Тема: Исследование процесса психического насыщения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема: Исследование процесса психического насыщения

2017-10-21 1669
Тема: Исследование процесса психического насыщения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое задание

Цель эксперимента. Проследить, каким образом изменяется деятельность испытуемого при длительном выполнении монотонного задания, возникают ли признаки психического пресыщения (по А. Карстен).

Материал и оборудование. 1. Чистые листы бумаги. 2. Карандаш (ручка). 3. Секундомер.

Ход эксперимента. Экспериментатор предлагает испытуемому выполнить такое задание, как, например, проводить черточки, рисовать кружки слева направо и построчно (инструкция № 1). При этом перед испытуемым лежит большая стопка чистых листов бумаги.

Фиксируется объем работы, выполняемой испытуемым за каждую отдельную минуту.

Исследования, проведенные А. Карстен и И.М. Соловьевым-Элпидинским, показали, что вначале испытуемые довольно аккуратновыполняют предложенное им задание. Однако, спустя короткое время (5-10 мин.), они начинают привносить в задание вариации, т. е. незаметно длясебя испытуемые меняют содержание задания. Эти вариации носят характер изменения внешней структуры задания: черточки или кружочки становятся меньше или больше, испытуемые меняют темп работы или чертят в определенном ритме (например, ОО ООО ОО ООО). Сокращается и поминутный объем работы. Иногда испытуемые прибегают к сопроводительным действиям: начинают напевать, насвистывать, постукивать ногами. Эти вариации свидетельствуют о том, что побуждение к выполнению заданного действия начинает иссякать, наступает, как выражается А. Карстен, явление «психического пресыщения».

Спустя некоторое время (обычно 10-15 мин.), когда учащаются вариации и их проявление носит выраженный («грубый») характер, экспериментатор сообщает испытуемому о том, что это монотонное задание было дано для того, чтобы исследовать его выдержку и предлагает продолжить работу, если испытуемый этого хочет (инструкция № 2).

Реакция испытуемых на новую инструкцию различна. Некоторые испытуемые сердятся: «Что же Вы мне раньше не сказали?» и бросают работу. У других эта инструкция приводит к новому осмыслению ситуации:

«Ну, тогда другое дело», – говорят они. Такое новое осмысление задания часто приводит к тому, что вариации становятся реже, менее выраженными, а иногда и совсем исчезают.

Время окончания опыта не устанавливается. Как правило, испытуемые сами прекращают работу: «Не могу больше». Но некоторые иногда сами не склонны прекратить опыт. Дело в том, что нередко они меняют для себя смысл задания. Об этом свидетельствуют как спонтанные высказывания, так и самоотчет испытуемых: «Я хотел посмотреть, кому скорее надоест, Вам (т. е. экспериментатору) или мне» или «Я хотел проверить себя, как долго могу заниматься этим скучным делом». Это указывает на образование нового мотива для выполнения действия. Мотив к действию начинает соотноситься с дополнительными мотивами. Побуждение к действию вытекает из более отдаленных мотивов.

Продолжительность опыта варьируется от 10 мин. до часа и больше. По окончании эксперимента испытуемый дает словесный отчет о проделанной работе, своем отношении к ней (после инструкций № 1 и 2), объясняет свое поведение в эксперименте и настроение, обратив особое внимание на анализ причин своих действий или отказа от их продолжения. Инструкция испытуемому (№ 1): «Чертите, пожалуйста, черточки вот так». (Экспериментатор чертит несколько одинаковых черточек (| | | |) или кружочков (О О О О)). Если испытуемый спрашивает, сколько же ему надо чертить, экспериментатор отвечает совершенно бесстрастным голосом: «Сколько Вам захочется, вот перед Вами лежит бумага».

Инструкция испытуемому (№ 2): «Это монотонное задание Вам было предложено для того, чтобы исследовать Вашу выдержку. Продолжайте, если хотите, Вашу работу».

Протоколист тщательно записывает все спонтанные высказывания испытуемого, характер его реакций, мимику, выразительные движения и пр. При этом он фиксирует время появления новых вариаций выполнения задания в протоколе. То же самое – после инструкции № 2. В протоколе фиксируются поминутный объем работы испытуемого, а также данные самоотчета испытуемого.

Обработка и анализ результатов.

1. Построить график изменения поминутного объема выполненной работы (при инструкциях № 1 и 2), выделив особо время предъявления инструкции № 2.

 

 

 

График изменения поминутного объема выполненной работы

2. Систематизировать данные о вариациях и сопроводительных действиях испытуемого: время появления, характер, количество, комментарии испытуемого и т. д. Сопоставить эти данные с построенным графиком.

3. Провести тщательный качественный анализ всего эксперимента (с учетом самоотчета испытуемого): дать предположительный анализ системы «потребность – мотив – цель», определившей поведение испытуемого в эксперименте (на каждом его этапе). Объяснить причины и характер вариаций (или их возможного отсутствия). Объяснить влияние инструкции № 2 на экспериментальную деятельность и общее поведение испытуемого.

Выводы. Проанализировав полученные в эксперименте данные, сделать вывод о том, как быстро наступает психическое пресыщение при выполнении монотонной работы, о характере вариаций в работе, а также о том, каким образом введение дополнительной инструкции изменяет характер деятельности испытуемого._____________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Лабораторная работа № 18

Тема: Методика изучения творческого воображения (тест "Круги")

Цель работы: изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения.

Экспериментальный материал: бланк с 20 кругами (диаметр каждого - 3 см); секундомер.

Описание методики: Испытуемому предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу.

Инструкция: "На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Под каждым кругом подпишите что нарисовано. Рисуйте слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты Вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков".

Обработка результатов.

Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.

Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков.

Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом:

а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека ("Природа");

б) предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, т.е. предметы быта, домоводства ("Быт");

в) предметы, используемые в научно-технической деятельности ("Наука и техника");

г) предметы, используемые в спортивных занятиях ("Спорт");

д) предметы, которые не имеют практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать).

Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.

Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.

За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 - 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:

а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека);

б) несуществующие предметы и явления (жилой дом на другой планете);

в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления (ядра атомов, микроб под микроскопом).

Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:

1) по степени самостоятельности:

- репродуктивные, передающие существующие, известные образы:

- конструктивные (творческие), передающие необычные или несуществующие образы;

2) по степени обобщенности:

- конкретные рисунки, изображающие предметы;

- обобщающие ряд зрительных представлений и образов; служащие символом какого-то абстрактного понятия (гранит науки, колесо истории, злость, смерть, печаль);

3) по степени эмоциональности:

- нейтральные (фонтан, Эйфелева башня);

- эмоционально окрашенные, юмористические ("Я дарю вам солнце", "Автобус в час "пик").

Интерпретация результатов.

Конкретные рисунки говорят, в основном, о богатстве образов памяти, сформированности умения быстро актуализировать в кратковременной памяти образы редко встречающихся предметов или явлений.

Обобщающие рисунки являются результатом оперирования более сложными образами, синтезирующими данные чувственного и абстрактного отражения действительности.

Конструктивные (творческие) рисунки являются результатом работы фантазии, воображения. Именно эти рисунки можно считать проявлением оригинальности как качества мыслительной деятельности, творческой активности в процессе выполнения задания.

Выводы: На основе качественной интерпретации рисунков сделать вывод об уровне развития и характере творческого воображения.

 

 

Раздел 4. Эмоции и воля

Лабораторная работа № 1


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.