Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей

2017-10-11 1492
Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа предполагает использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.

Система формирования музыкальной культуры детей предпо­лагает использование различных методов. Каждый из трех основных методов — наглядный, словесный, практический применяется с на­растанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяс­нение, иллюстрация) через закрепление, упражнения (воспроизводящее и творческое), создание поисковых ситуаций (показ вариан­тов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми спо­собов деятельности. Степень нарастания проблемности педагогичес­ких методов регламентируется в зависимости от накопления детьми самостоятельных и творческих действий. Созданию проблемных си­туаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, спо­собности к элементарным суждениям и оценкам, развивают твор­ческое воображение, углубляют эмоциональное сопереживание, интерес к музыке.

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способ­ностей, личностных качеств. Важно заметить и развить все луч­шее, заложенное от природы, используя индивидуально-диффе­ренцированный подход, задания разной степени сложности (об­ращение к одному ребенку, подгруппе детей, всей группе). Необходимо учитывать интересы детей, склонности к различным видам музыкальной деятельности.

Кроме традиционных, применяются разработанные автором программы «Музыкальные шедевры» методы формирования основ музыкальной культуры детей. Это методы контрастных сопоставле­ний произведений и уподобления характеру звучания музыки, кото­рые способствуют осознанности восприятия, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, раз­вивают воображение, творчество.

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет за­интересовать детей, активизирует проявления эмоциональной от­зывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных и индивидуальных особен­
ностей детей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наибо­лее отчетливы. В более старшем возрасте применяются контрастные сопоставления произведений с постепенным уменьшением контра­стности образов. Усложнение прослеживается и по линии различе­ния смены настроений в разделах формы (двухчастной, трехчастной), жанров музыки, средств музыкальной выразительности. Срав­нивая два произведения по характеру или определяя близость по настроению произведений разных искусств и т.п., ребенок ориен­
тируется на обобщенные, целостные представления, сравнения «мак­роуровня», внимание детей может быть обращено на более мелкие детали, некоторые единицы музыкальной речи (сопоставления «мик­роуровня»)— ребенок различает контрасты настроений (интонации,
темы, фразы, разделы формы), выделяет выразительные средства музыки и т.п.

Разработана система заданий с различными типами контрас­тных сопоставлений — контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (различение оттенков), сравнение интонаций му­зыки и речи, сравнение различных вариантов интерпретации одного произведения (дети 6—7 лет) — оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано.

Контрастное сопоставление произведений способствует про­явлению и выражению эмоционально-оценочного отношения ре­бенка к искусству — первоначальных предпочтений, эмоциональ­ных и интеллектуальных оценок.

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Двигательное, словесное, полиху­дожественное и прочее уподобление музыке способствует своеоб­разной подстройке к звучанию, нахождению «эмоционального уни­ сона» и является способом выявления и выражения смысла музы­кальной речи, различения средств музыкальной выразительности, меняющихся в каждый миг звучания музыки. Для применения ме­тода уподобления характеру звучания необходима творческая рас­познавательная установка на восприятие и выражение эмоций — характера звучания и развития музыкального образа. Применяются различные виды уподобления звучанию музыки — моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное.

Моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмо-пластика, образные и танцевальные движения) побуждает детей к «экспериментированию» (Н.Н. Поддьяков), передаче харак­тера музыки, в каждый момент ее звучания (различению выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, ре­гистровых, тембровых особенностей, изменений характера звуча­ния) и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка. Этот творческий метод удовлетворяет потребность ребенка в движениях, способствует увлеченности, положительному эмоционально-оценочному отношению к му­зыке, глубине ее восприятия, развитию творческой активности.

Тактильное уподобление (прикосновение руки педагога к руке ребенка, моделирующее характер звучания музыки; используется в младшем возрасте), помогает детям ощутить эмоциональную выра­зительность музыкального образа, прочувствовать ее и связать слу­ховые впечатления со словесным обозначением настроения музы­ки, запомнить новое слово-образ, что ведет к осознанности восприятия музыки. Игровая форма применения этого приема способ­ствует, занимательности, проявлению интереса, положительному эмоциональному личностному контакту ребенка и взрослого. Этот прием был введен при исследовании развития эмоциональной от­зывчивости на музыку у младших дошкольников, которое было проведено совместно с И.В. Груздовой.

Словесное уподобление (эмоционально-выразительные пояс­нения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, ха­рактеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий) применяется в разном возрасте по-разному. Тихие, выразительные пояснения характера музыки могут сопровождать звучание музыки, предшествовать восприятию в виде альтернатив­ных вопросов (дети 3 лет), следовать за восприятием, побуждая к осмыслению выразительности музыкального образа, отдельных раз­делов формы, тем, интонаций (дети 3—7 лет). Поэзия, сказка раз­вивают художественно-образное мышление, воображение, эмоцио­нальную отзывчивость, побуждают детей к творчеству.

