Этнокультурные различия агрессивности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Этнокультурные различия агрессивности

2017-10-10 344
Этнокультурные различия агрессивности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одним из источников мотивации агрессивности человека и особенностей его поведения является этническая культура. Тот или иной уровень агрессивности, который закреплен в культу­ре народа, нельзя считать случайным. Поскольку культура в це­лом является адаптивно—защитным комплексом, уровень ее аг­рессивности отражает те этнозащитные процессы, которые в прошлом осуществлялись с помощью агрессии. Поэтому рас­смотрим ряд аспектов этой проблемы.

А. "Агрессивные" элементы культуры

Можно предположить, что определенные особенности куль­туры (формы общения, способы воспитания детей, обычаи и т.п.) таят в себе возможность порождения враждебности между


284______________________________________________ Альберт Налчадмсян

людьми. Какие элементы или черты культуры могут быть "аг­рессивными"?

Данную проблему на индейском племени хопи исследовал Д. Ф. Аберле'. Он обнаружил, что агрессивными являются некото­рые верования людей. Так, хопи полагают, что болезни и смерть, неурожай и другие бедствия являются следствием враж­дебности людей, их дурных помыслов и прямой колдовской де­ятельности. Поэтому когда конфликты между членами семьи и между представителями различных семей обостряются и агрес­сивность сторон усиливается, они начинают обвинять друг дру­га в колдовстве. Это, по—видимому, усиливает первоначальную агрессию, поэтому итоговая агрессивность зависит не столько от самой структуры межличностных отношений, сколько от ат­рибутивной проекции друг другу злых намерений. Причем хопи верят, что даже явно не обнаруженная, скрываемая агрессив­ность, злые намерения человека наносят вред окружающим.

Если, имея сходный подход, исследовать данное явление у христианских народов, то нетрудно видеть, что со времен до­христианских (языческих) религий сохранились верования и действия, которые являются агрессивными и агрессогенными. Например, проклятия как вид словесной агрессии, предназна­чены для того, чтобы накликать беду на человека. Многие предпочитают верить в "дурной глаз": "сглазили" — говорят в тех случаях, когда полагают, будто завистливый глаз другого навел на человека беду. Подобные верования, как нетрудно до­гадаться, основываются на вере в агрессивную природу челове­ка. Можно предположить, что элементы дохристианской куль­туры сохранились в подсознательной сфере психики индивидов и народов и оказывают заметное влияние на культуру и пове­дение людей.

Согласно верованиям хопи, скрытая агрессия тоже опасна для окружающих. И поскольку хопи не считают сплетни пря­мой агрессией, эта форма агрессивного поведения у них чрез­вычайно распространена2.

' Об исследовании Д. Ф. Аберле (D. F. Aberie) см. в книге: Современная зару­бежная этнопсихология. Реф. журнал. М., 1971, с. 127-128. 3 Указ. соч., с. 129.


Агресивная этнозащита


285


Как видно из сказанного, некоторые особенности культуры хопи, в частности - верования, порождают различные формы агрессивного поведения. Это полифункциональные действия, но в них прослеживаются также защитно—адаптивные функ­ции. Однако особенностью агрессивной стратегии адаптации является то, что она легко приводит к обратному результату -дезадаптации.

Наконец, еще одна особенность некоторых этнических культур состоит в том, что в них определенным категориям лиц разрешается более или менее свободно выражать свою агрес­сию. Если у хопи это колдуны, которым поэтому завидуют, то в современных обществах таким негласным правом пользуют­ся представители правящей элиты и привилегированных соци­альных групп. Существование таких социальных норм - источ­ник агрессивности. По этому признаку этносы заметно разли­чаются друг от друга.

Б. Агрессивные нации

Если по обилию агрессивных элементов этнические культу­ры заметно различаются друг от друга, то можно поставить во­прос о том, что есть более или менее агрессивные этносы и на­ции. Существование определенных социальных норм (явных или подразумевающихся), традиций, способов социализации детей и других "агрессогенных" элементов культуры сообщает явную агрессивность жизни и поведению целого ряда этносов. Поэтому мы можем говорить о существовании более агрессив­ных и менее агрессивных народов.

