В Австралии также предпринимались определенные усилия обзавестись собственным ядерным оружием. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

В Австралии также предпринимались определенные усилия обзавестись собственным ядерным оружием.

2017-10-11 175
В Австралии также предпринимались определенные усилия обзавестись собственным ядерным оружием. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начиная с 1964 г., после китайского ядерного испытания, правительство Австралии всерьез рассматривало возможность самостоятельного производства ядерного оружия. Однако в итоге все же было принято решение об отказе от создания ядерного оружия на том основании, что в противном случае, во-первых, Австралия может лишиться американской защиты по союзному договору АНЗЮС, во-вторых, может быть стимулировано ядерное распространение в Восточной и Юго-Восточной Азии и, в-третьих, производство будет дорогостоящим и длительным, причем нет уверенности в том, что бомба сможет дать должный ответ на возможную угрозу стране.

В 1950-х и 1960-х гг. проходили внутренние дебаты относительно возможного ядерного будущего Японии. В 1969 г., заявлялось, что Япония не может бесконечно полагаться на «ядерный зонтик» США, и рекомендовалось, чтобы она овладела возможностями для создания ядерного оружия. Рекомендация принята не была, но сам факт, что имелось поручение подготовить подобный доклад, не может не говорить о том, что в японских официальных кругах рассматривалась возможность ядерного выбора.

Начало ядерной программы Южной Кореи относится к 1959 г. Южнокорейские власти начиная с 1968 г. не раз предпринимали попытки создать мощности по химпереработке и получению плутония, но наталкивались на противодействие США.

В 1960-х гг. интерес к ядерному оружию возник и на Тайване. В 1969 г. Тайвань получил из Канады 40-мегаваттный исследовательский реактор и тогда же предпринял попытку создать установку для химпереработки отходов ядерного топлива и выделения плутония, но США помешали этому. Правительство Тайваня рассматривало в конце 1960-х гг. возможность создания ядерного оружия.

Таким образом, можно сделать вывод, что целый ряд стран одновременно, – а в некоторых случаях преимущественно – разворачивали программы производства ядерного оружия. В результате к 1960-м гг. мир оказался на пороге широкомасштабного распространения ядерного оружия с потенциально далеко идущими последствиями для международной безопасности. Если этот процесс не был бы вовремя остановлен, то сегодня насчитывалось бы по меньшей мере полтора-два десятка государств, обладающих ядерным оружием.

Распространение ядерных технологий в 1950-1960-е гг. стало вызывать озабоченность мировой общественности относительно дальнейшего расползания ядерного оружия и появления все новых государств, обладающих ядерным оружием. В ряде стран шли внутренние дебаты о том, стоит ли овладевать ядерным оружием. Многие страны были бы готовы отказаться от ядерного выбора, но при условии, что и другие государства, прежде всего соседние, тоже взяли бы на себя аналогичные обязательства. Начались поиски возможных коллективных путей предотвращения дальнейшего распространения ядерного оружия – как на глобальном, так и на региональном уровнях.

Разработка и содержание Договора о нераспространении ядерного оружия

Первой в 1958 г. предметно поставила перед ООН проблему предотвращения дальнейшего распространения ядерного оружия Ирландия. После длительных обсуждений Генеральная Ассамблея ООН в декабре 1961 г. единодушно приняла резолюцию 1665, основной пункт которой гласил: «Генеральная Ассамблея призывает все государства, в особенности государства, обладающие в настоящее время ядерным оружием, приложить всемерные усилия к обеспечению заключения международного соглашения, содержащего постановления, согласно которым ядерные державы обязались бы воздерживаться от передачи контроля над ядерным оружием и от передачи сведений, необходимых для производства этого оружия, государствам, не обладающим таким оружием, а также постановления, согласно которым государства, не обладающие ядерным оружием, обязались бы не производить такого оружия или каким-либо иным способом приобретать контроль над ним».

Резолюция получила название «ирландской», и значение ее состояло в том, что в ООН складывался широкий консенсус в пользу заключения договора о нераспространении ядерного оружия. Однако прошло еще немало лет, прежде чем эта резолюция воплотилась в юридически обязательный международно-правовой инструмент – Договор о нераспространении ядерного оружия.

В 1965 г. США и СССР внесли свои первоначальные проекты договора о нераспространении, которые расходились в главном: США стремились иметь возможность передавать ядерное оружие в распоряжение военных блоков, в то время как СССР хотел перекрыть все каналы распространения – и на национальной, и на многосторонней основе.

Восьмерка неприсоединившихся стран-членов Комитета 18-ти 15 сентября 1965 г. представила в комитет совместный меморандум по вопросу о нераспространении, в котором подчеркивалось, что договор о нераспространении не является самоцелью, а средством достижения конечной цели – всеобщего и полного разоружения и, особенно, ядерного разоружения.

