Предложение в системе синтаксических единиц. Понятия предложения и предикативной единицы. Признаки предложения. Понятие предикативного и номинативного минимума. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Предложение в системе синтаксических единиц. Понятия предложения и предикативной единицы. Признаки предложения. Понятие предикативного и номинативного минимума.

2017-10-07 918
Предложение в системе синтаксических единиц. Понятия предложения и предикативной единицы. Признаки предложения. Понятие предикативного и номинативного минимума. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предложение в системе синтаксических единиц. Понятия предложения и предикативной единицы. Признаки предложения. Понятие предикативного и номинативного минимума.

Центр.ед.синтаксиса. Единств.коммуник.ед.

ПП – min ед.чел.речи, представл.собой граматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной завершенностью и является средством формирования и сообщения мысли.

СП - это не сумма 2х пп,это особая се. Части сп структ зависимы др от друга.

>100определений предложения. Это многоаспектная ед.

Признаки предложения:

1) Обязат содержательным признаком предложения является семант.завершенность (законч.мысль)

2) Предикативность –всеобщий признак. Значение и назначение общей категории предикат, форм.предл. заключается в действительности (как то, о чем говорится соотносится с действит)

Значение предикативности выражается ч/з ряд категорий:

1)модальность (реальная: из.накл., синт.время, синт.лицо /ирреальная: условн, повел.; категории времени нет.)

2) синт.время

3) синт.лицо(1 СЛ-Я-выск(о говорящем); 2 – ты-выск (о собес),3-он-выск, о не уча.коммун.)

3) Функц.признак. С какой целью говорящий высказывается. Повест-передача инф; вопрос-получ инф; побуд-побудить, воздейсвие; фатические- размыкание, установление контакта; оптативные-выразить пожелание; оценочные-оценочное высказывание, выраж желания.

4) Формальный признак.

А) интон.заверш. Интон.выполн разн.f.(фраз уд, выпол.заверш.предл). В разных повеств предлож восход-нисхд интон. Это национальная черта.

Б) смыслоразл.f. (логическое ударение) Намеренное выделение слова

В) граммат.организов.предлож. Проявляется в наличии грам.сязей слов в составе предложения, которые перестают действовать в конце предложения. Поэтому слова и словоформы выст. min структ елем.предложения и они образуют стр.схему предлож. Стр.схема-это отвлеч.образец состоящий из min членов предлож, необх для создания предложения.

1- Шведова считает min пред минимум – стр.схемой- только из гр.членов. Это неверно, т.к. пред. Центра недостаточно.

2+ Стр.схема как номинат минимум. Агутюнова,Золотова. Стремятся связать форм орган с типовым значением предложения.

! Предложение/ПЕ – отношеняи разные! СП состоит из нескольких пред.ед. Возникают дополнительные смысловые связи м/у ПЕ.

Понятие предикативного и номинативного минимума.

Предикативный минимум составляют воспроизводимые элементы предложения, удовлетворяющие требованиям его грамматической достаточности. В создании предикативного минимума участвуют только главные члены предложения. Номинативный минимум составляют воспроизводимые элементы предложения, удовлетворяющие требованиям его информативной достаточности. Например, в предложении Путники очутились у реки предикативный минимум – путники расположились, номинативный минимум – путники расположились у реки.

Коммуникативный аспект синтаксиса. Соотношение понятий высказывание и предложение. Функциональные типы высказывания. Актуальное (тема-рематическое) членение высказывания. Соотношение актуального членения с формальным (по членам предложения). Средства актуализации темы и ремы.

Комм-ый аспект/функциональный(шире): цель, задачи и способы коммуникации. С какой целью говорящий вступает в комм. При таком подходе все 5 СЕ делятся на коммуникативн. И некоммун.

Предложение рассматривается со стороны его функционирования в речи –высказывания.
Нельзя ставить = м/у предложением и высказыванием. Границы не всегда совпадают. Одна грам.структура м.б. расчленнена на ряд сообщений-парцелляция.(Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. В плотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной.) Высказывание может не иметь значение выражения. Алло -высказывание. Высказывание шире предложения. Коммун.подход-установить цели высказывания.

