Понятие неполного предложения, критерии неполноты. Типы неполных предложений. Трудные случаи разграничения неполных и односоставных предложений. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятие неполного предложения, критерии неполноты. Типы неполных предложений. Трудные случаи разграничения неполных и односоставных предложений.

2017-10-07 255
Понятие неполного предложения, критерии неполноты. Типы неполных предложений. Трудные случаи разграничения неполных и односоставных предложений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Валгина: Признак полноты - неполноты предложения не касается его позиционной характеристики, структурно-грамматического состава. С точки зрения позиционной структуры неполных предложений нет. Полные и неполные предложения различаются лишь тем, что в Предложение полноеполных предложениях словесно представлены все необходимые формальные звенья данной структуры, а в Предложение неполноенеполных те или иные позиции данной структуры оказываются незамещенными. Последнее может быть вызвано разными причинами: контекстом, речевой ситуацией, общим опытом говорящих. Неполные предложения по своей коммуникативной значимости ничем не отличаются от полных, они достаточно понятны. Однако они характеризуются формальной невыраженностью некоторых компонентов. Это выявляется в том, что связи и функции имеющихся членов указывают на отсутствующие члены. Например: Они смотрели друг на друга; Райский - с холодным любопытством, она - с дерзким торжеством, сверкая смеющимися глазами (Гонч.). Словоформы с холодным любопытством, с дерзким торжеством и деепричастный оборот сверкая смеющимися глазами обнаруживают грамматическую связь с глаголом, в данном предложении словесно не представленным (его синтаксическое место осталось свободным). Пропуск оказался возможным по условиям контекста: в первой части сложного предложения глагол представлен словесно. Неполным может быть предложение и при условии пропуска второстепенных членов, когда грамматическая форма имеющихся членов указывает на этот пропуск. Например, в тексте: Первую вещь я играл еще с волнением, вторую - почти справясь с ним, третью - поддавшись напору нового и непредвиденного (Паст.) - формы числительных вторую, третью указывают на согласование с отсутствующим существительным в винительном падеже; кроме того, оказалось возможным опустить и другие звенья, известные из контекста (я играл) и оставить в наличии лишь вновь употребляемые словоформы, т.е. те, которые имеют коммуникативную значимость.

Таким образом, неполнота предложения обнаруживается прежде всего в условиях контекста, а само понятие неполноты возникает из сопоставления с полными предложениями, при учете синтаксических связей между компонентами предложения.

Функционирование неполных предложений как полноценных единиц общения - это следствие действия общих закономерностей в построении предложений и сложных синтаксических целых, т.е. появление неполных предложений - это явление необходимое, диктуемое речевыми нормами. Кроме контекста, условиями для функционирования неполных предложений могут оказаться факторы внеязыковые (окружающая обстановка, общественный опыт, мимика, жесты). Особенно это сказывается в диалоге, который строится по особым законам реплицирования, опирающимся на коммуникативную взаимонаправленность речи.

Среди лексически неполных предложений особую группу составляют предложения с нулевым предикатом, обозначающим местоположение предмета в пространстве и времени (так называемые эллиптические предложения, в которых, как правило, имеется два компонента - обстоятельственный и подлежащный): За шоссе - березовый лесок (Бун.); На дворе - одиннадцать лошадей, а на стойле - сивый жеребец, злой, тяжелый, гривастый, грудастый (Бун.); Впереди - пустынный сентябрьский день. Впереди - затерянность в этом огромной мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба (Пауст.). Отсутствующий член предложения здесь не только не упоминается в предшествующем контексте, но и вообще трудно воспроизводим лексически.

Лекция:

Это предложения с лексически незамещенным синт. Компонентом. Номинативный минимум.

Бабайцева:

Структурно полные, но семантически неполные Стр.и сем.неполные Сем.полные, но стр.неполные
(Потом что-то вспомнилось ей) не выделяем данный вид, тк что-то местоимение. 1.Контексуальные, чаще при письме неполные. 2.Ситуативно неполные (чаще устно) Конситуативные. Возмещение возможно за счет знания ситуации (Сидит) Эллиптические. Татьяна в лес, медведь-за нею. Пропущен член движения. Определяется отсутствием глагола

Могут быть как односоставными, так и двусоставными:

Односоставные: И скучно, и грустно … (односост. Безличное, неполное, нет субъекта мне)

Двусоставные: Дети гуляли в парке. Собирали цветы. (контекстуально неполное двусоставное. Субъект дети из предыдущего предложения восстанавливается)


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.