История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-10-11 | 641 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Эффективно применение гибкой, синкретичной, вариативной структуры занятий различных видов, а также других форм приобщения ребенка к музыке в семье и повседневной жизни детского сада, объединяющих различные виды музыкальной и художественной деятельности при ведущей роли игры, сказки, сюжетности, способствующих эмоциональной увлеченности детей музыкой и осознанности ее восприятия, проявлениям образного мышления и воображения, творческой активности, музыкально-эстетического сознания (эстетических эмоций, интереса к музыке, основ вкуса, идеальных представлений о красоте).
Занятия — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня развития музыкальной культуры детей. Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Развитие образной речи детей предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.
Для формирования основ музыкальной культуры детей важно, чтобы музыка звучала и в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях. Это — слушание знакомых музыкальных произведений, полюбившихся детям, музыкальные игры-путешествия в прошлое и настоящее, игры - сказки, звучание музыки фоном во время тихих игр, рисования, проведение тематических музыкальных вечеров, бесед-концертов, театральных постановок.
Праздничные даты могут отмечаться по-разному: развлечения, тематические или комплексные занятия, а не только в виде утренника.
Необходимо, чтобы музыка (не только развлекательная) звучала и в семье. Поскольку объем внимания дошкольников не велик, целесообразно давать слушать детям небольшие произведения или яркие фрагменты.
Дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий. Обширный репертуар, записанный на семи аудио-кассетах с методическими рекомендациями «Слушаем музыку, танцуем и играем», и трех аудио-кассетах с альбомом «Беседы о музыкальных инструментах», прилагаемых к программе, рекомендуется для слушания с детьми разного возраста как в детском саду, так и в семье. На кассетах записано более 350 музыкальных шедевров разных жанров, эпох и стилей, данных в определенных тематических подборках. Многие произведения записаны во фрагментах, доступных по продолжительности звучания возможностям восприятия музыки дошкольника. Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение к музыке близких ему взрослых людей. Слушая музыку с детьми, надо иногда предлагать им передать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, движениях рук, в игре на музыкальных инструментах, соответствующих по тембру звучанию произведения. Надо учить их передавать характер музыки в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др.
|
Критерии оценки уровня сформированности основ музыкальной культуры детей
В разных возрастных группах
Разработка критериев оценки уровня сформированности музыкальной культуры детей основана на анализе структуры понятия «музыкальная культура дошкольников», которое включает в себя следующие компоненты: эмоциональную отзывчивость, мышление и воображение; интонационный опыт восприятия музыки, опыт музыкальной деятельности и развитие способностей; музыкально-эстетическое сознание (эстетические эмоции, чувства, интерес к музыке, вкус, представления об идеале); эмоционально-оценочное отношение, являющееся проявлением музыкально-эстетического сознания и музыкально-творческую активность детей.
Разрабатывались показатели уровня сформированности каждого компонента музыкальной культуры, затем они суммировались в общие показатели, так как некоторые из них свидетельствовали о развитии одновременно нескольких структурных компонентов музыкальной культуры. Например, эмоциональная отзывчивость (центр музыкальности) [Диагностика развития музыкальных способностей представлена в кн.: О.П. Радынова, А.Катинене и М.Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников»— М., 1997, с. 28—30] является показателем развития интереса, вкуса, представлений об идеале прекрасного, эмоционально-оценочного отношения к музыке, творческой активности, выразительности исполнения. Она диагностируется по внешним проявлениям детей во время слушания музыки — продолжительности внимания, моторно-двигательным реакциям. Интерес к музыке, кроме учета показателей эмоциональной отзывчивости, диагностируется по просьбам повторить произведение, наличию любимых произведений, желанию слушать музыку, вкус детей — по предпочтениям. Развитие музыкального мышления является одновременно показателем интереса, вкуса, представлений об идеале прекрасного, музыкально-образовательных знаний, эмоционально-оценочного отношения к музыке, творческой, активности. Оно диагностируется по высказываниям детей о характере музыки, смене настроений в частях произведения (определения формы), по определению жанра, средств музыкальной выразительности, оценочным суждениям о красоте музыки, предпочтениям, оригинальности творческих проявлений. Музыкально-образовательные знания детей определяются по ответам на систему вопросов о музыкальных инструментах, о композиторах, самой музыке, жанрах, средствах выразительности. Проявления воображения диагностируется по образности высказываний о характере музыки, по степени выразительности исполнения и оригинальности творческих импровизаций в различных видах музыкальной деятельности — пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Интонационный опыт восприятия музыки фиксируется по на-личию любимых произведений, вокализаций (пению любимых мелодий, мелодических интонаций).