Функциональные типы высказывания. С какой целью говорящий высказывается. Повест-передача инф; вопрос-получ инф; побуд-побудить, воздейсвие; фатические- размыкание, установление контакта; оптативные-выразить пожелание; оценочные-оценочное высказывание, выраж желания.

Если совпадают коммун.цель и типовой способ выражения, то речь идет о прямых высказ. Но РЯ обладает косвенныеми высказ, когда форма и содержание не совпадают. (Не могли бы вы подать соль?) ->для смягчения категоричности. Иногда для манипуляции.

Актуальное членение(T-R). Соответствует коммун.заданию. Учитывает движение мысли от известного к неизвестному.

3ступени акт.информации:

1.пресупозиция. –общий фон знаний беседника. Чаще всего верб.невыражен.

2.Тема. Исходный пункт высказывания, она менее значимая, то от чего мы начинаем коммуникацию.

3.Рема – То новое, ради чего говорящий открыл рот. (кто-R, написал это письмо-Т; Письмо написал-Т мой брат-R)

В описательных, монологичных текста, особенно в начале или изолир.предложении трудно выделить Т и R. Такие предложения называются коммун.нечленимыми. Вся информация является R.

Средства актуал. Т и R.

Средства выражения АЧ. АЧ имеет свой собственный аппарат. В основном средством АЧ является порядок слов и интонация. Обычно в повеств.предложении порядок слов расположен таким образом, чтобы фразовое ударение приходилось на R высказывания. Нейтральный/субъективный порядок слов. В экспрессивно окрашенной речи, при стилизации порядок слов мб обратным, субъективным. На 1 место- R, на 2-Т. Ударение в данном случае-логическое. Эти правила не всегда распространяются на РРили позицию. => дополнительные средства выражения АЧ.

Т R
1.постпозитивная частица ЖЕв не?предложениях. Выполняет f союза. (Она любила его спокойный тон,в городе ЖЕ он постоянно казался обеспокоен.) 2. постпозитивная частица ТО (Словарь то у меня есть, но я забыл его дома) 3. препозитивная част. ТОЛЬКО и ЛИШЬ. (Тишина, покой, лишь ветер обдувал наши лица) 4. Спец.синт.констр. ЧТО КАСАЕТСЯ+РП ИС. Кто, так это. (Что касается декатата, то его поддержака нам обеспечена) 5. ИП темы. (Война... Сколько горя она причинила людям)   1. Частица ЖЕ в?предложениях. (Кто же это натворил?) 2. Частица ТОЛЬКО и ЛИШЬ в значении выделения. (Это мог сделать только он) 3.Отриц.частица НЕ, если она стоит не перед сказ. (Он поехал не в Крым, а на Кавказ) 4.повторы (ехал-ехал) 5.парцеолляция (Земля- крестьянам)  

Сл.сч.

1. Атрибутивные (определительные СО). м/у предметом+ признак предмета.

Сущ+прил синее небо;

Сущ+прич. Падающий камень;

Сущ.+мест. Мой пиджак

Сущ.+сущ. Вход во двор, ветка яблони

Сущ.+пор.числ. Третья пара

Сущ+инфин. Цель учиться

Сущ.+нар. Кофе по-турецки.

2. Объективные. м/у действием и объектом этого действия.

Гл.+сущ. резать ножом, читать книгу.

3. Адвербиальные. (обстоятельственные) м/у действием и признаком этого действия.

Гла+наречие. Бежать быстро

Отлг.сущ+сущ.с предлогом. Гулять в парке.

Признак признака+ ифн. Пришел учиться.

4. Субъективные. (частный случай атрибутивных). м/у действием и S на уровне сл.сч, действ.гл.слова. Если можем преобразовать в предикат.ед, значит S тип.

Страд.форма гл. Убит грабителем, приказ командира.

5. Комплетивные. (вопсполняющие).если гл.слово ифнформ.недостаточно и для раскрытия своего значения требует дополнения, т.е. в зависимости от компонента.

