Краткие сведения о развитии речи ребенка — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Краткие сведения о развитии речи ребенка

2017-10-10 115
Краткие сведения о развитии речи ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речь является средством общения людей и формой челове­ческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разно­видностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь - «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового мате­риала.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» пре­дусматривает развитие всех компонентов устной речи: слова­ря, грамматического строя, звукопроизношения.

Словарь и грамматический строй развиваются и совершенству­ются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в про­цессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение фор­мируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного язы­ка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей — фонемой лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения нераз­рывно связана с работой по развитию речи детей.

Речь не является врожденной способностью человека, она фор­мируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств — слух, зрение, обоняние, осязание — были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие рече-двигательного и речеслухового анализаторов.

Анализаторы — сложные нервные механизмы, произво­дящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутрен­ней среды. К анализаторам относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах.

Все вышеперечисленные факторы в значительной степени за­висят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая раз­витию движений и речи, задерживается и его физическое и пси­хическое развитие.

Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка — состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произ­ношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т. е. формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых пар­ных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10-12, а иногда и большего количества слов (баба, киса, му, бэ и др,). Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания стано­вятся для него средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, граммати­чески и фонетически правильная речь взрослых. Не следует иска­жать слова, имитировать детскую речь.

В этот период необходимо развивать пассивный словарь (сло­ва, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предме­тами). Постепенно у малыша развивается активный словарь (сло­ва, которые он употребляет в своей речи).

К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным сред­ством общения, К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем-пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологи­ческие нарушения звукопроизношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамма­тическим строем речи.

Вопросы

1. Развитие каких сторон устной речи и предусматривает «Программа воспитания и обучения в детском саду?»

2. От каких факторов зависит становление речи ребенка?

3. Как развивается речь ребенка?

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.