Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-10-21 | 1192 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель работы: построение субъективных семантических пространств с помощью метода семантического дифференциала Ч. Осгуда.
Вводные замечания.
Метод «Семантический дифференциал» (СД) принадлежит к методам экспериментальной семантики и является одним из методов построения субъективных семантических пространств. Техника СД испытуемыми. При этом имелось в виду то уникальное значение, которое данное лицо, предмет, явление и т. д. приобрело для обследуемого индивида в результате его жизненного опыта.
Этот метод был разработан в 1952 г. группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов синестезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Его используют в психологии и социологии, теории массовой коммуникаций и рекламе, а также в области эстетики. Как полагает Ч. Осгуд, метод СД позволяет измерять так называемое коннотативное значение – те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами. Наиболее близким к аналогам коннотативного значения в понятийном аппарате отечественной психологии является понятие личностного смысла субъекта. Ч. Осгуд и коллеги при разработке методики и ее применении в различных областях выявили общую меру, на основе которой выносятся человеческие оценки. Она состоит из 3-х критериев или факторов, которые в совокупности определяют эмоциональный аспект значения исследуемого объекта.
Каждый из 3-х факторов (оценки, силы и активности) представлен набором тесно связанных между собой шкал, отражающих отдельные аспекты человеческого восприятия.
|
Наиболее употребительными для фактора оценки являются шкалы: «хороший – плохой», «светлый – темный», «чистый – грязный».
Наиболее употребительными для фактора силы являются шкалы: «сильный – слабый», «тяжелый – легкий», «твердый – мягкий».
Наиболее употребительными для фактора активности являются шкалы: «активный – пассивный», «быстрый – медленный», «горячий – холодный».
Суть методики СД сводится к следующей процедуре. Исследуемый объект, в качестве которого может выступить слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме, оценивают путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками. Пространство шкалы между противоположными значениями воспринимается испытуемым как непрерывный континуум градаций выраженности значений, переходящий от средней нулевой точки к различной степени одного или противоположного ему знака. СД является, таким образом, комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедуры шкалирования. Оценка значения понятия в шкале СД позволяет поместить его в точку семантического пространства (СП). Положение точки характеризуется двумя основными показателями: направленностью от начала координат – нейтральной позицией шкалы (качественная характеристика, поляризация знака); удаленностью от начала координат (количественная характеристика,
интенсивность). Чем длиннее вектор удаленности СП от нейтральной позиции, тем интенсивней реакция и более значимо для испытуемого оцениваемое понятие. Полученные на основании процедуры СД коли чественные данные изображаются в виде семантического профиля исследуемого понятия – ломаной линии, соединяющей отмеченные испытуемым точки на шкалах. Комплекс семантического профиля характеризует оцениваемое понятие.
Помимо анализа особенностей психосемантики и отношений к различным объектам и явлениям СД позволяет проводить исследования самооценки. Анализ индивидуального СП, самооценки и других показателей с помощью метода СД в ряде отношений более выгоден, чем простая шкалированая оценка конкретных альтернативных характеристик. Имеется ряд возможностей для исследования «скрытой» структуры индивидуальных значений, оценок, отношений. Совокупность шкал для характеристики объекта позволяет вводить дополнительные «маскирующие» оси для получения информации о потенциально болезненных или интимных сторонах самооценки.
|
В рамках данной лабораторной работы студентам предлагается принять участие в двух заданиях (опытах) с использованием метода семантического дифференциала для исследования речи.
Задание 1. Исследование соответствия семантической и звуковой стороны слова
Цель: изучение сходства между значением слова и его звуковой стороной с помощью построения семантических пространств.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!