Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-10-11 | 515 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Первые две характеристики мы уже определили:
1) субъект-субъектное взаимодействие
2) опосредованное субстанцией взаимодействие
Опираясь на функциональный подход, дадим характеристику каждому из элементов данной схемы:
S (source, источник) – M (message, сообщение) – R (receiver, получатель) – E (effect, эффект)
Функция S: производство и передача коммуникативной субстанции.
Функция M: перенос смыслов ко второму источнику взаимодействия
Функция R: Восприятие, обработка, получение информации, реакция
Обязательным условием коммуникации является определенное изменение в подсознании, сознании и поведении R, порожденное смыслами, содержащимися в сообщении.
Именно это изменение и является эффектом E коммуникации, делает коммуникацию коммуникацией, а субъекта, получившего сообщение, реальным получателем.
Финальные базовые характеристики коммуникативного взаимодействия:
Коммуникативное взаимодействие | субъект-субъектное | взаимодействие |
опосредованное информационное | ||
эффективное | ||
синхронное и диахронное |
Ряд специалистов также считает необходимым для коммуникации такой параметр, как целесообразность. Тем не менее, в целом категория целесообразности представляется некорректной, т.к.:
1. Имеет относительную природу (может быть целесообразна для одного субъекта, но нецелесообразна для другого)
2. Является избыточной (т.к. субъекты немеренно и сознательно обмениваются информацией)
В результате сформулированы четыре исчерпывающие важнейшие характеристики коммуникативного взаимодействия. Из трех фундаментальных вопросов выходит финальное определение коммуникации.
Билет 6. Коммуникация в ряду смежных категорий: понятия информации, энтропии, общения, перцепции, интеракции.
|
+ Определение коммуникации
Информация – это сообщение о чём-либо, это сведения, которые являются объектом сбора, хранения, обработки и передачи. В середине 20 века категория информация становится общенаучной – обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передача наследственных признаков от клетки к клетке, от организма к организму.
Информация – количественная мера уменьшения энтропии у читателя.
У человека есть постоянная потребность в ориентации и информации.
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия соц. субъектов, в ходе которых происходит: обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями, навыками и результатами этой деятельности.
Результаты деятельности: материальные (орудия и средства труда; объекты,воплощающие соц.ценности и человеческий опыт), нематериальные (результаты духовной деятельности, идеи, ценности, идеалы, чувства и настроения).
Общение – это обязательное условие формирования человека как существа социального. Есть учёные, которые полностью отождествляют понятия «коммуникация» и «общение», но в рамках нашего курса мы дифференцируем эти понятия.
Перцепция – это процесс восприятия сообщений, осуществляемый субъектами общения; непосредственное отражение действительности органами чувств; восприятие.
Интеракция – взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга.
Выделяется 3 формы интеракции: 1)групповая2)конкуренция3)конфликт(!но это не точно!)
Энтропия – это мера внутренней неупорядоченности системы; количественный показатель хаотичности; неупорядоченность некоторой совокупности элементов или их системы. Энтропия=0=полный порядок.
Билет 7. Понятие и типология коммуникативного действия.
Коммуникативное действие – действие социального субъекта, связанное с выполнением функций источника или получателя сообщения в коммуникативном взаимодействии.
|
Субъекты коммуникативного действия – акторы.
Критерии типологизации коммуникативных действий:
Интенциональное/неинтенциональное
Инт. – намеренное отправление сообщения
Неинт. – ненамеренное отправление сообщения (румянец при смущении)
Сознательное/неосознанное
Созн. – восприятие сообщения и реагирование на него с участием сознательного контура психики
Неосозн. – происходит без участия контура психики (купила вещь, т.к. понравилась)
Вербальное/невербальное
Верб. – устная и письменная речь
Неверб. – жесты, мимика, пантомимика
Возможны следующие типы коммуникативного действия источника:
ДИ 1.1. Интенциональное вербальное коммуникативное действие источника (ИВКДИ).
