социальных связей за счет активной деятельности индивида, включения его в социальную среду» 87

Общество всегда так или иначе стремится интегрировать личность и устранить неудобные для него индивидуальные проявления, сформировать необходимые личностные структуры, которые способствовали бы стабильности данного общества и стратегическим целям его развития. В процессе социализации происходит усвоение личностью ценностей, норм, мировоззрения и образцов поведения, существующих в данное время в той или инойсоциальнойобщности или социокультурной группе.

Общество стремится как бы “обезличить” личность, сделать ее неким “средним” индивидом, интересы которого были бы подчинены реализации интересов общества, что можно было видеть в системе воспитания молодых граждан древнего Рима. Особенно ярко такая ситуация проявляется в тоталитарном обществе. Это укрепляет стабильность существования общества, но не обеспечивает вариативность развития и тем самым снижает жизнеспособность молодого поколения.

Личность, в свою очередь, стремится выйти из-под слишком плотной опеки общества, стараясь сохранить себя как индивидуальность в процессе социализации. Как справедливо утверждает А. Г. Асмолов, “взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, - может быть передано следующей формулой: “Индивидом рождаются. Личностью становятся. Идивидуальность отстаивают”.88 С другой стороны, предоставление обществом возможностей для формирования индивидуальных особенностей личности повышает динамику развития общества, но это в ряде случаев и дестабилизирует общество, нарушает системные связи, ведет к понижению ресурса его жизнеспособности. Поэтому на различных этапах развития того или иного общества в социализации личности использовались различные модели, ориентированные на формирование личности различного социокультурного типа, которая бы соответствовала общей цели эволюции данной социальной общности и реализации интересов самой личности.

В истории становления общества существовали и существуют в настоящее время различные системы социализации личности, в той или иной мере ориентированные на развитие у молодого человека социально значимых качеств, обеспечивающих ему жизнеспособность в данномобществе, а также жизнеспособность и самого этого общества. И. Кон выделяет три такого рода ориентации: биогенетическую, социогенетическую и персоналистическую 89.

Биогенетическая ориентация социализации личности полагает, что развитие личности определено ее онтогенезом с филогенетической программой, где основные стадии и закономерности развития личности одинаковы для всех людей, хотя социокультурные факторы, особенно этнонациональные здесь также играют значительную роль. Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации, овладения системой выполнения социальных ролей, прав и обязанностей. Персоналистская ориентация обращает внимание, прежде всего, на сознание и самосознание субъекта, полагая, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценностей. Все эти представленные подходы к ориентации системы социализации личности в том или ином виде были реализованы в истории эволюции различных социальных сообществ.

В странах западноевропейской социокультурной ориентации была реализована модель персоналогической (личностно-центрической) социализации. За счет реализации личностных интересов обеспечивается динамичное развитие экономики, обеспечивается высокое материальное благосостояние населения, но во многом теряются интеграционные связи на межпоколенческих и межэтнических уровнях социальных взаимоотношений.

В традиции российского общества, c его общинным социокультурным менталитетом, как в дореволюционную эпоху, так и в советский период, была реализована социогенетическая (социоцентрическая) модель социализации личности. Достижение стабильности, сохранение единства и целостности многонациональной России осуществлялось за счет определенного снижения темпов развитияэкономики и материального благосостояния российского народа.

Социализация российской молодежи в период социализма была социоцентрической ориентации и обеспечивала развитие личности, направленное не столько на реализацию личностных интересов, сколько на осуществление интересов общества, стабилизируя тем самым эволюцию этого общества, но сдерживая темпы его развития за счет низкой степени возможности реализации личностных интересов и проявления индивидуальных особенностей.

Социоцентрическая ориентация процесса социализации молодежи не всегда учитывала национальные социокультурные особенности личности и ценности этнонациональных общностей, входивших в состав России и СССР. Общий характер социализации молодежи в сфере национальных отношений между народами страны был в большей степени направлен на интернациональное воспитание. В результате чего значительная часть современной молодежи многих национальных республик, входящих в состав России, даже не знает своего национального языка, традиций, обычаев и деятелей культуры своего народа.

