В 1989 г. СССР вновь приостановил проведение взрывов, а 24 октября 1990 г. произвел последний ядерный взрыв. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

В 1989 г. СССР вновь приостановил проведение взрывов, а 24 октября 1990 г. произвел последний ядерный взрыв.

2017-10-11 166
В 1989 г. СССР вновь приостановил проведение взрывов, а 24 октября 1990 г. произвел последний ядерный взрыв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многосторонние переговоры о запрещении ядерных взрывов начались на Конференции по разоружению в январе 1994 г., продолжались свыше двух с половиной лет и отличались большим упорством. Индия отказалась поддержать консенсус, который был достигнут между членами Конференции по разоружению в Женеве (КР), и проект договора был внесен на одобрение ГА ООН не КР, а группой государств. По решению Генеральной Ассамблеей ДВЗЯИ был открыт для подписания 24 сентября 1996 г. Договор состоит из преамбулы, 17 статей, двух Приложений и Протокола.

Если говорить об основных положениях ДВЗЯИ, то обязательства стран-участниц этого договора весьма просты и содержатся в статье I Договора:

«1. Каждое государство-участник обязуется не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.

2. Каждое государство-участник обязуется далее воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении любого испытательного взрыва ядерного оружия и любого другого ядерного взрыва».

В отличие от ранее заключенных договоров, запреты распространяются на все среды (Договор 1963 г., как указывалось, разрешал подземные взрывы). Также устанавливается так называемый «нулевой порог». Таким образом, запрет носит всеобъемлющий характер.

Запрет касается не только испытаний, но и ядерных взрывов в мирных целях, на сохранении возможности которых в ходе переговоров настаивал Китай. Основанием для столь широкого запрета явился принцип, по которому в ДНЯО неядерным государствам запрещалось обладание любыми ядерными взрывными устройствами, а их передача запрещалась для любых государств, так как практически невозможно выработать технические и юридические критерии для того, чтобы различить ядерное взрывное устройство для военных и мирных целей. Вместе с тем по настоянию Китая в Договоре оставлена возможность вернуться к вопросу о разрешении проведения МЯВ. Это может сделать конференция по обзору действия ДВЗЯИ через 10 лет после вступления его в силу, но для принятия решения будет необходимо достижение консенсуса государств-участников.

Дополнительные обязательства государств-участников содержатся
в статье III, которая излагает национальные меры по осуществлению Договора. Они обязаны принять шаги для того, чтобы:

«а) запретить физическим и юридическим лицам где бы то ни было на его территории или в любом другом месте, находящемся под его юрисдикцией, как это признано международным правом, заниматься любой деятельностью, запрещенной государству – участнику по настоящему Договору;

b) запретить физическим и юридическим лицам заниматься любой такой деятельностью где бы то ни было под его контролем;

c) запретить в соответствии с международным правом физическим лицам, обладающим его гражданством, заниматься любой такой деятельностью где бы то ни было».

Речь в данном случае идет о том, что международные соглашения не имеют прямого действия, т.е. не распространяются на частные лица и неправительственные организации. Запретить им деятельность, противоречащую Договору, имеют право только правительства, в юрисдикцию которых такие лица и организации входят, и статья III именно это и предусматривает.

Договор вместе с тем не запрещает проведение так называемых подкритических экспериментов, в которых не происходят ядерные взрывы. И Россия и США проводят такие эксперименты соответственно на Новоземельском и Невадском полигонах.

ДВЗЯИ предусматривает создание специальной организации (ОДВЗЯИ) со штаб-квартирой в Вене, которая призвана обеспечивать соблюдение Договора, включая меры контроля. В состав ОДВЗЯИ входят Конференция государств-участников, Исполнительный совет и Технический секретариат, который включает Международный центр данных; во главе Технического секретариата стоит Генеральный директор, избираемый Конференцией всех стран-участниц Договора.