Гл: начал, становиться. Дополнт.: всп.глагол, фаз.мод., многозн.слова.

Многозн: Лодка пристала к берегу- синктр.СО. Хулиган пристал к девушке – компл+объект.

Предложение.

1.S+ Pr - м/у S и Pr (грам.осн.предлож.)

2.Полу-Pr формирует обособленные ЧП по тому, что о S сообщается дополнит.инф.

Напевая, он шел по вечерней улице. (Напевая шел-полу-Pr, шел по улице – S+Pr)

3. Равноправие. (на основе соч.сязи) Мать и отец любят ходить в походы (слова выполн.один f и не зависят грам друг от друга)

4.Пояснительные одно слово поясняет, уточняет другоею

5.Присоединительные при обращении сложного предлож.(иногда простом) Как тут поступить учителю, да еще и молодому. К тому же, притом.

 

Типология предикатов.

1.По количеству мест или валентностей. Pr различают по тому, сколько мест они требуют.

Нульместные – Pr в состаяние самостоятельно обозначить ситуацию (Смеркалось)

Одноместные – одна обязательная позиция(позиция S) Он заболел. Ему грустно.

Двуместные – 2 компонента(S+O) Кто читает и что видит.

Многосместные – несколько.Переводить: кто-то,что-то, с какого языка, на какой. Я перемотала нитки с клубка на клубок.

2. По семантике. Лексико-сем группы гл. Действие, движение, состояние, признаки, восприятия, владения. (СМ АК.ГР.)

 

Од/неод

5. S состояния – ей весело, ребенок боле, лес спокоен. МБ одуш и неодуш.

6. S бытия - МБ одуш и неодуш. Река Енисей (она существует).

Sможет выражаться разными пад.формами. У сына ветрянка. Ей весело. Его тянет погулять

Сирконстант - это элемент событийной пропозиции, соответствующий времени и месту действия.

Локатив – участник ситуации, обозначающий местоположение

Аблатив (исходная точка). Он покинул Тверь. Поезд отошел от перрона

Директив (конечная точка). Я направился в интернет-магазин

Транзитив (место, через которое пролегает путь). Я иду по коридору

Темпоратив – сирконстант, определяющий временную отнесенность пропозиции

Обычно сирконстанты являются факультативными, могут быть обязательными.

Аптека находится за углом.

Ребенок родился. Он родился в 1980 году.

Утром на пруду мальчики ловили рыбу удочками.

S(коагенс)+Pr+O+(O инстумент)+L+T

Релятивные пропозиции

Модус. Трудности, возникающие при изучении модуса, их причины. Модус- потенциал предложения. Обязательные и факультативные категории модуса. Понятие модусного ключа в тексте. Представленность модусных категорий в школьном учебнике.

Модус – субъективная составляющая высказ.

Модус исследован намного хуже, чем диктум. Причины:

Имеет тенденцию быть верб.невыраженным. Обладает оч.широким спектром выражения. Одни и те же средства выражения передают разные модусные значения.=>для того чтобы описать модус можно пользоваться: вербализовывать(эксплиц), перефразировать.

Совокупность модусных категорий представляют модусный потенциал. (метакатегории, метатекст, актуализационные категории,квалификативные, социальные).

1.Метакатегории. Х-т наше речевое поведение. Отражение отношения говорящего к самому высказыванию=> если с т.з. говорящего он строит высказывание нормативно, то ему не нужны пометы=> Они имплицитны. Но стоит ему подумать, что он выбирает не нормат.стедство то он должен их вербализовать.

Смыл говорения (Сядь прямо кому говорят)

Смысл названия (Как говорит молодежь)

Смысл коммуникат.намерений (Не хотел обидеть, а хотел сказать правду)

Кодексы реч.поведения (Шмелева) Как говорят… Если можно так сказать…

2.Метатекст – те языковые пометы, которые помогают нам организовать текст.(Во-первых, следовательно, с одной стороны…)

3. Актуализационные категории. Х-ка содержательной стороны. Предикативность-модальность, время и лицо. Пространственная ориентация- может выраж вербально. Актуализационный ключ задает акт. категории для определения фрагментов текста. (Это случилось 50лет тому назад в далекой Сибири)

Актуализация – это обозначение того, как сообщаемое относится к действительности в координатах «я- здесь-сейчас». Актуализационные категории противоположны метакатегориям: они обязательно должны быть выражены. Но: пространственная актуализация, подобно метакатегориям, также не выражена в предложении, скрыта.

