Испытание верующих в верности — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Испытание верующих в верности

2017-10-10 219
Испытание верующих в верности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Еще один аргумент, который появился для объяснения неудач крестоносцев – аргумент испытания в верности. Когда начались поражения, паства могла задаваться вопросом: почему Бог, заинтересованный в этой войне, не помогает или помогает недостаточно, хотя считается, что должен бы? Одно объяснение – вышеупомянутая греховность: Бог не хочет позволить владеть Святой землей кому попало, Бог не оказывает помощи кому попало. Но было еще и другое объяснение – Он одновременно хочет проверить верующих в Него в преданности. Причем иногда уточняется: Он может уничтожить сарацинов и сам. Эта идея одновременно могла оправдать не только поражения, но и любые сложности крестовых походов в более широком плане.

В историографии имеются лишь точечные упоминания этой идеи в общих работах, посвященных истории проповедования крестовых походов.

Если подумать, аргумент греховности не лишает крестовый поход изначального смысла – завоевания Святой земли – ибо сделать это должны все равно крестоносцы, пусть и ни на что не способные без божественной поддержки, которая зависит от присутствия или отсутствия греховности. Их труд остается значимым для завоевания Святой земли, хотя и не оправдывает себя, если Бог перестает помогать. А вот аргумент испытания для верующих, прямо формулирующий, что Бог может сделать все сам, если задуматься, коренным образом меняет весь смысл экспедиции.

Слушатель мог этого не осознавать: пропаганда по‑прежнему продолжает подчеркивать значимость Святой земли, трагичность для христианства ее потери или угрозы ее потери. Именно она все равно остается на первом плане, а испытание для верующих становится, как и очищение от греха, попутной целью. Освободить Святую землю по‑прежнему было нужно, просто теперь ясно декларировалось: Бог и сам может решить вопрос, а участие людей Ему нужно для других целей. Иначе говоря, вместо того чтобы действовать самому, Бог хочет «убить двух зайцев»: вернуть себе Святую землю и провести масштабную «сортировку» верующих с последующим населением Святой земли достойными людьми из их числа.

Получается, впрочем, что аргумент испытания для верующих фактически лишил крестовый поход первоначального смысла. Освобождение Святой земли осталось для Бога ценностью, но поход – что не скрывалось – был нужен на самом деле не для этого.

Рассмотрим описанную идею на конкретных примерах, в которых можно увидеть, как папство и проповедники формулировали идею испытания верующих и в то же время всегда оставляли на первом плане вопрос важности освобождения Святой земли.

Первым найденным упоминанием идеи является письмо 363 святого Бернара: «Разве (Бог) не может послать более дюжины ангельских легионов… и освободится земля? Власть полностью в его руках, когда Он захочет. Но я говорю вам, что Господь Бог ваш испытывает вас. Он смотрит на сыновей человеческих, есть ли кто‑нибудь, кто мыслит, любопытствует или печалится по Его причине»[530]. Таким образом, Бог не перестает быть всесильным и может освободить Палестину сам, но Он хочет испытать верных на верность. Как было замечено ранее, акцент на этом не делается как на цели похода. Начинается письмо Бернара с рассуждений о том, что Бог начал терять свою землю (cepit Deus celi perdere terram suam), которую он «обозначил чудесами и посвятил собственной кровью» (quam illustravit miraculis, quant dedicavit sanguine proprio), и враги креста захватили ее[531]. Таким образом, важность Святой земли продолжает оставаться на первом плане.

Несколько позднее в булле Inter omnia (1169), адресованной всем верующим, папа Александр III писал: Бог делает вид, что не слышит, как его верные зовут Его на помощь, чтобы понять, если ли среди них кто‑нибудь «ищущий Бога» (dissimulât interdum clamorem exaudire gementium… ut videat si aliquis sit intelligens aut requirens Deum [Ps. 13:2])[532]. При этом снова стоит заметить: на первый план по‑прежнему выносятся проблемы Восточной церкви, с констатации которых начинается письмо (nécessitas orientalis ecclesie et fidelium christianorum). Цели похода из этой проверки на верность не делается[533]. Также и после идеи проверки верных речь снова идет об освободительной задаче: верные христиане часто и много борются (sepe ас multum laboratum est а fidelibus christianis) за защиту Святой земли, чтобы там сохранялась христианская вера (ut cultus ibi christiane fidei potuerit conservari)[534]. Получается, формально и постановка проблемы, и преследуемая цель заключается в освобождении Святой земли, а об испытании верующих говорится между делом.

Позднее, в 1185 г., архиепископ Кентербери в своем письме подчиненным ему епископам также писал о «божественном испытании»: «рука Господня не сократилась так, что не может спасти, но она испытывает нас» (non est tamen abbreviata manus Domini, ut salvare non possit, sed probat nos) [535]. При этом опять же письмо начинается с описания проблем в Святой земле, вынесенных на первый план: «Вследствие совершенных нами грехов враги креста Христова стали настолько сильны, что Святую землю, в которой стояли ноги Господа, наследие и вотчину Распятого, пытаются уничтожить гордыней и презрением»[536]. И лишь после целой серии библейских цитат с иллюстрацией трагической судьбы Иерусалима, который, правда, еще не был завоеван Саладином, до читателя доводится мысль о «божественном испытании».