|
Разработаны критерии и показатели уровней сформированности основ музыкальной культуры детей в соответствии с возрастными возможностями проявления у детей этого личностного качества. В младшем возрасте эти критерии совпадают с показателями развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Ими являются: сосредоточенность внимания; продолжительность восприятия; двигательная активность (наличие движений, мимических реакций, вокализаций); наличие действий с музыкальными инструментами и игрушками, их соответствие характеру и ритму музыки; желание слушать музыку, высказывания детей о характере музыки и их предпочтения. Поскольку в младшем дошкольном возрасте возможности суждений крайне ограничены, оценкой можно считать эмоциональные проявления детей — тон их речи, тишину после прослушивания музыки, внешние проявления (выражения глаз, мимику), а также выражение впечатлений через характеристики эмоционально-образного содержания музыки, произнесенные с оценочной интонацией. В средней и старшей группах детского сада добавляются показатели, выявляющие уровень знаний детей о музыке (с учетом возраста), степень выразительности исполнениях, проявлений творческой активности. Показателями уровня формирования музыкальной культуры в старшей группе детского сада являются: сосредоточенность внимания; продолжительность восприятия; двигательная активность, выразительность исполнения (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах), оригинальность творческих проявлений (ритмо-пластических образов, двигательных импровизаций, интонационно-окрашенных вокализаций, импровизаций на музыкальных инструментах), глубина высказываний о музыке, выразительность оценочных суждений о красоте музыки, наличие любимых произведений, предпочтений, знаний о музыке, ее языке. Эти показатели свидетельствуют о развитии эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, основ вкуса, представлений об идеале, то есть компонентов музыкально-эстетического сознания детей, проявлением которого является эмоционально-оценочное отношение к музыке, свидетельствующее о началах становления музыкально-эстетической культуры ребенка. Эти показатели выявляют развитие мышления, воображения, творческих способностей в процессе восприятия музыки, что свидетельствует не только о музыкальном, но и общем развитии детей.
|
Ведущим видом деятельности в программе «Музыкальные шедевры» является музыкальное восприятие, которое центрирует, объединяет все другие (исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность). Исполнительские и творческие умения и навыки дети получают на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению, на усмотрение педагога).
Основные задачи программы:
—накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений);
—вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
— развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и др.);
— развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
— побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);
—расширять знания детей о музыке;
—вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;
|
—побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), поддерживать проявления оценочного отношения.
Эти общие задачи, а также более конкретные задачи, сформулированные ниже по каждой теме, едины для всех возрастных групп. Возможности детей в их осуществлении в разном возрасте различны. Поэтому педагог добивается их решения с учетом уровня развития детей в каждой возрастной группе. Так в 1-й и 2-й младших группах, когда речь детей слабо развита, роль педагога
более активна. Он сам дает определения характера музыки (по ходу до ее звучания), побуждает детей «выводить» знакомые им слова из пассивного словаря в активный, показывает варианты движений, подбирает тембры музыкальных инструментов для оркестровки и т.д. По мере взросления активность и самостоятельность детей возрастают.
Тематический план
1 тема: «Настроения, чувства в музыке»1
(сентябрь, октябрь)2
Дать детям представление о том, что музыка разных времен (как программная, так и не программная) выражает чувства, настроения, переживания человека, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Знакомить детей с характерными особенностями интонаций музыки разных эпох и стилей: старинной музыкой (А.Вивальди, И.С. Бах, Ж.Ф. Рамо, Ф.Куперен и др.), музыкой венских классиков (В.Моцарт, И.Гайдн, Л.Бетховен), композиторов-романтиков Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман и др.), музыкой русских композиторов-классиков (М.Глинка, А.Лядов, Н.Римский-Корсаков, А.Гречанинов, П.Чайковский, С.Рахманинов и др.), современной клас
сической музыкой (С.Майкапар, С.Прокофьев; Д.Шостакович, Г.Свиридов, Д.Кабалевский и др.).
Знакомить детей с основными жанрами музыки (прелюдия, ноктюрн, этюд, соната, симфония, концерт, опера, балет и др.).
