Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Предбрачное консультирование по вопросам супружеской совместимости

2017-10-07 710
Предбрачное консультирование по вопросам супружеской совместимости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

При спонтанном, свободном подборе брачных партнеров образовавшиеся пары лишь в трети случаев обнаруживают достаточную совместимость (Обозов, Обозова, 1981). Именно на этапе выбора партнеров совершаются ошибки, в дальнейшем ведущие к неустойчивости брака. Можно назвать по крайней мере два фактора, обусловливающие неадекватность выбора партнера: сужение поля выбора и ошибки субъективного восприятия.

Выбор партнера ограничен возрастом, статусом, территориальными и прочими границами. Расширение потенциального поля выбора партнеров – одно из условий оптимального выбора.

Второй фактор неадекватного выбора связан с механизмами восприятия. Выбор супруга регулируется идеальным образом партнера. В создании этого образа участвует весь предшествующий опыт общения, эталоны родительской семьи, литературные прообразы, социальные стереотипы и идеалы ближайшего окружения.

Следует учитывать, что характеристики, по которым подбирается оптимальный партнер, трудно сформулировать. Для более адекватной оценки этих характеристик необходим определенный уровень психологической подготовки. Очень важен достаточный стаж знакомства, при этом не следует закрывать глаза на недостатки партнера до брака или надеяться его перевоспитать, так как исправить взрослого человека почти невозможно.

Многие психологи считают, что супружеская совместимость – важнейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары (Обозов, 2000). Совместимость определяют как взаимное принятие партнеров, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентаций, личностных и психофизиологических особенностей. Совместимость может быть описана в основном двумя характеристиками взаимодействия: показателями субъективной удовлетворенности партнером (психологический признак) и показателями эмоционально-энергетических затрат при общении с ним (физиологический признак).

Выделяют следующие уровни совместимости (Столяренко, 1999):

1. Высший и наиболее сложный уровень совместимости – ценностно-ориентационное единство, совместимость жизненных ценностей, устремлений, идеалов, интересов, убеждений (чем больше совпадают устремления, убеждения, ценности, тем легче людям понять друг друга, тем выше совместимость);

2. Согласованность функционально-ролевых ожиданий, представлений человека о своих ролях и функциях в данном союзе;

3. Совместимость индивидуально-психологических характеристик людей:

а) психофизиологическая совместимость темпераментов;

б) совместимость врожденных психотипов;

в) совместимость приобретенных качеств характера;

с) сексуальная совместимость.

Особенно большую значимость в семейно-брачных отношениях имеет ценностная и психофизиологическая совместимость. Все остальные виды совместимости или несовместимости подвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессе взаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии. Ценностная и психофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудом поддается коррекции.

В ряде исследований был сформулирован закон совместимости: врожденные качества в совместимых парах должны быть контрастны, тогда как приобретенные качества – подобны, схожи. Супружеские союзы людей, не слишком различающихся своим происхождением, условиями жизнедеятельности, воспитания, являются более прочными, ведь вероятность совпадения в них установок, ценностей, интересов, идеалов, привычек (т. е. приобретенных качеств) заведомо выше (Столяренко, 1999). Однако другие исследования показали, что не существует ответа на вопрос о влиянии схожести – гомогении или противоположности и взаимного дополнения – комплементарности личностных черт на гармонию и успешность супружества. В некоторых случаях положительное влияние оказывает гомогения, в других – комплементарность, а в ряде случаев (обычно касающихся такого измерения, как доминирование – подчинение) выгоднее, когда качества партнеров полярны.

В настоящем справочнике рассматриваются два основных подхода к исследованию потенциальной супружеской совместимости: структурный и функциональный подходы.

Структурный подход ориентирован на изучение психофизиологической совместимости. Наиболее известным исследованием, проведенным в русле данного подхода, является исследование психологической совместимости на основе соционической типологии (Аугустинавичюте, 1981).

Основой для соционической типологии послужила классификация К. Г. Юнга, предложенная им в работе «Психологические типы» (Юнг, 1995). Юнг различал 8 независимых типов личности, которые получались в результате сочетания четырех эмпирически открытых им признаков классификации, представляющих отдельные функции психики (мышление, эмоции, ощущения и интуиция) с экстравертной или интровертной установкой сознания. В конце 50-х гг. в США была разработана типология Майерс-Бриггс (Myers-Briggs, McCaulley, 1985), которая увеличила количество типов до 16 за счет введения еще одной функции (рациональность/иррациональность).

