Тема 10. Идея бытия (онтология) — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 10. Идея бытия (онтология)

2017-10-09 511
Тема 10. Идея бытия (онтология) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Категория бытие в философии. Религиозно-мифологические и научные концепции бытия. Специфика философского понимания бытия. Внутренняя противоречивость бытия — конечность и бесконечность, абсолютное и относительное, вечное и преходящее. Бытие, небытие, ничто. Бытие — сущность и существование, ставшее и становление. Бытие и субстанция. Единство и многообразие форм бытия. Внутренняя активность бытия, соотношение порядка и хаоса. Проблема структуры, иерархии форм бытия. Бытие и разум. Рационалистические концепции бытия. Иррационалистическая трактовка бытия. Мир как воля и представление (А. Шопенгауэр). Бытие и жизнь. Жизнь как «воля к власти» (Ф. Ницше). Специфика социального бытия. Проблема превращенных, иррациональных форм бытия. Специфика бытия идеального. Бытие и время. Время как измерение человеческого бытия. Проблема объективности времени и субъективное переживание времени человеком. Исторические типы осознания времени. Время мифа и время истории.

«Онтологический поворот» в философии. Новая онтология и десубстанциализация бытия. От «метафизики бесконечного» к аналитике человеческого существования. Онтология и антропология. Антипсихологизм и антисубъективизм новой онтологии (Э. Гуссерль, М. Шеллер, Н. Гартман, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти, М. Фуко, Х. Гадамер и др.).

Основной вопрос философии как «вопрошание бытия». Бытие и трансцендентное, онтическое и онтологическое. Категории новой онтологии: просвет бытия, присутствие (М. Хайдеггер). Бытие как пространство, критическая онтология Н. Гартмана. Эмоционально-трансцендентные акты — формы столкновения с бытием. Иерархия модусов, слоев, сфер бытия.

Бытие как время. Историческое — «вневременность во времени». Категории онтологической герменевтики: «традиция», «исток», «дистанция», «предрассудок», «классическое» (Х. Гадамер). Игра, искусство, фантазия — конечные формы освоения бесконечного.

«Телесность» как первоначальный опыт бытия. Вещное сознание — неискоренимый «онтологический изъян» человека (Г. Марсель). Категории отчужденного бытия: «власть», «подчинение», «отождествление», «поглощение» (Э. Канетти). Тело как возможность символического выражения бытия (А. Лосев). Телесность как язык, возрождение бытийного значения слова

Методические рекомендации:

Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная – определите особенности и основные черты каждой представленной картины. Раскройте на основании изучения предложенного материала идею единства мира. Представьте этапы становления и развития научной картины мира: «коперниканский» переворот и его последствия, философские и физические основания космологии, формирование идей саморазвивающейся Вселенной, виталистические теории. При изучении данного вопроса рассмотрите следующие концепции происхождения жизни: гипотеза самозарождения; гипотеза панспермии; гипотеза А.И. Опарина; современные конкретно – научные и философские предпосылки решения вопроса о возникновении жизни на Земле. Укажите наиболее приемлемую гипотезу, свой ответ аргументируйте.

Религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира. Космогония. При изучении данного вопроса выделите сущность религиозных представлений о Космосе и Вселенной, покажите различия между религиозным и мифологическим толкованием мира в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на проблему бытия. Для освоения темы необходимо ознакомиться с литературой:

Источники:

Аскольдов, (Алексеев) С.А. Понятие «время» / С.А. Аскольдов // Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 3. - С. 442-446.

Бердяев, Н.А. Время и вечность /Н.А.Бердяев //Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 3. - С. 450-460.

Беркли, Дж. Материя не существует / Дж. Беркли // Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 3. - С. 400-403.

Богданов, (Малиновский) А.А. Системная организация материи / А.А. Богданов // Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 3. - С. 432-442.

Камю, А. Абсурдность мира / А. Камю //Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 3. - С. 481-485.

Лосев, А.Ф. К мифологии материализма / А.Ф. Лосев //Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 3. - С. 464-471.

Лосский, Н.О. Динамическое учение о материи /Н.О. Лосский //Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 3. - С. 446-450.

Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с. - (Мастера психологии).