На ХХ сессии Генеральной Ассамблеи ООН восемь государств продолжили совместные усилия по продвижению решения проблемы нераспространения в своей трактовке. В ноябре 1965 г. они внесли проект резолюции, содержавший «главные принципы» договора о нераспространении. В принятой Генеральной Ассамблеей резолюции 2028 эти принципы были сформулированы следующим образом:

«а) договор не должен иметь никаких лазеек, которые могли бы позволить ядерным или неядерным державам осуществить распространение, прямо или косвенно, ядерного оружия в любой форме;

b) договор должен воплощать приемлемое равновесие взаимной ответственности и обязательств ядерных и неядерных держав;

c) договор должен являться шагом в направлении достижения всеобщего и полного разоружения и, особенно, ядерного разоружения;

d) должны быть приемлемые и осуществимые положения для обеспечения эффективности договора;

e) ничто в договоре не должно оказывать неблагоприятного воздействия на право какой-либо группы государств заключать региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях».

К осени 1966 г. созрели условия для серьезных переговоров по договору о нераспространении. В сентябре-октябре 1966 г. состоялось несколько встреч между А.А. Громыко и госсекретарем США Дином Раском. Затем переговоры были продолжены в двусторонней рабочей группе в Нью-Йорке, а с начала 1967 г. в Женеве между делегациями СССР и США, которые были сопредседателями Комитета 18-ти государств по разоружению, и в самом Комитете. В марте 1968 г. Комитет представил проект договора Генеральной Ассамблее ООН, в ходе работы которой в текст были внесены окончательные изменения, и 12 июня Генеральная ассамблея одобрила договор и открыла его для подписания.

Между Громыко и Раском было достигнуто понимание, что США не будут «предоставлять ядерное оружие и отказываться от контроля над ним под прикрытием смешанных сил, например многосторонних ядерных сил». Советский Союз, со своей стороны, заявил о готовности договориться о «запрещаемых» действиях вместо перечня «разрешаемых» действий.

Эта принципиальная договоренность позволила рабочей группе согласовать в начале декабря 1966 г. тексты статей I и II, где ключевой была формула о непередаче ядерного оружия и контроля над ним «кому бы то ни было».

Статья I. Каждое из государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами.

Статья II. Каждое из государств-участников настоящего Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или ядерные взрывные устройства, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Достижение договоренности между двумя державами по первой и второй статьям ДНЯО, содержащим основные обязательства ядерных государств и государств, не обладающих ядерным оружием по нераспространению, можно по праву назвать историческим. Эта договоренность отвечала тогда и отвечает поныне коренным интересам безопасности обеих стран. Она заложила фундамент на многие годы для устойчивого сотрудничества между ними в этой области.

Следует отметить, что статьи I и II не запрещают размещение ядерного оружия, принадлежащего ядерным государствам, на территориях государств, не обладающих ядерным оружием – участников ДНЯО при условии, что оно находится под контролем.

В ходе дальнейших переговоров по тексту ДНЯО обе державы исходили из принципа обязательного контроля для неядерных государств. Однако при этом Советский Союз считал, что в разрабатываемом договоре универсального характера должны применяться международные гарантии МАГАТЭ. А США и страны Евратома (особенно ФРГ) требовали, чтобы для контроля за соблюдением ДНЯО на территории этих стран применялись только гарантии Евратома.

Эта позиция западных государств стала серьезным камнем преткновения на переговорах, и из-за проблемы МАГАТЭ/Евратом согласование статьи III заняло больше года. В ходе упорных переговоров советская делегация добивалась установления единого международного контроля для всех неядерных государств, в противном случае в каких-то государствах осуществлялся бы самоконтроль.

Американская делегация оказалась фактически «между двумя огнями». В этих условиях с целью выхода из тупика советская делегация высказала идею заключения между странами Евратома и МАГАТЭ «многостороннего» соглашения о гарантиях, что допускается Уставом МАГАТЭ. Американцы после консультаций со своими союзниками приняли это предложение, и соответствующее положение было сформулировано так: НЯОГ-участники ДНЯО заключают соглашения с МАГАТЭ о гарантиях «либо в индивидуальном порядке, либо совместно с другими государствами».

Окончательно текст статьи III был согласован в январе 1968 г. Первый ее пункт гласит:

«1. Каждое из государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется принять гарантии, как они изложены в соглашении, о котором будут вестись переговоры и которое будет заключено с Международным агентством по атомной энергии в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии и системой гарантий Агентства, исключительно с целью проверки его обязательств, принятых в соответствии с настоящим Договором, с тем чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. Процедуры гарантий, требуемые настоящей статьей, осуществляются в отношении исходного или специального расщепляющегося материала, независимо от того, производится ли он, обрабатывается или используется в любой основной ядерной установке или находится за пределами любой такой установки. Гарантии, требуемые настоящей статьей, применяются ко всему исходному или специальному расщепляющемуся материалу во всей мирной ядерной деятельности в пределах территории такого государства, под его юрисдикцией или осуществляемой под его контролем где бы то ни было».