Предпочтительная направленность внимания (Extraversion/ Intraversion): экстраверсия (Е) – ориентированность вовне, предпочтение развития вширь, склонность к общению. Экстраверты обращаются к окружающим людям как к источнику энергии. Интроверсия (I) – ориентированность на внутренний мир, предпочтение развития вглубь, склонность к одиночеству. Интроверты черпают энергию в своем внутреннем психологическом пространстве.

Предпочтительный способ восприятия информации (Sensing – Intuition): сенсорика (S), или здравомыслие, – восприятие информации фрагментарно, опирается на собственный опыт и здравый смысл, вовлеченность в окружающую ситуацию (здесь и сейчас). Сенсорики часто ориентируются на общепринятое мнение, хорошо оценивают сиюминутную практическую выгоду. Интуиция (N) – охват информации в целом, полагаются на интуицию, вдохновение. Интуитивные типы хорошо улавливают потенциальные возможности, хотя при этом могут излишне абстрагироваться от реальности.

Предпочтительный способ принятия решений (Thinking – Feeling): логика (T), или размышление, – ориентация в принятии решений на холодный логический расчет, эмоциональная отстраненность. Этика (F), или переживание, – ориентация в принятии решений на человеческие взаимоотношения, этические моменты, эмоциональная вовлеченность.

Предпочтительный способ ориентации в окружающем мире (Judging – Perceiving): рациональность (J) – предпочтение определенности, стремление к планированию, следование заданному плану, организованность, методичность. Иррациональность (P), или импульсивность, – предпочтение постоянной свободы выбора, спонтанность, гибкость, непредсказуемость, нерегулярность.

Развитием типологии К.Г. Юнга в России, Литве, на Украине и в других странах СНГ занимается соционика – молодая наука, возникшая в 70-х гг. нашего века на стыке психологии, социологии и информатики. Основатель соционики – литовский ученый, педагог, экономист Аушра Аугустинавичюте соединила типологию Юнга с информатикой. Она разработала систему знаков и моделей, составившую аналитический аппарат для изучения структуры человеческой психики (Аугустинавичюте, 1998), и описала взаимодействия между типами личностей, названные интертипными отношениями (Аугустинавичюте, 1991). При этом она изменила обозначения функций, заменив старые термины (мышление, эмоции, ощущения и интуицию) на новые (соответственно, логику – Л, этику – Э, сенсорику – С и интуицию – И). Это было сделано для того, чтобы не путать понятия «чувство» (feeling) и «ощущение» (sensing), а также чтобы показать, что мыслят, например, не только «мыслительные», а чувствуют не только «чувствующие» типы.

А. Аугустинавичюте разработала так называемую модель «Ю», названную так в честь Юнга. А. Аугустинавичюте обозначила каждую функцию (логика, этика, сенсорика, интуиция) как наступательные (экстравертные) либо оборонительные (интровертные) функции. Наступательные функции (экстравертные) как бы стремятся к расширению контактов человека с миром, бесцеремонны по отношению к существующей системе отношений. Оборонительные (интровертные) функции как бы стремятся минимизировать и упростить эти контакты, выстраивают стабильную систему отношений. Перечислим специфические особенности наступательных и оборонительных форм психических функций: логики, этики, интуиции и сенсорики.

1. Деловая логика (наступательная логика, обращенная «вовне»): конструирование, логический синтез, деловая выгода, эффективность, цель, план, технология.

2. Структурная логика (защитная логика, систематизирует и логически упрощает окружающее, помогает выстраивать логическую линию обороны против внешнего вмешательства, придирчиво выискивает чужие логические ошибки): анализ, умозрительная структура, система, теория, стратегия.

3. Этика эмоций (наступательная эмоциональность): открытое эмоциональное воздействие, непосредственная эмоциональная реакция, экстаз.

4. Этика отношений (защитно-оборонительная эмоциональность): отношения и взаимодействия между людьми, вопросы долга и морали, тонкое эмоциональное восприятие.

5. Интуиция возможностей (наступательное воображение): способность мгновенно оценить внутреннее содержание, потенциальные возможности объекта, поиск новых возможностей, творческая фантазия, генерация новых идей.

