Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-10-11 | 586 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты.
Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру — о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни — в детском саду и в семье — дети не получают возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальной культуры. В детском саду они воспитываются, в основном, на упрощенном по музыкальному языку репертуаре, не имеющем подлинной художественной ценности. В семье дети слышат, как правило, лишь развлекательную музыку.
В результате ребенок в дошкольном детстве, сензитивном к усвоению опыта, не может постичь, подобно освоению родного языка, семантику музыкальной речи, «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.
Разработанная автором концепция обосновывает важность накопления, уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью.
Теоретико-методологическим фундаментом программы явились философские и психолого-педагогические концепции о поисках синтеза познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности и общения в процессе освоения человеком культурных ценностей.
Цель программы — формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.
Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психо-физиологические особенности детей, взаимосвязанная со всей воспитательно-образовательной работой в детском саду.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости иосознанности восприятия, (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желания слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.
|
В центре программы — развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности — музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.
В разработанной системе формирования основ музыкальной культуры дошкольников (принципы, содержание, методы, формы организации музыкальной деятельности) обеспечивается динамика развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке — от эмоциональной оценки (ранний и младший возраст) к оценке, все более опосредуемой деятельностью мышления и воображения и приобретающей эмоционально-интеллектуальный, познавательно-оценочный характер.
Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности) при овладении определенными знаниями, умениями, навыками (А.И. Катинене, О.П. Радынова). Знания о музыке, умения и навыки музыкальной деятельности, музыкальные и творческие способности детей формируются в опоре на развитие музыкально-эстетического сознания — эстетических эмоций, интереса, вкуса, преставлений о красоте. Музыкально-эстетическое сознание во взаимосвязи всех его компонентов (в том числе и представление об идеале прекрасного), в доступных возрасту границах, формируется в разные периоды жизни, начиная с дошкольного детства. При анализе структуры музыкально-эстетического сознания необходимо отметить, что каждый из компонентов (имея свою структуру) представляет собой гармоничное единство чувственно-оценочного и интеллектуально-оценочного компонентов. Поэтому для развития музыкально-эстетического сознания ребенка необходима деятельность, как чувственного начала, так и мышления.
|
Система принципов подбора репертуара, разработанные методы формирования основ музыкальной культуры детей и рекомендуемые формы организации музыкальной деятельности детей направлены на развитие во взаимосвязи эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества.
Музыкальная культура ребенка дошкольного возраста — это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.
Развитие эмоциональной отзывчивости в младшем дошкольном возрасте ведет к появлению положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. Постепенно развивается опосредованное процессами мышления и воображения эмоционально-оценочное отношение, являющееся проявлением формируемого музыкально-эстетического сознания ребенка.
Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Этот ценностный опыт переживаний — тезаурус музыкальных впечатлений ребенка — является основой формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.
Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Чем
раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей и народной музыки, тем богаче его тезаурус, тем более успешным становится его развитие. Если эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью музыки, то это не пройдет бесследно для его духовного становления.
|
В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации — способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая народную музыку и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания.
Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Беседы о музыке помимо разнообразных сведений, имеющих познавательное значение, включают характеристику эмоционально-образного содержания произведения. В результате словарь детей обогащается словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыкальная деятельность, в силу ее эмоциональности, привлекательна для ребенка. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка — актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.
При этом весьма существенно, что ценностные ориентиры ребенка появляются лишь в том случае, если он слушает произведения высокого искусства. Ценностные ориентации личности можно воспитать только на восприятии истинных ценностей и постоянных их оценках ребенком. Музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале.
Содержание программы «Музыкальные шедевры»
Содержание музыкального образования в большой степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Музыкальные способности, навыки и умения могут развиваться на репертуаре, имеющем различную художественную ценность. Содержанием программы «Музыкальные шедевры» являются подлинные образцы мировой музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей.
|
Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве — народном и профессиональном. У современного человека есть возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, делая его своим духовным достоянием.
Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.
Музыкальное искусство — едва ли ни единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту. Народная педагогика, бережно хранящая обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребенка возникает потребность в художественном слове, музыке, общении со взрослым, отношение к близким людям и искусству. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства. Эмоциональная отзывчивость на музыку — центр музыкальности — проявляется и развивается у ребенка уже в первые месяцы жизни.
Становление музыкальной культуры личности, а через нее — художественной, эстетической и общей духовной культуры должно начинаться в раннем детстве, когда у ребенка еще не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или перестраивать. Маленький ребенок открыт, доверчив, восприимчив. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времен.
Музыка — интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и окружающий его мир. Крупный теоретик музыкознания Б.В. Асафьев, подчеркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания, который он называл «речью чувства», «состоянием тонового напряжения». Б.В. Асафьев отмечал, что в каждую историческую эпоху в музыке отражался излюбленный круг образов, тем, интонаций, что в музыке разных времен существовал свой «интонационный словарь» эпохи.
Программа «Музыкальные шедевры» основана на накоплении ребенком опыта восприятия музыкального искусства подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда и который предполагает определенный сензитивный период (до трех лет). Чтобы «овладеть» музыкальным языком, чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, ребенок должен находиться в музыкальной среде, накопить опыт восприятия музыкальных произведений высокого искусства. Накапливая опыт восприятия различной по стилю музыки, ребенок постигает «интонационный словарь» разных эпох.
|
Слушая музыкальные произведения, низкого художественного уровня, и ощущая положительное отношение к ним взрослого; (при недостаточно развитой музыкальной и общей культуре педагогов), ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки, о ценностных эталонах музыкального искусства.
Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях и наблюдения практики свидетельствует о том, что при использовании гибких методов и форм организации музыкальной деятельности детей, создании условий для самовыражения ребенка в результате прочувствования и оценки (эмоциональной и интеллектуальной) произведений высокого искусства как эталонов красоты, достигается поразительный эффект музыкально-творческого и общего развития.
Это подтверждает необходимость формирования основ музыкальной, а через нее — художественной, эстетической и общей культуры уже в раннем детстве, актуальность поиска определенных принципов подборами систематизации репертуара, основанного на произведениях мировой музыкальной классики и народной музыки, поиска гибких методов его преподнесения, стимулирующих творческую эстетическую активность детей
Создание педагогической системы, основанной на произведениях музыкальной классики, требует решения проблемы доступности музыкальных произведений восприятию ребенка. Основным критерием доступности (помимо небольшой протяженности звучания, привлекательности знакомых ребенку тем и сюжетов) является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.
В программе подобраны произведения высокого, искусства, доступные детям по продолжительности звучания и соответствующие жизненному и эмоциональному опыту детей разного возраста. Автором собраны и систематизированы шедевры музыкальной классики, подобранные таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желание проявить свое отношение к звучащей музыке. Содержание программы насыщено разнообразием увлекательных для ребенка сравнений произведений, развивающих его представления о музыкальном искусстве. Подобранный по определенным принципам и в определенной последовательности репертуар способствует нахождению ребенком личностного смысла в музыке.
В разных возрастных группах
Разработка критериев оценки уровня сформированности музыкальной культуры детей основана на анализе структуры понятия «музыкальная культура дошкольников», которое включает в себя следующие компоненты: эмоциональную отзывчивость, мышление и воображение; интонационный опыт восприятия музыки, опыт музыкальной деятельности и развитие способностей; музыкально-эстетическое сознание (эстетические эмоции, чувства, интерес к музыке, вкус, представления об идеале); эмоционально-оценочное отношение, являющееся проявлением музыкально-эстетического сознания и музыкально-творческую активность детей.
