Укажите применение: камня, веревки, хозяйственной сумки. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Укажите применение: камня, веревки, хозяйственной сумки.

2017-10-21 485
Укажите применение: камня, веревки, хозяйственной сумки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нарисуйте сюжет к темам: лисица, муравей, очки.

Укажите общий признак для следующих пар понятий: кошка –мышь, тарелка – ложка, медь – золото.

 

Лабораторная работа № 7

Тема: Исследование оценки вероятности при решении задач

Цель: исследование стратегии построения рассуждений на основе догадок, предположений при дефиците информации для принятия решения.

Вводные замечания.

Среди задач встречаются такие, в которых человек не располагает достаточной информацией для принятия решения и должен строить свои рассуждения на основе догадок, приблизительных оценок, предположений. Проследим, как будет мыслить испытуемый в одной из подобных задач.

Стимульный материал и оборудование.

Игровое поле (линейка с девятью пронумерованными полями, рис. 1), фишка.

 

 

«Исследование оценки вероятности при решении задач»

Программы для разных серий опытов (см. приложение 12), протокол для регистрации ответов, ручка.

Ход работы.

Испытуемый и экспериментатор играют по следующим правилам. Испытуемый находится на поле «5» линейки. Его задача делать ходы (за каждый ход можно передвинуться на одно деление), но при этом как можно дольше (более 25 ходов) оставаться внутри фигуры, не попадать на поля «1» и «9», символизирующие выходы.

Испытуемый делает ходы не сам, а дает указания экспериментатору, который, в свою очередь, поступает в соответствии с заранее им составленной программой (испытуемому программа не известна).

Программа может иметь следующий вид:

+ + + – + + – – – + – + + – – и т. д.

Тогда, если первый ход испытуемого – «перейти» с «5» на «4» (или просто «4»), то экспериментатор в соответствии с программой (+) выполняет его указания. То же будет и на втором и третьем ходе, на четвертом же ходе экспериментатор сделает ход, противоположный указанию испытуемого, так как в программе «–».

Во время выполнения задания испытуемый постепенно вырабатывает правила выигрывания, обнаруживает некоторые свойства игры, программы. Задача экспериментатора – пронаблюдать и зафиксировать процесс открытия этих свойств и правил. С этой целью в ходе опыта экспериментатор фиксирует рассуждения испытуемого, просит обосновывать свои решения. Весь ход опыта протоколируется (табл. 5).

 

 

 

Пробная серия. Испытуемый выполняет 3 опыта. Все рассуждения фиксируются. Испытуемый высказывает предположения о предстоящем знаке программы; сообщает, какой он делает ход; поясняет, почему в данных условиях он делает именно такой ход. Только после этого ему сообщается реальный ход.

Основной эксперимент состоит из трех серий по 7 опытов в каждой. Программы для каждой серии отличаются друг от друга разной частотой появления того или иного количества знаков («+» или «–») подряд. Теперь подробные пояснения испытуемый дает только в 2–3 опытах каждой серии – по усмотрению экспериментатора (см. приложение 10).

Инструкция испытуемому.

«Вам предлагается игра, основное условие которой – делать ходы (за каждый ход можно передвинуться на одно деление), но при этом как можно дольше оставаться внутри фигуры, не попадать на поля «1» и «9». Если вы попадаете на эти поля – игра окончена. Передвижение фишки будет осуществляться с учетом программы. В зависимости от знака программы («+», «-») я буду соглашаться с Вашим ходом, и тогда фишка перемещается на то поле, которое Вы задумали, или не соглашаться, тогда фишка перемещается в противоположную сторону. При этом перед осуществлением хода Вы должны высказывать предположения о знаке программы и давать комментарии после того, как ход сделан. По окончании игры Вы должны попытаться сформулировать правила выигрывания, указать свойства игры, на которые следует ориентироваться».

Обработка результатов.

1. На основании данных протокола и самоотчета испытуемого следует выявить и описать процесс нахождения правил выигрывания и свойств игры;

2. Произвести сравнительный анализ процесса нахождения правил в зависимости от серии заданий;

3. Ответить на следующие вопросы: Что характерно для испытуемого, если фишка находится:

а) на 4, 5 или 6 поле;

б) на 3 или 7 поле;

в) на 2 или 8 поле.

Для каждого из этих трех случаев:

1) приведите характерные рассуждения испытуемого;

2) подсчитайте число ходов к центру и от центра (n1 и n2);

3) укажите, как часто оправдывались ожидания испытуемого (отношение числа угадываний (К) к общему числу ходов).

Что характерно для испытуемого, если до этого хода в программе были:

а) – + +;

б) + + –;

в) + + +.

Рассчитайте для этих ситуаций n1, n2 и К, приведите характерные рассуждения испытуемого. Какие еще ситуации характерны в этом отношении?

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается поведение человека, его особенности при дефиците информации для принятия решения?

2. Какие сложности возникают у испытуемого в связи с переходом от одной серии задач к другой?

 

 

Лабораторная работа № 8


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.