Возрастные особенности психофизического развития детей раннего возраста (2 – 3 лет). — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Возрастные особенности психофизического развития детей раннего возраста (2 – 3 лет).



На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они пытаются строить простые предложения.

В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету, различать мелодии, петь.

Совершенствуется слуховое восприятие. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенное: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и.п.)

Для детей этого возраста характерна импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Требование «я-сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Задачи воспитания и обучения детей третьего года жизни:

1. Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Развивать основные движения, предупреждать утомление. Наряду с наглядно-действенным мышлением формировать элементы наглядно-образного мышления. Развивать восприятие, внимание, память детей.

2. Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

3. Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям.



4. Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.

5. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

6. Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.

7. Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям.

8. Развивать художественное восприятие детей, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.

2.2. Педагогические условия реализации рабочей Программы:

При реализации Программы педагогами нашей группы:

- продумано содержание и организация совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;

- определены единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;

- соблюдаются гуманистические принципы педагогического сопровожденияразвития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;

- осуществляется развивающее взаимодействиес детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»;

«Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;

- сочетается совместная с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельная деятельность детей;

- ежедневно планируются образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;



- создаётся развивающая предметно-пространственная среда;

- производится наблюдение, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;

- в сотрудничестве с родителями решаются задачи воспитания и развития малышей.

 

Виды детской деятельности и формы работы

 

Виды детской деятельности Формы работы
Двигательная Подвижные дидактические игры; подвижные игры с правилами; игровые упражнения; соревнования
Игровая Сюжетные игры; игры с правилами; развивающие игры
Познавательно-исследовательская Наблюдение; экскурсия; решение проблемных ситуаций; экспериментирование; коллекционирование; моделирование; реализация проекта; игры с правилами
Коммуникативная Беседа; ситуативный разговор; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; игры с правилами
Самообслуживание и элементарный труд Совместные действия; поручение; задания; реализация проекта
Конструирование моделирование; мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Изобразительная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; реализация проектов
Музыкальная Слушание; исполнение; экспериментирование; подвижные игры (с музыкальным сопровождением); музыкально-дидактические игры
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение; обсуждение; разучивание

 

 

2.3. Содержание педагогической работы по образовательным областям:

2.3.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Задачи образовательной деятельности

• Способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей.

• Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.

• Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).

• Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде.

• Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение.

• -содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

- прививать знания основ безопасности;

- формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий;

- объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;

- приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными;

-предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, игр с огнем;

- добиваться выполнения правил дорожного движения.

По развитию трудовой деятельности:

-обучать элементарным навыкам самообслуживания ( умения и порядка одевания /раздевания), опрятности,:

-воспитывать интерес к труду взрослых, поддерживать желание помогать взрослым;

-учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (младший воспитатель моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т.д.);

-приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по местам.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- Образ Я.Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка,

изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада.

Закреплять умение называть свое имя.

- Семья.Развивать умение называть имена членов своей семьи.

- Детский сад.Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).

Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

 

Содержание образовательной деятельности

Люди (взрослые и дети). Узнавание имен мальчиков и девочек в группе. Определение детьми особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежду, прически, предпочитаемые игрушки. Отличие взрослых и детей в жизни и на картинках. Показ и называние основных частей тела и лица человека, его действия. Различение и называние действий взрослых.

Определение ярко выраженных эмоциональных состояний, которые воспитатель называет словом и подчеркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса. Повторение за воспитателем слов, обозначающих эмоциональное состояние, узнавание на картинках.

Семья. Рассматривание картинок, изображающих семью — детей и родителей. Узнавание членов семьи, название их, понимание заботы родителей о детях.

Детский сад. Узнавание своей группы, воспитателей. Ориентация в помещении группы. Понимание правила «можно», «нельзя». По показу и напоминанию взрослого здороваются, прощаются, говорят «спасибо»,

«пожалуйста». Проявление внимание к словам и указаниям воспитателя, действуют по его примеру и показу. Участие вместе с воспитателем и детьми в общих подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх.

Труд. Представление о простых предметах своей одежды (названия), назначении их, способах надевания (колготок, маечек, футболок, штанишек).

Наблюдение за процессами труда взрослых по обслуживанию детей, что расширяет их кругозор. Называние определенных действий, которые взрослый

помогает ребенку выстроить в определенной последовательности.