Разрабатывались показатели уровня сформированности каждого компонента музыкальной культуры, затем они суммировались в общие показатели, так как некоторые из них свидетельствовали о развитии одновременно нескольких структурных компонентов музыкальной культуры. Например, эмоциональная отзывчивость (центр музыкальности) [Диагностика развития музыкальных способностей представлена в кн.: О.П. Радынова, А.Катинене и М.Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников»— М., 1997, с. 28—30] является показателем развития интереса, вкуса, представлений об идеале прекрасного, эмоционально-оценочного отношения к музыке, творческой активности, выразительности исполнения. Она диагностируется по внешним проявлениям детей во время слушания музыки — продолжительности внимания, моторно-двигательным реакциям. Интерес к музыке, кроме учета показателей эмоциональной отзывчивости, диагностируется по просьбам повторить произведение, наличию любимых произведений, желанию слушать музыку, вкус детей — по предпочтениям. Развитие музыкального мышления является одновременно показателем интереса, вкуса, представлений об идеале прекрасного, музыкально-образовательных знаний, эмоционально-оценочного отношения к музыке, творческой, активности. Оно диагностируется по высказываниям детей о характере музыки, смене настроений в частях произведения (определения формы), по определению жанра, средств музыкальной выразительности, оценочным суждениям о красоте музыки, предпочтениям, оригинальности творческих проявлений. Музыкально-образовательные знания детей определяются по ответам на систему вопросов о музыкальных инструментах, о композиторах, самой музыке, жанрах, средствах выразительности. Проявления воображения диагностируется по образности высказываний о характере музыки, по степени выразительности исполнения и оригинальности творческих импровизаций в различных видах музыкальной деятельности — пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Интонационный опыт восприятия музыки фиксируется по на-личию любимых произведений, вокализаций (пению любимых мелодий, мелодических интонаций).
Разработаны критерии и показатели уровней сформированности основ музыкальной культуры детей в соответствии с возрастными возможностями проявления у детей этого личностного качества. В младшем возрасте эти критерии совпадают с показателями развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Ими являются: сосредоточенность внимания; продолжительность восприятия; двигательная активность (наличие движений, мимических реакций, вокализаций); наличие действий с музыкальными инструментами и игрушками, их соответствие характеру и ритму музыки; желание слушать музыку, высказывания детей о характере музыки и их предпочтения. Поскольку в младшем дошкольном возрасте возможности суждений крайне ограничены, оценкой можно считать эмоциональные проявления детей — тон их речи, тишину после прослушивания музыки, внешние проявления (выражения глаз, мимику), а также выражение впечатлений через характеристики эмоционально-образного содержания музыки, произнесенные с оценочной интонацией. В средней и старшей группах детского сада добавляются показатели, выявляющие уровень знаний детей о музыке (с учетом возраста), степень выразительности исполнениях, проявлений творческой активности. Показателями уровня формирования музыкальной культуры в старшей группе детского сада являются: сосредоточенность внимания; продолжительность восприятия; двигательная активность, выразительность исполнения (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах), оригинальность творческих проявлений (ритмо-пластических образов, двигательных импровизаций, интонационно-окрашенных вокализаций, импровизаций на музыкальных инструментах), глубина высказываний о музыке, выразительность оценочных суждений о красоте музыки, наличие любимых произведений, предпочтений, знаний о музыке, ее языке. Эти показатели свидетельствуют о развитии эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, основ вкуса, представлений об идеале, то есть компонентов музыкально-эстетического сознания детей, проявлением которого является эмоционально-оценочное отношение к музыке, свидетельствующее о началах становления музыкально-эстетической культуры ребенка. Эти показатели выявляют развитие мышления, воображения, творческих способностей в процессе восприятия музыки, что свидетельствует не только о музыкальном, но и общем развитии детей.
Ведущим видом деятельности в программе «Музыкальные шедевры» является музыкальное восприятие, которое центрирует, объединяет все другие (исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность). Исполнительские и творческие умения и навыки дети получают на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению, на усмотрение педагога).
Основные задачи программы:
—накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений);
—вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
— развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и др.);
— развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
— побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);
—расширять знания детей о музыке;
—вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;
—побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), поддерживать проявления оценочного отношения.
