История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-10-11 | 1583 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Программа предполагает использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.
Система формирования музыкальной культуры детей предполагает использование различных методов. Каждый из трех основных методов — наглядный, словесный, практический применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения (воспроизводящее и творческое), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Степень нарастания проблемности педагогических методов регламентируется в зависимости от накопления детьми самостоятельных и творческих действий. Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способности к элементарным суждениям и оценкам, развивают творческое воображение, углубляют эмоциональное сопереживание, интерес к музыке.
Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить все лучшее, заложенное от природы, используя индивидуально-дифференцированный подход, задания разной степени сложности (обращение к одному ребенку, подгруппе детей, всей группе). Необходимо учитывать интересы детей, склонности к различным видам музыкальной деятельности.
Кроме традиционных, применяются разработанные автором программы «Музыкальные шедевры» методы формирования основ музыкальной культуры детей. Это методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение, творчество.
Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных и индивидуальных особен
ностей детей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчетливы. В более старшем возрасте применяются контрастные сопоставления произведений с постепенным уменьшением контрастности образов. Усложнение прослеживается и по линии различения смены настроений в разделах формы (двухчастной, трехчастной), жанров музыки, средств музыкальной выразительности. Сравнивая два произведения по характеру или определяя близость по настроению произведений разных искусств и т.п., ребенок ориен
тируется на обобщенные, целостные представления, сравнения «макроуровня», внимание детей может быть обращено на более мелкие детали, некоторые единицы музыкальной речи (сопоставления «микроуровня»)— ребенок различает контрасты настроений (интонации,
темы, фразы, разделы формы), выделяет выразительные средства музыки и т.п.
|
Разработана система заданий с различными типами контрастных сопоставлений — контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (различение оттенков), сравнение интонаций музыки и речи, сравнение различных вариантов интерпретации одного произведения (дети 6—7 лет) — оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано.
Контрастное сопоставление произведений способствует проявлению и выражению эмоционально-оценочного отношения ребенка к искусству — первоначальных предпочтений, эмоциональных и интеллектуальных оценок.
Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Двигательное, словесное, полихудожественное и прочее уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению «эмоционального уни сона» и является способом выявления и выражения смысла музыкальной речи, различения средств музыкальной выразительности, меняющихся в каждый миг звучания музыки. Для применения метода уподобления характеру звучания необходима творческая распознавательная установка на восприятие и выражение эмоций — характера звучания и развития музыкального образа. Применяются различные виды уподобления звучанию музыки — моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное.
|
Моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмо-пластика, образные и танцевальные движения) побуждает детей к «экспериментированию» (Н.Н. Поддьяков), передаче характера музыки, в каждый момент ее звучания (различению выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей, изменений характера звучания) и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка. Этот творческий метод удовлетворяет потребность ребенка в движениях, способствует увлеченности, положительному эмоционально-оценочному отношению к музыке, глубине ее восприятия, развитию творческой активности.
Тактильное уподобление (прикосновение руки педагога к руке ребенка, моделирующее характер звучания музыки; используется в младшем возрасте), помогает детям ощутить эмоциональную выразительность музыкального образа, прочувствовать ее и связать слуховые впечатления со словесным обозначением настроения музыки, запомнить новое слово-образ, что ведет к осознанности восприятия музыки. Игровая форма применения этого приема способствует, занимательности, проявлению интереса, положительному эмоциональному личностному контакту ребенка и взрослого. Этот прием был введен при исследовании развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших дошкольников, которое было проведено совместно с И.В. Груздовой.
Словесное уподобление (эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий) применяется в разном возрасте по-разному. Тихие, выразительные пояснения характера музыки могут сопровождать звучание музыки, предшествовать восприятию в виде альтернативных вопросов (дети 3 лет), следовать за восприятием, побуждая к осмыслению выразительности музыкального образа, отдельных разделов формы, тем, интонаций (дети 3—7 лет). Поэзия, сказка развивают художественно-образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, побуждают детей к творчеству.
