Тема 14.Учение об обществе (социальная философия) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 14.Учение об обществе (социальная философия)

2017-10-09 259
Тема 14.Учение об обществе (социальная философия) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многозначность понятия «общество», его соотношение с категориями «страна», «народ», «нация», «государство». Уровневые соотношения в трактовке общества: диалектика реалий и универсалий.

Различные интерпретации общества в истории социально-философской мысли. Номиналистическая и реалистическая модели общества: проблема надындивидуальных интегралов социального. Общество как интегративный субъект: следует ли «очеловечивать» матрицы социального взаимодействия? Концепция социального универсализма на примере теоретических моделей Э. Дюркгейма, С.Л. Франка и др. Концепция методологического индивидуализма на примере теоретических моделей М. Вебера, К. Поппера и др.

Общество как реальная самодеятельная группа. Понятие реальных групп, их отличие от номинальных и «как бы организованных» (П. Сорокин) социальных групп. Можно ли рассматривать социально стратифицированные общества в качестве реальной группы? Модели конфликтного взаимодействия и конфликтного противодействия социальных групп в интерпретации К. Маркса, Э. Дюркгейма, П. Сорокина.

Общество как реальная самодостаточная группа людей. Т. Парсонс о функциональной самодостаточности как необходимом признаке общества. Сохраняются ли в современной истории самодостаточные социальные коллективы?

Субъект-объектные, объект-объектные и субъект-субъектные связи в структуре общества. Общественные отношения как устойчивые статусные связи субъектов коллективной деятельности. Общественные отношения как форма и продукт социального взаимодействия. Интерпретация общественных отношений в социальной философии К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса.

Основные типы общественно необходимой деятельности как основания сферного членения. Подсистемы общества как сферы общественного воспроизводства. Материальная сфера общественной жизни как сфера специализированного производства «вещей». Социальная сфера как сфера производства и воспроизводства непосредственной человеческой жизни. Организационная сфера общественной жизни как сфера специализированного производства общественных отношений. Коммуникативная и регулятивная деятельность, политика как форма социального управления. Духовная сфера общественной жизни как сфера специализированного производства информации. Виды духовного производства.

Понятие укладов общественной жизни. Уклады как внутренняя характеристика сфер, отражающая статусные соотношения субъектов деятельности. Проблема типологии укладов общественной жизни, их связь с типами общественных отношений.

Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов. Специфика необходимости в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности. Проблема типологизации исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Н.Бердяев, Н.Данилевский) и социальном прогрессе (Дж.Вико, Ж.А.Кондорсе, Ж.-Ж.Руссо). Человек в историческом процессе. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимулы и потенциалы общественного развития.

Космопланетарные факторы социального развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций.

Методические рекомендации:

Общество – универсальная форма человеческой жизнедеятельности. Оно является предметом исследования целого комплекса наук: философии, социологии, истории, социальной психологии, семиотики и др. В рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира, особенности его познавательной активности.

Философский подход к обществу предполагает исследование его структуры, формы совокупной деятельности людей, направленные на поддержание и воспроизводство жизни. Проследите эволюцию философского понимания общественной жизни людей и ее истории.

Общество – совокупное человеческое существование, сумма индивидов, объединенных в определенные общности (группы, коллектив, партию, нацию, класс) – с одной стороны; как иерархированная система закономерностей различного типы (экономического, политического, религиозного, духовного) – с другой. Начиная с античности, философов интересовал вопрос построения теоретической модели общества. В истории социально-философской мысли сложилось два подхода к пониманию общества: методологический психологизм или индивидуализм, в рамках которого общество рассматривается как продукт человеческой природы – человек первичен по отношению к обществу (Дж. Ст. Милль). Особенно данный подход характерен для эпохи Просвещения, в рамках теории общественного договора, который признает существование «досоциальной» личности. Другой подход – холистический - рассматривает общество как некую целостность, как организм, работа которого зависит от того, насколько осознаются принципы функционирования его отдельных органов (Г. Спенсер). Попытка объединить эти подходы была предпринята К. Марксом, М. Вебером. Ю. Хабермас, Н. Луман в современной философии представляют третий вариант – как результат коммуникативного действия. Таким образом, общество – это целостная система жизнедеятельности людей, которая, по утверждению Дидро, обеспечила власть человеку над животными.

Чтобы представить структуру общества и его систему необходимо рассмотреть понятия «класс», «страты», «нация», «семья», «социальный институт», «социальная роль», «социальный статус», «общность». Изучите концепции К. Маркса (теория классов и классовой борьбы), Э. Дюркгейма, П. Сорокина (теория социальной стратификации).

Раскройте, используя литературу понятия «гражданское общество» и «государство», представьте причины возникновения государства и образования института собственности. Определите сущность власти в государстве, ответьте на вопрос: можно ли соединить политику и мораль? Раскройте понятия «культура» и «цивилизация», подходы к трактовкам, критерии их типологий. Постарайтесь выделить причины кризиса, распада, взлета и упадка, становления и развития культур и цивилизаций. Для ответа на данный вопрос познакомьтесь с концепциями Ж.А. Кондорсе, А. Тойнби, О. Шпенглера, Н. Данилевского, П. Сорокина, К. Маркса, Н. Бердяева и других.