Соловьев, В.С. Безусловное начало бытия / В.С. Соловьев // Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 3. - С. 416-425.

Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер //Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 3. - С. 472-481.

Дополнительная литература:

Аксенов, Г.П. К истории понятий дления и относительности /Г.П. Аксенов //Вопросы философии. – 2007. - № 2. –С. 107-117.

Алюшин, А.Л. Многоуровневое темпоральное строение реальности / А.Л. Алюшин, Е.Н. Князева //Вопросы философии. – 2007. - № 12. – С. 81-96.

Алюшин, А.Л., Эндофизика и временные шкалы виртуального восприятия // А.Л. Алюшин, Е.Н. Князева // Вопросы философии. – 2007. -№ 2. – С. 80-96.

Арлычев, А.Н. Эволюция Вселенной: формальная и субстратная модель

/А.Н. Арлычев //Вопросы философии. – 2007. - № 9. – С. 160-171.

Аронов, Р.А. Загадка Ньютона и синдром Пигмалиона / Р.А. Аронов //Вопросы философии. – 2007. - № 7. – С. 63-69.

Базалук О.А. Время в свете новой космологической концепции /О.А. Базалук. - Днепропетровск: Пороги, 2003. – 326с.

Блауберг, И.И. Бергсон и «переоткрытие времени» (К столетию со дня публикации «Творческой эволюции») /И.И. Блауберг //Вопросы философии. – 2007. - № 8. – С. 117-1245.

Болдырев, И.А. Диалектика бытия и ничто в «науке логике» Гегеля: основные черты и проблемы спекулятивного метода /И.А. Болдырев //Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. – 2006. - № 3. – С. 3-10.

Бросова, Н.З. «Лесные тропы» бытия. Феноменология истории Мартина Хайдеггера / Н.З. Бросова // Вопросы философии. – 2006. - № 11. – С.155-163.

Буданов, В.Г. О методологии синергетики / В.Г. Буданов //Вопросы философии. – 2006. - № 5. – С. 79-94.

Визгин, В.П. Хайдеггер и Марсель /В.П. Визгин //Вопросы философии. – 2007. - № 8. – С. 135-145.

Гайденко, П.П. Мартин Хайдеггер: изначальная временность как бытийное основание экзистенции /П.П. Гайденко // Вопросы философии. – 2006. - № 3. – С. 165-182.

Грюнбаум, А. Новая критика теологических интерпретаций физической космологии / А. Грюнбаум // Вопросы философии. – 2002. -№ 4. – С. 67-89.

Доброхотов, А.Л. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические / А.Л. Доброхотов, Г.Г. Майоров //Вопросы философии. – 2005. - № 5. – С. 181-182.

Зинченко, В.П. Живое время (и пространство) в течении философско-поэтической мысли / В.П. Зинченко //Вопросы философии. – 2005. - № 5. –С. 20-45.

Иващук, О.Ф. Диалектика всеобщего и единичного в развертывании определения пространства-времени / О.Ф. Иващук // Вопросы философии. -2005. - № 7. –С. 79-90.

Ингарден, Р. Спор о существовании мира. Время и способ существования / Р. Ингарден //Вопросы философии. – 2006. - № 12. – С. 147-163.

Качераускас, Т. Феноменология времени и пространства / Т. Качераускас //Вопросы философии. – 2005. - № 12. – С. 129-136.

Кукушкин, А.Б. Универсальные каркасные структуры: в лаборатории и... в космосе / А.Б. Кукушкин // Наука в России. – 2004. - № 3. – С. 42-47.

Кутырев, В.А. Крик о небытии /В.А. Кутырев //Вопросы философии. – 2007. - № 2. – С. 66-78.

Лебедев, М.В. Концепция времени в экзистенциальной онтологии Ингардена /М.В. Лебедев //Вопросы философии. – 2006. - № 12. – С.145-146.

Лолаев, Т.П. Время и вечность в философии и истории / Т.П. Лолаев //Философия и общество. – 2007. - № 2. – С. 128-141.

Мамчур, Е.А. Столетие фундаментальных открытий Эйнштейна. (Материалы международной конференции) / Е.А.Мамчур, В.В. Казютинский //Вопросы философии. – 2006. - № 9. – С. 166-172.

