Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-10-09 | 606 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
УДК 378 (075.8)
ББК 4448р30я73
Б 834
Е. В. Бородулина. Практикум по дисциплине методика обучения истории для студентов направления 050100.62 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (История, Иностранный язык) очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 67 с.
Пособие включает вопросы для подготовки к семинарским занятиям, формы и порядок проведения занятий, задания для проведения самостоятельной (домашней) работы и методические указания к ним. Практикум составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учётом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.
Рекомендовано к изданию кафедрой отечественной истории. Утверждено первым проректором Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: | К. А. Анкушева, и.о. заведующего кафедрой, доцент, к.и.н. |
РЕЦЕНЗЕНТЫ: | Л. Г. Чеботарь, начальник управления общего образования Департамента образования и науки Тюменской области, к. пед. н. О. В. Огороднова, заведующий кафедрой педагогики и методики дошкольного образования ИПиП ТюмГУ, к. пед. н. |
© ФГБО ВО Тюменский государственный университет, 2015.
© Е.В. Бородулина, 2015.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………….................................. 2. Планы семинарских занятий и рекомендации по их выполнению: 1) Семинар 1. Школьное историческое образование в России XX в. Современные проблемы и тенденции развития исторического образования…………………………………….. 2) Семинар 2. Методы и приёмы обучения. Структура исторического материалы и способы его изучения………….. 3) Семинар 3. Изучение теоретического учебного материала. Умения учащихся и приёмы учебной работы…………………. 4) Семинар 4. Наглядность в обучении истории. Приёмы и средства изучения хронологии, исторических документов. Использование художественных произведений на уроках истории………………………………………………………………. 5) Семинар 5. Типы уроков и форм обучения в среднем звене учащихся. Учебные занятия в старших классах……………… 6) Семинар 6. Подготовка учителя к уроку истории. Требования учителя к самому себе. Инновации в обучении истории……………………………………………………………..... 7) Семинар 7. Внеурочная работа по истории…………………… 3. 3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………………… | |
|
Пояснительная записка.
Современная концепция педагогического образования предполагает создание условий для развития творческих способностей будущих специалистов. Школе необходимы педагоги – мастера. Педагогическое мастерство мы понимаем как высший уровень освоения профессиональных умений, поэтому основной акцент в содержании практикума сделан на формировании конкретных умений, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности.
Цели и задачи практикума.
Цель практикума – обучение навыкам преподавания истории для подготовки будущих учителей к воспитанию и развитию учащихся в ходе образовательного процесса на учебном материале курсов истории, формированию у школьников исторического мышления и ключевых компетентностей.
Задачи:
1. Уяснить структуру, содержание, особенности различных курсов истории в школе.
2. Овладеть умением ставить цели, задачи, отбирать содержание, соотносить его с разнообразными формами и методами деятельности, выбирать эффективные приемы и средства обучения, прогнозировать и выявлять результаты обучения.
3. Развить способности решать педагогические ситуации, моделировать уроки истории в среднем и старшем звене, а также различные формы внеурочной деятельности по предмету.
|
Перечень планируемых результатов практикума по методике обучения истории:
Знать современные проблемы и тенденции развития исторического образования; методы и приемы обучения истории; основные требования к современному уроку истории и обществознания; методические модели, эффективные в условиях вариативного образования; современные формы активного и интерактивного обучения.
Уметь практически использовать знания основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе; реализовывать в процессе преподавания истории в общеобразовательной школе следующие основные задачи: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями; работать с базами данных и информационными системами.
Владеть навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на уважении к историческому наследию и культурным традициям; умением учиться, повышать квалификацию в течение всей жизни; приёмами выработки личностных качеств: самостоятельности, ответственности, организованности, целенаправленности и т.д.
Планы семинарских занятий.
Семинар № 1 (4 часа)
ШКОЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ XX В.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Занятие 1.
1. Задачи и значение школьного исторического образования.
2. Понятие «концепция» применительно к школьному образованию.
3. Структура, содержание и особенности курса школьных программ по истории.
4. Школьные программы и Государственный стандарт исторического образования.
5. Государственная политика в области исторического образования.
6. Содержание и особенности курсов: "Мировая художественная культура", "История религий", элективных курсов по истории и др.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Проанализировать по предложенному плану программу из школьных курсов истории (из комплекта школьных программ):
– название программы, общее количество часов;
|
– деление программ на разделы, количество разделов, их название, количество часов в каждом разделе;
– главная идея раздела (что должен усвоить ученик);
– количество тем в каждом разделе;
– соотношение программы и школьного учебника;
– внутрипредметные и внутрикурсовые связи.
