Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Учебные занятия в старших классах.

2017-10-09 742
Учебные занятия в старших классах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Занятие 1.

1. Формы обучения и типы уроков в среднем звене учащихся.

2. Виды уроков в среднем звене учащихся.

3. Формы обучения и типы уроков в старших классах.

4. Виды уроков в старших классах.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Рассмотреть современную классификацию уроков истории по предложенному практикуму М.В. Коротковой и М.Т. Студеникина; выявить разницу между типом урока и его формой, между традиционной и нетрадиционной формами уроков.

2. На стажерской площадке посетить урок истории в среднем звене и проанализировать его по предложенной схеме. (Работа в малых группах)*.

*При анализе урока следует придерживаться схемы:

1). Основные задачи (цели) урока, выдвинутые педагогом, их обоснованность.

2). Соответствие содержания (факты, обобщения, выводы) образовательным и воспитательным целям. Научность, систематичность, доступность изучаемого на уроке.

3). Соответствие методов и приёмов обучения целям урока:

– осознание принятия учащимися целей урока, их заинтересованность, внимание;

– степень активности учащихся на уроке, преобладание репродуктивной или продуктивной учебной деятельности;

– плотное использование времени урока;

– использование разных методов, их эффективность.

4). Сочетание на уроке коллективного, группового и индивидуального обучения.

5). Использование наглядных пособий и технических средств обучения, виды наглядности, функции наглядных пособий.

6). Самостоятельная работа учащихся на уроке, обучение приёмам самостоятельной работы.

7). Педагогический такт учителя и его умение установить дисциплину, наладить контакт с учащимися.

8). Образовательные, развивающие и воспитывающие результаты урока, степень достижения целей.

9). Тип проведённого урока и его структура (основные этапы, их взаимодействие, правильно ли использовано время урока).

 

Занятие 2.

1. Типы учебных заданий для организации познавательной деятельности учащихся в среднем звене и в старших классах (воспроизводящие, преобразующие, проблемные).

2. Варианты изложения материала учителя на уроке и соответствующие приемы организации деятельности учащихся:

· объяснительно-иллюстративное изложение;

· рассуждающее изложение;

· проблемное изложение.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Проанализировать и определить тип вопросов и заданий, предлагаемых в школьных учебниках к выбранному уроку.

2. Ролевая игра «Анализ урока». Задачи ролевой игры: 1. Совершенствование профессиональных умений анализа и самоанализа. 2. Развитие умения участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, вести полемику. 3. Формирование умения работать в дефиците времени. 4. Овладение методикой игры.

Роли: Ведущий (руководит деятельностью группы, организует работу, следит за соблюдением регламента, подводит итоги).

Новатор (выступает за новые формы и методы, доказывает их эффективность, ратует за творчество и новаторство).

Консерватор (выступает за традиционные методы, убеждает в их эффективности в данной ситуации, находит слабые стороны нового и сильные стороны старого).

Критик (критикует слабые стороны урока, предсказывает положительные и отрицательные последствия применения методов и приёмов).

Конформист (не имеет твёрдой собственной позиции, легко меняет своё мнение, но аргументирует его).

Учитель (показывает фрагмент урока).

Схема разыгрывания ролей:

Слово учителя (7 минут)

– постановка цели урока;

– как предполагается их реализовать;

– какой планируется результат.

Конформист (2 минуты)

Новатор (2 минуты)

Консерватор (2 минуты)

Критик (4 минуты)

Учитель (2 минуты)

Ведущий (4 минуты)

3. Подготовить задания для организации деятельности учащихся в среднем звене и в старших классах:

– на систематизацию исторической информации;

– на анализ исторических фактов, процессов;

– на анализ различных точек зрения и их защиту.

Занятие 3.

1. Познавательные задания на уроках истории.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности школьников.

3. Мотивационный потенциал методов обучения истории.

4. Специальные способы стимулирования и мотивации учебной деятельности учащихся, их классификация.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Определить приёмы организации познавательной деятельности учащихся на выбранном уровне (варианты изложения, задания).

