Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 23. Форма государства и её элементы

2017-09-29 311
Тема 23. Форма государства и её элементы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1. Организация власти в аппарате государства. Соотношение формы организации государственной власти и сущности государства. Понятие (совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти), значение и виды формы государства: простая (стандартная) и сложная (смешанная; гибридная; уникальная). Соотношение типа государства и формы государства. Элементы формы государства и их сочетаемость.

Монократия и поликратия как основные типы формального управления (князь и вече – В. Сергеевич). Особенности взглядов античных мыслителей на «правильные» (эффективные) и «неправильные» (неэффективные либо малоэффективные) формы государства (Аристотель, Полибий, Цицерон).

2. Форма правления в государстве: понятие (порядок организации государственной власти) и значение (1) порядок формирования органов государственной власти; (2) состав и структура органов государственной власти; (3) полномочия органов государственной власти; (4) способы взаимодействия органов государственной власти.

Основные виды формы правления. Особенности категорий «подданство» и «гражданство».

Монархия: понятие, история развития и признаки (источник государственной власти и носитель суверенитета государства – царствующий монарх, персонификация государства и концентрация государственной власти в одних руках, наследование государственной власти, особенности нравственной и культурно-исторической ответственности (миссии) монарха).

Основные виды монархии: абсолютная: теократическая и деспотическая (восточно-деспотическая); ограниченная: сословно-представительная и конституционная - дуалистическая и парламентская (парламентарная).

Республика: понятие, история развития и признаки (источник государственной власти и носитель суверенитета государства – народ, выборность и сменяемость (срочность полномочий) органов государственной власти, действие принципа «разделения властей» - коллегиальность управления, взаимное сдерживание ветвей государственной власти – «система сдержек и противовесов», специализация органов государственной власти, подотчётность и наличие юридической ответственности элементов аппарата государства).

Основные виды республики:парламентская, президентская, смешанная (полупрезидентская и полупарламентская). Уникальные виды республики: Парижская Коммуна, советские республики в Европе, Азии и в России.

Смешение элементов монархии и республики – уникальные (нетипичные) формы правления (Малайзия, ОАЭ, государства Центральной Азии).

3. Форма территориального устройства государства: понятие (территориальная организация государственной власти, политико-территориальное устройство государства: национально-государственное и административно-территориальное устройство), значение (определение допустимой степени централизации либо децентрализации государственной власти по территории).

Принципиальные виды:

унитарное (простое) государство – признаки: единая суверенная территория, административное деление, единый централизованный аппарат государства, единое гражданство, одноканальная система налогообложения – теория унитаризма;

виды – 1) по способу контроля субъектов центральной государственной власти: централизованное, децентрализованное и смешанная форма; 2) по особенностям правового статуса: симметричное и асимметричное (с включением автономных образований);

сложное государство (федерация)признаки: союзное государство: субъекты – государственные образования, участие субъектов в реализации общегосударственного суверенитета (особенности суверенитета в федеративном государстве), два уровня действия аппарата государства: двухпалатная структура парламента, смешанное гражданство, сложная система законодательства, двухканальная система налогообложения – теории и модели федерализма;

виды 1) по принципу формирования субъектов: административно-территориальная, национально-государственная и смешанная федерация; 2) по юридической основе: договорная и конституционная федерация; 3) по значению правовых статусов субъектов: симметричная и асимметричная федерация; 4) по политическому характеру: формальная и реальная федерация.

Автономия: понятие, значение и типы. Особенности национально-государственной и национально-культурной автономии.

Современные тенденции развития федерации (центробежные и центростремительные).

4. Формы межгосударственного устройства (объединения): конфедерация(правомочия сецессии и нуллификации как отличительные признаки конфедерации),содружество, уния (личная и реальная), империя, протекторат, сюзеренитет, фузия и инкорпорация.

Современные тенденции развития межгосударственных объединений – союзов (политические, экономические, производственные, военные, финансовые союзы; особенности правового статуса ЕС, ЛАГ, СНГ, ЕврАзЭС, ТС).

5. Государственный режим как система способов осуществления государственной власти (государственно-правовой режим; политический режим – политико-правовой климат в рамках политической системы общества; соотношение государственного и политического режимов): понятие (система методов, приёмов и способов осуществления государственной власти), значение (проявление в политико-идеологической, социально-экономической и социально-культурной сферах жизни общества).

Основные типы:

режим формальной демократии – признаки: участие народа в самоуправлении своими делами и контроле деятельности аппарата государства, постоянная коммуникация субъектов государственной власти и общества, реальное действие принципа «разделения властей» и практика местного самоуправления, политико-идеологический плюрализм, примат права над государством, обеспечение реализации гуманитарного права.

Виды и формы демократии: (прямая (непосредственная) и опосредованная (представительная), парламентская и президентская, партийная; демократия участия (партисипаторная), демократия в форме многовластия (полиархия), демократия сообществ (организаций) (консоциативная демократия). Особенности либерализма. Демократия и демагогия. Демократия и охлократия. Скрытые опасности демократии.