2. Прорецензировать программу одного из элективных курсов.
3. Анализ документов, которыми должен руководствоваться учитель истории при планировании и осуществлении своей преподавательской деятельности.
4. Сравнительный анализ стандарта среднего (полного) общего образования по истории для базового и профильного уровней. (Работа в малых группах).
5. Проанализируйте вариант концентрической структуры школьного исторического образования и продолжите перечень его преимуществ и недостатков. (Работа в парах).
Преимущества | Недостатки |
Превращение исторического образования в непрерывный, постепенно усложняющийся процесс. | Дублирование содержания исторического образования во II и III концентрах, если оно будет определяться исключительно на основе событийно-хронологического принципа. |
Более чёткая синхронизация курсов отечественной и всеобщей истории. | … |
… | … |
… | … |
Занятие 2.
1. Требования к уровню подготовки выпускников школы по истории.
2. Ориентировочные формы тематического и поурочного планов.
3. Авторские комплексы и планирование обучения истории в школе.
4. Основные требования к современному уроку истории и обществознания.
5. Школьные учебники по истории. Их функции, структура, методическое построение.
6. Дидактическое построение и методический аппарат школьного учебника по истории:
А). Понятие «учебно-методический комплекс» (УМК) по истории, его составляющие. Место учебника в УМК.
Б). Использование методического аппарата школьного учебника истории для организации классной и домашней работы учащихся по избранному разделу программы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Проанализировать один из учебников по истории для средней школы, обратив внимание на последовательность, научность содержания курса, структурные компоненты учебника, иллюстрированный и документальный материал, методический аппарат, стиль изложения. Дать общую оценку учебнику.
|
2. Сравнить базовый и профильный учебники истории. (Работа в малых группах).
3. Исходя их целей современного стандарта образования по истории и избранной программы по конкретному годовому курсу, сформулировать годовые, тематические (к разделу программы), поурочные цели (задачи). Все группы целей (задач) должны быть взаимосвязаны друг с другом и каждая последующая цель (задача) конкретизировать предшествующую. Выделение последней группы – поурочных целей (задач) предусматривает разработку структуры раздела программы, её обоснование и выдвижение предложений по формулировке цели для учащихся. (Работа в малых группах).
4. Проанализировать предложенные формы календарно-тематического планирования. (Работа в парах).
№ 1. Извлечение из календарно-тематического планирования
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ.
Занятие 1.
1. Способы учебной деятельности.
2. Классификация методов.
3. Значение устного сообщения исторического материала.
4. Требования, предъявляемые к речи учителя.
5. Виды устного изложения:
· сжатое сообщение
· сюжетный рассказ
· персонификация
· драматизация
· описание
· характеристика
· объяснение
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Ролевая игра. Подготовить пример демонстрации устного изложения нового материала для одного урока.
2. Разработать задание для учащихся при слушании изложения материала учителем на уроке по одной из тем.
3. Сформулировать целевые установки 2–3 уроков по наиболее знакомому периоду истории*. (Работа в парах).
* Примеры:
№ 1. Учитель истории и обществознания Пивоварова Е.В.
Урок истории в 8 классе по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России».
Цели урока:
– Сформировать у учащихся представление о ходе процесса отмены крепостного права в России для разных слоёв населения, определить роль крестьянской реформы для дальнейшего развития страны, оценить вклад Александра II, Я.И. Ростовцева, Н.А. Милютина в реформировании жизни общества.
– Развивать способность представлять события с различных точек зрения, описывать его в различных жанрах, умение анализировать исторические документы, извлекать из них информацию, высказывать свою точку зрения.
– Воспитание уважения к истории своего отечества, к людям, посвятившим жизнь реформированию России.
№ 2. Учитель истории Алексина Е.Ю.
Урок истории в 10 классе по теме «Преобразования Петра I. Пётр Великий – чудо или чудовище?».
Цели урока:
– Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Преобразования Петра I», в ходе дискуссии и работы в группах, используя различные оценки деятельности Петра I, определить итоги и значение его реформ.
|
– Развивать умения учащихся работать в малых группах, правильно вести дискуссию, анализировать, делать выводы, обобщать.
– Воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма.
№ 3. Учитель истории Кис Р.Н.
Урок истории в 11 классе по теме «Гражданская война в России 1918–1922 гг. Технология завоевания политической власти и трагедия человеческих судеб».
