Договор о безъядерной зоне в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор). — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Договор о безъядерной зоне в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор).

2017-10-11 435
Договор о безъядерной зоне в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Договор о безъядерной зоне в Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор) был подписан 10 странами региона 15 декабря 1995 г. и вступил в силу 27 марта 1997 г. К 1999 г. он был ратифицирован всеми подписавшими государствами. В договоре участвуют 10 государств. К настоящему времени никто из стран, официально обладающих ядерным оружием, не подписал протоколы, в основном из-за американских и французских претензий касательно определенных обязательств в отношении безопасности и расширенной территории, которая включает исключительные экономические зоны.

Бангкокский договор напоминает предшествующие документы о создании ЗСЯО, вместе с тем ряд проблем поставлен или решен оригинально. Определение понятия «ядерное оружие» (ст. 1.с Договора) фактически приравнивает его к понятию «ядерное взрывное устройство» и тем самым снимает вопросы о возможности МЯВ. Вслед за участниками Договора Раротонга стороны Бангкокского договора обязуются постоянно поддерживать действенность «международной системы нераспространения», основывающейся на ДНЯО и системе гарантий МАГАТЭ (ст. 4.2.d). От государств-участников требуется заключить соглашение с МАГАТЭ о гарантиях не позднее, чем через 18 месяцев после вступления договора в силу (ст. 5). Система гарантий МАГАТЭ подкрепляется на региональной основе отчетами и обменом информацией, процедурой разрешения споров. Особенностью Бангкокского договора является более развитая, в сравнении с предшествующими аналогами, система запросов о разъяснении и расследовательских миссий (ст. 10.с, 10.d, 12, 13 и Приложение). Ядерный экспорт и проблема транзита решена примерно так же, как в Договоре Раротонга.

Нововведением являются обязательства государств-участников, желающих приступить к осуществлению собственной мирной ядерной программы, «подвергнуть эту программу строгой проверке с точки зрения ядерной безопасности, следуя установкам и стандартам, рекомендованным МАГАТЭ» (ст. 4.2.b), и обязательство о присоединении к Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. (ст. 6). Запрещено избавляться от радиоактивных отходов или материалов на суше, однако не затрагивается право на захоронение таких отходов и материалов «в соответствии со стандартами и процедурами МАГАТЭ» в земле на собственной территории или на территории другого согласного государства, если речь идет о мирном использовании ядерной энергии. Оригинальным является обязательство участников не совершать, не способствовать и не поощрять «какие-либо оплачиваемые действия» в нарушение основных положений Договора (включая захоронение в море или выпуск в атмосферу радиоактивных отходов), а также не просить и не получать какой- либо помощи в совершении таких оплачиваемый действий (ст. 3.4).

Для наблюдения за осуществлением Договора и обеспечения соблюдения его положений учреждена Комиссия по безъядерной зоне Юго-Восточной Азии и Исполнительный комитет как вспомогательный орган Комиссии (ст. 8-9).

Одновременно с Бангкокским договором был открыт для подписания ЯОГ протокол к нему, согласно которому они обязуются, в частности, не применять или не угрожать применением ядерного оружия против любого государства-участника Договора, а также в пределах ЗСЯО. ЯОГ, однако, пока воздерживаются от подписания протокола, что связано с положениями статей 1.а и 2.1 Договора, которые распространяют действие документа на «исключительные экономические зоны» стран-участниц, простирающиеся, как правило, на 200 морских миль за пределы береговой черты (а не на 12 миль, обычных для территориальных вод).

Договор о безъядерной зоне в Африке (Договор Пелиндаба)

11 апреля 1996 г. в Каире был открыт для подписания Договор о безъядерной зоне в Африке. Договор известен также, как Договор Пелиндаба (городок в ЮАР), по месту согласования текста к июню 1995 г. Текст Договора Пелиндаба был разработан назначенной ООН группой экспертов ОАЕ.

Главным препятствием на пути к заключению Договора до конца 1980-х гг. оставалась политика ЮАР. Радикальное изменение этой позиции произошло 26 февраля 1990 г., когда президент ЮАР дал указание о ликвидации шести единиц ядерного оружия, созданного в 1979-1989 гг. После конверсии военных ядерных объектов и присоединения ЮАР к ДНЯО выработка документа о ЗСЯО не выявила серьезных противоречий. Договор подписали 50 из 53 африканских государств (кроме Мадагаскара, Сомали и Экваториальной Гвинеи), но в силу он пока не вступил (вступит в силу в день сдачи на хранение двадцать восьмой ратификационной грамоты). Лишь 15 государств Африки ратифицировали Договор.

Создатели этого договора тщательно изучили и использовали предшествующие международно-правовые акты. Чтобы подчеркнуть свою убежденность в отсутствии ядерного оружия в Африке, создатели договора, подобно авторам Договора Раротонга, пользуются термином «ядерное взрывное устройство» (независимо от целей его возможного использования), охватывающим и ядерное оружие, и другие ЯВУ, в том числе в разобранной или частично собранной форме (ст. 1.с). Специальная статья 6 посвящена «декларированию, демонтажу, уничтожению или переводу на мирные нужды ядерных взрывных устройств и предприятий по их производству», что также связано с южно-африканским опытом. В отличие от предыдущих договоров, Договор Пелиндаба не распространяется на океанические районы за пределами территориальных вод участников. По требованию африканского государства Маврикий, претендующего на удерживаемый Великобританией архипелаг Чагос, он включен в состав африканской ЗСЯО. В число островов архипелага входит Диего-Гарсия, на котором развернута военная база США.