Исполнительный совет состоит из представителей 51 государства, причем в соответствии с принципом справедливого распределения мест между различными регионами мира были введены специальные квоты: семь мест было отведено Восточной Европе, десять – странам Африки, девять – Латинской Америке и Карибскому бассейну, семь – Ближнему Востоку и Южной Азии, десять – Северной Америке и Западной Европе, восемь – Юго-Восточной Азии, Тихоокеанскому региону и Дальнему Востоку.

Ключевой составной частью ДВЗЯИ является система мер контроля, которая включает в себя четыре элемента: международную систему мониторинга (МСМ), механизм консультаций и предоставления информации, инспекции на местах и меры на основе доверия.

Мониторинг будет осуществляться с помощью 337 объектов, расположенных по всему миру, включая 170 сейсмических, 11 гидроакустических, 60 инфразвуковых и 80 радионуклидных станций наблюдения; последние опираются на поддержку 16 лабораторий. Эти объекты должны быть расположены в 90 странах мира. Сеть датчиков создавалась таким образом, чтобы быть в состоянии надежно отличить ядерные взрывы от землетрясений.

ДВЗЯИ имеет бессрочный характер. Выход из него возможен только в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, ставящих под угрозу высшие интересы государства-участника, с уведомлением за шесть месяцев.

Поправки к ДВЗЯИ могут приниматься только на конференции всех его участников, причем поправка считается принятой, если за нее проголосует большинство и никто не выскажется против. Это делает процесс принятия поправок крайне сложным, почти нереальным делом, за исключением случаев, когда их необходимость стала совершенно очевидной для всех участников.

Порядок вступления в силу ДВЗЯИ весьма сложен. При согласовании Договора было решено, что он может вступить в силу только при условии, что его членами станут все страны, потенциально способные проводить испытания, даже если ради этого придется пойти на очень длительный перерыв между завершением переговоров и вступлением в силу. В противном случае возникал риск того, что некоторые страны смогут создавать и совершенствовать оружие, в то время как участники Договора лишат себя этой возможности. С этой точки зрения ДВЗЯИ коренным образом отличается от ДНЯО: последний более или менее мирится с наличием «отказников».

К настоящему времени Договор подписало 182 государства, в том числе 41 государство из 44, необходимых для вступления договора в силуне подписали только «молодые»ядерные державы Индия, Пакистан, КНДР.

Ратифицировали Договор 157 государств, в том числе 36 государств из 44, необходимых для его вступления в силу – помимо не подписавших ядерных держав его не ратифицировали другие ядерные державы: США, КНР, Израиль, а также Иран, подозревающийся в разработке ядерного оружия, и Египет.

6 декабря 2006 Генеральной ассамблей ООН была принята резолюция, подчёркивающая необходимость скорейшего подписания и ратификации Всеобъемлющего договора о запрете ядерных испытаний. За принятие резолюции проголосовали 172 страны, против – две: КНДР и США.

Как считают эксперты договор «завис» в первую очередь из-за отказа США его ратифицировать.

По прошествии стольких лет после открытия Договора для подписания возникает вопрос: а стоило ли ставить столь жесткие условия для вступления ДВЗЯИ в силу, заведомо обрекая его на «подвешенное состояние» в течение длительного времени? Однако подавляющее большинство правительств, а также и независимых экспертов убеждены, что принятый порядок вступления Договора в силу является единственно правильным. В самом деле, если такие государства, как США и Китай, так и не вступят в Договор, более того, будут проводить модернизацию ядерного оружия и даже создавать новые его типы, то, спрашивается, какой смысл тем странам, которые ратифицировали Договор, продолжать бесконечно поддерживать его? Видимо, рано или поздно возникнет вопрос о том, чтобы провести специальную встречу на высоком уровне с участием всех официальных ЯОГ, де-факто ЯОГ и некоторых влиятельных НЯОГ для того, чтобы определить дальнейшую судьбу не вступившего в силу Договора. А тем временем безусловно необходимо обеспечить поддержание действующего моратория на испытания.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.