Лабораторная работа № 16 Исследование динамики процесса заучивания — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Лабораторная работа № 16 Исследование динамики процесса заучивания

2017-10-21 823
Лабораторная работа № 16 Исследование динамики процесса заучивания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель работы: изучение процесса заучивания материала.

Стимульный материал: 25 не связанных между собой по смыслу слов.

Ход выполнения работы.

Экспериментатор зачитывает 25 не связанных между собой слов. Испытуемый должен воспроизвести слова в любой последовательности. Экспериментатор в таблице отмечает цифрой каждое слово в порядке его воспроизведения испытуемым. Эксперимент повторяется несколько раз (приблизительно 10) до момента полного воспроизведения слов испытуемым (экспериментатор каждый раз вновь зачитывает слова, а испытуемый воспроизводит). Эксперимент завершается после полного воспроизведения слов испытуемым. Данные заносятся в протокол.

Образец протокола:

 

 

 

 

Обработка и анализ результатов:

1. Определить число повторений, которые были необходимы испытуемому для полного заучивания слов.

2. Определить общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, обозначив его буквой V.

3. Данные занести в таблицу:

 

 

 

4. Построить по этим данным кривую заучивания. По оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, по оси ординат – значения V.

5. Проанализировать характер кривой заучивания (ее быстрое восхождение, наличие колебаний).

6. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все повторения по формуле: Ki = Pi / n, где Ki – частота воспроизведения i-го слова; Pi – количество его правильных воспроизведений, n – количество повторений.

7. На основе анализа порядка, в котором воспроизводил испытуемый слова, сделать вывод об устойчивости или не устойчивости порядка и установить особенности стратегии мнемической деятельности испытуемого.

Стимульный материал для исследования динамики процесса заучивания

Первый вариант

Курица, кофе, стол, земля, ложка, замок, зима, корова, вино, печка, перо, закон, грамм, солнце, дерево, очки, туфли, полка, голова, голос, лилия, ворон, форма, гриб, палач.

Второй вариант

Яйцо, чашка, стул, трава, вилка, ключ, снег, молоко, стакан, дрова, бумага, кнопка, мера, лето, лист, глаза, обувь, книга, волосы, радист, паром, сирень, хлеб, бумага, сено.

 

Лабораторная работа № 17 Сравнение процессов активного воспроизведения и узнавания»

Теоретическое обоснование

Узнавание и воспроизведение лишь условно могут быть выделены для рассмотрения, в реальной жизни человека данные процессы практически неотделимы друг от друга. В конечном счете это единый мнемический процесс. Невозможно обсуждать вопросы, относящиеся к узнаванию и воспроизведению, если не учитывать, что эти процессы обеспечиваются сохранением того, что запомнилось при отсутствии забывания.

При узнавании память получает поддержку в непосредственном восприятии знакомых объектов. Узнавание - это опознание воспринимаемого объекта, который уже известен по прошлому опыту. В отличие от узнавания процесс воспроизведения представляет собою более сложную форму мистической активности. Он требует волевых усилий, а иногда достаточно длительного напряжения умственной деятельности человека.

Воспроизведение - вид памяти, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта и построение соответствующих ему представлений.

При узнавании память получает поддержку в непосредственном восприятии знакомых объектов. Его сравнительная легкость в отличие от воспроизведения объясняется тем, что пути для возобновления образа прошлого были проторены и восприятие объекта сопровождается чувством чего-то знакомого. Но далеко не все, что сохраняется, узнается сразу при новом восприятии или повторении каких-нибудь действий.

Если этот процесс не имеет заранее поставленной цели, воспроизведение принимает характер свободно протекающих непреднамеренных воспоминаний. Живые, яркие образы, обычно эмоционально окрашенные, быстро, вследствие оживления ассоциаций, вызывают и сменяют друг друга; в мозгу возникают картины прошлого то более отчетливо, то смутно.

Процессы узнавания функционально отличаются от процессов воспроизведения. Узнавание предполагает наличие объекта, воспроизведение – его поиск. Узнавание – более простой и генетически ранний процесс, чем воспроизведение. Узнавание – это и восприятие, но всегда вторичное восприятие.

«Сравнение процессов активного воспроизведения и узнавания»

Цель: изучить особенности воспроизведения и узнавания одного и того же материала и сравнить продуктивность этих процессов.

Стимульный материал для 1-й серии: четыре набора слов, составленных следующим образом:

1-й набор – 10 не связанных между собой по смыслу слов,

2-й набор – 20 не связанных между собой по смыслу слов (10 из которых из 1 набора),

3-й набор – 15 не связанных между собой по смыслу слов,

4-й набор – 30 не связанных между собой по смыслу слов (15 из которых из 3-го набора).

Стимульный материал для 2-й серии: матрица А, содержащая 9 геометрических фигур; матрица В, содержащая 9 геометрических фигур; матрица С, содержащая 20 геометрических фигур, среди которых 9 «старых» (из матрицы В) и 11 «новых» стимулов.

Ход выполнения работы.

Исследование состоит из двух серий.

1-я серия. Экспериментатор читает набор из 10 не связанных между собой слов и предлагает воспроизвести его в любом порядке. Затем экспериментатор читает второй набор из 20 слов, в который включены в случайном порядке 10 слов первого набора. Испытуемый должен дать знак экспериментатору при обнаружении слов, которые ранее предъявлялись. После этого экспериментатор для активного воспроизведения предлагает набор из 15 слов, а для узнавания – набор из 30 слов, в который включены в случайном порядке 15 слов из предыдущего набора.

2-я серия. Экспериментатор предлагает испытуемому матрицу А, время экспозиции – 10 сек. Испытуемый должен зарисовать фигуры спустя 5 секунд после экспозиции. Затем экспериментатор предъявляет испытуемому матрицу В на 10 сек., спустя 5 сек. Ему демонстрируется матрица С, на которой он должен узнать «старые» стимулы (из матрицы В).

Обязательно должен быть перерыв между сериями.

Инструкция 1 (к 1-й серии):

«Вам будет предъявлен набор из 10 не связанных между собой по смыслу слов, после предъявления вы должны воспроизвести их в любой последовательности».

Инструкция 2 (к 1-й серии):

«Вам будет предъявлен набор из 20 не связанных между собой по смыслу слов. Если вы обнаружите слова, которые предъявлялись ранее, дайте знак экспериментатору».

Для 3-го и 4-го набора слов экспериментатор дает испытуемому аналогичные инструкции.

Инструкция 3 (ко 2-й серии):

«Вам на 10 секунд будет предъявлена матрица с изображением геометрических фигур. Ваша задача – запомнить и зарисовать их на чистом листе».


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.