2. Разработать познавательные задания. (Работа в малых группах).

3. Построить учебный материал по теме так, чтобы в изложении педагога была поставлена проблема и сформулирована гипотеза, а решение проблемы ученики нашли бы в учебнике (отбор аргументов, иллюстраций, доказательств).

4. Познакомиться с ответами учащихся на задания-задачи по истории России. Попробовать оценить их и аргументировать свои отметки. Сравнить собственные оценочные суждения с мнением других проверяющих*.

*Письменные работы (копии) предоставляются со стажёрских площадок.

 

Занятие 4.

1. Понятия «закрепление», «повторение» учебного материала, их соотношение.

2. Виды закрепления. Примеры воплощения сопутствующего (сопровождающего), итогового закрепления и домашних заданий в репродуктивном и воспроизводяще-творческом вариантах.

3. Значение систематического повторения учебного материала. Виды повторения. Примеры воплощения вводного, текущего и обобщающего повторения в репродуктивном и воспроизводяще-творческом вариантах.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Продумать методику опроса и закрепления изученного материала по одной из предложенных тем уроков.

2. Организовать проверку знаний учащихся по данной теме, варьируя индивидуальную, групповую и коллективную форму работы.

3. Подобрать к одной и той же теме задания разной степени трудности, учитывая различный уровень подготовки учащихся.

4. Привести самостоятельные примеры воплощения вводного, текущего и обобщающего повторения в репродуктивном и воспроизводяще-творческом вариантах. (Работа в малых группах).

 

Занятие 5.

1. Методика проведения специальных повторительно-обобщающих уроков, их подготовка и организация.

2. Организация, формы и методические приёмы проверки результатов обучения.

3. Методы коррекции знаний, умений учащихся.

4. Оценка знаний учащихся. Основные критерии оценки.

5. Методические условия эффективности проверки исторических знаний школьников.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Продумать варианты индивидуальных, дифференцированных заданий учащихся по теме урока.

2. Подготовить фрагмент урока: «Проверка знаний и умений школьников». При планировании этого фрагмента преследовать цель максимальной активизации познавательной деятельности школьников. При анализе работы учитывается:

– свободное владение теорией;

– умение формулировать и задавать вопросы, соблюдая их чёткую логическую последовательность и преемственность;

– умение мотивировать;

– умение вычленять главное в теме, делать обобщения и выводы по проблеме с привлечением учащихся;

– умение создавать высокий уровень познавательной деятельности учащихся при проверке их знаний и умений;

– умение создавать благоприятную психологическую обстановку в процессе проверки знаний и умений учащихся, соблюдение педагогического такта.

3. Самостоятельно разработать критерии ответа на 1) логические, 2) проблемные и 3) образные задания:

виды заданий содержание требование к ответу
логическое 1. 2.  
проблемное 1. 2.  
образное 1. 2.  

 

Занятие 6.

1. Домашнее задание по истории.

2. Развивающая и воспитательная направленность текущего контроля.

3. Периодический контроль в обучении истории.

4. Зачётная система обучения.

5. Итоговая аттестация по истории, ее разновидности и методика.

6. Итоговая аттестация выпускников средней школы по истории.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Подготовить "учебный пакет по теме".

2. На стажёрской площадке посетить урок истории в старшем звене и проанализировать его по предложенной схеме.

3. Оформить протокольную запись посещённого занятия*.

*Образец протокола.

Этапы урока Приёмы и средства преподавания (деятельность учителя) Приёмы и средства учения (деятельность учащихся) Сильные стороны Слабые стороны (ошибки учителя)
1.        
2. и т.д.        
Методические рекомендации  

4. Разработать учебное занятие по одной из актуальных проблем с обязательным использованием интерактивных оценочных средств*.

* План методической разработки.

Тема:

Основная форма проведения занятия:

Цель учебного занятия:

Задачи:

· познакомить с…

· сформировать представление о…

· показать взаимосвязь и взаимозависимость…

· развить умения анализировать… (классифицировать… сравнивать… делать выводы… оценивать… характеризовать… объяснять… работать с документами… участвовать в дискуссии… рационально решать познавательные и проблемные задачи… осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования… анализировать результаты индивидуальной и групповой работы…)

· выявить различные подходы…

· совершенствовать навыки работы с… и т.п.