Развивать умения сравнивать контрастные произведения разных жанров, одного жанра, пьесы с одинаковыми или близкими названиями, различать оттенки настроений в близких по эмоциональному содержанию произведениях.
1 Тема включает в себя произведения, в которых настроения, переданные в музыке, отражены в названиях пьес, а также непрограммную музыку, в которых дети различают настроения и их смену.
2 Распределение тем по месяцам условно: педагог сам корректирует
планирование в зависимости от темпа усвоения репертуара детьми.
Знакомить детей с выразительными возможностями музыкальных инструментов (клавесин, орган, фортепиано, инструменты симфонического оркестра, народного оркестра).
Развивать способности слышать и выражать смену настроений, наиболее яркие выразительные средства музыки, в движениях (в движениях рук, танцевальных, образных). Формировать навыки выразительных движений, творческие умения.
Развивать умения находить тембры музыкальных инструментов, близкие по характеру звучащему произведению; ритмично и выразительно играть на музыкальных инструментах, слыша и передавая смену характера музыки.
|
Побуждать к подпеванию (младшие группы) и пропеванию (средняя и старшая группы) ярких, запоминающихся мелодий из прослушиваемых произведений (в удобном детям диапазоне). Развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма; формировать певческие навыки.
Развивать эстетические способности — соотносить характер непрограммной музыки с цветом в непредметном рисовании (передавать настроение музыки в цветовых пятнах).
Примерный реперт уар
(Возраст детей указан условно: репертуар может использоваться в разных возрастных группах, при этом меняются методические приемы, длина фрагмента)
Младший возраст,средняягруппа группа |
Л.Бетховен. Весело-грустно; Г.Свиридов.Ласковая просьба («Альбом пьес для детей»);П.Чайковский. Новая кукла, Болезнь куклы («Детский альбом»); Д.Кабалевский. Плакса, Злюка, Резвушка, Упрямый братишка, соч. 89, Лентяй («В сказочном лесу»), Клоуны; Р.Шуман. Смелый наездник, Всадник («Альбом для юношества»); П.Чайковский. Игра в лошадки («Детский альбом»); А.Гречанинов. Верхом на лошадке («Детский альбом»); А. Гречанинов. Материнские ласки («Бусинки»); П.Чайковский. Мама («Детский альбом»); Д.Кабалевский. Печальная история, соч. 27; С.Майкапар. Пастушок («Бирюльки»); Р.Шуман. Пьеска («Альбом для юношества»); И.С. Бах. Шутка (оркестровая сюита си минор); П.Чайковский. Юмореска, соч. 10, № 2, Скерцо, соч. 42, № 2; АДворжак. Юмореска; Р.Щедрин. Юмореска; Х.Глюк. Мелодия (опера «Орфей»); П.Чайковский. Мелодия, соч. 42, № 3; А.Рубинштейн. Мелодия; А.Дворжак. Цыганская мелодия; В.Моцарт. Турецкое рондо (соната ля мажор).
С.Майкапар. Тревожная минута («Бирюльки»), Раздумье, соч.33, № 2; Ф.Шопен. Прелюдия, соч. 28, № 4; Р.Шуман. Первая потеря («Альбом для Юношества»); Л.Бетховен. Соната ре минор № 17, 3-я часть (фрагмент); П.Чайковский. Утренняя молитва, В церкви
(«Детский альбом»); Ф.Шуберт. Аве Мария; И.С. Бах — Ш.Гуно. Аве Мария; И.С. Бах. Прелюдия до мажор (фрагмент) («Хорошо темперированный клавир», т. I); Р.Шуман. Порыв («Фантастические пьесы»); С.Прокофьев. Раскаяние («Детская музыка»); М.Му
соргский. Слеза; М.Глинка. Разлука; П.Чайковский. Ноктюрн до диез минор, соч. 19, № 4; Ф.Шуберт. Музыкальный момент фа минор, соч. 94, № 3; С.Рахманинов. Музыкальный момент ми бемоль минор, соч. 16, № 2; И.Гайдн. Соната ре мажор, № 7; Ж.Бизе. Увертюра к опере «Кармен».
Старший возраст Тематическая беседа — концерт «Вольфганг Амадей" Моцарт»: В.Моцарт. Симфония № 40 (фрагменты), Соната для фортепиано № 11, 1-я часть (фрагменты), Концерт для скрипки с оркестром № 4, ре мажор (фрагменты). Сонаты для клавесина и флейты № 4 (1-я и З-я части) и № 5 (Менуэт), Рондо ля минор (фрагмент), Реквием — Лакримоза (фрагмент).
