Международные организации в области атомной энергии и нераспространения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Международные организации в области атомной энергии и нераспространения

2017-10-11 276
Международные организации в области атомной энергии и нераспространения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) – международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Основана в 1957 г. Штаб-квартира расположена в Вене (Международный Венский Центр). Кроме того, МАГАТЭ содержит региональные отделения в Канаде, Женеве, Нью-Йорке, Токио, лаборатории в Австрии и Монако и исследовательский центр в Триесте (Италия), которым управляет ЮНЕСКО.

Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН.

Разработка Устава МАГАТЭ проходила на созванном в соответствии с решением ООН совещании в Вашингтоне с 27 февраля по 18 апреля 1956 г. с участием 12 стран. Обстановка на совещании была достаточно напряженной.

Самым сложным на этом совещании было согласование позиций уже существующих к тому моменту двух основных ядерных держав СССР и США.

В итоге Вашингтонское совещание единогласно одобрило проект Устава. Заключительным этапом в создании МАГАТЭ стала Международная конференция в Нью-Йорке, проходившая с 20 сентября по 23 октября 1956 г. и собравшая представителей 81 страны.

23 октября 1956 г. Устав МАГАТЭ был единогласно принят Нью-Йоркской конференцией. Он вступил в силу 29 июля 1957 г. Депозитарием Устава является правительство США.

В соответствии со статьей II Устава основные цели Агентства сформулированы следующим образом:

«Агентство стремится к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности Агентство обеспечивает, чтобы помощь, предоставляемая им или по его требованию, или под наблюдением или контролем, не была использована таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели». То есть, можно сказать, что цели Агентства состоят в содействии использованию атомной энергии в мирных целях и в обеспечении того, чтобы это не способствовало «какой-либо военной цели».

Функции МАГАТЭ сформулированы в статье III и заключаются в том, чтобы:

во-первых, содействовать научно-исследовательской работе, развитию и применению атомной энергии в мирных целях;

во-вторых, обеспечивать услуги, материалы, оборудование и технические средства;

в-третьих, способствовать обмену научно-технической информацией;

в-четвертых, поощрять обмен научными работниками;

в-пятых, устанавливать гарантии;

в-шестых, устанавливать нормы безопасности для охраны здоровья;

в-седьмых, приобретать или создавать любые установки, заводы и оборудование.

Главные органы МАГАТЭГенеральная конференция, Совет управляющих, Секретариат.

Генеральная конференция состоит из представителей всех государств – участников МАГАТЭ и собирается на свои заседания один раз в год. В соответствии с Уставом (ст. V) Генеральная конференция:

обсуждает любые вопросы, относящиеся к функциям любого органа МАГАТЭ, и дает по ним рекомендации членам Агентства или Совету управляющих;

принимает решения по вопросам, переданным на ее рассмотрение Советом управляющих;

выбирает часть членов Совета управляющих;

осуществляет другие полномочия, предусмотренные Уставом.

По некоторым вопросам (прием государств в члены МАГАТЭ, принятие бюджета Агентства, утверждение соглашений между Агентством и другими международными организациями и т.д.) Генеральная конференция вправе принимать решения лишь после соответствующего решения Совета управляющих.

Совет управляющих является исполнительным органом Агентства. В основе формирования Совета лежит принцип наибольшей развитости данного государства в области технологии атомной энергии, включая производство исходных материалов. Совет управляющих состоит из представителей 35 государств; 13 членов Совета как наиболее развитые в области технологии атомной энергии назначаются самим Советом, остальные члены ежегодно избираются Генеральной конференцией.

Совет управляющих, согласно Уставу МАГАТЭ:

назначает Генерального директора Агентства с последующим ут­верждением его Генеральной конференцией;

заключает соглашения о займах, поставках, проектах МАГАТЭ и технической помощи;

заключает соглашения с ООН, другими международными организациями, которые подлежат утверждению Генеральной конференцией;

осуществляет другие полномочия, предусмотренные Уставом.

Заключаемые Советом соглашения о поставках представляют собой трехсторонние контракты между МАГАТЭ, государством-поставщиком и государством-получателем помощи в области мирного использования атомной энергии.

Соглашения о проектах – это двусторонние соглашения между Агентством и государством-получателем помощи.

