История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-10-07 | 272 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Очевидно, значимый взрослый в жизни ребенка отнюдь не статист и не просто участливый свидетель. Известны два крылатых латинских выражения: Homo homini deus est и Homo homini monstrum. Первое в переводе означает ╚человек человеку ≈ бог╩, второе ≈ ╚человек человеку ≈ чудовище╩. Вот тот диапазон, в котором издревле воспринималась проблема ╚человек человеку...╩, включая сосуществование взрослого и ребенка. Неблагополучную ситуацию взаимоотношений взрослых и детей демонстрируют результаты социологических, клинических, психологических исследований, прецеденты психотерапевтической практики.
Согласно итогам социологического опроса, проведенного в пяти десятых и двух одиннадцатых классах московских гимназий и лицеев:
63% школьников признались в том, что систематически испытывают тяжелую агрессию, несправедливость, придирки, грубость, оскорбления и давление со стороны родителей;
32% неоднократно переживали из-за этого состояние, близкое к отчаянию;
12% видели единственное решение этих проблем в полном разрыве с родителями (Долгинова Е., 1998).
Специалисты единодушны во мнении, что субъективное состояние ребенка имеет непосредственную связь с окружающей его обстановкой (В. И. Гарбузов, В. А. Гурьева, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская и др.). Основывая свои выводы на анализе исследований, проведенных в различных странах мира, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. Эти же исследования обнаружили, что преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации. В клинической терминологии речь идет о психогениях ≈ мягких, обратимых расстройствах психической деятельности, занимающих в регистре психических заболеваний положение, пограничное норме. Преимущественно это расстройства специфически человеческих, идеальных, субъективных, рассудочных форм деятельности человека, не имеющие тотальной обусловленности биологическими (физиологическими) изменениями.
|
Критический анализ обнаруживает, что проблема психогений изобилует спорными и нерешенными вопросами. Психологическая сущность психогений остается нераскрытой. В их этиологии в качестве существенного выделяется фактор искаженных отношений с другими людьми, включая кратковременное, но интенсивное, непосредственно травмирующее воздействие; продолжительное во времени латентное болезнетворное влияние или обделенность полноценным общением. Данный класс психогений интерпретируется как патологическая форма психического развития ребенка, генерируемая в системе реальных, живых связей и отношений с естественным человеческим окружением, прежде всего со значимыми взрослыми. Нас интересовал ╚вклад╩ значимых взрослых в провоцирование и предупреждение (преодоление) душевных недугов у детей. Итогом исследовательской работы стала теоретическая модель, описывающая обстоятельства, достаточные для причинения ущерба личности ребенка, и условия, необходимые для восстановления его психологического здоровья. Рациональную основу модели составили антропологический принцип развития в психологии и концепция развития субъективной реальности в онтогенезе (В. И. Слободчиков), философско-психологическая концепция нормального развития человека (Б. С. Братусь), модель базовых педагогических позиций взрослого в детско-взрослой общности (Г. А. Цукерман, В. И. Слободчиков), субъектная модель биографических кризисов (Р. А. Ахмеров). Онтологические и методологические основания данных принципов и моделей заложены в рамках традиций философских (М. Шелер, В. Дильтей, Т. де Шарден, К. Ясперс, С. Л. Франк, М. К. Мамардашвили, В. П. Иванов) и психологических (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, К. А. Абульханова-Славская) исследований.
|
Нормативная динамика со-бытия ребенка и значимого взрослого характеризуется обретением ребенком все большей свободы от своей незаданности для своей собственной определенности и укорененности в человеческом сообществе. Анализ закономерностей возникновения и течения психогений в детском и подростковом возрасте позволили выделить особые состояния совместности ребенка и значимого взрослого, понятые нами как психологические дисфункции детско-взрослой общности. В этих состояниях отношение взрослого к ребенку может не носить явно выраженный психотравмирующий характер, но тем не менее препятствовать нормальному онтогенезу, наносить ущерб психологическому здоровью ребенка. С клинической точки зрения инициируемые дисфункцией детско-взрослой общности переживания ребенка ≈ это состояния предболезни: то, что еще не стало психическим заболеванием, но уже перестало быть психологическим здоровьем. В генетическом понимании это формы субъектного дизонтогенеза, суть ≈ отклонения от нормальной субъективации как процесса становления индивидуального духа. Мы называем эти феномены антропогениями. Антропогения есть наиболее абстрактное обозначение нарушений психологического здоровья в детском возрасте. Этимологически ╚антропогенный╩ означает ╚человеком обусловленный╩, буквально суть пагубного влияния одного человека на субъективацию другого.
Эмпирически антропогении труднодифференцируемы, так как могут переживаться ребенком и как болезненное, и как субъективно благополучное состояние. В силу симптоматической неочевидности и сложности этногенеза мы определяем антропогении как формы латентных субклинических аномалий внутреннего мира человека. Психологическая сущность антропогении в нарушении целостности (диссоциированности) душевной и духовной сфер человеческой реальности, когда субъективность капитулирует и отступает в ╚психологическое безвременье╩ перед экспансией сил, блокирующих и разрушающих нормальное развитие. Антропогенный синдром ≈ это задержанное или искаженное развитие внутреннего мира, незрелость или ущербность субъективной реальности, выраженные в стойком разобщении индивида с человеческим сообществом, чуждости ценностям родового бытия человека, удовлетворенности суррогатами. Антропогения ≈ это всегда ослабленная, подчиненная или пораженная субъективность (малодушие, окаянство), утрачивающая главные атрибуты ≈ способности к самоконтролю и саморазвитию. Существенные психологические характеристики антропогении ≈ арефлексивность индивидуальной жизни и (с точки зрения нравственной психологии) нравственный релятивизм.
|
Синдромальный подход, замкнутый на индивиде, как способ описания антропогении нам представляется недостаточным. За схожей симптоматикой могут скрываться существенно различные нарушения. И наоборот, эмпирически можно показать, как один и тот же класс антропогении проявляется в различной симптоматике. Перед практическим психологом остро встают вопросы: ╚Как квалифицировать проблемную ситуацию? Каковы источники психологического неблагополучия ребенка?╩ Наш подход к проблеме нарушений психологического здоровья у детей операционализирован посредством типологии дисфункций детско-взрослой общности, в которой заложена метаструктура психологической диагностики состояния ребенка в зависимости от состояния детско-взрослой общности. В качестве коррелятов дисфункций детско-взрослой общности мы использовали выраженные отклонения от нормативных параметров позиционного самоопределения значимого взрослого, представленные в таблице.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!