Главное здесь – гарантии применяются ко всему ЯМ во всей ядерной деятельности НЯОГ. Смысл формулировки о «мирной» ядерной деятельности состоит в том, что НЯОГ по определению не должны заниматься военной ядерной деятельностью, хотя договор и не запрещает использование ядерной энергии для военных целей, не связанных с ядерными взрывами.

Пункт 2 статьи о контроле имеет следующую формулировку:

«2. Каждое из государств-участников Договора обязуется не предоставлять: а) исходного или специального расщепляющегося материала или б) оборудования или материала, специально предназначенного для обработки, использования или производства специального расщепляющегося материала, любому государству, не обладающему ядерным оружием, для мирных целей, если на этот исходный или специальный расщепляющийся материал не распространяются гарантии, требуемые настоящей статьей».

Этот пункт заложил международно-правовую основу для всей системы контроля за ядерным экспортом. Он налагает обязательства на всех участников договора, ЯОГ и НЯОГ.

Пункт 3:

«Гарантии, требуемые настоящей статьей, осуществляются таким образом, чтобы соответствовать статье IV настоящего Договора и избегать создания препятствий для экономического или технологического развития участников Договора или международного сотрудничества в области мирной ядерной деятельности, включая международный обмен ядерным материалом и оборудованием для обработки, использования или производства ядерного материала в мирных целях в соответствии с положениями настоящей статьи и принципом применения гарантий, изложенным в преамбуле Договора».

Наконец, пункт 4 статьи III определяет сроки заключения соглашений о гарантиях между НЯОГ-участниками ДНЯО и МАГАТЭ: они должны вступить в силу в течение 18 месяцев со дня присоединения к договору.

Инициатива включения в ДНЯО IV статьи принадлежала НЯОГ. При их участии был согласован следующий текст:

«1. Никакое положение настоящего Договора не следует толковать как затрагивающее неотъемлемое право всех участников Договора развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии со статьями I и II настоящего Договора.

2. Все участники Договора обязуются способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Участники Договора, которые в состоянии делать это, также сотрудничают в деле содействия, по отдельности или совместно с другими государствами или международными организациями, дальнейшему развитию применения ядерной энергии в мирных целях, особенно на территориях государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, с должным учетом нужд развивающихся стран мира».

Статья V также была включена в Договор по предложению НЯОГ. В данном случае инициативу проявила Мексика. Текст статьи гласит:

«Каждый из участников настоящего Договора обязуется принять соответствующие меры с целью обеспечения того, чтобы в соответствии с настоящим Договором, под соответствующим международным наблюдением и посредством соответствующих международных процедур потенциальные блага от любого мирного применения ядерных взрывов были доступны государствам-участникам настоящего Договора, не обладающим ядерным оружием, на недискриминационной основе, и чтобы стоимость используемых устройств для таких участников Договора была такой низкой, как только это возможно, и не включала расходы по их исследованию и усовершенствованию. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, будут в состоянии получать такие блага в соответствии со специальным международным соглашением или соглашениями через соответствующий международный орган, в котором должным образом представлены государства, не обладающие ядерным оружием. Переговоры по этому вопросу начнутся так скоро, как это возможно, после вступления в силу настоящего Договора. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, могут также получать такие блага в соответствии с двусторонними соглашениями».

Статья VI (о переговорах по ядерному разоружению):

«Каждый участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем».

Статья VII (о безъядерных зонах):

«Никакое положение настоящего Договора не затрагивает право какой-либо группы государств заключать региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях».

Статья VIII (о поправках к договору и о конференциях по рассмотрению его действия):

Первые два пункта этой статьи касаются внесения и утверждения поправок к Договору. Пункт 3 данной статьи вызвал достаточно бурные дебаты. После долгих обсуждений пункт 3 статьи VIII о поправках к договору и о конференциях по рассмотрению его действия принял свой окончательный вид: «Через пять лет после вступления в силу настоящего Договора в Женеве (Швейцария) созывается конференция участников Договора для рассмотрения того, как действует настоящий Договор, чтобы иметь уверенность в том, что цели, изложенные в преамбуле, и положения Договора осуществляются. Через каждые последующие пять лет большинство участников Договора может, путем представления предложения с этой целью правительствам-депозитариям, добиться созыва дальнейших конференций с той же целью рассмотрения того, как действует Договор».

В соответствии с этой статьей каждые пять лет проводятся конференции по рассмотрению действия ДНЯО (1975, 1980, 1985, 1990, 1995, 2000, 2005 г.). Последняя такая конференция прошла в мае 2010 г.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.