Пример – словесная просьба не курить в вашем присутствии.
ДИ 1.2. Интенциональное невербальное коммуникативное действие источника (ИНКДИ).
Пример – пожимаем плечами, когда не знаем, что ответить.
ДИ 2.1. Неинтенциональное вербальное коммуникативное действие источника (НВКДИ).
Пример – спонтанное использование ненормативной лексики.
ДИ 2.2. Неинтенциональное невербальное коммуникативное действие источника (ННКДИ).
Пример – непроизвольное зевание как знак усталости или утомлении разговором.
Возможны следующие типы коммуникативного действия получателя:
ДП 1.1. Неосознанное невербальное коммуникативное действие получателя (ННКДП).
ДП 1.2. Неосознанное вербальное коммуникативное действие получателя (НВКДП).
ДП 2.1. Сознательное невербальное коммуникативное действие получателя (СНКДП).
ДП 2.2. Сознательное вербальное коммуникативное действие получателя (СВКДП).
Билет 8. Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов). Примеры.
Под коммуникативным актом будем понимать элементарную единицу коммуникации.
Коммуникативный акт – однократное завершенное коммуникационное взаимодействие, в ходе которого применительно к одному дискретному целостному и завершенному сообщению совершились процессы его создания, отправки и получения.
КДИ | КДП | ||
Неосознанное КДП ДП1 | Сознательное КДП ДП2 | ||
Неинтенциональное действие источника ДИ2 | Невербальное НКДИ | 1)Неинтенциональный невербальный неосознанный коммуникативный акт | 5)Неинтенциональный невербальный сознательный коммуникативный акт |
Вербальное НКДИ | 2)Неинтенциональный вербальный неосознанный коммуникативный акт | 6)Неинтенциональный вербальный сознательный коммуникативный акт | |
Интенциональное действие источника ДИ1 | Невербальное ИКДИ | 3)Интенциональный невербальный неосознанный коммуникативный акт | 7)Интенциональный невербальный сознательный коммуникативный акт |
Вербальное ИКДИ | 4)Интенциональный вербальный неосознанный коммуникативный акт | 8)Интенциональный вербальный сознательный коммуникативный акт |
|
Примеры:
1) Поведение незнакомых друг с другом девушек и юношей на танцполе в клубе
2) В разговоре собеседник неосознанно употребляет слово, которое являлось ключевым в гипнозе оппонента
3) Один их собеседников воспринимает приближение оппонента как знак опасности или дискомфорта (позы и жесты, о которых знает источник, но не знает получатель, хотя они на него действуют)
4) Гипноз; гипнотизер(источник) управляет поведением получателя с помощью определенных фраз
5) Непроизвольный зевок во время переговоров как знак усталости для партнеров
6) Интеллигент в тюремной среде
7) Кивок головой как знак согласия
8) Чтение лекции
Билет 9. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации.
Социальная коммуникация – это процесс, в котором участвуют как минимум 2 социальных субъекта, причём есть как факт передачи, так и факт приёма информации. Со стороны источника передача осуществляется интенционально (намеренно) (вербально/невербально), а со стороны получателя происходит приём этой информации как на осознанном, так и на неосознанном уровне.
Основные критерии базируются на простейшей модели коммуникации Лассвелла (КТО сообщает ЧТО, по какому КАНАЛУ, КОМУ и с каким ЭФФЕКТОМ?)
В качестве основных критериев и классификаций выступают следующие:
I) По типу субъектов:
4 типа соц. субъектов, способных выполнять функции S и R (индивид, соц.группа, соц.орг, масса), т.е. личность-личность, личность-группа, личность-организация, личность-масса и т.д.
|
II) По психологической направленности:
Цель: донесение определенной информации до получателя, повышение уровня его информированности
Задача: информировать
Цель: возбуждение эмоций, пробуждение чувств у аудитории (например, комплимент)
Цель: побуждение аудитории к действию
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!