Эти общие задачи, а также более конкретные задачи, сформулированные ниже по каждой теме, едины для всех возрастных групп. Возможности детей в их осуществлении в разном возрасте различны. Поэтому педагог добивается их решения с учетом уровня развития детей в каждой возрастной группе. Так в 1-й и 2-й младших группах, когда речь детей слабо развита, роль педагога
более активна. Он сам дает определения характера музыки (по ходу до ее звучания), побуждает детей «выводить» знакомые им слова из пассивного словаря в активный, показывает варианты движений, подбирает тембры музыкальных инструментов для оркестровки и т.д. По мере взросления активность и самостоятельность детей возрастают.
Тематический план
1 тема: «Настроения, чувства в музыке»1
(сентябрь, октябрь)2
Дать детям представление о том, что музыка разных времен (как программная, так и не программная) выражает чувства, настроения, переживания человека, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Знакомить детей с характерными особенностями интонаций музыки разных эпох и стилей: старинной музыкой (А.Вивальди, И.С. Бах, Ж.Ф. Рамо, Ф.Куперен и др.), музыкой венских классиков (В.Моцарт, И.Гайдн, Л.Бетховен), композиторов-романтиков Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман и др.), музыкой русских композиторов-классиков (М.Глинка, А.Лядов, Н.Римский-Корсаков, А.Гречанинов, П.Чайковский, С.Рахманинов и др.), современной клас
сической музыкой (С.Майкапар, С.Прокофьев; Д.Шостакович, Г.Свиридов, Д.Кабалевский и др.).
Знакомить детей с основными жанрами музыки (прелюдия, ноктюрн, этюд, соната, симфония, концерт, опера, балет и др.).
Развивать умения сравнивать контрастные произведения разных жанров, одного жанра, пьесы с одинаковыми или близкими названиями, различать оттенки настроений в близких по эмоциональному содержанию произведениях.
1 Тема включает в себя произведения, в которых настроения, переданные в музыке, отражены в названиях пьес, а также непрограммную музыку, в которых дети различают настроения и их смену.
2 Распределение тем по месяцам условно: педагог сам корректирует
планирование в зависимости от темпа усвоения репертуара детьми.
Знакомить детей с выразительными возможностями музыкальных инструментов (клавесин, орган, фортепиано, инструменты симфонического оркестра, народного оркестра).
Развивать способности слышать и выражать смену настроений, наиболее яркие выразительные средства музыки, в движениях (в движениях рук, танцевальных, образных). Формировать навыки выразительных движений, творческие умения.
Развивать умения находить тембры музыкальных инструментов, близкие по характеру звучащему произведению; ритмично и выразительно играть на музыкальных инструментах, слыша и передавая смену характера музыки.
Побуждать к подпеванию (младшие группы) и пропеванию (средняя и старшая группы) ярких, запоминающихся мелодий из прослушиваемых произведений (в удобном детям диапазоне). Развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма; формировать певческие навыки.
Развивать эстетические способности — соотносить характер непрограммной музыки с цветом в непредметном рисовании (передавать настроение музыки в цветовых пятнах).