4. Квалификативные категории. А) Авторизация: автор обязан, сообщая информацию, квалифицировать её:

- как свою или чужую;

- по способу её получения.

Стандарт– изложение «от себя». Специальные показатели предназначены для передачи чужой информации.

Авторизационная характеристика обязательна, а присутствие её показателей – нет.

Б) Персуазивность: уверенность или неуверенность в достоверности излагаемой

информации; значение персуазивности имеет каждое предложение.

Неуверенность всегда выражается явно (эксплицитно) – модальными словами и

частицами: вероятно, может быть, возможно, едва ли, вряд ли, по-видимому, кажется. Уверенность выражается скрыто (имплицитно) – самим фактом отсутствия показателей. Но могут быть слова: безусловно, конечно, несомненно, разумеется. Факультативные квалификативные категории: оценочность – отношение говорящего к факту реальной действительности.

Оценочность: может быть или не быть в предложении; выражает положительное или отрицательное отношение автора к сообщаемому.

Выражается в:

-изъяснительных конструкциях;

-инфинитивных конструкциях;

-местоименных предложениях.

Нельзя путать оценочную диктумную и модусную. Дикт: Петя играет в шахматы хорошо; Мод – Хорошо, что Петя играет в шахматы.; Эмотивность.

5. Социальные категории. Выр отношение м.у. говорящим и адресатом.

Я-высказывание-о говорящем, Ты-высказ- сфера адресата, Он-высказывание-о не участнике комм. Формальные пометы в вост.яз. В РЯ нет формальные помет. Социальные отношения: старший-младший, м-ж, свой-чужой. Выражается через ТЫ-ВЫ – маркер возраста, чужой-свой, уважительность.(Уважаемый, дорогой, имя, ИО). Есть соц.окрашенная лексика: вызвать-пригласить, приказать. Словообразование-ументшительно-ласкат суффиксы.

 

Трансформация

Хочу поехать к морю отдохнуть- Хочу поехать к морю, чтобы отдохнуть.

Прием сопоставления

щетка для сапог- сапожная щетка.

Языковые причины.

1. может быть обусловлена сложной семантикой распространенной ЧР (производной от другой ЧР)

Отец спокойно выслушал запоздалое признание в любви(любовное признание,синкретизм определение и дополнение)

2.Может быть обусловлен формой и сложной семантикой самого слова.

Деревья на бульваре пожелтели от жары (на бульваре- обстоятельство и определение) Можно заменить на Деревья, которые растут на бульваре.(лекция)

 

По Бабайцевой

Синкретизм в системе ЧП- это совмещение в одном ЧП дифференциальных признаков разных Чп,разных функций.

Факторы(причины): синкритичным категориальным значением распространяемого слова;

2)ослабление коммуникативной значимости одного ЧП и усилением другого;

3)двойными синтаксическими связями;

4)ослаблением зависимостти.

 

Синкретизм Чп свидетельствует, с одной стороны, о гибкости системы ЧП, об их способности выразить все разнообразия явлений действительност и отношений между ними, а с другой стороны, показывает, что только типичными ЧП нельзя выразить все оттенки значений,т.к, не всегда однозначны сами языковые явления, с помощью которых выражаются сложнейшие язоковые связи и отношения между явлениями действительности.

 

Пример: Глаза запорошило пылью.

Меня знобит.

3) Односоставные предложения менее способны к распространению, чем 2ву составные.

Некоторые односоставные имеют соотношение с 2ву составными. Но есть такие,которые не могут соотноситься (холодно, вечерело). Отличаются по способу выражения и семантики.

