Аномалии психологического здоровья детей — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Аномалии психологического здоровья детей

2017-10-07 272
Аномалии психологического здоровья детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Очевидно, значимый взрослый в жизни ребенка отнюдь не статист и не просто участливый свидетель. Известны два крылатых латинских выражения: Homo homini deus est и Homo homini monstrum. Первое в переводе означает ╚человек человеку ≈ бог╩, второе ≈ ╚человек человеку ≈ чудовище╩. Вот тот диапазон, в котором издревле воспринималась проблема ╚человек человеку...╩, включая сосуществование взрослого и ребенка. Неблагополучную ситуацию взаимоотношений взрослых и детей демонстрируют результаты социологических, клинических, психологических исследований, прецеденты психотерапевтической практики.

Согласно итогам социологического опроса, проведенного в пяти десятых и двух одиннадцатых классах московских гимназий и лицеев:

63% школьников признались в том, что систематически испытывают тяжелую агрессию, несправедливость, придирки, грубость, оскорбления и давление со стороны родителей;
32% неоднократно переживали из-за этого состояние, близкое к отчаянию;
12% видели единственное решение этих проблем в полном разрыве с родителями (Долгинова Е., 1998).

Специалисты единодушны во мнении, что субъективное состояние ребенка имеет непосредственную связь с окружающей его обстановкой (В. И. Гарбузов, В. А. Гурьева, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская и др.). Основывая свои выводы на анализе исследований, проведенных в различных странах мира, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Эти же исследования обнаружили, что преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации. В клинической терминологии речь идет о психогениях ≈ мягких, обратимых расстройствах психической деятельности, занимающих в регистре психических заболеваний положение, пограничное норме. Преимущественно это расстройства специфически человеческих, идеальных, субъективных, рассудочных форм деятельности человека, не имеющие тотальной обусловленности биологическими (физиологическими) изменениями.

Критический анализ обнаруживает, что проблема психогений изобилует спорными и нерешенными вопросами. Психологическая сущность психогений остается нераскрытой. В их этиологии в качестве существенного выделяется фактор искаженных отношений с другими людьми, включая кратковременное, но интенсивное, непосредственно травмирующее воздействие; продолжительное во времени латентное болезнетворное влияние или обделенность полноценным общением. Данный класс психогений интерпретируется как патологическая форма психического развития ребенка, генерируемая в системе реальных, живых связей и отношений с естественным человеческим окружением, прежде всего со значимыми взрослыми. Нас интересовал ╚вклад╩ значимых взрослых в провоцирование и предупреждение (преодоление) душевных недугов у детей. Итогом исследовательской работы стала теоретическая модель, описывающая обстоятельства, достаточные для причинения ущерба личности ребенка, и условия, необходимые для восстановления его психологического здоровья. Рациональную основу модели составили антропологический принцип развития в психологии и концепция развития субъективной реальности в онтогенезе (В. И. Слободчиков), философско-психологическая концепция нормального развития человека (Б. С. Братусь), модель базовых педагогических позиций взрослого в детско-взрослой общности (Г. А. Цукерман, В. И. Слободчиков), субъектная модель биографических кризисов (Р. А. Ахмеров). Онтологические и методологические основания данных принципов и моделей заложены в рамках традиций философских (М. Шелер, В. Дильтей, Т. де Шарден, К. Ясперс, С. Л. Франк, М. К. Мамардашвили, В. П. Иванов) и психологических (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, К. А. Абульханова-Славская) исследований.

Нормативная динамика со-бытия ребенка и значимого взрослого характеризуется обретением ребенком все большей свободы от своей незаданности для своей собственной определенности и укорененности в человеческом сообществе. Анализ закономерностей возникновения и течения психогений в детском и подростковом возрасте позволили выделить особые состояния совместности ребенка и значимого взрослого, понятые нами как психологические дисфункции детско-взрослой общности. В этих состояниях отношение взрослого к ребенку может не носить явно выраженный психотравмирующий характер, но тем не менее препятствовать нормальному онтогенезу, наносить ущерб психологическому здоровью ребенка. С клинической точки зрения инициируемые дисфункцией детско-взрослой общности переживания ребенка ≈ это состояния предболезни: то, что еще не стало психическим заболеванием, но уже перестало быть психологическим здоровьем. В генетическом понимании это формы субъектного дизонтогенеза, суть ≈ отклонения от нормальной субъективации как процесса становления индивидуального духа. Мы называем эти феномены антропогениями. Антропогения есть наиболее абстрактное обозначение нарушений психологического здоровья в детском возрасте. Этимологически ╚антропогенный╩ означает ╚человеком обусловленный╩, буквально суть пагубного влияния одного человека на субъективацию другого.

Эмпирически антропогении труднодифференцируемы, так как могут переживаться ребенком и как болезненное, и как субъективно благополучное состояние. В силу симптоматической неочевидности и сложности этногенеза мы определяем антропогении как формы латентных субклинических аномалий внутреннего мира человека. Психологическая сущность антропогении в нарушении целостности (диссоциированности) душевной и духовной сфер человеческой реальности, когда субъективность капитулирует и отступает в ╚психологическое безвременье╩ перед экспансией сил, блокирующих и разрушающих нормальное развитие. Антропогенный синдром ≈ это задержанное или искаженное развитие внутреннего мира, незрелость или ущербность субъективной реальности, выраженные в стойком разобщении индивида с человеческим сообществом, чуждости ценностям родового бытия человека, удовлетворенности суррогатами. Антропогения ≈ это всегда ослабленная, подчиненная или пораженная субъективность (малодушие, окаянство), утрачивающая главные атрибуты ≈ способности к самоконтролю и саморазвитию. Существенные психологические характеристики антропогении ≈ арефлексивность индивидуальной жизни и (с точки зрения нравственной психологии) нравственный релятивизм.

Синдромальный подход, замкнутый на индивиде, как способ описания антропогении нам представляется недостаточным. За схожей симптоматикой могут скрываться существенно различные нарушения. И наоборот, эмпирически можно показать, как один и тот же класс антропогении проявляется в различной симптоматике. Перед практическим психологом остро встают вопросы: ╚Как квалифицировать проблемную ситуацию? Каковы источники психологического неблагополучия ребенка?╩ Наш подход к проблеме нарушений психологического здоровья у детей операционализирован посредством типологии дисфункций детско-взрослой общности, в которой заложена метаструктура психологической диагностики состояния ребенка в зависимости от состояния детско-взрослой общности. В качестве коррелятов дисфункций детско-взрослой общности мы использовали выраженные отклонения от нормативных параметров позиционного самоопределения значимого взрослого, представленные в таблице.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.