Миргородский, В.И. Различие бытия и сущего в философии Владимира Соловьева: суть проблемы и ее анализ в отечественной литературе / В.И. Миргородский //Философия науки. – 2007. - № 2. – С. 24-30.

Павлов, Ю.М.Функциональное пространство государства / Ю.М. Павлов, А.И. Смирнов //Философия и общество. – 2006. - № 4. – С. 75-86.

Пырин, А.Г. Пространственные рамки природной среды /А.Г. Пырин //Философия и общество. – 2006. - № 4. – С. 103-111.

Рахманин, В.С. Осевое время и социальные революции. – Крапивенский С.Э. Социальные революции и современный мир. /В.С. Рахманин //Философия и общество. – 2006. -№ 4. – С. 176-184.

Ровинский, Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем /Р.Е. Ровинский // Вопросы философии. – 2006. - № 2. – С. 162-169.

Розин, В.М. Время в горизонте современной феноменологии (по материалам книги Франсуа Жюльена «О времени». Элементы философии «жить») /В.М. Розин //Вопросы философии. – 2006. - № 7. –С. 140-154.

Рубашкин, В.Ш. Онтология: от натурфилософии к научному мировоззрению и инженерии знаний / В.Ш. Рубашкин, Д.Г. Лахути //Вопросы философии. – 2005. - № 1. – С. 64-81.

Сафронов, П.А. Понятие о феномене в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера / П.А. Сафронов //Вестник МГУ. Сер.7, Философия. – 2007. - № 1. – С. 3-8.

Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. – 2006. - № 9. – С. 3-33.

Стародубцева, Л.В. Пра-память и за-бытие / Л.В. Стародубцева // Вопросы философии. - 2006. - № 9. – С. 67-83.

Тарароев, Я.В. Современная космология – взгляд извне / Я.В. Тарароев //Вопросы философии. – 2006. - № 2. – С. 142-150.

Тарароев, Я.В. Теория струн как современная физическая концепция «основания мира». Гносеологический и онтологический «срез» /Я.В. Тарароев //Вопросы философии. – 2007. - № 3. – 142-151.

Устьянцев, В.Б. Пространство цивилизаций в контексте смены типов рациональности /В.Б. Устьянцев //Философия и общество. – 2007. - № 3. – С. 81-98.

Хайдеггер, М. Очерки философии. О Событии /М. Хайдеггер //Вопросы философии. – 2006. - № 11. – С. 164-166.

Вопросы для самопроверки

1. Каков мировоззренческий смысл онтологической проблематики?

2. В чем заключается различие между старой и новой онтологией?

3. Можно ли выработать единое (научное) понимание бытия?

4. Как соотносятся категории «бытие» и «небытие», «бытие» и «ничто»?

5. Какими категориями представлена новая онтология?

6. Современная наука о сложной организации и свойствах материи.

7. Чем различаются обыденная, религиозная, философская, научная картины мира?

8. Определите сущность монизма, плюрализма и дуализма в понимании мира.

9. Каково значение теории относительности в формировании научной картины мира?

Тема 11. Идея материи

«Материя»как фундаментальная философская категория. Развитие представлений о материи. Философские и естественнонаучные учения о материи. Взаимосвязь категорий «материя», «логос», «закон».

Материалистическая и идеалистическая трактовки материи. Специфика диалектико-материалистического понимания материи. Материализм как ценностно-мировоззренческая ориентация. Многообразие и целостность материальной реальности. Проблема единства мира. Монизм, плюрализм, дуализм. Атрибуты материи и ее всеобщие свойства. Движение. Взаимосвязь материи и движения (диалектическая и метафизическая концепции).

Пространство и время как универсальные формы бытия материи. Формы материи и специфика их темпорально-пространственного выражения. Вечность и бесконечность материального мира. Существование, пространство и время человека. Время истории. Личностное время. Проблема конечности и бесконечности человеческого бытия. Локально-темпоральные характеристики жизненного мира. Событие и время. Пространство и время феноменов сознания. Проблема исчезновения материи в философии и науке XX в. Материя и мир культуры.