Уровень агрессивности нации можно определить с помощью умело организованных социологических и социально—психо­логических исследований. Такие исследования действительно проводились, о чем свидетельствует следующее сообщение: "Большинство американцев поддерживают инициативу своего правительства о силовом решении иракской проблемы,— сооб­щает агентство Ассошиэйтед Пресс. - Как показал опрос об­щественного мнения, 71% высказывается за применение силы против Ирака. Они считают, что режим Саддама Хусейна с его оружием массового уничтожения должен быть под жестким контролем. 22% не одобряют такой способ решения конфлик­та, считая, что скандал вокруг Ирака раздувается, чтобы от-


Альберт Налчаджян

влечь американцев от сексуальных похождений президента США. 7% опрошенных просто не имеет мнения на этот счет, сообщает агентство"'.

Поскольку речь идет о применении силы против другой на­ции, которая считается врагом, можно предположить, что у ука­занных 71% опрошенных сильно выраженная межнациональ­ная враждебность входит, в качестве личной черты, в более ши­рокий авторитарный комплекс характера. Правда, при определе­нии агрессивности людей и этносов следует иметь четкие кри­терии агрессивности на уровне индивидов, социальных групп, этносов и многоэтнических больших обществ.

Американцы отличаются также высоким уровнем внутриэт-нической (вернее — внутринациональной) агрессивности. По­скольку американская "нация" — это конгломерат многих эт­нических групп, то измерение агрессивности американцев во­площает в себе как внутриэтническую, так и межэтническую агрессию. Приводимые ниже данные не дифференцированы в этих категориях, тем не менее представляют определенный ин­терес. Вот что пишут Р. Бэрон и Д. Ричардсон:

"Около трети состоящих в браке американцев обоего пола подвергаются насилию со стороны своих супругов...

От трех до пяти тысяч детей в США умирают ежегодно в ре­зультате жестокого обращения с ними родителей...

Ежегодно 4% пожилых американцев становятся жертвами насилия со стороны членов своих семей...

16% детей сообщают, что их избивают братья и сестры...

Ежегодно в США совершается свыше миллиона преступле­ний с применением насилия, среди которых более 20 тысяч убийств...

Убийство занимает одиннадцатое место среди основных причин смерти в Соединенных Штатах...

Главной причиной смерти чернокожих американцев в воз­расте от 15 до 34 лет является насильственная смерть..."2

Как говорится, комментарии излишни!

Есть один устойчивый критерий для характеристики опреде­ленного этноса в качестве более или менее агрессивного: это

' См.: газету 'Талое Армении" от 7 февраля 1998 г.

! Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. "Питер", Санкт-Петербург, 1997, с. 22.


Агресивная этнозащита 287

его поведение в ходе длительной истории общения или столк­новений с другими народами. Есть народы, которые вновь и вновь доказывают свою повышенную враждебность и агрессив­ность во все новых конфликтах, которые, кстати, большей ча­стью сами и создают. Историки и писатели тех народов, кото­рые имели несчастье жить по соседству или под владычеством турок, предоставляют нам многочисленные свидетельства о крайней агрессивности и нетерпимости этого этноса. Какими были турки еще в XI веке, когда они впервые появились в Ма­лой Азии, можно судить по сведениям, оставленным историка­ми того времени, в частности, сведениями, которые нам оста­вил армянский историк упомянутого века Аристакес Ласти-вертци.

"Невозможно описать все бури, пронесшиеся в наши време­на, или изложить раздельно все, что случилось в каждом мес­те, в каждой области или городе,- все, что пришлось перенес­ти нам от язычников. Ни одного дня, ни разу не обрели мы по­коя и отдохновения, но все время было насыщено смутами и невзгодами. Со дня на день росли страдания и муки. И все они были настроены злобно, хотя долгие годы провели у нас. Их змеиная злоба не прекратилась, не насытилась подобная огню жадность. Все их помыслы о нас вероломны, слова же преис­полнены коварства. И каждое утро они приступали к новым злодеяниям, ибо всеми владела одна мысль — покончить с на­ми, износив, как обветшалые лохмотья, стереть у себя даже па­мять о нас — не смотреть на нас и не видеть нас живыми. И пусть под ногами их бесследно исчезнут могилы наши..."1.

Вот эта "змеиная злоба" и характерна для этого этноса и только исходя из этого знания и можно понять дальнейшие ис­торические события — вплоть до наших дней, до геноцида ар­мян, греков и курдов.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.