Новыми элементами на пути совершенствования текстов договоров о ЗСЯО стали обязательства участников договора Пелиндаба декларировать любую имеющуюся возможность производства ЯВУ (ст. 6.а) и поддерживать высочайший уровень безопасности и эффективную физическую сохранность ядерных материалов, объектов и оборудования (ст. 10). Договор Пелиндаба – единственный из договоров о создании ЗСЯО, предусматривающий запрещение исследований «в отношении любого ядерного взрывного устройства любыми средствами и в любом месте» (ст. 3.а). Статья 3.с, подобно соответствующему положению Договора Тлателолко, восполняет пробел ДНЯО и распространяет на НЯОГ обязательство «не предпринимать каких-либо действий для оказания помощи или поощрения к исследованиям, разработке, производству, накоплению или приобретению любого ядерного взрывного устройства». Интересно, что африканский договор – единственный среди договоров о ЗСЯО, специально запрещающий накопление/хранение ЯВУ.

Оригинальным стало положение Договора Пелиндаба, запрещающее вооруженное нападение средствами обычного или иного оружия на ядерные объекты в африканской зоне (ст. 11).

Более жесткую позицию, чем в предшествующих документах, заняли составители африканского договора по вопросу о захоронении радиоактивных отходов: оно целиком запрещено в пределах ЗСЯО, причем стороны обязались эффективно осуществлять меры, предусмотренные Конвенцией «О запрещении импорта в Африку и контроле провоза через границы и утилизации опасных отходов в пределах Африки» в части, касающейся РАО (ст. 7).

Для обеспечения выполнения обязательств по Договору участники учредили Африканскую комиссию по ядерной энергии (ст. 12, Приложение III). Приложение II к Договору предусматривает, что гарантии МАГАТЭ в государствах-участниках должны носить полномасштабный характер, т.е. относиться к материалам во всей ядерной деятельности соответствующих государств, контроль МАГАТЭ дополняется региональной системой отчетов и обменов информацией, консультаций и конференций.

Три протокола к Договору открыты для подписания внеафриканскими государствами. Россия подписала Протокол I (не применять или не угрожать применением ЯВУ) и Протокол II (не испытывать, не оказывать содействия и не поощрять испытания ЯВУ) в ноябре 1996 г. (остальные ЯОГ – в апреле 1996 г.). Протокол III адресован Франции и Испании и обязывает их обеспечивать применение гарантий и выполнять статьи 3-10 Договора в отношении территорий в ЗСЯО, за которые они де-юре или де-факто несут международную ответственность. Франция (в отличие от Испании) подписала и ратифицировала Протокол III, как и два других протокола. В целом лишь Франция и Китай ратифицировали подписанные протоколы к Договору.

8 сентября 2006 г. был подписан Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии. Новая зона охватывает территории Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. По месту подписания этот Договор часто именуют Семипалатинским договором. Основные его положения аналогичны обязательствам договоров о создании ЗСЯО в других регионах мира. Особое внимание в Семипалатинском договоре уделяется экологическим проблемам: реабилитации территории Семипалатинского полигона, где СССР проводил большую часть ядерных испытаний, а также обязательствам не производить захоронение на территории государств-участников радиоактивных отходов других государств.

Россия и Китай поддержали Семипалатинский договор. Три других государства, официально обладающие ядерным оружием – США, Великобритания и Франция, – выдвинули ряд возражений, в первую очередь против ст. 12 Семипалатинского договора, в которой содержится положение, что этот Договор не влияет на права и обязанности сторон по предыдущим международным договорам. Это положение, по мнению этих западных стран, открывает России теоретическую возможность обойти Семипалатинский договор, поскольку все участники этого Договора, кроме Туркмении, одновременно являются участниками и Договора о коллективной безопасности 1992 г. (ДКБ). Согласно ст. 4 ДКБ, агрессия со стороны какого-либо государства или группы государств в отношении участника этого Договор будет рассматриваться как агрессия против всех стран-участниц. В этом случае все остальные союзники обязываются предоставить такой стране необходимую помощь, включая военную. Таким образом, не исключается и применение Россией ядерного оружия. Как считают западные ядерные державы, это не дает, основания признать Центральную Азию в качестве зоны, свободной от ядерного оружия. Семипалатинский договор вступил в силу после завершения процесса его ратификации странами-участницами в марте 2009 г. Однако сомнения относительно его широкого признания остаются.

Монголия официально получила статус безъядерного государства. Соответствующую совместную декларацию 17 сентября 2012 г. в Нью-Йорке подписали постоянные представители при ООН стран ядерной «пятерки», а также представитель Монголии при организации.

В 1996 году Белоруссия объявила себя безъядерным государством, но официально на уровне ООН этот статус она не получила.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.