Ход занятия: (Развёрнутый план занятия с указанием интерактивного оценочного средства).

Основное оценочное средство*:

*Таблица 1

ПРИМЕР: ФОРУМ

Показатели Минимальный уровень «3» Базовый уровень «4» Повышенный уровень «5»
1. Способность динамично общаться в режиме форума. Общение в режиме форума происходило вяло и нерегулярно. Общение в режиме форума происходило динамично. Общение в режиме форма происходило динамично, ответы на вопрос поступали регулярно, углубляли содержание разговора.
2. Способность обобщать, анализировать изученный материал.   Резюме представляет собой статистический отчет о проведенной работе.   Резюме – хорошее обобщение мнений. Владеет методами научно- исследовательской деятельности. Резюме представляет собой проблемный анализ.
3. Объём отраженного материала.   Отражены отдельные аспекты (вопросы) темы. Выделена и отражена большая часть смысловых блоков темы. Выделены и отражены все смысловые блоки темы.
4. Количество и точность причинно- следственных связей. Отражены не все причинно-следственные связи. Связи показаны неточно. Отражены все причинно-следственные связи, большинство связей показаны правильно. Отражены все причинно- следственные связи, все связи показаны адекватно.
5. Качество освоения учебного материала (владение теоретическими знаниями и понятийным аппаратом). Слабо владеет теоретическим материалом, понятийно- категориальный аппарат практически не используется. Используются теоретические знания и понятийный аппарат. Активно используются не только теоретические знания и понятийный аппарат из предметной области, но и из других предметных областей.
Могут быть названы другие показатели (в зависимости от специфики темы, выдвигаемых задач, формируемых компетенций…)

 

*Таблица 2

ПРИМЕР: ВЕБ-КВЕСТ

Показатели Минимальный уровень «3» Базовый уровень «4» Повышенный уровень «5»
1. Командная работа.   Работа шла разрозненно, не было достаточного взаимопонимания в группе на различных этапах работы.   Работали слаженно, присутствовало взаимопонимание, взаимопомощь, но результат достигался благодаря активной работе отдельных членов группы. Работа шла слаженно, эффективно, присутствовал командный дух, результат – это работа всех и каждого в отдельности.  
2. Качество аналитики.   Фактически копируется информация из предложенных источников, отсутствует критический взгляд на проблему.   Анализируются различные точки зрения, но собственные выводы не сделаны.   Представлены различные подходы к решению проблемы. Демонстрируется критический анализ материала, определенность собственной позиции.
3. Качество текста.   Материал соответствует теме, но логически не выстроен, не содержит четкого ответа на поставленный вопрос (задачу). Точность и структурированность информации присутствует. Имеются стилистические погрешности.   Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, хорошо структурирована и отредактирована.
4.Качество оформления. Материал подан внешне малопривлекательно.   Привлекательно оформлена работа, но похожа на другие работы. Материал оформлен привлекательно, имеются собственные дизайнерские находки.
Могут быть названы другие показатели (в зависимости от специфики темы, выдвигаемых задач, формируемых компетенций…)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Алексашкина Л.Н. Учебные лекции в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 8. С. 15–23.

2. Алексашкина Л.Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. № 5. С. 16–24.

3. Берельковский И.В., Павлов Л.С. История. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студ. – М.: «Поматур», 2001.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5. Гевуркова Е.А. Подготовка к ЕГЭ по истории. Планирование уроков предэкзаменационного повторения. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 7. С. 36–43.

6. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М.В. Короткова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

7. Нестандартные уроки истории. 10 класс. / Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

8. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

9. Степанищев А.Т. История Отечества: преподавание в школе: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2001.

10. Стрелова. Современный урок истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. № 1. С. 48–54.

11. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

12. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

 

Семинар № 6 (8 часов)

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ИСТОРИИ.

ТРЕБОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ К САМОМУ СЕБЕ.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.