Цели урока:
– Сосредоточить внимание учащихся на вопросах гражданской войны, требующих глубокого осмысления: гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, как пример решения политических, экономических, социальных вопросов силовыми методами, основой которых стал террор; причины поляризации общественных сил в период гражданской войны и влияние политического кризиса на отдельные человеческие судьбы.
– Развивать умение работать с фактическим материалом, документами. Развивать навыки подготовки сообщения, работы с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения.
– Воспитывать чувство сопереживания трагическим событиям Отечественной истории. Усилить в сознании учащихся неприятие войны и силовых методов разрешения социально-политического кризиса через рассмотрение гражданской войны как величайшей народной трагедии. Подойти к выводу о необходимости выбора иных, не силовых путей решения важных политических вопросов в современном обществе.
№ 4. Учитель истории и обществознания Ринчинова Е.Н.
Урок обществознания в 11 классе по теме «Избирательное право».
Цели урока:
– Сформировать у учащихся представление об избирательном праве, избирательной системе, действующей в России, принципах участия граждан в выборах.
– Продолжить развитие навыков самостоятельной работы, работы в группах, навыков получения новых знаний из различных источников. Продолжить обучение подростков вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения, обобщать, анализировать, систематизировать и творчески перерабатывать полученные знания.
– Формировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до сознания старшеклассников необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.
4. В соответствии с современными подходами к школьной лекции по истории разработайте и обсудите свой вариант её организации*. (Работа в малых группах).
* При разработке лекции следует придерживаться схемы:
– Класс. Тема.
– Вид лекции.
– Обоснование лекционной формы учебного занятия.
– Цели.
– Опережающее задание.
– План лекции.
– Приёмы и средства лектора.
– Познавательное задание.
– Задания: а) для первичного повторения и закрепления лекционного материала;
б) для систематизации и обобщения новых знаний и умений.
Занятие 2.
1. Приёмы обучения как виды деятельности.
2. Зависимость приёмов работы учащихся от приёмов деятельности учителя.
3. Факты в обучении истории. События, явления, процессы.
4. Методика изучения исторических представлений, понятий, терминов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Выбрать типы и виды уроков к разделу программы. Обосновать сделанный выбор. Показать структурное построение одного занятия. (Работа в малых группах).
2. Выбрать не менее двух способов повышения эффективности классно-урочной (лекционно-семинарской) системы обучения; показать практическое воплощение на своём разделе программы. (Работа в малых группах).
3. Используя разработки уроков для 10 класса из пособия Б.Н. Серова и А.Р. Лагно[1], проанализировать различные формы организации занятия по одной и той же теме:
· Тема урока: Реформы и личность Петра I.
Формы проведения – 1) комбинированный урок
2) ролевая игра «Суд над Петром I»
· Тема урока: Народные восстания в России. От Булавина до Пугачёва.
Формы проведения – 1) школьная лекция
2) самостоятельная работа учеников
· Тема урока: Общественная жизнь России при Николае I.
Формы проведения – 1) комбинированный урок
2) урок–игра
4. Сформулировать темы для трёх видов школьных семинаров по истории, определить специфику их целей.
вид семинара | тема | цели |
| ||
| ||
|
Занятие 3.
1. Основные приёмы изложения главных исторических фактов.
2. Приёмы повествования.
3. Приёмы описания.
4. Характеристика исторической личности.
5. Задания – игры.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Подготовить задания – игры. (Работа в малых группах).
2. Продемонстрировать фрагмент занятия с использованием познавательных игр.
3. Разработать памятки изучения и характеристики войн, исторической личности.
4. Проанализировать любую разработку школьного урока истории*.
*При анализе разработки урока следует придерживаться схемы:
1) Основные задачи (цели) урока, выдвинутые педагогом, их обоснованность.
2) Соответствие содержания (факты, обобщения, выводы) образовательным и воспитательным целям.
3) Научность, систематичность, доступность изучаемого на уроке.
4) Соответствие методов и приемов обучения целям урока.
5) Сочетание на уроке коллективного, группового и индивидуального обучения.
6) Использование наглядных пособий и технических средств обучения.
7) Самостоятельная работа учащихся на уроке, обучение приёмам самостоятельной работы.
8) Образовательные, развивающие и воспитывающие результаты урока.
9) Степень достижения целей.
10) Тип проведённого урока и его структура (основные этапы, их взаимодействие, правильно ли использовано время урока).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Абдулаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта // Преподавание истории в школе. 2012. № 1. С. 3–6.