6. Интуиция времени (защитно-оборонительное воображение): тревога, скептицизм, мнительность, предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, одним взглядом распознавать будущие опасности.

7. Волевая сенсорика (наступательная и оптимистическая): решительность, уверенность, оптимизм, несомненность, анархичность, независимость, позыв к активному действию, экспансия, владение пространством, активное стремление ко всему самому лучшему, красивому и приятному.

8. Сенсорика ощущений (защитная): гармония пространственных форм, ощущение красоты и удобства, ощущение вкуса, самочувствие, радость покоя и удобства положения, гедонизм, лень, нежелание напрягаться, сосредоточенность на своих удобствах и ощущениях.

Согласно модели «Ю», человеческая психика есть результат совместного действия четырех «каналов связи», или каналов обработки информации. Каждая из функций занимает «свой» канал, не повторяясь ни в одном из них.

1-й канал (акцептный) – канал оперативного реагирования на окружающую обстановку, «планирующий» будущие действия, самый мощный, в наибольшей мере определяющий психический тип человека, называется программным.

Если это экстраверт, канал занят наступательной функцией, если интроверт – оборонительной. По этому каналу человек получает наиболее полную и объективную информацию о мире. Его мысли, его действия и часто профессия так или иначе зависят от вида функции, действующей в 1-м канале.

2-й канал (творческий) – «исполнительный», реализующий намеченную программу действий на практике; его называют продуктивным, или творческим.

Это доминантная сфера, область активного действия, направленного вовне. Творческие возможности человека всегда согласуются с функцией этого канала. Если функция 1-го канала указывает программу психотипа, то функция 2-го канала – способ реализации этой программы.

Действие главных, наиболее сильных функций представлено в 1-м и 2-м каналах.

3-й канал (адаптивный) – наиболее психологически уязвимый, с ним связаны чувствительность к критике, обидчивость. Тут есть стремление (чаще всего неосуществимое) видеть себя в согласии с миром и с самим собой. Но этот канал болезненно воспринимает любое давление, и его психическая функция в результате весьма уязвима для постороннего «вторжения». Этот канал обозначают иногда как МНС (место наименьшего сопротивления).

4-й канал (суггестивный) – подсознательный. Связан с процессами запоминания информации, по этому каналу человек в наибольшей степени внушаем. Его психическая функция самая слабая из четырех, человек весьма неуверенно по ней ориентируется, и коррекция тут, естественно, необходима. Однако на сознательном уровне человек почти безразличен к информации данного канала и довольно слабо ее воспринимает.

Названия психотипов в соционике сложились в нескольких вариантах. Первый – самый рациональный – обозначает обе функции ведущего блока и тем самым вместе с названием дает точную привязку к функциональной характеристике психотипа, например: логико-сенсорный интроверт или этико-интуитивный экстраверт. Будем пользоваться ими при случае через их русскую и английскую аббревиатуры: ЛСЭ, ЭИЭ, ЛСИ и т. д. и ESTJ, ISTP, ESTP и т. д. Второй вариант названий более популярен – это имена известных личностей, у которых были явно выраженные черты соответствующего психотипа. Суть третьей системы наименований психотипов позаимствована у американских психологов, тут обозначение каждого психотипа имеет в своей основе ключевое слово, определяющее одно из самых характерных для него качеств и, соответственно, его социальную функцию: «Лирик», «Гуманист», «Энтузиаст», «Инициатор» и т. д.

В сводной таблице 5.1 мы приводим системы наименований, которые встречаются в нашей литературе.

Таблица 5.1 Соционические типы (Таланов, Малкина-Пых, 2003)

Более развернутые описания каждого из 16 типов по четырем функциям модели «Ю» можно найти в монографиях по соционике (Филатова, 2001) и на интернет-сайтах www.jung. spb.ru или www.ru.laser.ru

В парах любых двух психотипов из 16 возможных складываются характерные отношения взаимодействия, зависящие от иерархии психологических функций у партнеров (табл. 5.2; Филатова, 2001). Всего насчитывается 14 типов таких отношений, из них 12 симметричных и 2 асимметричных.