Методические рекомендации:

Категория «материя» введена в философию для обозначения объективной реальности. В своем становлении понятие «материя» прошло несколько этапов: наглядно-чувственный - материя отождествляется с материалом, стихией, субстратом, субстанциональный – материя отождествляется с атомом, веществом, «протяженной» субстанцией, философско-гносеологический (В.И. Ленин), субстанционально-аксиологический. Стоит обратить внимание на свойства материи: неуничтожимость, системность, структурность, бесконечность, ее атрибутивность. Способом существования материи является движение, на протяжении длительного времени ученые придерживались классификации форм движения, представленной Ф. Энгельсом, однако на современном этапе развития науки следует говорить о группах форм движения: неживой природе, живой природе, социуме, микромире и мегамире. Изучите специфику данных групп, выявите их структурные уровни организации.

Пространство и время: сущности или свойства. Приступая к рассмотрению проблемы, уясните связь категорий пространства и времени с категориями материя и движение, выясните философский аспект проблемы и возможные пути ее решения:

- Доньютоновские представления о пространстве и времени;

- Пространство и время в классической физике;

- Пространство и время в специальной и общей теории относительности.

Назовите основных представителей субстанциональной и атрибутивной концепций понимания времени и пространства и их взаимосвязи. Каково значение теории относительности в изменении представления о взаимосвязи пространственно-временных характеристик материи (А. Эйнштейн)? Назовите основные свойства пространства и времени. Соотнесите понятия время и вечность. Для ответов на поставленные вопросы ознакомьтесь с предложенной литературой:

Источники:

Аристотель. Метафизика. Книга четвертая, Книга Шестая /Аристотель //В.И. Плотников. Онтология: Хрестоматия. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – Ч. 1. – Разд. 4. – Тема 14. - С. 404- 410.

Бунге, М. Спектр категорий детерминации / М. Бунге //Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – Разд. 3. - С. 485-490.

Гегель, Г.В.Ф. Противоречия и скачки / Г.В.Ф. Гегель //Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – Разд. 3. - С. 407-410.

Ленин, В.И. К вопросу о диалектике / В.И. Ленин //Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – Разд. 3. - С. 429-431.

Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики /М. Хайдеггер //В.И. Плотников. Онтология: Хрестоматия. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – Ч.1. – Разд. 4. – Тема 14. - С. 425-434.

Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер // Хрестоматия по философии / под ред. А.В. Алексеева и др. – М., 1997. – С.472 - 481.

Дополнительная литература:

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки. Эволюция. Перспективы. — М., 1982.

Багданов А. Вера и наука (о книге В. Ильина «Материализм и эмпириокритицизм») // Вопросы философии. — 1991. — № 12.

Баксанский, О.Е. Современный когнитивный подход к категории «образ мира» / О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер // Вопр.филос. – 2002. - № 8.

Вальковская В.В. Изменение представлений о пространстве и времени и развитие средств передвижения. // Философия. Общество. – 1999 - №4 – С.110

Вернадский В.И. Пространство и время в живой и неживой природе // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М., 1988.

Гевишвили, Г.В. Темная энергия и «сверхсильный» антропный принцип / Г.В. Гевишвили //Вопросы философии. – 2008. - № 5. С. 72-79

Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. — М., 1969.

Корухов, В.В. Методологические проблемы исследования структуры пространства // В.В. Корухов // Филос. Науки. – 2001. - № 3. С.157 – 179.

Левич, А.П. Научное постижение времени / А.П. Левич // Вопр.филос. – 1993. - № 4. – С.114 – 124.

Левин, Г.Д. О трех видах релятивизма /Г.Д. Левин //Вопросы философии. – 2007. - № 7. – С. 70-81.

Молчанов Ю.Б. Четыре концепции пространства и времени в философии и физике. — М., 1977.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. — М., 1994.

Пуанкаре А. О науке. — М., 1990.

Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. — М., 1985.

Сачков, Ю.В. Вероятность как загадка бытия и познания / Ю.В. Сачков //Ю.В. Сачков //Вопросы философии. – 2006. - № 1. – С. 80-94.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему категория материи становится в истории философии предметом наиболее острых дискуссий?