В настоящее время учеными активно разрабатывается модель культуроцентрической ориентации системы социализации личности 90. Так, например, О.Н. Козлова считает, что становление культурной личности есть интегральная цель воспитания личности. Ее достижению подчинены все стадии воспитательной деятельности (по ее мнению социализация является одним из элементов воспитания). Невоспитанная, неокультуренная личность, по ее мнению, и с этим следует согласиться, дестабилизирует общественную жизнь, неспособна полноценно самореализоваться в обществе. Как полагает данный автор, критериями культурности (культуры) личности выступают: с внешней стороны - преодоление элементарности, сложность, неоднозначность, вариативность поведения личности в разных обстоятельствах, а с внутренней стороны - целостность представлений о мире, способность выделять главное и служить ему, определять иерархию ценностей, смысл явлений. 91

Современные преобразования российского общества направлены на ускорение его развития за счет предоставления демократических свобод и прав гражданам во всех проявлениях их социальной активности, особенно в сфере экономики и общественно-политической деятельности. Демократизация общественной жизни и либерализация российской экономики позволила не только проявлять социальную активность, но и поставила человека перед необходимостью это делать, особенно в политической и экономической сферах жизни общества. Однако не все слои населения России оказались способны к реализации своих прав, к проявлению социальной активности. Это относится не только и не столько к старшим поколениям, но еще в большей степени к новым поколениям молодежи, о чем свидетельствуют данные многих социологических опросов.

Отсюда следует, что для системы социализации молодежи в современном российском обществе более всего приемлема личностно- и культуроцентрическая ориентация, направленная на социокультурное становление молодого поколения, исходя из его особенностей, интересов и смысложизненных целей, а так же с учетом освоения традиций, ценностей и норм, присущих России.

Процесс социализации, по мнению большинства отечественных ученых, занимающихся проблемами становления личности, по продолжительности охватывает весь жизненный цикл человека, от рождения и до выхода его из социально-активной жизнедеятельности. Социализация личности осуществляется практически с первых дней жизни ребенка, поскольку сразу же начинается процесс его включения в жизнь конкретного общества. Чтобы стать полноправным представителем той или иной социальной общности, индивиду необходимо, прежде всего, освоить социальные нормы и систему ценностей этой общности. Все это обусловливает формирование личностного «Я» индивида, которое всегда происходит в конкретной социокультурной, этнической и социально-статусной среде, поэтому в структуру «Я» неотъемлемо входят этнические родовые признаки, с которыми он будет себя идентифицировать всю свою жизнь, и социально-статусная принадлежность.

Выделяются три этапа: дотрудовая социализация, включая детство и обучение, вплоть до начала самостоятельной трудовой деятельности; трудовая социализация, охватывающая весь период активного участия человека в трудовой деятельности и послетрудовая социализация, имеющая свои специфические особенности, начинающиаяся после выхода человека из сферы производительного труда. В данном случае периоды социализации личности соотнесены с включением молодого человека в трудовую деятельность и освоением социально-профессиональных ролей, но не ценностного мира данной социальной общности, где осуществляется становление личности.

Более адекватную периодизацию процесса социализации, связанную с освоением системы социокультурных ценностей, предлагает М.С. Каган, обращая внимание на то, что «В младенчестве главную «протоценность» формирующегося человека имеет для него общение, в первую очередь с матерью, с бабушкой, с няней. На втором этапе жизни ребенка – в дошкольном детстве, именуемом обычно или «возрастом игр», или «возрастом сказки», уже осознаваемой ценностью обладает художественно-игровое творчество (так называемые «ролевые игры» и являются такими синкретическими формами деятельности). На третьем ее этапе, с приходом в школу в иерархии ценностных ориентаций подростка доминирующей становится – разумеется, в идеальном случае – ценность познания мира. На четвертом этапе, с наступлением полового созревания и порождаемого этим сознанием наступившей взрослости, самостоятельности, права на свободу, наступает возраст, именуемый педагогами «трудным», ибо в иерархии ценностей вновь меняется доминанта – ею становится ценностное самоосознание, стремление самостоятельно определить смысл своего существования…На пятом этапе, с выходом к практической жизни после окончания школы или вуза, если формирование мировоззрения юного существа таким образом продлевается, главным в его жизни становится ценность самой его практически и духовно преобразующей мир деятельности.» 92 Таким образом, социокультурное становление человека в процессе социализации происходит через последовательный ряд этапов, на каждом из которых формируются те или иные особенности характера личности, осваивается общечеловеческая и национальная культура и приобретаются навыки выполнения социальных ролей.