Вокальное уподобление в виде выразительного напевания педа­гогом мелодии во время звучания произведения и подпевания от­дельных интонаций, фраз детьми применяются в младшем возрасте (И.В. Груздова). Они выявляют для ребенка отношение к музыке взрослого, ориентируют его в потоке звуков, способствуют разли­чению слухом мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группах детского сада дети сами напевают полю­бившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накоплении опыта ее восприятия, положительного эмоци­онально-оценочного отношения.

Мимическое уподобление характеру звучания музыки — сосре­доточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность, внешнее проявление ув­леченности крайне важно для ребенка, так как служит для него своеобразным ориентиром, «путеводителем» в процессе восприятия музыки. Проявление значимости для взрослого ценности и красоты музыкального искусства способствует пониманию его значимости ребенком, который «заражается» отношением к музыке взрослого, его чувствами.

Темброво-ииструменталъное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тем­бра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы. В младшем возрасте (дети 3 лет) обсуждаются выразительные возможности музыкальных инструмен­тов, применяются совместные с педагогов действия с музыкальными инструментами и игрушками (ударные, колористические, шумовые). Дети 4—5 лет с помощью взрослого решают поисковые ситуации — выбирают инструменты для оркестровки, меняют инструменты в со­ответствии с изменениями характера музыки. Дети 6—7 лет в состоя­нии играть и на звуковысотных музыкальных инструментах, выпол­няют проблемные задания самостоятельно, проявляя свое отношение к музыке, чувство музыкальной формы, творческие способности. Оркестровка музыкальных произведений — привлекательнейшая для детей деятельность, способствующая ярким эмоционально-оценоч­ным проявлениям.

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в занятиях с детьми младшего возраста. Дети 1-го года жиз­ни, не понимающие значений слов, а также 2-го — 4-го года жиз­ни, пассивный и активный словарь которых находится в стадии становления и развития, ориентируются на интонационную выра­зительность речи, несущую, как и музыка, определенный смысл. Выразительная интонация пояснений, сходная с переданными в музыке настроениями является для ребенка эмоциональным ори­ентиром, усиливающим его переживания, способствует пониманию значений слов, осознанию выразительного смысла музыкального языка. Аналогичную роль играют выразительные вокализации, подпевание ярким интонациям мелодической линии произведения.

Цветовое уподобление (полисенсорные ассоциации) применя­ется для закрепления представлений о характере музыки, выявле­ния реакций на изменение настроений, осознания формы, разви­тия «словаря эмоций» детей. Этот прием позволяет усвоить и приме­нить новое слово-образ, высказаться о характере музыки в занима­тельной, игровой форме. Определенный цвет (небольшие цветные карточки) связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый) — с нежным, спо­койным характером музыки; темные, густые тона (темно-коричневый, темно-синий) — с мрачным, тревожным настроением; интенсивные, яркие тона (красный) — с решительным, торжественным. Детям разъясняют значения новых слов-образов. Педагог поднимает сначала одну карточку, потом другую, дети проговаривают новые для них слова. Во время звучания произведения, смены раздела фор­мы, дети поднимают соответствующие настроению музыки карточ­ки, проговаривая про себя характеристики эмоционально-образно­го содержания. Усвоение нового слова и перенос его на характерис­тику другого музыкального произведения, сходного по настрое­нию, происходит очень быстро. Этот прием способствует образова­нию представлений детей о выразительности цветовой гаммы, спо­собствует осознанности выбора цвета в изобразительной деятельно­сти для выражения определенного настроения в рисунке (непред­метном и предметном рисовании), пониманию выразительной роли цвета при восприятии произведений изобразительного искусства.

Полихудожественное уподобление характеру музыки позволяет ребенку осознать выразительную роль средств языка разных ис­кусств — живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной (двумя
или несколькими картинами) в плане общности или различия вы­раженных в них настроений (и, наоборот, картины с несколькими музыкальными произведениями), музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование
различных инсценировок и театрализованных игр (сопровождаю­щихся классической музыкой), творческих ритмо-пластических им­провизаций, способствуют образованию у детей обобщенных синестезийных представлений о выразительных возможностях искусств,
углубляющих их восприятие.

Усложнение приемов в младшем дошкольном возрасте предпола­гает показ действий педагогом, сопровождаемый выразительно про­изнесенными пояснениями, совместные с ребенком действия, показ вариантов действий и побуждение к самостоятельным проявлениям активности ребенка. В среднем и старшем дошкольном возрасте все большее значение приобретает образное слово, вариативность пока­зов, побуждение детей к творческой, эстетической активности.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.