2. Алексашкина Л.Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. № 5. С. 16–24.
3. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя – М.: Изд-во ВЛАДОС–Пресс, 2001.
4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5. Ворожейкина Н.И. Вариативное моделирование уроков истории в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 5. С. 18–22.
6. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся. // Преподавание истории в школе. 2012. № 1. С. 7–13.
7. История–литература: Интегрированные уроки. 11 класс / Сост. Л.Л. Кочергина, Л.А. Тропкина. – Волгоград: Учитель, 2003.
8. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М.В. Короткова. – М.: Изд-во ВЛАДОС–Пресс, 2001.
9. Методика преподавания истории: Модульная программа курса: В 3-х ч. / Сост. Т.Н. Соболева, Н.Ю. Кошенова. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010. Ч. 1.
10. Морозов А.Ю. Учебники по истории: традиции и новации // Преподавание истории в школе. 2007. № 1. С. 7–13.
11. Нестандартные уроки истории. 10 класс. / Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
12. Стрелова О.Ю. Новая жизнь учебных иллюстраций // Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. № 1. С. 9–18.
13. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
Семинар № 3 (6 часов)
Занятие 1.
1. Объяснение. Рассуждение (рассуждающее изложение). Сравнительная и обобщающая характеристики.
2. Проблемное изложение.
3. Проблемно-поисковый метод обучения.
4. Приёмы умственной деятельности школьников. Усложнение интеллектуальных умений учащихся от класса к классу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Подготовить стендовый урок с использованием проблемно-поискового метода обучения.
2. Провести самоанализ подготовленного стендового урока*.
*При самоанализе стендового урока стоит обращать внимание на вопросы:
1) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
2) Какие задачи решались на уроке: образовательные, развивающие, воспитательные; была ли обеспечена их взаимосвязь?
3) Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач.
4) На каком содержании (понятиях, идеях, положения, фактах) делался главный акцент урока?
5) Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала?
6) Какое сочетание форм обучения было избрано?
7) Как был организован контроль усвоения знаний? В каких формах и какими методами осуществлялся?
3. Разработать задания на формирование умений коллективной творческой работы. (Работа в малых группах).
4. Учителю необходимо включить в работу как можно большее число учащихся. Как он это сделает?
Занятие 2.
1. Деятельность учащихся при изучении теоретического материала.
2. Таблицы. Логические схемы. Задачи.
3. Различные виды планов.
4. Конспектирование.
5. Тезисы.
6. Рабочие тетради по истории и обществознанию.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Определить (письменно) внутреннюю структуру одного из параграфов учебника для старших классов, т.е. сформулировать цель урока, определить его тип, форму и методические варианты.
2. Выберите в учебнике истории (для старших классов) один вопрос и законспектируйте его согласно памятке для учащихся «Основные правила конспектирования».
3. Какие функции рабочие тетради выполняют в обучении истории и обществознания, кроме расширения методического аппарата учебника и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Проанализировать любую рабочую тетрадь по истории или обществознанию.
4. Разработать фрагмент урока, ставя перед собой цель активизировать воображение школьников, вызвать у них яркие образные представления. Критерии оценки выполнения задания:
– умение учитывать возрастные особенности учащихся;
– правильность воспроизведения образов;
– эмоциональность изложения, его выразительность.
Занятие 3.
1. Урок как основная форма организации учебного процесса в школе.
2. Современная структура урока.
3. Лекционно-семинарская (практическая) система организации обучения, её возможности использования в средней школе.
4. Школьная лекция и методические требования к ней. Отличия школьной лекции от вузовской. Виды лекционных занятий.
5. Школьные семинар и практикум. Общие и особенные черты, присущие им. Достоинства и недостатки этих форм организации учебного процесса.
6. Игры. Интерактивные приёмы обучения.
7. Методика формирования умений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Разработать структуру одного из уроков и наполнить каждый организационный этап видами деятельности, в которые будут включены учащиеся.
2. Как перечисленные ниже факторов влияют на выбор учителем определённых типов урока:
– особенности содержания конкретного учебного занятия;
– уровень развития познавательных возможностей школьников;
– место данного урока в тематическом блоке;
– объём учебного материала, запланированного на урок;
– слабая накопляемость оценок в классном журнале;
– высокий уровень активности и самостоятельности учащихся.
3. Осуществить обоснованный отбор методов, методических приёмов обучения к каждому учебному часу избранного раздела программы. Сопроводить сделанный выбор профессиональными комментариями, быть готовым конкретизировать любую позицию в предложенной разработке. (Работа в малых группах).