Определите: какова логика и смысл истории, для ответа воспользуйтесь работой К. Ясперса «Смысл и назначение истории». Раскройте вариативность конкретных исторических процессов, их специфику, соотношение стихийности и сознательности, насилие и ненасилие в истории, их разновидности. Раскройте идеи тоталитаризма в философии (Ф. Хайек «Путь к рабству» (1944), В. Адорно «Авторитарная личность» (1950), О. Шпенглер «Закат Европы» и др.). Сравните позиции В. Соловьева, И. Ильина, Л. Толстого, Ф. Ницше, Н. Макиавелли. Обратите внимание на стимулы и потенциалы современного общественного развития.

Раскройте космопланетарные факторы социального развития. Представьте проблему поиска внеземных цивилизаций на примере космистов. Для ответов на вопросы необходимо обратиться к литературным источникам:

Источники:

Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. – М., 1993.

Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М., 1977. – С. 120-125, 170- 175.

Кант, И. Критика практического разума // Соч.: в 6-ти томах / сост. А.Ф. Асмус и др. / И. Кант. – М., 1965. – Т.2 - С.127-151

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.42.

Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономики. // Соч. – 2-е изд. – Т.13.

Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // В.И. Плотников. Онтология: Хрестоматия. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – Ч.2. – Разд. 3. – Тема 8. - С. 644-652.

Дополнительная литература:

Видоевич, З. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном обществе / З. Видоевич // Социс: Социологические исследования. – 2005. - № 4. – С.25 – 32.

Гринин, Л.Е.Производительные силы и исторический процесс / Л.Е. Гринин. - М.: Теис, 2000. - 264 с.

Кисилев, Г.С. Свобода и эволюция /Г.С. Кисилев //Вопросы философии. – 2005. - № 10. – С. 3-15.

Кукарцева М. А.Эпистемология и онтология истории// Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2007. - № 1. - С. 24-35.

Кузьмин, М.Н. Человек гражданского общества как цель образования в условиях полиэтнического российского социума /М.Н. Кузьмин, О.И. Артеменко //Вопросы философии. – 2006. - № 6. – С. 40-51.

Мусаелян, Л.А. Марксово учение об историческом процессе и теория постиндустриального общества / Л.А. Мусаелян // Философия и общество. – 2005. - № 2. – С.39 – 59.

Орлов, В.В. О материалистическом понимании истории / В.В. Орлов // Философия и общество. - 2002. - №4.-С.133-145.

Осипов, Н.Е. О. Шпенглер и цивилизация / Н.Е. Осипов // Философия и общество. – 2005. - № 4 – С.115 -128.

Панфилова, Т. В. Проблема исторической закономерности / Т.В. Панфилова // Философия и общество. - 2002. - № 3. - С. 103-115; № 4. – С 5-19.

Повилайтис, В. И. Философия истории в трудах историков русского зарубежья / В.И. Повилайтис // Философские науки. - 2007. - № 11. - С. 68-80.

Селезнев, А.М. Всемирно-исторический процесс: общественно-экономические формации и межформационные революции / А.М. Селезнев // Философия и общество. 2005. - № 2.- С.18 – 38.

Селезнев, А.М. Проблемы стадиального всемирно-исторического процесса / А.М. Селезнев // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. - 2003. - №6.-С. 21-33.

Степин, В.С. Устойчивое развитие и перспективы развития цивилизации / В.С. Степин // Социальная политика и социология. – 2005. - №1. – С.23 – 31.

Шаповалов, В.Ф. Понятие современной российской цивилизации / В.Ф. Шаповалов // Вестник МГУ. Сер.7. Филсоофия. – 2007. - № 5. – С.40-51.

Шупер, В.А. Единство цивилизаций или единый путь развития / В.А. Шупер // Вопросы философии. – 2005. - № 5. – С.175 – 179.

Соболева, М.Е. Интенциональность – коммуникация- язык. Проблема последовательности / М.Е. Соболева //Вопросы философии. – 2005. - № 1. – С. 132-146.

Савин, А.Э. Способ периодизации исторического процесса у Э. Гуссерля / А.Э. Савин // Вопросы философии. – 2008. - № 1. – С.141 -151.

Вопросы для самоконтроля:

1. Докажите, что общество саморазвивающаяся динамическая система.

2. Расскажите о теории социальной стратификации Э. Дюркгейма, П. Сорокина.

3. Дайте определения понятиям: социальные связи, социальные отношения, социальная структура, общность, класс, нация.

4. Раскройте понятие общественного прогресса и назовите его критерии.

5. Расскажите о природе общественных отношений.

6. Расскажите о видах и формах хозяйствования человека в истории.

7. Раскройте теории социальной стратификации.

8. Представьте существующие в философии теоретические модели общества.

9. Раскройте понятие гражданского общества.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.