Соглашения о технической помощи заключаются как с членами Агентства, так и с государствами, не входящими в МАГАТЭ. Совет управляющих ежегодно рассматривает и утверждает программу технической помощи в виде услуг и оборудования, предоставляемой Агентством из собственных средств.

Кроме того, Совет управляющих утверждает нормы безопасности, предписывающие максимально допустимые уровни облучения и основные принципы работы с излучениями, а также нормы безопасности по отдельным видам атомной деятельности. Эти нормы обязательны в отношении любой атомной деятельности, осуществляемой Агентством. Для остальных субъектов атомной деятельности нормы МАГАТЭ становятся обязательными путем включения их в качестве приложений в международные документы или установления отсылок к ним в соглашениях государств между собой и с МАГАТЭ.

Секретариат Агентства является административным органом МАГАТЭ. Секретариат организует заседания органов Агентства, осуществляет техническое обеспечение, составляет программы и т.д. Возглавляет Секретариат Генеральный директор МАГАТЭ, назначаемый на четыре года Советом управляющих и утверждаемый Генеральной конференцией.

С 1 декабря 1997 г. по 1 декабря 2009 Генеральным директором являлся Мохамед Эльбарадей (Египет), который за свою деятельность на этом посту в 2005 г. получил Нобелевскую премию мира. С 1 декабря 2009 г. Генеральным директором стал Юкия Амано (Япония).

Членами МАГАТЭ по состоянию на 2013 г. являются 159 государств.

Одной из важнейших задач Агентства с момента создания стала разработка системы гарантий на основе статьи XII Устава. Гарантии МАГАТЭ имеют цель не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, переключения атомной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия.

В 2009 г. гарантии применялись в отношении 170 государств, в которых действуют соглашения о гарантиях с Агентством.

Пять государств, обладающих ядерным оружием, имели действующие со­глашения о добровольной постановке под гарантии. Эти соглашения заключили: Великобритания (с участием Евратома) 6 сентября 1976 г. (вступило в силу 14 августа 1978 г.), США – 18 ноября 1977 г. (9 декабря 1980 г.), Франция (с участием Евратома) – 27 июля 1978 г. (12 сентября 1981 г.), СССР (действует для России) – 21 февраля 1985 г. (10 июня 1985 г.), КНР20 сентября 1988 г. (18 сентября 1989 г.).

Работа по выработке системы гарантий МАГАТЭ началась в 1959 г. и завершилась в 1965 г.

В январе 1960 г. Совет управляющих при некоторой поддержке Франции и при пяти воздержавшихся (СССР, Чехословакия, Болгария, Индия и Шри-Ланка) одобрил первый документ МАГАТЭ о гарантиях (INFCIRC/26).

В 1962 г. Агентство приступило к практическому осуществлению гарантий в ряде стран. Это были инспекции исследовательских реакторов небольшой мощности. Но уже строились энергетические реакторы большой мощности, в частности, в Японии, ФРГ и других странах. В этих условиях Совет управляющих в феврале 1963 г. решил, что действующую систему гарантий, принятую для реакторов малой мощности, следует распространить на реакторы любой мощности.

В феврале 1964 г. Совет учредил рабочую группу под председательством Гуннара Рандерса для широкого пересмотра системы гарантий. В 1964-1965 гг. группой была разработана и в феврале 1965 г. в предварительном порядке принята Советом, а в сентябре того же года единодушно утверждена Генеральной конференцией новая система гарантий, применимая к реакторам любой мощности (INFCIRC/66). На состоявшемся после конференции заседании Совета документ по гарантиям был формально введен в действие.

После принятия документа о гарантиях в отношении реакторов любой мощности возник вопрос о распространении документа на заводы по химпереработке ОЯТ.

Следующим этапом было распространение системы гарантий на заводы по изготовлению ядерного топлива.

Проект, подготовленный секретариатом, был принят при минимальных поправках и в июне 1968 г. утвержден Советом управляющих. В сводной форме документ о гарантиях получил индекс INFCIRC/66/Rev.2.

В таком виде указанная система гарантий Агентства действует и сейчас применительно к отдельным атомным объектам, в отношении которых между Агентством и соответствующими странами заключены соглашения о гарантиях.