Начиная со времен завоеваний Саладина и затем в XIII столетии, идея звучит чаще: видимо, она стала актуальнее, поскольку стало гораздо более насущным объяснить, почему все‑таки Бог не помогает крестоносцам, и они терпят поражения, и, если какие‑то успехи все‑же имеют место, в общем и целом ситуация лучше не становится.

В булле Audita tremendi (1187), адресованной всем верующим, говорится, что Бог «мог бы охранять Святую землю своей волей», но захотел путем крестового похода «выяснить, есть ли кто‑либо ищущий Его» (Poterit Dominas quidem sola earn voluntate servare… Votait enim forsitan experiri, et in notitiam dacere aliorum, si qais sit intelligens aat reqairens Deam) [537]. Начинается же послание, разумеется, с трагических восклицаний по поводу угрозы потери Иерусалима и побед Саладина.

Генрих де Альбано, человек с большим опытом проповедей крестовых походов, комментируя несчастья Святой земли накануне третьего крестового похода, как всегда, выставленные на первый план, написал в своем трактате: «Это все произошло не потому, что Магомет смог, но потому что Христос захотел, желая дать христианам возможность проявить ревность во славу своего Господа, отомстить оскорбление Отцу и вернуть Его наследие. Вот подходящее время, когда испытанные становятся видны, когда Господь испытывает, кто Его, кто Ему верны, кто вероломны, кто суть чужие сыновья, а кто – Его собственные»[538].

В письме клиру Магдебурга (1199), отправленном затем и в другие земли, папа Иннокентий III пишет, что Бог всегда не позволял сарацинам «добить» крестоносцев и посеял среди сарацинов вражду (manus eoram in ipsos convertens, et eos inter se maltiformiter discordantes), чтобы тем самым проверить нашу веру и точнее определить, кто относится к числу «своих» (at probaret adhac fortius fidem nostram et intelligent plenias qui sunt eias, misericorditer impedivit) [539]. Начинается папское письмо, как и всегда, с описаний несчастий в Святой земле.

Мысль о проверке верующих присутствует и в булле Quia maior (1213): «Всемогущий Бог мог бы, если бы хотел, полностью защитить эту землю… но… чтобы пробудить своих верных от смертельного сна к жизнедеятельности, Он предложил им состязание, в котором он проверяет их веру как золото в печи… дабы те, кто верно сражались за Него, счастливо получили от Него венец»[540]. Как ни странно, на сей раз мысль высказана папой как одна из первых, но вначале все‑таки говорится об острой необходимости помощи Святой земле (instat nécessitas… ut terre sancte necessitatibus succurratur) [541].

В дальнейших примерах идея проверки верующих снова не выносится на первый план.

Гонорий III говорит об испытании в своем письме к духовенству Германии с предписанием проповеди (1224). Он пишет, что Бог позволил неверным владеть Святой землей для «упражнения» верующих (ad ехегcitationem tamen fidelium earn passus est ab infidelibus detineri), дабы увидеть, есть ли кто‑нибудь, кто ищет Его и хочет отомстить за нанесенные Ему оскорбления (ut videat, si est intelligens aut requirens ipsum, qui eius ulcisci velit iniurias)[542]. В письме к верующим Фрисландии (1226) папа пишет, что Бог может освободить Святую землю сам, но, «дабы было упражнение для верующих, Он терпит, как ей владеют неверные, чтобы увенчать сражающихся за земной Иерусалим в отображенном в нем небесном [Иерусалиме] (ipsam tamen ad exercitationem fidelium patitur ab infidelibus detineri, ut legitime pro Jerusalem terrena certantes in celesti per istam figurata coronet) [543].

Идея присутствует в письме папы Григория IX к духовенству с предписанием проповеди крестового похода (1231): «Разве сокращена рука Господа настолько, что не может спасти, или же ухо отягчено так, что не слышит издалека? Или Он испытывает своих верных, чтобы проверить, оставят ли они Его оскорбление неотмщенным или вышеупомянутую землю незащищенной?»[544]. Он же говорит об этом и в письме всем верующим Англии (1234): «[Бог] позволил, чтобы [Святую землю] держали неверные для упражнения верных, ибо рука Его не сократилась настолько, чтобы не могла освободить [Святую землю] за мгновение» (ad exer‑citationem fidelium ab infidelibus detineri permittit, cum non sit abbreviate manus Domini… quin… liberare valeat in momento) [545].