Отношения дуализации, или полного дополнения. Супружеские пары часто образуются по принципу дополнения. Эти отношения гармоничны – они обеспечивают взаимную поддержку, понимание и стимуляцию. Кроме того, задачи внешних контактов в зависимости от их привязки к той или другой психологической функции гармонично распределяются между партнерами.

Полудуальные отношения достаточно гармоничны. Когда люди знакомятся, строят планы, договариваются о делах, все идет прекрасно, не хуже, чем у дуалов. Но когда они начинают осуществлять задуманное, оказывается, что у обоих есть одна и та же сфера, где и тот и другой не сильны, стало быть, они не могут эффективно помогать друг другу. Поскольку полной компенсации нет, при достаточном сближении может возникнуть некоторое взаимное разочарование.

Отношения активации – благоприятны, хотя и не в такой степени, как дуальные. Утомление друг от друга может наступить в связи с разными ритмами жизни.

Зеркальные отношения. Партнеры довольно схожи, то, о чем говорит или размышляет один, без лишних слов реализует другой. Им есть чему друг у друга поучиться, хотя иногда это приводит к искушению поучать партнера.

Миражные отношения. Отношения благоприятны, однако партнерам легче поддерживать отношения в делах не слишком серьезных, например где-нибудь на совместном отдыхе. В семейной жизни для тех, у кого фактор психологического комфорта доминирует, отношения могут быть вполне благоприятными.

Тождественные отношения. Оба партнера принадлежат к одному и тому же психотипу, соответственно, во всех каналах функции у них полностью совпадают. Отношения идеальны для взаимодействия учителя и ученика, родителя и ребенка, директора и его первого заместителя – то есть во всех случаях, где главными являются проблемы взаимопонимания или доверия. Отношения малопродуктивны и утомительны для внешних контактов этой пары, так как партнеры не обеспечивают друг друга поддержкой по слабым функциям.

Отношения параллельного квазитождества. Отношения не конфликтны, партнеры имеют общие интересы, тем не менее обоим кажется, что партнеру недостает чего-то очень существенного, но почему-то у него многое получается лучше. В результате партнеры могут обсуждать какую-то общую тему, но из трудного положения каждый выходит своим путем.

Деловые отношения. Отношения нейтральны и довольно успешны в условиях общей работы.

Отношения полной противоположности. Причин для конфликтов нет, как нет и взаимопонимания. Периодически возникает взаимное раздражение, так как партнеры слишком похожи с точки зрения иерархии функций, имеют сходные интересы и методы решения проблем, но существенно разнятся по стилю.

Родственные отношения. Отношения нейтральны, доброжелательны при не очень длительных контактах, но могут утомлять при долгом общении. Там, где речь идет о деловой активности, эти отношения могут оказаться достаточно плодотворными, если у партнеров одинаковые интересы.

Отношения суперэго. Интересы партнеров совершенно различны, общение затруднено, они не могут положиться друг на друга, часто возникают конфликты.

Отношения конфликта. Отношения утомляют, изматывают и раздражают обоих, особенно при длительном близком общении.

Отношения социального заказа. Отношения во всех отношениях приятны для Заказчика, но утомительны для Подзаказного. Все, что говорит и делает Подзаказный, Заказчику кажется не слишком важным и значимым, а Заказчик, наоборот, воспринимается Подзаказным как весьма значительная фигура, заказ которой невозможно не выполнить.

Отношения ревизии. Одна сторона (Ревизор) наступает, другая (Подревизный) все время пятится, постоянно проигрывая.

Таблица 5.2

Схема интертипных отношений

Подробнее интертипные отношения описаны в монографии Е. С. Филатовой (2001).

Рассмотрим поведение разных социотипов в период поиска брачного партнера и в дальнейшей совместной жизни. Для этого 16 социотипов рассматриваются и анализируются как четыре группы, каждая из которых образована из двух родственных, т. е. в какой-то степени похожих своим поведением, диад (Аугустинавичюте, 1991). Иными словами, мы рассмотрим пары социотипов, между которыми могут возникать дуальные отношения, то есть отношения дополняемости.

А. Логические экстраверты и этические интроверты

Первая диада: логико-сенсорный экстраверт и этико-интуитивный интроверт.

Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц) обладает логикой, умеет разумно и логично действовать. Интересно, что самое активное внимание он обращает не на интеллект других, который, по его представлению, есть постоянная, неизменная и не зависящая от человека величина, а на умение рационально действовать и внешность. Не так важно, насколько партнер умен, как важна его элегантность и физическая форма, так как она зависит только от доброй воли человека. Точно и метко отличает красивые вещи от некрасивых, но красивые и неудобные или бесполезные вещи для его рационального ума не существуют.

Его влечение к лицам другого пола совершенно сознательное, и он его не боится. Чувствует потребность любви, хочет любить и быть любимым, но делать из любви поэму не умеет. Старается привлечь девушку ласками, услугами, подарками, но не красивыми словами о чувствах. Это его мучает, кажется трудным и бессмысленным. В чувствах он пассивная и потому легко уязвимая сторона. Быстро полюбить не может, боится обмануться и принять желаемое за действительное. Если любовь противоречит логике, он отбрасывает любовь.

У людей с развитыми ощущениями недоразвита интуиция, поэтому они старательно избегают случайностей, хотят полной ясности и уверенности. Не могут любить человека, в котором сомневаются, которому не доверяют, с которым появляются проблемы; не могут любить даже тех, кто слишком самостоятелен и не нуждается в постоянной помощи и опеке. В сфере чувств человек данного типа не рискует. Он может желать ту, которая его не желает, но не может любить ту, которая его не любит. Ему нужен партнер с глубокими интровертными чувствами и почти незаметными на поверхности уравновешенными эмоциями, т. е. человек, умеющий измерять чувства других своими чувствами. Для логического экстраверта исключительно важна положительная и тактичная эмоциональная оценка всех его поступков, забот, усилий.

Он чувствует ответственность за партнера. Очень не любит, если партнер попадает под чье-то влияние и прислушивается к советам других. Так как данный тип обладает развитым вкусом, он склонен навязывать партнеру свое понимание красоты.

Логическому экстраверту наиболее соответствует тип этико-интуитивного интроверта (Достоевский). Это носитель тихого внутреннего моря чувств, незаметного для посторонних. Мир его чувств настолько тонок, богат и устойчив, что ему не нужны словесные доказательства любви. Он без слов видит, кто кого любит, кто кому нужен, а кому не нужен. Ценное свойство этого типа – умение приспособиться к эмоциям другого, сопереживать другому, снять эмоциональное напряжение, успокоить. Люди этого типа постоянно в кого-то влюблены, перед кем-то в глубине души преклоняются, хотя чаще производят впечатление холодных, замкнутых в себе или даже бесчувственных. Их влюбленность, что вообще свойственно интуитивному типу, платоническая, бесплотная.

Равно как логическому экстраверту необходимо, чтобы его кто-то любил, а иначе он любить не умеет, так этическому интроверту необходимо чье-то влечение. Он сам желать не смеет, своим собственным влечением недоволен, старается его заглушить, не поддаться его влиянию. Смелость приходит не скоро, вместе с верой в любимого человека и когда он убежден, что его влечение не покажется смешным, не унизит его в глазах другого.

Этический интроверт ищет приятных эмоций, которые дают ему разум, логика, деятельность, умение защищать и требовательность партнера. Никаких других доказательств любви и разговоров о любви не нужно. Нужно, чтобы партнер своим поведением доставлял эти приятные эмоции: не опаздывал на свидания, выполнял свои обещания, был вежливым, заботливым. Ожидание, которое никогда не обманывается, является одним из самых больших удовольствий для этого типа. Такая девушка, как и мужчина, хочет жить согласно вкусам и желаниям другого не потому, что не имеет своих, а потому, что желает полной гармонии взаимоотношений.

Вторая диада: логико-интуитивный экстраверт и этико-сенсорный интроверт.

Сильная сторона логико-интуитивного экстраверта (Дж. Лондон) тоже логика. Из-за развитого абстрактного мышления он невнимателен к внешности партнера. Больше того – блестящие физические данные ему даже мешают. Ему нужен не тот, кто кажется ему самым красивым, а скорее тот, для кого он самый красивый. Ведь он из-за своей невнимательности к окружению не разбирается в том, как его видят другие, всегда не уверен в своей внешности и немного переживает из-за своей мнимой непривлекательности. Для интуитивных типов признание своего физического «Я» исключительно важно, поэтому тут и нужен партнер с развитым эстетическим чувством, вкусу которого можно доверять. Ему нужно чувствовать: я нравлюсь, несмотря на то что вкус у него развит и даже претенциозен, я нравлюсь, несмотря на то что в отношении других людей он очень критичен, что большинство из них для него некрасивы. Я нравлюсь не потому, что ему все равно, какой я, а потому, что я такой, какой есть.