Результаты образовательной деятельности:

 

Достижения ребенка («Что нас радует») Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- ребенок положительно настроен, охотно посещает детский сад, относится с доверием к воспитателям, общается, участвует в совместных действиях с воспитателем, переносит показанные игровые действия в самостоятельные игры; - эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу; - ребенок дружелюбен, доброжелателен к сверстникам, с интересом участвует в общих играх и делах совместно с воспитателем и детьми; - ребенок строит сюжет из нескольких связанных по смыслу действий, принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью; - охотно общается с воспитателем и с детьми, вступает в игровое взаимодействие; малыш активен в выполнении действий самообслуживания, стремится к оказанию помощи другим детям. - ребенок проявляет недоверие к окружающим, избегает общения, речь развита слабо; - игровые действия с игрушкой кратковременны, быстро теряет интерес к своей игре, отнимает игрушки у детей, занятых игрой; - общее эмоциональное состояние ребенка неустойчиво: спокойное состояние чередуется с плаксивостью, отдельными негативными проявлениями по отношению к сверстникам или взрослым; - игровые действия воспитателя в самостоятельной игре воспроизводит частично; игровые действия однообразны; предметами- заместителями пользуется только по предложению воспитателя; - выполняет некоторые действия самообслуживания, но только совместно или по предложению взрослого; наблюдение за взрослыми сверстниками не вызывает у ребенка интереса.

 

2.3.2. Образовательная область « Познавательное развитие»:

Задачи образовательной деятельности

- Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.

- Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

- Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.

- Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.

- Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).

Содержание образовательной деятельности

Дети 2-3 лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства - различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру).

Дети осваивают простейшие умения в различении предэталонов (это, как мячик; как платочек). Начинают пользоваться эталонами форм (шар, куб, круг).

Различают среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий.

Проявление интереса к количественной стороне множеств предметов. Различение и показ, где один предмет, где много, находят и называют один, два предмета.

Освоение цветов спектра, использование в собственной речи некоторых слов-названий цвета, часто без соотнесения с данным цветом.

Освоение фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), подбор по образцу, «опредмечивание фигуры». Различение по величине, сравнивание 3 предметов по величине.

В процессе ознакомления с природой малыши узнают: объекты и явления неживой природы, которые доступны ребенку для непосредственного восприятия.

Знакомство с животными и растениями, которых можно встретить в

ближайшем природном окружении, а также в детских книжках на иллюстрациях. Общие представления о конкретном животном или растении, отдельных его частях, их характерных признаках, особенностях образа жизни. Освоение отдельных признаков конкретных животных и растений как живых организмов.

Получение первичных представлений о себе через взаимодействие с природой.

 

Результаты образовательной деятельности:

 

Достижения ребенка («Что нас радует») Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами; - успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; - группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей; - активно использует «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы; - начинает пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто еще в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет); - проявляет активность и интересуется животными ближайшего природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы; по показу воспитателя обследует объекты природы, использует разнообразные обследовательские действия. - ребенок пассивен в играх с предметами разной формы, размера, не пользуется действиями, показывающими увеличение или уменьшение, сопоставление, сравнение. Выполняет аналогичное только в совместной со взрослым игре; - в основном раскладывает, перекладывает предметы безрезультатно, словами, обозначающими название форм, размеров, чисел не пользуется; - у ребенка отсутствует интерес к действиям с предметами и дидактическими игрушками как вместе со взрослым, так и самостоятельно; - малыш неспособен найти по образцу такой же предмет, составить группу из предметов по свойству; - ребенка отсутствует стремление учитывать свойства предметов в продуктивной деятельности; - малыш не понимает слов, обозначающих основные свойства и результаты сравнения предметов по свойству; - равнодушен к природным объектам; ребенка недостаточно развиты обследовательские умения и поисковые действия.

 

2.3.3. Образовательная область «Речевое развитие»:

Задачи образовательной деятельности

- Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;

- Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения;

- Развивать желание детей активно включаться в речевого взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

- Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

 

Содержание образовательной деятельности. Связная речь.

Понимание обращенной речи, сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Реагирование на обращение, используя доступные речевые средства, ответы на вопросы воспитателя используя фразовую речь или форму простого предложения. Отнесение к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимать ее содержания.

Инициативная связная разговорная речь как средство общения и познания окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к использованию в речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов.

В словарь входят:

· названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов;

· названия некоторых трудовых действий и собственных действий;

· имена близких людей, имена детей группы;

· обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.015 с.