Социализация молодежи - это объективный процесс ее вхождения в социальную сферу и он может осуществляться в неинституциональной форме. С другой стороны, в обществе существует институциональное, целенаправленное воздействие на молодежь в форме воспитания подрастающего поколения. Этот процесс осуществляется через систему различных социальных институтов, таких как государство, семья, школа, армия и ряда других.

На институциональном уровне социализация личности осуществляется прежде всего государством, которое через учреждения и организации призвано обеспечивать базовое гражданское воспитание поколений молодежи, поскольку здесь стоит цель формирования соответствующего типа гражданина, необходимого данному государству. На региональном уровне, особенно в национальных республиках с титульной нацией, органы власти обеспечивают формирование у молодежи системы ценностей соответствующих национальностей, проживающих на ее территории, а также интернациональное воспитание в целях предотвращения межнациональных конфликтов.

В современной России одним из основных элементов системы социализации является семья. Ее роль сейчас особенно повышается, поскольку другие институты социализации не всегда выполняют свои функции. Вместе с тем, этого не происходит по многим причинам, одной из которых является возросшая занятость родителей в сфере экономического и материального обеспечения потребностей членов семьи. Главная же причина, по нашему мнению, в том, что старшее поколение уже не может в полной мере выполнять функции социализации, передавать свой накопленный жизненный опыт, культурные традиции и образцы поведения, поскольку резко изменившаяся социальная среда уже не обеспечивает жизнеспособности молодых поколений на основе социокультурного опыта прошлой эпохи. Молодежи самой приходится накапливать свой жизненный опыт в новых условиях, и нередко она является более приспособленной, чем старшие поколения.

По своему содержанию, процесс социализации молодого человека в семье направлен на освоение социальных ролей в семейно-бытовой сфере, включая национальные особенности выполнения этих ролей – детей, родителей и т.п. В семье закладываются основы знания национальной культуры: национального языка, фольклора и других проявлений народного художественного творчества. Поэтому при воспитании в семье следует уделять больше внимания участию молодежи в проведении народных праздников и национальных обрядов. Народные традиции, как правило, передаются от одного поколения другому в семье, при участии младших членов семьи в исполнении различных праздников и обрядов. В этих процессах младшие осваивают ритуально-знаковые действия, старшие передают им содержание и смысл осуществляемых действий. Здесь происходит укрепление внутрисемейных связей.

В целом, процесс социализации личности в семье направлен на формирование у молодого человека национального сознания российского гражданина, а также системы ценностей, морально-правовых норм, мировоззренческих ориентаций, соответствующих гражданских качеств и социально-психологических установок, учитывающих особенности этнической общности.

В социализации личности система образования занимает особое место, поскольку она выступает как социальный институт, обеспечивающий становление целостной личности. Практически весь период взросления молодого человека, вплоть до его самостоятельного вступления в самостоятельную трудовую жизнь, проходит в образовательных учреждениях различного типа.

Социокультурное становление учащейся молодежи в системе образования включает как федеральный, так и региональный компоненты. Федеральный направлен на воспитание российского гражданина, освоившего основы мировой и общенациональной культуры, способного выполнять свои гражданскиеобязанности. Региональный компонент по отношению к развитию личности в системе образования, как считает В.В. Тарасов, «придает этому развитию природосообразный, экологически обоснованный, национально не противоречивый, многоукладный характер… Социализация личности в условиях региона – это условие, процесс и результат индивидуально-личностного развития субъектов в реальном окружении» 93

В основе регионального компонента социокультурного становления личности выступают ценности региональной культуры, составляющие содержание социализации молодежи данного региона. Типологические исследования содержания образования в различных странах позволили ученым в обобщенной форме выявить инвариантные элементы содержания национально ориентированного регионального компонента образования, включающего: народные атлетические игры, танцы, песни, игру на народных инструментах, изучение традиций народного творчества, национальное строение семьи и национальные традиции воспитания, изучение родного края и фольклорной этики народа, историю народа в систематическом изложении.94 Поэтому можно считать, что основным социальным институтом, осуществляющим социализацию молодежи в сфере систематического освоения регионального компонента культуры, является общеобразовательная школа.