Его этические чувства и эмоции недоразвиты, как и у любого логического типа. Постоянно любить он может лишь того, чьих осознанных чувств и осознанного влечения хватает на двоих. Рассеянный в быту, он полностью доверяет вкусу партнера и позволяет ему собой командовать.

В партнеры ему лучше всего подходит этико-сенсорный интроверт (Драйзер). Это тоже носитель глубоких этических чувств и любви. Но так как его сенсорика хорошо развита, он является очень самостоятельной личностью, монополизирующей всю эротику. Своих эмоций он не демонстрирует, поэтому кажется холодным, а из-за своей острой проницательности, с помощью которой отлично разбирается в окружающем мире, даже злым. Он не смотрит на собеседника – как бы для того, чтобы не испепелить его своим недоверчивым пронизывающим взглядом.

Этико-сенсорный интроверт не думает о будущем, а живет лишь сегодняшним днем и не любит ожидать. Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра. А сегодня можно сделать то, что вот теперь вздумалось. Этот тип неуступчив и упрям, поэтому так удачно дружит с логико-интуитивным экстравертом, который живет не теперешним днем, а тем, что было и что будет, и не обращает внимания на сегодня. Любит этико-сенсорный интроверт тоже не словами, а делом, только, в отличие от логико-сенсорного экстраверта, не склонен эти «дела» придумывать сам и с удовольствием во всей повседневной конкретности поддается воле партнера. В любое время бросает одно и начинает другое, если партнеру этого захочется.

Б. Этические экстраверты и логические интроверты

Первая диада: этико-сенсорный экстраверт и логико-интуитивный интроверт.

Этико-сенсорный экстраверт (Гюго) обладает развитой сенсорикой, поэтому замечает не только духовные, но и физические свойства партнера. Ему важны не только психические и интеллектуальные данные партнера, но и умение заинтересовать своей внешностью, физической выправкой, элегантностью. Эстетический вкус развит. Не переносит беспорядка и неопрятности. Ко вкусу других приспосабливаться не хочет.

Интересующий его логический интроверт кажется замкнутым, загадочным, для других малопонятным и поэтому исключительно привлекательным. Яркие эмоции этического экстраверта, его умение радоваться всему хорошему и красивому поднимают жизненный тонус логического интроверта. Логический интроверт не бесчувственен, но он всегда не уверен, уместны ли его эмоции. Этический экстраверт как раз тот, кто искусно выражает накопившееся в душе. Поэтому его и ценят.

В партнеры этико-сенсорному экстраверту особенно подходит логико-интуитивный интроверт (Робеспьер), который довольно уступчив, охотно приспосабливается к партнеру, одобряет его вкус, отвечает на его эротическую инициативу. Логико-интуитивный интроверт и в своих чувствах, и в своем влечении может признаться лишь после того, как в глазах партнера недвусмысленно появятся не только эмоции, но и желание.

Самая сильная сторона логико-интуитивного интроверта – логическое мышление. Побуждающая к общественной деятельности экстравертная интуиция является второй, творческой стороной, которая требует признания партнера. Без признания он чувствует себя потерянным. Поэтому его удовлетворенность и дееспособность зависят от интеллекта партнера, его чуткости и умения одобрять. Время от времени он даже склонен проверять эмоции партнера малопонятными выходками. Если партнер реагирует адекватно, значит, есть контакт, все в порядке. Осуждение неправильных поступков ему необходимо, как компас, который ориентирует в сфере общественного мнения. Кроме того, если партнера интересует его деятельность, значит, интересует и его личность. Поэтому и нужно удостовериться, что тот все еще не переносит дурных поступков: следовательно, замечает, заботится, проявляет внимание.

Отношения с сексуальным партнером сложны. Ни объекта влечения, ни тем более объекта чувств по своей воле не меняет. Можно сказать, что он любит того, кто уверен в своих чувствах и не боится любить и быть любимым.

