Билет 32. Информационно-коммуникативное общество в системе этапов общественного развития. Концепция М.Кастельса. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Билет 32. Информационно-коммуникативное общество в системе этапов общественного развития. Концепция М.Кастельса.

2017-10-11 732
Билет 32. Информационно-коммуникативное общество в системе этапов общественного развития. Концепция М.Кастельса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Существует два подхода к исследованию эволюции общества:

 

1.Цивилизационный (рассматривает эволюцию общества как смену цивилизаций. Исследователи – А.Тоинби, О.Тофлер, Д.Белл и другие).

 

2.Формационный (рассматривает эволюцию общества как смену общественно-экономических формаций. К.Маркс).

Сравнение стадий развития общества

Стадия развития Доиндустриальная Индустриальная Постиндустриальная
Тип общества Аграрное Промышленное Информационно-коммуникативное
Основные ком-ции Устные, межличностные Письменные, корпоративные Электронные, глобальные
Главный элемент системы Крестьянин, занимающийся заготовкой сырья Рабочий, который перерабатывает материал   Специалист, работающий с информацией
Осн. производственная организация Семья Завод, фабрика Компьютерные и сервисные службы
Основные технологии Ручной труд Механизмы Компьютерные технологии
Движущая сила Естественные природные ресурсы Искусственно созданная энергия Информация

 

Впервые понятие «информационное общество» стало употребляться во второй половине 60-ых годов XX века. Среди черт информационного общества исследователи отмечали следующие:

· глобальный характер информации, который прорывает государственные границы и организационные барьеры

· увеличение числа занятых в информационной сфере

· расширение демократии

· децентрализация власти

 

Характеристики информационного общества:

1) Информация становится товаром и основным экономическим ресурсом;

2) Большинство населения занято в сфере сбора, хранения, переработки и передачи информации;

3) Наличие развитой информационной инфраструктуры.

 

Концепция М.Кастельса

 

Кастельс проводит принципиальное различие между определениями «информационное общество» (information society) и «информациональное общество» (informational society), и, соответственно, между информационной и информациональной экономикой.

 

Дефиниция «информационное общество», главным образом, указывает на роль информации в данном обществе, однако, как справедливо отмечает Кастельс, информация в самом широком смысле, как передача знаний, сведений, играла принципиальную роль во все периоды общественного развития. Введенное определение «информациональное» указывает на «атрибут специфической формы социальной организации, в которой, благодаря новым технологическим условиям, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти».

Билет 33. Проблемы и противоречия информационно-коммуникативного общества.

 

Благодаря развитию глобальной информационной инфраструктуры, мир сжимается до размеров глобальной деревни (М.Маклюэн).

 

Минусы и проблемы информационного общества:

· Невозможность удержания сообщения в тех границах, на которые оно рассчитано.

· Появились новые типы преступлений, связанных с информационной сферой (экономические, преступления связанные с нарушением тайны частной жизни, нарушение государственной тайны).

· Виртуализация разных сфер жизни общества (повышение значимости вторичных знаковых систем). Виртуальная реальность – искусственно созданная реальность, которая близка к настоящей.

· Неравномерность распределения информационных ресурсов между странами и цивилизациями.

· Сокращение личного пространства человека, потеря анонимности

· Унификация культур

· Международный терроризм

· Рост количества компьютерных преступлений

· Манипуляция сознанием с помощью СМИ

· Нарушение гражданами информационного общества этических норм, асоциальное поведение

· Проблема отбора качественной и достоверной информации

 

 

Билет 34. Социальные функции коммуникации.

Функции коммуникации по Лассвеллу:

 

1. Надзор, наблюдение за окружающей социального субъекта средой, т. е. наблюдательная функция (социальный контроль).

Коммуникация позволяет социальному субъекту, общности постоянно сканировать окружающую среду для того, чтобы получить информацию об угрозах, рисках, возможностях. С помощью коммуникации члены общества получают возможность распространять свое наблюдение среды и выносить ситуацию за пределы своих сенсорных возможностей. Чем лучше реализуется эта функция, тем больше шансов у общности адаптироваться к среде, предвидеть угрозы и выживать.

2.Функция, организующая взаимодействие людей в их ответах на вызовы среды.

В процессе эволюции лучше приспосабливаются те общности, которые лучше взаимодействуют, лучше организованы, которые способны решать более сложные совместные задачи, а все это невозможно вне процессов коммуникации.

Применительно к МК можно говорить об организационной или регулятивной функции. Масс-медиа выступают площадкой для свободного обмена идей. Этот обмен есть форма организации совместной деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.