2. Почему научные революции приводят к ревизии фундаментальных философских категорий?

3. Каков мировоззренческий смысл и методологическое значение категорий «движение» и «развитие», «пространство» и «время»?

Тема 12. Идея развития

Категория «развитие»в системе философского мировоззрения. Идея развития в мифологии и религии. Пессимистические и оптимистические оценки процесса развития. Диалектическая и метафизическая концепция развития. Соотношение понятий «взаимодействие», «изменение», «движение», «развитие». Проблема источника, движущих сил и направленности развития. Идея прогресса. Критерии прогрессивного развития. Развитие и саморазвитие. Творчество как форма развития и саморазвития человека. Критика идеи прогресса.

Диалектико-материалистическая концепция развития. Законы материалистической диалектики. Закон противоречия как источник, движущая сила развития. Противоположность и противоречие. Структура противоречия, стадии развертывания противоречия, отражение противоречия в мышлении. Диалектическое и формально-логическое противоречие. Парные категории диалектики (сущность и явление, возможность и действительность, необходимость и случайность, форма и содержание, часть и целое, причина и следствие) как выражение различных типов и форм противоречий. Проблема систематизации категорий диалектики. Закон перехода количественных изменений в качественные — механизм развития (категории: «качество», «количество», «мера», «скачок»). Закон отрицания отрицания — взаимосвязь этапов развития, отношение старого и нового в развитии (тезис, антитезис, синтез).

Проблема развития в философии и науке XX века. Критическая диалектика, трагическая диалектика, экзистенциальная диалектика. Концепции творческой эволюции, теории прогресса, эмерджентной эволюции. Глобальный эволюционизм в концепциях ноосферы, синергетики, коэволюции, социобиологии, этногенеза, конвергенции. Образ развития в этих концепциях.

Методические рекомендации:

Основным содержанием темы является идея развития в истории философской мысли. Диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человека. По мере знакомства с материалом покажите, что развитие не есть «развитие вообще». Развитие связано только с материальными и духовными системами. Оно разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Изучая источники, дайте объяснение названным фундаментальным признакам развития: качественный характер изменений; их необратимость; направленность. Ни один из названных признаков не являются достаточными для определения развития. Объясните, почему?

По мере знакомство с материалом, выделите перечисленные модели развития:

градуалистическая (Г. Спенсер). Сравните Модель развития Г. Спенсера и Ч. Дарвина, выделите общее и особенное для данных подходов;

логико-гносеологическая, рационалистическая (И. Кант, Фихте, Г.В.Ф. Гегель),

творческий эволюционизм или эмерджентизм (Л. Морган),

натуралистическая (Ч. Дарвин),

антропологическая (Ж.П. Сартр),

равновестно – интеграционная (Л.Ф. Уорд, Ле Дантек),

теория конфликтов (Р. Дарендорф, Л. Козер),

диалектико-материалистическая концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин),

политизированная модель диалектики (В. Ленин, В. Сталин), раскройте специфику каждого подхода.

Диалектика и метафизика – являются ли данные подходы противоположными по отношению друг к другу. Для ответа на данный вопрос рассмотрите историю становления метафизики. Определите специфику догматики, эклектики, софистики, схоластики и собственно метафизики. Назовите исторические формы диалектики и ее современные разновидности, определите отличия между стихийной диалектикой Гераклита, идеалистической диалектикой Гегеля и материалистической диалектики Энгельса - Ленина.

Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Дайте определение понятиям прогресс, регресс. Назвать критерии прогресса.

Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Раскройте суть дискуссий по поводу детерминизма в естествознании и обществознании.

Категории и законы диалектики. Закон, закономерность, связь, отношение, взаимодействие. Раскройте диалектику целого и части. Покажите, что в части - не только специфичность целого, но и индивидуальность, своеобразие исходного элемента. Для понимания структуры материи важное значение имеет уяснение соотношения формы и содержания, сущности и явления, возможное действительное, необходимое и случайное.