4. Разработать фрагмент урока с применением интерактивных приёмов обучения.
5. Подготовить фрагмент урока с применением активных и интерактивных приёмов обучения*.
*Можно использовать уже апробированные в учебных заведениях варианты.
№ 1. «Аквариум»
Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, разногласиями.
Процедурно "Аквариум" выглядит следующим образом:
– постановка проблемы, её представление группе исходят от учителя;
– преподаватель делит класс на подгруппы. Участники каждой из групп выбирают ученика, который будет представлять позицию группы всем. Группам дается время для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения;
– учитель просит представителей групп собраться в центре аудитории, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от группы указаниями. Кроме представителей никто не имеет права высказываться, однако участникам групп разрешается передавать им указания записками;
– учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций. Он же и подводит итоги дискуссии.
№ 2. «Корабельный совет»
В этом методе преследуется цель максимально использовать опыт, знания и фантазию школьников.
Основные правила:
– Высказываться по проблеме должны все.
– Порядок и очерёдность выступлений устанавливает капитан – от юнги к капитану, от младшего к старшему.
– Вопросы задаёт только капитан. Участники совета могут критиковать и защищать идеи только по команде капитана.
– Все участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи отобранные капитаном, в том числе и свои собственные.
– Итоги работы совета подводит капитан.
Таким образом, основная суть этого метода заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания.
№ 3. Метод «мозгового штурма»
Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы в ограниченное время.
Целевое назначение:
– объединение творческих усилий группы в целях поиска выхода из сложной ситуации;
– коллективный поиск решения новой проблемы, нетрадиционных путей решения возникших задач;
– выяснение позиций и суждений членов группы по поводу сложившейся ситуации, обстановки и т. п.;
– генерирование идей в русле учебной проблемы.
В общем случае методика организации и проведения «мозговой атаки» может включать в себя следующие этапы:
1). Формулирование проблемы, её разъяснение и требования к её решению.
2). Подготовка обучаемых. (Уточняются порядок и правила проведения атаки. При необходимости создаются рабочие группы по 4–6 человек и назначаются их руководители).
3). Непосредственно «мозговая атака» (штурм). (Она начинается выдвижением обучаемым предложений по решению проблемы, которые фиксируются преподавателем, например на классной доске. При этом не допускаются критические замечания по уже выдвинутым решениям, повторы, попытки обосновать свои решения).
4). Контратака. (Этот этап необходим при достаточно большом наборе решений (идей). Путём беглого просмотра можно определить методом сравнений и сопоставлений невозможность одних решений, наиболее уязвимые места других и исключить их из общего списка).
5). Обсуждение наилучших решений (идей) и определение наиболее правильного (наиболее оптимального) решения.
Этот метод в несколько упрощенном варианте можно применять при анализе того или иного явления, результата, события и т.д. Суть заключается в такой формулировке вопросов, которая требует от школьников повышенной творческой активности. Чаще всего такие вопросы начинаются со слов «почему», «когда», «как», «где» и т.д. Например: «Что будет, если...?», «Какое основное достоинство (недостаток)...?» и т.д.
При умелой, грамотной постановке вопросов и ограничении времени на ответы такой метод достаточно эффективен.
При проведении занятия необходимо соблюдать некоторые условия и правила:
– нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления;
– краткость и ясность выражения мысли участниками «мозговой атаки»;
– недопустимость критических замечаний по поводу высказываемого;
– недопустимость повтора сказанного другими участниками;
– стимулирование любой самостоятельной мысли и суждения;
– краткость и ясность выражения мысли;
– тактичное и благожелательное ведение «мозговой атаки» со стороны ведущего;
– желательность назначения ведущим специалиста, хорошо разбирающегося в проблеме и пользующегося авторитетом у присутствующих.
Итогом «мозговой атаки» является обсуждение лучших идей, принятие коллективного решения.
№ 4. « Пражский метод»
В перечне интерактивных методов обучения могут быть включены групповые методы обучения. Важным аспектом групповых методов является наличие элемента состязательности, повышающего интерес к активности обучаемых. Именно благодаря этому групповой метод в качестве дополнительного приёма часто используется в других методах: дискуссиях, «мозговом штурме», круглом столе и других. Групповой метод обучения является основой так называемого пражского метода.