Примерный реперт уар
(Возраст детей указан условно: репертуар может использоваться в разных возрастных группах, при этом меняются методические приемы, длина фрагмента)
Младший возраст,средняягруппа группа |
Л.Бетховен. Весело-грустно; Г.Свиридов.Ласковая просьба («Альбом пьес для детей»);П.Чайковский. Новая кукла, Болезнь куклы («Детский альбом»); Д.Кабалевский. Плакса, Злюка, Резвушка, Упрямый братишка, соч. 89, Лентяй («В сказочном лесу»), Клоуны; Р.Шуман. Смелый наездник, Всадник («Альбом для юношества»); П.Чайковский. Игра в лошадки («Детский альбом»); А.Гречанинов. Верхом на лошадке («Детский альбом»); А. Гречанинов. Материнские ласки («Бусинки»); П.Чайковский. Мама («Детский альбом»); Д.Кабалевский. Печальная история, соч. 27; С.Майкапар. Пастушок («Бирюльки»); Р.Шуман. Пьеска («Альбом для юношества»); И.С. Бах. Шутка (оркестровая сюита си минор); П.Чайковский. Юмореска, соч. 10, № 2, Скерцо, соч. 42, № 2; АДворжак. Юмореска; Р.Щедрин. Юмореска; Х.Глюк. Мелодия (опера «Орфей»); П.Чайковский. Мелодия, соч. 42, № 3; А.Рубинштейн. Мелодия; А.Дворжак. Цыганская мелодия; В.Моцарт. Турецкое рондо (соната ля мажор).
С.Майкапар. Тревожная минута («Бирюльки»), Раздумье, соч.33, № 2; Ф.Шопен. Прелюдия, соч. 28, № 4; Р.Шуман. Первая потеря («Альбом для Юношества»); Л.Бетховен. Соната ре минор № 17, 3-я часть (фрагмент); П.Чайковский. Утренняя молитва, В церкви
(«Детский альбом»); Ф.Шуберт. Аве Мария; И.С. Бах — Ш.Гуно. Аве Мария; И.С. Бах. Прелюдия до мажор (фрагмент) («Хорошо темперированный клавир», т. I); Р.Шуман. Порыв («Фантастические пьесы»); С.Прокофьев. Раскаяние («Детская музыка»); М.Му
соргский. Слеза; М.Глинка. Разлука; П.Чайковский. Ноктюрн до диез минор, соч. 19, № 4; Ф.Шуберт. Музыкальный момент фа минор, соч. 94, № 3; С.Рахманинов. Музыкальный момент ми бемоль минор, соч. 16, № 2; И.Гайдн. Соната ре мажор, № 7; Ж.Бизе. Увертюра к опере «Кармен».
Старший возраст Тематическая беседа — концерт «Вольфганг Амадей" Моцарт»: В.Моцарт. Симфония № 40 (фрагменты), Соната для фортепиано № 11, 1-я часть (фрагменты), Концерт для скрипки с оркестром № 4, ре мажор (фрагменты). Сонаты для клавесина и флейты № 4 (1-я и З-я части) и № 5 (Менуэт), Рондо ля минор (фрагмент), Реквием — Лакримоза (фрагмент).
2 тема: «Песня, танец, марш» (ноябрь, декабрь, январь)
Эта тема является основополагающей в программе для общеобразовательных школ РФ Д.Б. Кабалевского. В дошкольном возрасте дети получают первоначальные представления о песнях, танцах, маршах и накапливают ценный опыт музыкальной деятельности. Дать детям представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях.
Песня напевная, плавная, протяжная, звонкая. Жанры народных песен (хороводная, плясовая, детский фольклор). Учить детей сравнивать песни, разные по характеру.
Танец отрывистый, легкий, грациозный, подвижный, плавный, неторопливый. Побуждать детей сравнивать разные танцы, отмечая характерные особенности каждого (русская плясовая, хоровод, менуэт, гавот, полька, вальс и др.), одинаковые танцы, различая в них оттенки настроений.
Марш четкий, отчетливый, размеренный. Побуждать детей сравнивать разные по характеру марши (торжественный, бодрый, шутливый).
Дать детям Представление о том, что песня, танец и марш (иногда в преображенном виде) встречаются в других произведениях (в программной и непрограммной музыке различных жанров). Развивать у детей представления о чертах песенности, танцевальности и маршевости в музыке.
Дать детям представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров (песни и марша, песни и танца, танца и марша).
Обучать детей вокально-хоровым навыкам и умениям (певческая, установка, звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования, ансамбль). Побуждать детей к творчеству, применяя систему творческих заданий. Систематически развивать звуко-высотный слух, применяя музыкально-дидактические игры и пособия. Развитие музыкальных способностей является общей задачей всех тем программы.