Изучите законы диалектики: закон диалектического синтеза, закон диалектической противоречивости, закон перехода количества в качество и наоборот. Раскройте понятия: связь, отношение, отрицание, взаимодействие, скачок, мера, закон, противоположность, борьба, количество, качество. Для освоения темы необходимо изучить предложенную литературу:

Источники:

Абеляр, П. Диалектика / П. Абеляр // Вопр. филос. – 1992. - № 3.

Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4т. – М., 1975 – Т.1. С. 174-175. Августин, Блаженный Аврелий. Время и жизнь / Августин Блаженный Аврелий // Хрестоматия по философии / под ред. А.В. Алексеева и др. – М., 1997. – С.394 - 398.

Винер, Норберг Движется ли вселенная к концу / Н. Винер // Хрестоматия по философии / под ред. А.В. Алексеева и др. – М., 1997. – С.490 –492.

Гольбах, П.А. Природа не знает случайности /П.А. Гольбах /Хрестоматия по философии / под ред. А.В. Алексеева и др. – М., 1997. – С.403 – 407.

Герцен, А.И. Письма об изучении природы / А.И.Герцен. – М., 1946. – С. 105 – 106.

Поппер, К. Что такое диалектика / К. Поппер // Вопр. филос. – 1995. - № 1.

Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгер //Хрестоматия по философии / под ред. А.В. Алексеева и др. – М., 1997. – С.492 –503.

Шкловский, И.С. Вселенная. Жизнь. Разум / И.С. Шкловский. – М., 1965. – С.59.

Сартр, Ж.-П.Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.П. Сартр; пер. с фр. В. И. Колядко. - М.: Терра: Кн. клуб: Республика, 2002. - 640с. - (Библиотека философской мысли).

Франк С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк //Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – С. 522-540.

Фейербах Л. Природа и человек в системе философии / Л. Фейербах //Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 3. - С. 410-413.

Дополнительная литература:

Карманов, К.Ю. Субъект и пространство / К.Ю. Карманов // Философия и общество. – 2001. - № 4. – С. 100-119.

Кедров, Б.М. Научная концепция детерминизма / Б.М. Кедров // Современный детерминизм, законы природы. – М., 1973.

Кричевец, А.Н. Об априорности, открытых программах и эволюции / А.Н. Кричевец // Вопр. филос. – 1997. - №6.

Куссе, Х. Возможно ли сегодня диалогическое мышление? / Х. Куссе //Вопросы философии. – 2007. - № 11. – С. 56-65.

Лукасевич Я. О детерминизме Я.О. Лукасевич // Вопр. филос. – 1995. - № 5.

Молчанов, Ю.Б. Сверхсветовые скорости, принцип причинности и направление времени / Ю.Б. Молчанов // Вопр. филос. – 1998. - № 8.

Новосельцев, В.Н. - С.Н. Гринченко Системная память живого (как основа его метаэволюции и периодической структуры) / В.Н. Новосельцев //Вопросы философии. – 2006. - № 7. – С. 177-180.

Огородников, В.П. Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения / В.П. Огородников. – М., 1985.

Столович, Л.Н. Диалог и диалектика / Л.Н. Столович // Вопр.филос. – 2002. - №11.

Скачков, Ю.В. Эволюция учения о причинности / Ю.В. Столович // Вопр.филос. – 2003. - № 4.

Тульчинский, Г.Л. О природе свободы /Г.Л. Тульчинский //Вопросы философии. – 2006. - № 4. – С. 17-34.

Фейгенберг, И.М. Человек Достроенный и биосфера / И.М. Фейгенберг //Вопросы философии. – 2006. - № 2. – С. 151-161.

Хруцкий, К.С. Человек и биосфера – проблемы эволюции единства / К.С.

Хруцкий //Вопросы философии. – 2007. - № 10. – С. 166-170.

Чайковский, Ю.В. Философия дарвинизма против философии эволюции / Ю.В. Чайковский //Вопросы философии. – 2007. - № 9. – С. 73-85.

Франчук, В.И. Универсальные механизмы эволюции /В.И. Франчук //Вопросы философии. – 2005. - № 4. – С. 167-176.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каков мировоззренческий смысл диалектического (метафорического) понимания развития?

2. Почему научные революции приводят к ревизии фундаментальных философских категорий?

3. Какова роль диалектических принципов в современной теории познания?


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.