режим антидемократии – признаки: отстранение народа от самоуправления (от процессов формирования органов государственной власти и контроля за их деятельностью), субъекты государственной власти самостоятельно (дискреционно) устанавливают свои полномочия, приоритет государства по отношению к праву, концентрация государственной власти, устранение оппозиции, широкомасштабное использование насилия – опора на военно-полицейский аппарат принуждения, отсутствие гарантий безопасности личности, приоритет интересов государства над интересами гражданина.

Виды антидемократии: деспотия, тирания, авторитаризм (формальное проявление отдельных признаков демократии), тоталитаризм (особенности тоталитарной (тотальной) идеи управления: коммунизм, фашизм (ур-фашизм), национал-социализм, фалангизм, религиозный фундаментализм, технократизм как тоталитаризм будущего).

Опыт, уроки и опасности антидемократии (абсолютная монархия, якобинская диктатура и империя Наполеона I во Франции; кайзеровская империя, национал-социалистская диктатура Гитлера в Германии; фашистская диктатура Муссолини в Италии; режим Франко в Испании; режим Хусейна в Ираке; фундаментализм аятоллы Хомейни в Иране; абсолютная монархия, большевистский режим, диктатура Сталина в России).

Переходные (смешанные; реформационные) и чрезвычайные (военные) государственные режимы.

Эволюционный и революционный пути преобразования формы государства.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

 

1. Теоретическая юриспруденция (общая теория права) как наука и учебная дисциплина: понятие, значение и структура.

2. Теоретическая юриспруденция в соотношении с философией, гуманитарными и специальными юридическими науками.

3. Объект, предмет и методология теоретической юриспруденции.

4. Социальное регулирование: понятие, виды и способы. Социальное регулирование и общественный порядок.

5. Основные идеи и концепции происхождения и существования права.

6. Важнейшие типы правопонимания. Формальное определение права. Основные признаки права.

7. Объективное и субъективное право. Позитивное и естественное право.

8. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.

9. Сущность права: основные подходы. Социальное предназначение права.

10. Исторические типы права: формационный и цивилизационный подходы. Формально-юридические типы права.

11. Принципы права: понятие, значение и типы.

12. Источники и формы права: понятие, соотношение и виды.

13. Нормативный правовой акт: понятие, признаки и виды. Юридическая сила: понятие и значение.

14. Закон: понятие, признаки и разновидности. Понятие Конституции.

15. Подзаконный нормативный правовой акт: понятие, значение и виды.

16. Норма права: понятие и основные признаки.

17. Структура нормы права.

18. Основные виды норм права.

19. Соотношение нормы права и нормативного правового акта.

20. Основные правила и принципы действия норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила нормы права и основания её применения.

 

 

ГЛОССАРИЙ К ЗАЧЁТУ

Теоретическая юриспруденция – комплексное обозначение сложносоставной фундаментальной юридической науки (общая теория права, общая теория государства, социология права, философия права), изучающей основные общие закономерности возникновения, развития и современного состояния права и правовых явлений, а также - сущность и функции права, его реализацию и различные виды публичных (государственных) и общественных явлений, взаимодействующих с правом.

Общая теория права – основа (ядро) теоретической юриспруденции как науки, включающая в себя важнейшие элементы догматики права и аналитической юриспруденции.

Объект теоретической юриспруденции – изучаемая также философией и гуманитарными науками сфера социальной жизни и её регулирование с использованием различных социальных средств и институтов.

Предмет теоретической юриспруденции – устойчивая группа специально выделяемых социальных явлений и процессов, изучаемых данной сложносоставной фундаментальной юридической наукой.

Методология теоретической юриспруденции – сложившаяся в правовой науке и юридической практике иерархия методов изучения предмета данной науки (универсальные, общенаучные, частнонаучные и специально-юридические методы).

Социальное регулирование – процесс определения и упорядочения взаимных прав и обязанностей различных субъектов социальных отношений (традиционных, моральных, религиозных, экономических, политических, правовых), находящий своё отражение в системах норм социального регулирования (социальных нормах).

Общественный порядок – результат осуществлённого комплексного социального регулирования; особое, упорядоченное состояние социальных отношений.

Право (ius) – система абстрактных, общеобязательных, формально определённых правил социального поведения (норм), установленных или санкционированных органами публичной (политической) власти, регулирующая социальные отношения на основе принципа справедливости и поддерживаемая в своём действии принудительными возможностями и механизмами публичной (политической) власти.

Правопонимание (понятие права) – тип отношения к существу и способам внешнего выражения и действия права как системы норм, регулирующих социальные отношения.

Признак права – устойчивое свойство (качество) права как социального регулятора, отличающее его от ранее возникших и, как правило, сосуществующих во времени и в пространстве иных средств социальной регламентации (обычаи, мораль, религия).

Объективное право (право в объективном смысле) – система юридических норм социального поведения, созданная официальными (властными) субъектами, закреплённая в устойчивой системе формальных источников права и существующая как объективная (независимая от субъективного, личностного отношения в ней) реальность.

Субъективное право (право в субъективном смысле) – правомочие лица на осуществление какого-либо деяния (действия либо бездействия) на основе подтверждённого обществом и существующим в нём общественным порядком справедливого притязания на это правомочие.

