Особенности отношения ребенка к процессу труда — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности отношения ребенка к процессу труда



№ п/п Имя ребенка Показатели отношения к процессу труда
    Заранее намечает план Проявляет инициативу Выполняет задание с желанием Эмоциональные реакции Испытывает чувство долга по отношению к окружающим, доводит дело до конца
На успех На неудачу
               

 

Определяют уровень ответственности ребенка при выполнении поручения:

1 уровень – наличие заранее намеченного плана действий, проявление инициативы, чувство долга по отношению к окружающим, выполнение задания с желанием, положительные реакции на успех, отрицательные - на неудачу;

2 уровень – наличие чувства долга при выполнении поручения, инициативы проявляется лишь при выполнении любимого дела, при планировании упускаются отдельные этапы работы, дети не радуются при ее окончании, безразличны к некачественному выполнению здания;

3 уровень – отказ от поручения, если оно не нравится.

В дневнике иметь заполненные таблицы №№4,5 и сделать вывод по проведенному заданию.

  1. Изучение игровых предпочтений.

Подготовка исследования: выучить наизусть вопросы для беседы.

Вопросы к беседе:

1. Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, на прогулке, в группе? Почему?

2. В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?

3. Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?

4. Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаще бываешь в играх и почему?

5. Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?

6. Какие у тебя есть игрушки? Какие из них самые любимые и почему? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?

7. С кем ты чаще всего играешь и почему?

В беседе необходимо добиваться развернутых ответов и их объяснений. Эти вопросы несколько заменяют и задают воспитателю группы. Ответы ребенка и воспитателя фиксируются в протоколах. На основании полученных данных делают вывод о предполагаемых и реально предполагаемых ролях, сюжетах, действиями с игрушками.

  1. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры.

Проведение исследования: проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой.

Обработка данных:

Анализ протоколов проводят по схеме.

Замысел игры, постановка игровых целей и задач:

- как возникает замысел игры (определение игровой средой, предположением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.);

- обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения;

- насколько устойчив замысел игры; видит ли ребенок перспективу игры;

- статичен ли замысел или развивается по ходу игры; насколько часто наблюдается импровизация в игре;

- умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.

Содержание игры:

-что составляет основное содержание игры (действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми);

- насколько разнообразно содержание игры; как часто повторяются игры с одинаковым содержанием; каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

Сюжет игры:

-насколько разнообразны сюжеты игр; указать их название и количество);

- какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует одному сюжету;

- сколько событий ребенок объединяет в один сюжет;

- насколько развернут сюжет; представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событии, включенных в сюжет;

- как проявляет умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры;

- каковы источники сюжетов игры (к/ф, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

- обозначает ли выполняемую роль словом и когда ( до игры или во время игры);

- какие средства использует для взаимодействия партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика);

- каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность игрушке, реальному или воображаемому партнеру);

- передает ли характерные особенности персонажа;

- как участвует в распределении ролей; какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные; как относится к необходимости выполнять второстепенные роли);

- что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение; дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений;

- есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

Игровые действия и игровые предметы:

- использует ли ребенок в игре предметы – заместители и какие; по какому принципу ребенок выбирает предметы – заместители и преобразует их для использования в игре;

- дает ли словесное обозначение предметам- заместителям, насколько легко это делает;

- кто является инициатором выбора предмета – заместителя: сам ребенок или взрослый; предлагает ли свой вариант замещения партнеру;

- использует ли в игре образные игрушки и как часто; есть ли у ребенка любимые игрушки;

- характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре; какова роль слова в осуществлении игровых действий;

- как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.

Игровые правила:

- выполняют ли правила функцию регулятора игры; сознается ли правило ребенком;

- как соотносит ребенок выполнение правила взятой на себя ролью;

- следит ли за выполнением правил другими детьми; как реагирует на нарушение правил партнерами по игре;

- как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил.

Достижение результата игры:

- как соотносится первоначальный замысел его реализации в игре;

- соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом;

- какими средствами достигается реализация замысла.

Особенности конфликтов в игре:

- по поводу чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.);

- каковы способы разрешения конфликтов.

Игровая среда:

- готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры;

- использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как;

Роль взрослого в руководстве игрой:

- обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего; как часто обращается;

- предлагает ли принять взрослому участие в игре.

Полученные данные соотносятся с таблицей №6 и определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка. В дневнике иметь протокол наблюдения заходом сюжетно-ролевой игры, ее анализ и вывод.

Таблица №6




Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.