2 тема: «Песня, танец, марш» (ноябрь, декабрь, январь)
Эта тема является основополагающей в программе для общеобразовательных школ РФ Д.Б. Кабалевского. В дошкольном возрасте дети получают первоначальные представления о песнях, танцах, маршах и накапливают ценный опыт музыкальной деятельности. Дать детям представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях.
Песня напевная, плавная, протяжная, звонкая. Жанры народных песен (хороводная, плясовая, детский фольклор). Учить детей сравнивать песни, разные по характеру.
Танец отрывистый, легкий, грациозный, подвижный, плавный, неторопливый. Побуждать детей сравнивать разные танцы, отмечая характерные особенности каждого (русская плясовая, хоровод, менуэт, гавот, полька, вальс и др.), одинаковые танцы, различая в них оттенки настроений.
Марш четкий, отчетливый, размеренный. Побуждать детей сравнивать разные по характеру марши (торжественный, бодрый, шутливый).
Дать детям Представление о том, что песня, танец и марш (иногда в преображенном виде) встречаются в других произведениях (в программной и непрограммной музыке различных жанров). Развивать у детей представления о чертах песенности, танцевальности и маршевости в музыке.
Дать детям представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров (песни и марша, песни и танца, танца и марша).
Обучать детей вокально-хоровым навыкам и умениям (певческая, установка, звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования, ансамбль). Побуждать детей к творчеству, применяя систему творческих заданий. Систематически развивать звуко-высотный слух, применяя музыкально-дидактические игры и пособия. Развитие музыкальных способностей является общей задачей всех тем программы.
Обучать детей навыкам музыкально-ритмических движений, развивать пластику, выразительность элементарных танцевальных и образных Движений. Развивать чувство ритма. Побуждать детей к танцевальному творчеству, применяя систему творческих заданий.
Систематически, начиная с младших групп, развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма, обучая детей игре на музыкальных инструментах и игрушках. Обучать детей игре на музыкальных инструментах по слуху (начиная со средней группы).
Примерный репертуар
Младший возраст, Со вьюном я хожу; Ходила младешенькапоборочку. Обр.
средняя группа Н.Римского-Корсакова; Г.Свиридов. Романс (музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»), Колыбельная песенка («Альбом пьес для детей»); Р.Шуман. Маленький романс («Альбом для юношества»); С.Майкапар. Романс («Бирюльки»).
Тематические беседы — концерты: «Народные колыбельные»; «Колыбельные русских и зарубежных композиторов».
П.Чайковский. Итальянская песенка, Старинная французская песенка, Немецкая песенка, Неаполитанская песенка («Детский альбом»); Ф.Мендельсон. Песня без слов (Весенняя); И.С.Бах. Ария (сюита № 3 для камерного оркестра); Ф.Шуберт Форельный квинтет, часть 4; М.Глинка. Камаринская; Р.Шуман. Солдатский марш («Альбом для юношества»); П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков («Детский альбом»); Д.Шостакович. Марш («Детская тетрадь»); Д.Россини. Марш (из увертюры к опере «Сорока-воровка»); Д.Россини. Марш (из увертюры к опере «Вильгельм Тель»); С.Майкапар. Вальс («Бирюльки»); А.Гречанинов. Вальс («Детский альбом»); М.Глинка. Вальс-фантазия; П.Чайковский. Вальс ля бемоль мажор; Ф.Шопен. Вальс № 17; П.Чайковский. Полька.(«Детский альбом»); С.Майкапар. Полька («Бирюльки»); И.Штраус. Полька «Трик-трак»; П.Чайковский. Мазурка («Детский альбом»), А.Гречанинов. Мазурка («Детский альбом»); И.Бах. Менуэт (сюита № 2 для камерного оркестра); В.Моцарт. Менуэт («Маленькая ночная серенада»); Л.Бетховен. Менуэт, Экосез.
Старший возраст |
Во поле береза стояла. Обр. Н. Римского-Кор-
сакова; Во поле березонька стояла. Обр. А.Гу-рилева; Голова ль ты моя, головушка. Обр. Н. Римского-Корсакова; П.Чайковский. Русская песня (обработка
русской народной песни «Голова ль ты моя, головушка») («Детский альбом»).
Тематические беседы — концерты: «Народные колыбельные»; «Колыбельные русских и зарубежных композиторов».