В одной из проповедей Жака де Витри также говорится о «проверке» для верующих[546]. Проповедник пишет, что Бог проверяет, кто «суть Его друзья и кто печалится по поводу Его судьбы» (probet qui sunt amici eius et qui doleant vices ipsius). Бог проверяет именно сейчас, когда у Него есть проблемы, ибо, как бы мы сказали в наше время, «друг проверяется в беде» («в благополучное время сложно познать кого‑либо») (in prosperis non facile cognoscitur). Бог «проверяет, кто силен духом и кто малодушен, а кто – Его друзья» (probat qui fortes sint animo et qui pussillanimes et qui sunt amici eius).

Об идее испытания говорится и в трактате Гумберта Романского. В 15‑й главе трактата Гумберт рассуждает в более широкой перспективе. Он пишет, что многие люди удивляются, каким образом так случилось, что Бог позволяет Магомету и его приспешникам пребывать в мире. Но в таком случае, развивает мысль автор, стоит задаться и вопросом о том, почему Бог со дня сотворения мира позволяет дьяволу преследовать человека. Так устроен мир: «Итак, нужно сказать, что как от начала мира плохие травы растут рядом с хорошими, ядовитые животные – с другими, неядовитыми, а демоны перемешаны с добрыми мужами, так и от начала церкви Бог всегда позволял существовать некоторым терзающим ее людям, среди которых были то правители, то еретики, которые когда‑то имели большие возможности в преследовании верных, то сарацины»[547]. И все это не случайно, и в первую очередь для «выявления верных Христовых» (manifestatio fidelium Christi): «Ведь как проявляется верность рыцаря своему королю, когда он мужественно сражается за него против врагов, так и здесь»[548].

Имеются примеры, где подчеркивается, что Бог лично зовет христиан помочь ему в отвоевании Святой земли, желая одновременно «протестировать» их. Так, в речи епископа Страсбурга, приведенной в хронике Historia Peregrinorum (третий крестовый поход), присутствует именно такая комбинация: «Бог приглашает вас на помощь», чтобы проверить вас (ut suos examinet et probet, ad suum vos invitât auxilium) [549]. До этого, впрочем, епископ говорил про оскорбление, нанесенное Богу (Salvatoris iniuria), и о печали и разорении земли Иерусалимской (terre Iero‑solimitane dolor et desolatio), что, как и в других случаях, отодвигает идею проверки верующих на второй план.

В булле Utinam Dominas (1208), адресованной верующим Ломбардии и Марке, об испытании для верных говорится в следующей форме. Папа задает риторический вопрос: разве не может Бог освободить Святую землю сам (aut non est virtus ad liberandum in ipso?) [550]. Естественно, Он может, если захочет, освободить Святую землю без помощи людей (non deficiet nec etiam laborabit quin orientalem provinciam quando voluerit et sicut voluerit de manibus eruat impiorum), но Бог хочет испытать, кто действительно Ему верен. В то же время несколько ранее по тексту, в описании бед Святой земли, которые, разумеется, и здесь вынесены на передний план, папа утверждает, что Бог лично взывает к помощи крестоносцев (ессе ipse… ad suam subventionem auxilium nostrum quasi exhereditatus implorât) [551].

Наконец, Гумберт Романский в 11‑й главе своего трактата о проповеди креста комментирует позорнейший для христиан захват особенно дорогой для Бога Святой земли сарацинами: «Конечно, Господь мог бы в одночасье отомстить за все это, но, дабы предоставить возможность славного воздаяния, Он хочет испытать своих верных людей и узнать, кого волнует нанесенное Ему бесчестие, говоря: Кто восстанет за Меня, т. е. за мою честь, на лукавых [Пс. 93:16], т. е. чтобы отомстить за нанесенное Мне ими бесчестие?»[552].

Из приведенных примеров вытекает, что Бог приглашает своих верных помочь Ему в деле, в котором мог бы справиться и сам, но хочет испытать своих верных на прочность веры, и поэтому лишь помогает им, сам от дела скорее отстраняясь. Иначе говоря, если следовать логике пропаганды, формулируемой во многих из приведенных примеров, помощь Богу на самом деле не нужна, и цель крестового похода, с точки зрения Бога, в интерпретации источников, заключается, скорее, в проверке верующих. Вместе с тем высшей ценностью остается освобождение Палестины, которую как таковую по‑прежнему нужно освободить, и именно поэтому формально на передний план выставляется тяжелая ситуация в этом регионе и необходимость участия в решении этой проблемы.

Таким образом, с вводом в оборот нового аргумента завоевание Святой земли как таковое уже фактически не являлось для Бога основной целью похода. Богу важно было проверить христиан и узнать, насколько они верны Ему на деле, а изгнать сарацинов из Святой земли Он мог и сам.

По сути же испытание для верующих хорошо дополняло механизм взаимодействия с Богом в ситуации греховности: все работало на то, чтобы Святую землю обрели достойные люди. Эти достойные люди, с одной стороны, должны очиститься от греха, а с другой – доказать свою приверженность Богу путем участия в крестовом походе.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.