По учебнику Бабайцевой.

Известно, что не все ученые называют главный член О,П. сказуемым или подлежащим, так как со времен Потебни подлежащие и сказуемое рассматриваются в паре как взаимообусловленные ЧП, причем наличие одного будто бы обязательно предполагает наличие другого.

В ОП в соответствие с делением на глагольные и именные главный член может быть или сказуемым или подлежащим, в глагольных- только сказуемым, в именных- подлежащим, так и сказуемым.

Рассматривая сказуемое как член предложения, содержащий предикативную характеристику предмета речи (мысли), который может быть и не назван подлежащим, получаем теоретически оправданную трактовку главного члена глагольных ОП, как сказуемых входящих в структурную схему предложения без подлежащих и тем самым усиливающих выражаемого (признака, состояния) или действия.

Ориентация сказуемого в ОП на характеристику предмета речи (мысли)без посредника в виде подлежащего определяет его семантические и структурные свойства: сказуемое становится не только семантическим,но и структурным центром. Сказуемое избирает для своего строения такие формы, которые могут выразить нужное представление о деятеле без его называния 1л ед.ч- лицо определенное. 2л ед.ч - неопределенное.

Сложение квалифицировать главный член субстантированных ОП,т.к, они стоят ближе к нечленимым предложениям и кроме того сущ в них характеризуются синтаксической полифункциональностью и чаще называют предметы речи, чем их признаки. Трудности квалификации главного члена связаны с степенью логико-синтаксической членимости.

Итак, чем блтиже ОП к 2ву составным, тем отчетлевее синтаксическая квалификация их главного члена, чем ближе ОП к нечленимым, тем менее четко выражена синтаксическая квалификация их главного члена.

Предложение в системе синтаксических единиц. Понятия предложения и предикативной единицы. Признаки предложения. Понятие предикативного и номинативного минимума.

Центр.ед.синтаксиса. Единств.коммуник.ед.

ПП – min ед.чел.речи, представл.собой граматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной завершенностью и является средством формирования и сообщения мысли.

СП - это не сумма 2х пп,это особая се. Части сп структ зависимы др от друга.

>100определений предложения. Это многоаспектная ед.

Признаки предложения:

1) Обязат содержательным признаком предложения является семант.завершенность (законч.мысль)

2) Предикативность –всеобщий признак. Значение и назначение общей категории предикат, форм.предл. заключается в действительности (как то, о чем говорится соотносится с действит)

Значение предикативности выражается ч/з ряд категорий:

1)модальность (реальная: из.накл., синт.время, синт.лицо /ирреальная: условн, повел.; категории времени нет.)

2) синт.время

3) синт.лицо(1 СЛ-Я-выск(о говорящем); 2 – ты-выск (о собес),3-он-выск, о не уча.коммун.)

3) Функц.признак. С какой целью говорящий высказывается. Повест-передача инф; вопрос-получ инф; побуд-побудить, воздейсвие; фатические- размыкание, установление контакта; оптативные-выразить пожелание; оценочные-оценочное высказывание, выраж желания.

4) Формальный признак.

А) интон.заверш. Интон.выполн разн.f.(фраз уд, выпол.заверш.предл). В разных повеств предлож восход-нисхд интон. Это национальная черта.

Б) смыслоразл.f. (логическое ударение) Намеренное выделение слова

В) граммат.организов.предлож. Проявляется в наличии грам.сязей слов в составе предложения, которые перестают действовать в конце предложения. Поэтому слова и словоформы выст. min структ елем.предложения и они образуют стр.схему предлож. Стр.схема-это отвлеч.образец состоящий из min членов предлож, необх для создания предложения.

1- Шведова считает min пред минимум – стр.схемой- только из гр.членов. Это неверно, т.к. пред. Центра недостаточно.

2+ Стр.схема как номинат минимум. Агутюнова,Золотова. Стремятся связать форм орган с типовым значением предложения.

! Предложение/ПЕ – отношеняи разные! СП состоит из нескольких пред.ед. Возникают дополнительные смысловые связи м/у ПЕ.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.