Вокальное уподобление в виде выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций, фраз детьми применяются в младшем возрасте (И.В. Груздова). Они выявляют для ребенка отношение к музыке взрослого, ориентируют его в потоке звуков, способствуют различению слухом мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группах детского сада дети сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накоплении опыта ее восприятия, положительного эмоционально-оценочного отношения.
|
Мимическое уподобление характеру звучания музыки — сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность, внешнее проявление увлеченности крайне важно для ребенка, так как служит для него своеобразным ориентиром, «путеводителем» в процессе восприятия музыки. Проявление значимости для взрослого ценности и красоты музыкального искусства способствует пониманию его значимости ребенком, который «заражается» отношением к музыке взрослого, его чувствами.
Темброво-ииструменталъное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы. В младшем возрасте (дети 3 лет) обсуждаются выразительные возможности музыкальных инструментов, применяются совместные с педагогов действия с музыкальными инструментами и игрушками (ударные, колористические, шумовые). Дети 4—5 лет с помощью взрослого решают поисковые ситуации — выбирают инструменты для оркестровки, меняют инструменты в соответствии с изменениями характера музыки. Дети 6—7 лет в состоянии играть и на звуковысотных музыкальных инструментах, выполняют проблемные задания самостоятельно, проявляя свое отношение к музыке, чувство музыкальной формы, творческие способности. Оркестровка музыкальных произведений — привлекательнейшая для детей деятельность, способствующая ярким эмоционально-оценочным проявлениям.
Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в занятиях с детьми младшего возраста. Дети 1-го года жизни, не понимающие значений слов, а также 2-го — 4-го года жизни, пассивный и активный словарь которых находится в стадии становления и развития, ориентируются на интонационную выразительность речи, несущую, как и музыка, определенный смысл. Выразительная интонация пояснений, сходная с переданными в музыке настроениями является для ребенка эмоциональным ориентиром, усиливающим его переживания, способствует пониманию значений слов, осознанию выразительного смысла музыкального языка. Аналогичную роль играют выразительные вокализации, подпевание ярким интонациям мелодической линии произведения.
Цветовое уподобление (полисенсорные ассоциации) применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявления реакций на изменение настроений, осознания формы, развития «словаря эмоций» детей. Этот прием позволяет усвоить и применить новое слово-образ, высказаться о характере музыки в занимательной, игровой форме. Определенный цвет (небольшие цветные карточки) связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый) — с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона (темно-коричневый, темно-синий) — с мрачным, тревожным настроением; интенсивные, яркие тона (красный) — с решительным, торжественным. Детям разъясняют значения новых слов-образов. Педагог поднимает сначала одну карточку, потом другую, дети проговаривают новые для них слова. Во время звучания произведения, смены раздела формы, дети поднимают соответствующие настроению музыки карточки, проговаривая про себя характеристики эмоционально-образного содержания. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по настроению, происходит очень быстро. Этот прием способствует образованию представлений детей о выразительности цветовой гаммы, способствует осознанности выбора цвета в изобразительной деятельности для выражения определенного настроения в рисунке (непредметном и предметном рисовании), пониманию выразительной роли цвета при восприятии произведений изобразительного искусства.
|
Полихудожественное уподобление характеру музыки позволяет ребенку осознать выразительную роль средств языка разных искусств — живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной (двумя
или несколькими картинами) в плане общности или различия выраженных в них настроений (и, наоборот, картины с несколькими музыкальными произведениями), музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование
различных инсценировок и театрализованных игр (сопровождающихся классической музыкой), творческих ритмо-пластических импровизаций, способствуют образованию у детей обобщенных синестезийных представлений о выразительных возможностях искусств,
углубляющих их восприятие.
Усложнение приемов в младшем дошкольном возрасте предполагает показ действий педагогом, сопровождаемый выразительно произнесенными пояснениями, совместные с ребенком действия, показ вариантов действий и побуждение к самостоятельным проявлениям активности ребенка. В среднем и старшем дошкольном возрасте все большее значение приобретает образное слово, вариативность показов, побуждение детей к творческой, эстетической активности.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!