Экстравертные эмоции – основа союза двоих людей, благодаря которому эмоционально более активный этический экстраверт внушает значительно более пассивному и менее смелому логическому интроверту уверенность в себе и в своей деятельности, дает основу, активизирует. Это влияние одного человека на другого напоминает чудо, сила такого влияния зависит от уровня интеллекта обоих.

Вторая диада: этико-интуитивный экстраверт и логико-сенсорный интроверт.

Эмоции этико-интуитивного экстраверта (Гамлет) хорошо выражены и заметны окружающим, но они как бы отвлеченные. Он может распространяться о своих эмоциях и переживаниях, но его чувства платонические. Он не смеет желать даже очень любимого человека. Некоторое значение тут имеет и неадекватное сексуальное воспитание, оно еще более усложняет их жизнь. Он благожелателен к каждому, кто проявил к нему доброе чувство, но партнеру нужно потратить много времени и внимания, чтобы это чувство сплавилось с влечением. Влечение, как и у всех интуитивных типов, носит своеобразный «заочный» характер. Это значит, что объект вызывает осознанные желания, лишь когда он отсутствует. Когда любимый перед глазами, влечение кажется чем-то призрачным и фантастическим. При недостаточном понимании со стороны партнера он даже и в браке избегает сексуальной близости. Свои чувства к партнеру выражает не конкретной заботой, а только драматическими рассказами и предупреждениями об опасностях, которые могут на того свалиться.

Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький) является эстетом. Острое восприятие красоты, желание видеть ее вокруг себя, оценивать и наслаждаться. Он не такой гурман, как логико-сенсорный экстраверт. Ему не так важно, что он ест и пьет. Он желает удивить мир своей элегантностью и особенно элегантностью партнера. А точнее – красивыми объектами.

Своего влечения логико-сенсорный интроверт не скрывает, не стесняется, часто даже создается впечатление, будто он его нарочно демонстрирует. Его проникновенный жадный взгляд не пропускает незамеченным и неоцененным ни одного представителя противоположного пола и многим может быть неприятен. Этот взгляд не столько волнует этико-интуитивного экстраверта, сколько убеждает в том, что его и вправду ценят и желают. Предлагает руку на основе полностью осознанного влечения и смутных для него самого чувств. О чувствах другого судит по внешним проявлениям. Поэтому сравнительно легко может ошибиться и свое желание быть любимым принять за чувства партнера. Понимает это и терзается недоверием. Поэтому этико-интуитивный экстраверт со своим подчеркнутым высокомерием – именно то, что нужно: мало вероятности, что тот пойдет на сближение раньше, чем убедится в подлинности своих чувств.

В. Сенсорные экстраверты и интуитивные интроверты

Первая диада: сенсорно-логический экстраверт и интуитивно-этический интроверт.

Сенсорно-логический экстраверт (Жуков), как и все экстраверты, не любит чужой инициативы. Тот, кто ее проявляет, неинтересен, назойлив и скучен. Порой старается этого не показывать, изображает вежливость (особенно девушка), но чувствует себя скверно. Человек с таким характером вовсе не сомневается, что имеет право на физическую любовь, если только сам ее ищет, если ее не навязали. Влечение, стремление к физической идентификации с другим человеком – непререкаемая часть его природы. Его слабое место – чувства. Судя о других по себе, он твердо знает, что его могут желать, но редко бывает уверен, что его еще и любят. Влечение – обыкновенное средство самореализации, а любовь, идентификация с другим человеком – не каждому доступная роскошь. Поэтому он не может сам заговорить о чувствах, пока не уверен в партнере, а если проговорится, то чувствует, как будто сам себя предал. Он боится в любви не идентификации с другим, а незаконного желания, незаслуженной роскоши. Боится он не только любви, но и любых других чувств.

Эмоционально он вполне откровенно чувствует себя только с интуитивно-этическим интровертом (Есенин), который, с одной стороны, достаточно эмоционален, хорошо понимает чувства партнера и не скрывает собственные, с другой – производит впечатление крайне беспомощного, потерявшегося в жизни человека. Только рядом с ним сенсорно-логический экстраверт верит, что над его чувствами не будут смеяться. Даже если его отвергнут, это покажется столь беспомощным и неправдоподобным, что не обидит. Кроме того, сенсорно-логическому экстраверту импонирует сексуальная сдержанность партнера как предпосылка серьезных чувств и постоянства.