После вступления в силу ДНЯО в 1970 г. возникла необходимость в создании новой системы гарантий. Если прежняя система гарантий (INFCIRC/66/Rev.2) применяется лишь в отношении конкретного материала и оборудования, то договором требуется обязательная постановка под гарантии всей ядерной деятельности в неядерных государствах-участниках ДНЯО с тем, чтобы «не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства».

Такая система гарантий была разработана в 1970-1971 гг. специальным комитетом Совета управляющих МАГАТЭ при тесном сотрудничестве СССР, США и Великобритании, которые добивались в комитете установления строгой системы вопреки противодействию ФРГ, Японии и некоторых других стран.

Новая система, которую называют всеобъемлющей (comprehensive), была утверждена Советом в виде типового проекта соглашения о гарантиях между Агентством и государством-участником ДНЯО (INFCIRC/153).

По соглашению государство обязуется информировать Агентство о ЯМ, который оно импортирует или производит внутри страны, и сообщать обо всех местах нахождения такого ЯМ, а инспекторы МАГАТЭ проводят независимую проверку и дают оценку полноты и точности заявлений государства относительно ЯМ и мест его нахождения.

Основным способом обеспечения гарантий является учет ЯМ, для чего государство создает и ведет национальную систему учета и контроля. Меры Агентства по контролю доступа к ЯМ, например, использование печатей на контейнерах и дверях и наблюдение с помощью видеокамер и других устройств за ЯМ и/или за маршрутами, по которым проходит ЯМ, применяются для пополнения информации, полученной на основе практики учета ЯМ, а также подтверждения ее неизменности. Целью практики учета является установление количества ЯМ, присутствующего в ядерной установке, и изменений, которые могут иметь место.

Инспекторы МАГАТЭ, обладающие необходимыми привилегиями и иммунитетами, периодически посещают установку с целью проверки инвентарного количества и его изменений и для определения правильности отчетов. Проверка включает измерения ЯМ на месте и отбор проб для последующего анализа в Агентстве.

Результаты проверки и выводы, сделанные инспекторами, Агентство направляет государству. Если данные свидетельствуют о том, что могло иметь место переключение ЯМ на запрещенные цели, Генеральный директор представляет доклад Совету управляющих. Если Совет приходит к выводу, что МАГАТЭ не в состоянии проверить факт отсутствия переключения ЯМ, он может представить доклад СБ ООН для принятия соответствующих мер по Уставу ООН. Совет управляющих представлял такие доклады по Ираку в 1991 г. и по КНДР в 1992 г.

В связи с выявлением в 1991 г. тайной деятельности Ирака, являющегося участником ДНЯО, по созданию ядерного оружия, Агентством были предприняты интенсивные усилия по укреплению отдельных элементов системы гарантий. В 1991-1993 гг. Совет управляющих подтвердил право на использование специальных инспекций (проводимых Агентством, если оно считает, что информация, предоставленная государством или полученная в результате обычных инспекций, является недостаточной); принял решения относительно заблаговременного предоставления информации о конструкции установок, находящихся в стадии строительства или модернизации, о более широкой схеме отчетности по импорту и экспорту ЯМ, а также по экспорту специального оборудования и неядерного материала.

В 1993 г. Советом управляющих была утверждена так называемая «Программа 93+2» по созданию более эффективной и более экономичной системы гарантий.

В ходе работы над этой программой было подтверждено, что в число мер, осуществляемых в рамках существующих юридических полномочий, входят получение от государств дополнительной информации об установках, на которых когда-либо находился или будет находиться ЯМ, подлежащий гарантиям; расширенное использование необъявленных инспекций; отбор проб окружающей среды в тех местах, к которым инспекторы имеют доступ; использование усовершенствованной технологии для дистанционного контроля перемещений ЯМ.

В целях осуществления дальнейших мер по укреплению гарантий, для которых требуются новые юридические полномочия, Совет управляющих в мае 1997 г. одобрил типовой Дополнительный протокол (INFCIRC/540) в качестве стандарта для дополнительных протоколов к соглашениям о всеобъемлющих гарантиях по документу INFCIRC/153. Совет предложил также провести переговоры о заключении дополнительного протокола к соглашениям с ЯОГ и c другими государствами (по документу INFCIRC/66/Rev.2).