Однозвучно гремит колокольчик. Слова И.Макарова; Дубинушка (русская народная песня); Вдоль по Питерской (русская народная песня); А.Алябьев, слова П.Беранже. Нищая; Я.Пригожий, слова М.Языкова. Ночь светла; Дремлют плакучие ивы (русская народная песня); Эй, ухнем (русская народная песня); В.Абаза, слова И.Тургенева. Утро туманное; С.Рахманинов, слова Ф.Тютчева. Вешние воды; П.Чайковский. Романс фа минор; Ф.Шуберт. Мельник и ручей; Э.Григ. Песня Сольвейг; Л.Бетховен. Симфония № 9. Финал; И.Гайдн. Серенада; Ф.Шуберт. Серенада; Э.Григ. Ноктюрн; Ф.Шопен. Ноктюрн № 8, ре-бемоль мажор; А.Бородин. Ноктюрн; Т.Альбинони. Адажио; Ф.Шуберт. Соната ля мажор, 1 часть (фрагменты); Р.Шуман. Грезы («Детские сцены»); А.Рубинштейн. Мелодия; Д.Кабалевский. Песенка, Боевая песенка, соч. 89; Р.Шуман. Песня итальянских моряков («Альбом для юношества»); С.Майкапар. Песня моряков («Бирюльки»); Ф.Шуберт. Серенада; С.Прокофьев. Марш («Детская музыка»); Л.Дунаев. Парафраз на тему марша «Тоска по Родине»; П.Чайковский. Марш (балет «Щелкунчик»), Марш (опера «Пиковая дама»); Г.Свиридов. Военный марш; П.Чайковский. Похоронный марш, соч. 40; Ф.Мендельсон. Свадебный марш; Г.Берлиоз. Венгерский марш № 3; Д.Верди. Марш (опера «Аида»); И.Штраус. Марш; Л.Бетховен. Симфония № 7, 2-я часть; С.Прокофьев. Монтекки и Капулетти; Д.Кабалевский. Вальс ре минор; П.Чайковский. Вальс фа минор; Ф.Шопен. Вальс № 6, Вальс № 1, Вальс № 19; С.Прокофьев. Вальс (балет «Золушка»), Вальс (опера «Война и мир»);Т.Свиридов. Вальс (музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»); И.Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае», Королевский вальс.
Тематическая беседа — концерт «Вальс»: С.Майкапар. Вальс («Бирюльки»); П.Чайковский. Вальс («Детский альбом»); Н.Леви. Маленький вальс; И.Брамс. Вальс ля бемоль мажор, соч. 39, № 15; П.Чайковский. Сентиментальный вальс, соч. 51, № 51, № 6; С.Прокофьев. Вальс («Детская музыка»). С:Майкапар. Гавот; И.Бах. Гавот (сюита № 3 для камерного оркестра); С.Прокофьев. Гавот (балет «Золушка»), Гавот («Классическая» симфония), Гавот, соч. 32; Д.Кабалевский. Старинный танец, соч. 27; Т.Свиридов. Старинный танец («Альбом пьес для детей»); С.Майкапар. Менуэт («Бирюльки»); И.С.Бах. Менуэт ре минор; В.Моцарт. Менуэт ре мажор; Г.Персел. Менуэт; Л.Боккерини. Менуэт; И.Гайдн. Менуэт (симфония № 45, «Прощальная»); В.Моцарт. Менуэт (симфония № 40); И.Бах. Полонез (сюита № 2 для камерного оркестра); Ф. Шопен. Полонез ля мажор, Полонез фа-диез минор; Ф.Шопен. Мазурка фа минор, Мазурка до мажор, Мазурка до-диез минор; П.Чайковский. Две мазурки, соч. 40;.Д.Шостакович. Танцы кукол: Вальс, Лирический вальс, Вальс-шутка, Гавот, Полька, Романс, Танец; И.Брамс. Венгерский танец; А.Дворжак. Славянский танец; П.Чайковский. Русская пляска; М.Глинка. Арагонская хота; Воспоминания о летней ночи в Мадриде; М.Равель. Болеро; А.Хачатурян. Танец с саблями; Ф.Шопен. Этюд ми минор, соч. 25, № 5; Л.Бетховен. Финал концерта для фортепиано с оркестром № 5 (фрагменты); Ф.Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28, № 7; В.Моцарт. Маленькая ночная серенада, 4-я часть (фрагменты).
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!