Обучать детей навыкам музыкально-ритмических движений, развивать пластику, выразительность элементарных танцевальных и образных Движений. Развивать чувство ритма. Побуждать детей к танцевальному творчеству, применяя систему творческих заданий.
Систематически, начиная с младших групп, развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма, обучая детей игре на музыкальных инструментах и игрушках. Обучать детей игре на музыкальных инструментах по слуху (начиная со средней группы).
Примерный репертуар
Младший возраст, Со вьюном я хожу; Ходила младешенькапоборочку. Обр.
средняя группа Н.Римского-Корсакова; Г.Свиридов. Романс (музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»), Колыбельная песенка («Альбом пьес для детей»); Р.Шуман. Маленький романс («Альбом для юношества»); С.Майкапар. Романс («Бирюльки»).
Тематические беседы — концерты: «Народные колыбельные»; «Колыбельные русских и зарубежных композиторов».
П.Чайковский. Итальянская песенка, Старинная французская песенка, Немецкая песенка, Неаполитанская песенка («Детский альбом»); Ф.Мендельсон. Песня без слов (Весенняя); И.С.Бах. Ария (сюита № 3 для камерного оркестра); Ф.Шуберт Форельный квинтет, часть 4; М.Глинка. Камаринская; Р.Шуман. Солдатский марш («Альбом для юношества»); П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков («Детский альбом»); Д.Шостакович. Марш («Детская тетрадь»); Д.Россини. Марш (из увертюры к опере «Сорока-воровка»); Д.Россини. Марш (из увертюры к опере «Вильгельм Тель»); С.Майкапар. Вальс («Бирюльки»); А.Гречанинов. Вальс («Детский альбом»); М.Глинка. Вальс-фантазия; П.Чайковский. Вальс ля бемоль мажор; Ф.Шопен. Вальс № 17; П.Чайковский. Полька.(«Детский альбом»); С.Майкапар. Полька («Бирюльки»); И.Штраус. Полька «Трик-трак»; П.Чайковский. Мазурка («Детский альбом»), А.Гречанинов. Мазурка («Детский альбом»); И.Бах. Менуэт (сюита № 2 для камерного оркестра); В.Моцарт. Менуэт («Маленькая ночная серенада»); Л.Бетховен. Менуэт, Экосез.
Старший возраст |
Во поле береза стояла. Обр. Н. Римского-Кор-
сакова; Во поле березонька стояла. Обр. А.Гу-рилева; Голова ль ты моя, головушка. Обр. Н. Римского-Корсакова; П.Чайковский. Русская песня (обработка
русской народной песни «Голова ль ты моя, головушка») («Детский альбом»).
Тематические беседы — концерты: «Народные колыбельные»; «Колыбельные русских и зарубежных композиторов».