Сила сенсорно-логического экстраверта в его энергии, в способности делать логические выводы и отказаться от чувств. Его слабость – в старании спрятать свои чувства. Сила интуитивно-этического интроверта в его приспособленности к другим людям и в умении манипулировать их эмоциями. Сенсорно-логическому экстраверту может казаться, что партнер привлекает его своим бессилием, так как на чувства и эмоции, которых не прячут, он смотрит как на слабость. Но партнер, интуитивно-этический интроверт, видит перед собой тоже беспомощного человека. Ведь он выбирает сенсорно-логического экстраверта (в отличие от сенсорно-этического экстраверта) только из-за его «беспомощности», несмелости в любви.

Вторая диада: сенсорно-этический экстраверт и интуитивно-логический интроверт.

Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон) не только не скрывает своих чувств, но, наоборот, ими гордится. Сравнительно легко, если это отвечает его внутреннему настроению, высказывает свое восхищение и словами, и взглядом. Он всегда за полноценную любовь, за физическую и психическую идентификацию, если только ему это нужно – даже когда любовь кратковременна. Очень хорошо знает, чего хочет от объекта любви, не склонен приспосабливаться, но только диктовать. Наполеон, как и все сенсорные типы, много внимания уделяет эстетике окружения, чистоте, порядку. Он чаще всего обладает врожденным вкусом, умеет хорошо одеваться и того же требует от окружающих. Внимателен к физическим данным партнера. Во всей своей деятельности очень инициативен. А вот чувства меры для оценки содеянного не имеет, постоянно уверен, что сделал все, что мог.

Благодаря своей инициативности и требовательности сенсорно-этические экстраверты довольно часто разочаровываются в объектах своих чувств. Те оказываются «не такими», недостаточно понимают порывы их души. По сути, ему нужен человек, к которому можно приспособиться, не приспосабливаясь.

Интуитивно-логический интроверт (Бальзак) не только сам редко проявляет инициативу, что в целом характерно почти для всех интровертов, но и подшучивает над теми, кто ее проявляет, когда без этого можно обойтись. Все деятельные, мол, лезут на сцену, хотят быть в центре внимания или разрываются из-за собственной глупости. Некоторые это воспринимают как трезвость взгляда, объективное независимое суждение, смелость говорить неприятные вещи. Другим это не нравится, так как всегда и везде он ухитряется добавить свою каплю дегтя.

Интересно еще одно свойство этого типа – уступчивость. Он любит людей сильных, хорошо знающих свои цели и требующих уступок, людей, которые освобождают его от необходимости искать цели, а сами пользуются придуманными им методами. Но уступает он лишь в том случае, когда считает, что так будет умнее, нужно, необходимо, иначе нельзя.

Когда люди делают что-нибудь с энтузиазмом, возможные неудачи чаще всего забываются. Интровертная интуиция охлаждает энтузиазм, напоминая о том, что нечего радоваться, что это доступно любому глупцу и что еще неизвестно, получится ли задуманное, – и тогда настроение портится, пыл угасает. Зато он непревзойденный утешитель, когда не везет другим, когда все падает из рук, когда судьба кажется враждебной. А в сущности, он боится всех экстравертных эмоций, его раздражают как радостные настроения, которые кажутся ему камуфляжем, мешающим видеть суть дела, так и любое отчаяние, трагизм. Он их гасит. Он сам не может слушаться эмоций, отсюда отказ от чувствительности и склонность смотреть на всех, позволяющих себе быть таковыми, как на эгоцентричных детей, которых полезно хотя бы изредка возвратить к земной реальности. Вот это и нужно сенсорно-этическому экстраверту – любящее существо, которое заблаговременно подумает о приближении неудачи, своими предупреждениями охраняет от любого удара, неожиданности, а если постигнет катастрофа, сумеет показать относительность зла во времени.

Интуитивно-логический интроверт в своих чувствах очень постоянен, не склонен к приключениям, желает полной зависимости от требовательности любимого. Вниманию партнера доверяет не скоро, ждет долгих доказательств, поэтому-то и выглядит недосягаемым и серьезным. Из отдельных элементов поведения другого человека, его поступков он составляет как бы действующую модель. Поэтому его невозможно чем-нибудь удивить. Отсюда же его неудовлетворенность теми, в поведении кого трудно увидеть понятную последовательность,


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.