Если рассматривать процесс становления молодежи по сферам ее включенности в жизнь общества, то одной из наиболее значимых сфер социализации молодежи является формирование гражданственности и патриотизма у молодого поколения. Взаимоотношения личности и социальной общности проявляются на разных уровнях и в различных аспектах. Каждый человек живет, будучи одновременно включенным в разные уровни социальных общностей: семьи, социально-профессиональной группы, города, республики и т.п. При этом он может в большей или меньшей степени ощущать себя членом той или иной общности. Кем он себя ощущает в своей социальной общности, на этот тип общности он и ориентируется. Поэтому степень проявления гражданственности и патриотизма у молодежи во многом определяется тем, в какой степени она чувствует свою причастность к данному государству.

Важно, чтобы условия, создаваемые обществом для становления молодого человека, обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия, развитие творческого потенциала, формирование способностей и соответствующее физическое развитие. В процессе социализации личности, на этапе подготовки к трудовой деятельности, осуществляемой прежде всего в процессе образования и воспитания, формируются профессионально-значимые качества и социально-нравственные установки и ценности молодого человека, социально-психологические качества личности. То же самое можно сказать и в отношении формирования надличностных, социально-групповых характеристик молодого поколения.

Таким образом, социализация российской молодежи в современных условиях должна в еще большей степени быть целенаправленно организованной, чем это было в период советской власти, и осуществляться в процессах воспитания и самовоспитания молодого человека на различных этапах его становления.

Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.

Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:

§ позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

§ негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

Биологическое объяснение девиации – теория У. Шелдона, согласно которой характер поведения людей обусловлен особенностями их телосложения; взгляды Ч. Ломброзо (1836-1910) о том, что “криминальный тип” есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции и поэтому этот тип обладает характерной внешностью; биологическая о том, что мужчины, обладающие дополнительными хромосомами типа Y (XXY, XYY), в большей степени склонны к агрессивности и преступности; однако многие факты противоречат этим подходам.

Психологические объяснения – концепция “агрессивного поведения подростков как формы самоутверждения” (А. Бандура, А. Басс, М. Лазарус), но не низкое самоуважение обуславливает отклоняющееся поведение, а делинквентные действия снижают самооценку; за нарушением правил следует осуждение, которое, в свою очередь, обусловливает более низкую самооценку; представления З. Фрейда о “преступниках с чувством вины”. Психологические факторы всегда рассматриваются в совокупности с другими.

Социологические объяснения -теория аномии Э. Дюркгейма подчеркивает роль нормативной неопределенности и дезориентации, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать социальным нормам общества. С другой стороны концепция Э. Эриксона (1902) о необходимости для общества девиантов, помогающих понять и сохранить нормы.

Теория анамии Р. Мертона опирается на анализ факторов, способствующих принятию или отрицанию людьми целей общества, социально одобряемых средств их достижения или того и другого вместе.

Типология девиации: инновация (согласие с одобряемыми целями, но отрицание одобряемых способов их достижения), ритуализм (отрицание целей, но использование одобряемых средств), ретреатизм (бегство от действительности) и бунт.

a. Культурологические объяснения (Т. Сели, У. Миллер) сосредоточены на анализе культурологических ценностей (типа девиации возникают при усвоении норм субкультуры, которые противоречат правилам культуры).

b. Теория стигматизации или наклеивания ярлыков (Г. Беккер) объясняет девиантное поведение тем, что влиятельные группы обладают возможностью наклеивать ярлыки “девиантов” на менее влиятельные группы.

c. Конфликтологический подход (А. Турк, Р. Квинни) придает основное значение сущности самого общества и его законодательной системы (девианты чаще бунтовщики).

Причинами девиантного поведения можно считать противоречия социально-экономического и политического развития, с одной стороны, и индивидуальную социально-психологическую дезадапацию с кризисом духовности, с другой. Девиация нередко рассматривается как процесс развития (Н. Смелзер), в ходе которого можно выделить несколько стадий: формирование норм – сущность норм – совершенство девиантного поступка – признание поступка девиантным – стигматизация – следствие стигматизации – коллективные формы девиантного поведения.

_____________________________________________

Формы девиантного поведения

Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

§ инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);

§ ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;

§ ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);

§ бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

Единственным типом недевиантного поведения Мертон считает конформное, выражающееся в согласии с целями и средствами их достижения. В типологии Мертона акцентируется внимание на том, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым нормам и стандартам. Например, вор не отвергает социально одобряемую цель — материальное благополучие, он может стремиться к ней с таким же рвением, что и молодой человек, озабоченный служебной карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, доходя до абсурда. Вместе с тем и вор, и бюрократ — девианты.

Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.

Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социаль


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.