Однозвучно гремит колокольчик. Слова И.Макарова; Дубинушка (русская народная песня); Вдоль по Питерской (русская народная песня); А.Алябьев, слова П.Беранже. Нищая; Я.Пригожий, слова М.Языкова. Ночь светла; Дремлют плакучие ивы (русская народная песня); Эй, ухнем (русская народная песня); В.Абаза, слова И.Тургенева. Утро туманное; С.Рахманинов, слова Ф.Тютчева. Вешние воды; П.Чайковский. Романс фа минор; Ф.Шуберт. Мельник и ручей; Э.Григ. Песня Сольвейг; Л.Бетховен. Симфония № 9. Финал; И.Гайдн. Серенада; Ф.Шуберт. Серенада; Э.Григ. Ноктюрн; Ф.Шопен. Ноктюрн № 8, ре-бемоль мажор; А.Бородин. Ноктюрн; Т.Альбинони. Адажио; Ф.Шуберт. Соната ля мажор, 1 часть (фрагменты); Р.Шуман. Грезы («Детские сцены»); А.Рубинштейн. Мелодия; Д.Кабалевский. Песенка, Боевая песенка, соч. 89; Р.Шуман. Песня итальянских моряков («Альбом для юношества»); С.Майкапар. Песня моряков («Бирюльки»); Ф.Шуберт. Серенада; С.Прокофьев. Марш («Детская музыка»); Л.Дунаев. Парафраз на тему марша «Тоска по Родине»; П.Чайковский. Марш (балет «Щелкунчик»), Марш (опера «Пиковая дама»); Г.Свиридов. Военный марш; П.Чайковский. Похоронный марш, соч. 40; Ф.Мендельсон. Свадебный марш; Г.Берлиоз. Венгерский марш № 3; Д.Верди. Марш (опера «Аида»); И.Штраус. Марш; Л.Бетховен. Симфония № 7, 2-я часть; С.Прокофьев. Монтекки и Капулетти; Д.Кабалевский. Вальс ре минор; П.Чайковский. Вальс фа минор; Ф.Шопен. Вальс № 6, Вальс № 1, Вальс № 19; С.Прокофьев. Вальс (балет «Золушка»), Вальс (опера «Война и мир»);Т.Свиридов. Вальс (музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»); И.Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае», Королевский вальс.
Тематическая беседа — концерт «Вальс»: С.Майкапар. Вальс («Бирюльки»); П.Чайковский. Вальс («Детский альбом»); Н.Леви. Маленький вальс; И.Брамс. Вальс ля бемоль мажор, соч. 39, № 15; П.Чайковский. Сентиментальный вальс, соч. 51, № 51, № 6; С.Прокофьев. Вальс («Детская музыка»). С:Майкапар. Гавот; И.Бах. Гавот (сюита № 3 для камерного оркестра); С.Прокофьев. Гавот (балет «Золушка»), Гавот («Классическая» симфония), Гавот, соч. 32; Д.Кабалевский. Старинный танец, соч. 27; Т.Свиридов. Старинный танец («Альбом пьес для детей»); С.Майкапар. Менуэт («Бирюльки»); И.С.Бах. Менуэт ре минор; В.Моцарт. Менуэт ре мажор; Г.Персел. Менуэт; Л.Боккерини. Менуэт; И.Гайдн. Менуэт (симфония № 45, «Прощальная»); В.Моцарт. Менуэт (симфония № 40); И.Бах. Полонез (сюита № 2 для камерного оркестра); Ф. Шопен. Полонез ля мажор, Полонез фа-диез минор; Ф.Шопен. Мазурка фа минор, Мазурка до мажор, Мазурка до-диез минор; П.Чайковский. Две мазурки, соч. 40;.Д.Шостакович. Танцы кукол: Вальс, Лирический вальс, Вальс-шутка, Гавот, Полька, Романс, Танец; И.Брамс. Венгерский танец; А.Дворжак. Славянский танец; П.Чайковский. Русская пляска; М.Глинка. Арагонская хота; Воспоминания о летней ночи в Мадриде; М.Равель. Болеро; А.Хачатурян. Танец с саблями; Ф.Шопен. Этюд ми минор, соч. 25, № 5; Л.Бетховен. Финал концерта для фортепиано с оркестром № 5 (фрагменты); Ф.Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28, № 7; В.Моцарт. Маленькая ночная серенада, 4-я часть (фрагменты).
Примерный репертуар
Младший возраст, средняя группа |
Старший возраст |
Д.Кабалевский. Ежик, соч. 89; К.Сен-Санс. Слон («Карнавал животных)»; В.Ребиков. Лягушка; А.Лядов. Сорока, Петушок («Детские песни»); ГЛобачев. Курочка-рябушка (обр. нар. мелодии); К.Сен-Санс-Куры и петухи («Карнавал животных»); М.Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов («Картинки с выставки»); М.Красев. Кукушка; А.Аренский. Кукушка; К.Сен-Санс. Кукушка в чаще леса («Карнавал животных»); Л.КДакен. Кукушка; Д.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!