Последовательность работы может быть следующей:
– класс разбивается на подгруппы по 5-6 обучаемых. Подгруппа из своего состава выбирает руководителя;
– учителем ставится задача или формулируется проблема, определяется срок её решения;
– работа в подгруппах проводится самостоятельно под общим руководством руководителя подгруппы;
– после выработки решения руководители сами или по их назначению представители подгрупп по очереди докладывают ход решения задачи (проблемы) и полученные результаты;
– после доклада всех подгрупп проводится обсуждение групповых решений, в котором принимают участие все обучаемые: высказываются аргументы в защиту своих решений, критические, как отрицательные, так и положительные, замечания по чужим решениям, вводятся коррективы в свои решения;
– окончательный итог подводится преподавателем.
При оценке работы подгрупп учитывается не только правильность групповых решений, но и затраченное время, объем информационных запросов. Оценку обучаемым дают руководители подгрупп, а последних оценивает сам учитель.
Достоинства этого метода обучения очевидны. У обучаемых формируются навыки: индивидуальной и групповой самостоятельной работы, выработки коллективного решения, творческого и критического мышления, ведения полемики.
№ 5. Метод «круглого стола»
Прежде всего «круглый стол» следует понимать как активную форму занятий, направленную на совершенствование общения между участниками семинара.
Целевое назначение метода состоит в:
– обеспечении свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу;
– системном, проблемном, междисциплинарном обсуждении вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.
Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются:
– соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы участники встречи могли видеть друг друга;
– введение в практику принципа «свободного микрофона»;
– создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола».
Вариантами проведения «круглого стола» могут быть следующие:
1). Вариант «А»:
– краткое вводное слово ведущего;
– заслушивание кратких вводных сообщений участников «круглого стола»;
– постановка перед участниками «круглого стола» вопросов, поступивших из аудитории;
– развёртывание дискуссии;
– выработка согласованных позиций по предмету обсуждения.
2). Вариант «Б»:
– блицопрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы;
– уточнение порядка и характера работы;
– ответы по существу поставленных вопросов;
– заслушивание мнения выступающих из аудитории;
– нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения.
3). Вариант «В»:
– показ-предъявление проблемы (кино, фото и т. п.);
– заслушивание суждений участников «круглого стола» по поводу предъявленной ситуации;
– подключение «свободного микрофона» с целью выяснения мнения аудитории;
– дискуссия;
– нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции.
В заключение подводится итог работы «круглого стола».
Как видно, эффективность «круглого стола» по сравнению с традиционными формами семинарских занятий значительно выше. В первую очередь достигается хорошая обозримость класса, у учителя появляется возможность осуществления индивидуального подхода к обучаемым, в результате возрастают интенсивность занятия, активность обучаемых.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Берельковский И.В., Павлов Л.С. История. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студ. – М.: «Поматур», 2001.
2. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС–Пресс, 2001.
3. Ворожейкина Н.И. Вариативное моделирование уроков истории в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 5. С. 18–22.
4. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся. // Преподавание истории в школе. 2012. № 1. С. 7–13.
5. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Изд-во ВЛАДОС–Пресс, 2001.
6. Методика преподавания истории: Модульная программа курса: В 3-х ч. / Сост. Т.Н. Соболева, Н.Ю. Кошенова. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011. Ч. 2.
7. Нестандартные уроки истории. 10 класс. / Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
8. Шаталов В.Ф. Точка опоры: Об экспериментальной методике преподавания. – М.: Педагогика, 1987.
9. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М.: Просвещение, 1991.
10. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
Семинар № 4 (4 часа)
Занятие 1.
1. Значение наглядности в преподавании истории.
2. Классификации наглядных средств обучения, критерии отбора их к учебным занятиям.
3. Характеристика основных видов наглядных пособий.
4. Методика работы с предметной наглядностью на уроке.
5. Картографические наглядные пособия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Изготовить наглядное пособие (аппликации, таблицы, схемы, чертежи, диаграммы и др.)
2. Подготовить фрагмент объяснения нового материала с применением наглядного пособия.
3. Выбрать в учебнике сюжет (восстание, экономическая ситуация, революция, война и т.п.) и составить по нему таблицу (график, схему).
4. Подготовитьзадания на анализ исторических карт, схем, иллюстративного материала.
5. Разработать учебную презентацию к любой теме урока. (Работа в парах).
Занятие 2.
1. Значение самостоятельной работы учащихся с историческими документами на уроках истории.
2. Методические приемы работы с текстом учебника и пути их формирования у учащихся (приемы: выделение главной мысли, составление планов, тезисов, конспектов).
3. Методика работы с историческими документами, формирование умений исследовательского подхода в работе с документами.
4. Пр
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!