В число мер, предусматриваемых Протоколом, входят:

получение информации и доступ инспекторов ко всем аспектам ЯТЦ государств, от урановых рудников до хранилищ урановых отходов, а также к любым другим местам нахождения, где имеется ЯМ, предназначенный для неядерного использования;

получение информации об исследованиях и разработках, связанных с ЯТЦ, и механизмы их инспектирования;

получение информации о всех зданиях, находящихся на ядерной площадке, и доступ к ним инспекторов с краткосрочным уведомлением;

получение информации об изготовлении и экспорте чувствительных технологий, связанных с ядерной деятельностью, и механизмах инспекций в местах, связанных с изготовлением и импортом;

отбор проб окружающей среды за пределами заявленных мест нахождения в тех случаях, когда МАГАТЭ считает это необходимым;

административные мероприятия, улучшающие процесс назначения инспекторов, выдачу многократных въездных виз (необходимых для необъявленных инспекций) и доступ МАГАТЭ к современным средствам связи.

Процедуры присоединения к Дополнительному протоколу являются такими же, как и для соглашений о гарантиях. К 31 октября 2010 г. его подписали 135 государств, включая все ядерные, в 102 государствах Дополнительный протокол вступил в силу.

В этой связи важное значение имеет универсализация Дополнительного протокола к Соглашению с МАГАТЭ о гарантиях. Россия призывает государства, которые еще не подписали и не ратифицировали его, сделать это как можно скорее. В Российской Федерации Дополнительный Протокол был ратифицирован (Федеральный закон от 2 октября 2007 г, № 227-ФЗ) и вступил в силу с 16 октября 2007 г. Целью применения дополнительных мер контроля в соответствии с Дополнительным протоколом должно быть прежде всего повышение эффективности гарантий в неядерных странах и снижение затрат на их осуществление.

После принятия Дополнительного протокола Агентство продолжает работу над усовершенствованием системы гарантий. Следующим этапом является разработка интегрированной системы гарантий, которая направлена на ее оптимизацию с учетом новых мер, предусмотренных Протоколом и включающих применение на наиболее рациональной основе современных технических средств гарантий.

В конце каждого года по каждому государству, имеющему соглашение о гарантиях, Агентство на основе оценки всей имеющейся в его распоряжении информации за указанной год делает выводы в связи с осуществлением гарантий. В отношении государств, имеющих соглашения о всеобъемлющих гарантиях, Агентство стремится сделать вывод о том, что весь ядерный материал по-прежнему использовался в мирной деятельности. Чтобы можно было сделать такой вывод, должны действовать как Соглашение о всеобъемлющих гарантиях (СВГ), так и Дополнительный протокол (ДП), и Агентство должно иметь возможность осуществлять всю необходимую деятельность по проверке и оценке. В отношении государств, которые имеют действующее СВГ, но ДП не имеют, Агентство не располагает достаточными инструментами для того, чтобы сделать выводы в связи с осуществлением гарантий относительно отсутствия незаявленных ядерных материалов и деятельности. В таких ситуациях Агентство делает вывод за данный год о том, использовался ли по-прежнему заявленный ядерный материал в мирной деятельности.

Действующие СВГ и ДП в 2009 г. имели 89 государств. В отношении 52 из них (включая Тайвань, Китай) Агентство сделало вывод, что весь ядерный материал по-прежнему использовался в мирной деятельности. В отношении 37 остальных государств Агентство могло сделать вывод только о том, что за­явленный ядерный материал по-прежнему использовался в мирной деятельности. Аналогичным образом в отношении 73 государств, имеющих действующие СВГ, но не имеющих ДП, Агентство могло сделать только такой же вывод. По состоянию на 31 декабря 2009 г. 22 государства, не обладающие ядерным оружием и являющиеся участниками ДНЯО, еще не ввели в действие соглашения о всеобъемлющих гарантиях в связи с этим Договором. В отношении этих государств Секретариат не мог сделать каких-либо выводов в связи с осуществлением гарантий.

Всесторонняя деятельность МАГАТЭ по укреплению режима нераспро­странения ядерного оружия не сводится к заключению и реализации соглашений о гарантиях. Под эгидой Агентства заключен целый ряд конвенций, повышающих ядерную безопасность в широком смысле слова. РФ принимает участие во всех этих конвенциях.

В настоящее время из 2338 сотрудников Агентства в 2010 г. четверть была занята осуществлением гарантий агентства. На эти цели расходовалась треть регулярного бюджета МАГАТЭ в 285 млн. евро.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.