Релятивные пропозиции 1 класса — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Релятивные пропозиции 1 класса

2017-10-07 252
Релятивные пропозиции 1 класса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(в качестве объектов могут выступать предметы, лица, события):

· соединение и;

· сопоставление а, сопоставлять, сравнивать;

· подобие похож, сходен, аналогичен, вроде, как;

· противительность противоположный, напротив, наоборот, но;

разделительность исключает, альтернативен, или, либо, не то... не то.

Релятивные пропозиции 2 класса

(качестве объектов допускаются только события):

· каузальная (условия, причины, следствия, уступки) потому что, так что, несмотря на то, что..., вызывать, послужить причиной, в случае, из-за, по причине;

· временная соотнесенность (следование, одновременность, предшествование) когда, после того как, с тех пор как, как только;

· чередование (взаимоисключение) то... то.

 

Количественный состав

Монопропозитивные и полипропозитивные

Монопропозитивные – предложение отражает одну пропозицию.

Полипропозитивные – 2 и более

 

После дождя стало жарко, и все опять пошли на море

СП1 – дождь (свернутая пропозиция)

СП2 – стало жарко

ЛП3 – после (между СП1 и СП2)

СП4 – все пошли

ЛП5 – союз и (между СП2 и СП4)

 

Модус. Трудности, возникающие при изучении модуса, их причины. Модус- потенциал предложения. Обязательные и факультативные категории модуса. Понятие модусного ключа в тексте. Представленность модусных категорий в школьном учебнике.

Модус – субъективная составляющая высказ.

Модус исследован намного хуже, чем диктум. Причины:

Имеет тенденцию быть верб.невыраженным. Обладает оч.широким спектром выражения. Одни и те же средства выражения передают разные модусные значения.=>для того чтобы описать модус можно пользоваться: вербализовывать(эксплиц), перефразировать.

Совокупность модусных категорий представляют модусный потенциал. (метакатегории, метатекст, актуализационные категории,квалификативные, социальные).

1.Метакатегории. Х-т наше речевое поведение. Отражение отношения говорящего к самому высказыванию=> если с т.з. говорящего он строит высказывание нормативно, то ему не нужны пометы=> Они имплицитны. Но стоит ему подумать, что он выбирает не нормат.стедство то он должен их вербализовать.

Смыл говорения (Сядь прямо кому говорят)

Смысл названия (Как говорит молодежь)

Смысл коммуникат.намерений (Не хотел обидеть, а хотел сказать правду)

Кодексы реч.поведения (Шмелева) Как говорят… Если можно так сказать…

2.Метатекст – те языковые пометы, которые помогают нам организовать текст.(Во-первых, следовательно, с одной стороны…)

3. Актуализационные категории. Х-ка содержательной стороны. Предикативность-модальность, время и лицо. Пространственная ориентация- может выраж вербально. Актуализационный ключ задает акт. категории для определения фрагментов текста. (Это случилось 50лет тому назад в далекой Сибири)

Актуализация – это обозначение того, как сообщаемое относится к действительности в координатах «я- здесь-сейчас». Актуализационные категории противоположны метакатегориям: они обязательно должны быть выражены. Но: пространственная актуализация, подобно метакатегориям, также не выражена в предложении, скрыта.

4. Квалификативные категории. А) Авторизация: автор обязан, сообщая информацию, квалифицировать её:

- как свою или чужую;

- по способу её получения.

Стандарт– изложение «от себя». Специальные показатели предназначены для передачи чужой информации.

Авторизационная характеристика обязательна, а присутствие её показателей – нет.

Б) Персуазивность: уверенность или неуверенность в достоверности излагаемой

информации; значение персуазивности имеет каждое предложение.

Неуверенность всегда выражается явно (эксплицитно) – модальными словами и

частицами: вероятно, может быть, возможно, едва ли, вряд ли, по-видимому, кажется. Уверенность выражается скрыто (имплицитно) – самим фактом отсутствия показателей. Но могут быть слова: безусловно, конечно, несомненно, разумеется. Факультативные квалификативные категории: оценочность – отношение говорящего к факту реальной действительности.

Оценочность: может быть или не быть в предложении; выражает положительное или отрицательное отношение автора к сообщаемому.

Выражается в:

-изъяснительных конструкциях;

-инфинитивных конструкциях;

-местоименных предложениях.

Нельзя путать оценочную диктумную и модусную. Дикт: Петя играет в шахматы хорошо; Мод – Хорошо, что Петя играет в шахматы.; Эмотивность.

5. Социальные категории. Выр отношение м.у. говорящим и адресатом.

Я-высказывание-о говорящем, Ты-высказ- сфера адресата, Он-высказывание-о не участнике комм. Формальные пометы в вост.яз. В РЯ нет формальные помет. Социальные отношения: старший-младший, м-ж, свой-чужой. Выражается через ТЫ-ВЫ – маркер возраста, чужой-свой, уважительность.(Уважаемый, дорогой, имя, ИО). Есть соц.окрашенная лексика: вызвать-пригласить, приказать. Словообразование-ументшительно-ласкат суффиксы.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.