Позитивное право – комплексное обозначение системы общеобязательных юридических норм, закреплённых в изданных органами публичной (в том числе – государственной) власти формальных источниках права (законах, подзаконных нормативных правовых актах, судебных прецедентах, нормативных договорах).

Естественное право (ius naturae) – условное обозначение истока, корня правового регулирования, основанного на общественном представлении о первостепенности человека, его основных благ, правомочий, свобод и ценностей.

Публичное право (ius publicum) – система юридических норм, регулирующих статус и отношения в рамках публичного интереса и публичной деятельности (государство, его аппарат и механизм, местное самоуправление, управление обществом, общество в целом, общественные объединения, финансовая система, природная среда, общественный порядок, его поддержание и реакция общества и государства на правонарушения).

Частное право (ius privatum) – система юридических норм, регулирующих статус и отношения в рамках частного интереса и частной деятельности (личность, её свободы, субъективные права и интересы, имущество, экономические отношения, коммерческие организации, торговые отношения и споры, брачно-семейные отношения).

Материальное право – часть системы права, включающая в себя группы юридических норм, устанавливающих правовые статусы различных категорий лиц (системы взаимных прав и обязанностей).

Процессуальное право – часть системы права, включающая в себя группы юридических норм, определяющих начало, течение и завершение различных правовых процедур.

Сущность права – комплексное, философское обозначение центральной идеи, обозначающей смысл существования права как социального явления и его природу.

Социальное (функциональное) предназначение права – отражение системы функций права, направленной на эффективное, целесообразное и справедливое правовое регулирование социальных отношений.

Тип права – определённый объём правовых предписаний; обозначение условного состояния правовой системы определённого общества или нескольких родственных по различным внеправовым признакам социальных групп.

Принцип права (принцип правового регулирования) – общее, исходное начало регулирования юридическими нормами социальных отношений; исходная юридическая норма наиболее абстрактного и универсального характера.

Источник права – исходное начало возникновения правовых норм для последующего регулирования социальных отношений; обладает абстрактным значением.

Форма права (формальный источник права) – средство внешнего выражения права в рамках определённого юридического документа (текста), изданного в установленном порядке определённым органом публичной (государственной) власти; обладает конкретным значением.

Нормативный правовой акт (НПА) – официальный юридический документ абстрактного характера, содержащий значительное количество юридических норм, принимаемый в строго установленном порядке органом публичной власти и подлежащий официальному опубликованию для последующих единообразных ссылок на него в процессе правоприменения.

Закон – особый вид нормативного правового акта, обладающий высшей юридической силой, имеющий особое общественно-политическое значение в силу важности и системности регулируемых социальных отношений, принимаемый на референдуме либо специализированным законодательным органом государственной власти.

Конституция (constitutio) – условное обозначение закреплённой средствами правовой системы сложившейся в конкретном обществе системы социальных взаимодействий; часто выражается в существовании особого закона (основного или верховного), определяющего основные принципы данной системы социальных взаимодействий.

Подзаконный НПА – вид нормативного правового акта, обладающего ординарной юридической силой и регулирующего основную массу социальных отношений в рамках конкретизации абстрактных принципов и иных нормативных предписаний закона.

Юридическая сила – особый признак формы права, производный от значения содержащихся в ней юридических норм, выраженный в определённой степени обязательности и иерархичности соответствующей формы права в системе права.

Норма права – отдельное, единичное правило социального поведения в определённой ситуации, имеющее формально определённый, абстрактный и общеобязательный характер.

Гипотеза нормы права – начальная часть нормы, содержащая указание на необходимые, обязательные условия начала, продолжения или завершения действия предписания самой нормы.

Диспозиция нормы права – центральная часть нормы, определяющая конкретный способ регулирования социального отношения и внешнюю форму такого регулирования (запрет, обязывание либо управомочие).

Санкция нормы права – заключительная часть нормы, указывающая на характер и статус правовых последствий исполнения, ненадлежащего исполнения либо нарушения предписания самой нормы.

Обратная сила нормы права – правило действия нормы права, согласно которому норма может распространять своё регулятивное воздействие и на те социальные отношения, которые возникли, продолжались и завершились до её введения в действие, если предписания данной нормы в полном объёме либо в какой-то части улучшают правовой статус лиц в этих социальных отношениях.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Теоретическая юриспруденция (общая теория права) как наука и учебная дисциплина: понятие, предмет, методология.

2. Структура теоретической юриспруденции. Соотношение общей теории права и общей теории государства.

3. Основные идеи и концепции происхождения и существования права.

4. Понятие и основные признаки права.

5. Естественное и позитивное право.

6. Субъективное и объективное право.

7. Сущность права: основные подходы. Функции права.

8. Исторические типы права. Формально-юридические типы права.

9. Принципы правового регулирования: понятие, значение и типы.

10. Источники и формы права: понятие, соотношение и виды.

11. Нормативный правовой акт: понятие, признаки и виды. Юридическая сила: понятие и значение.

12. Закон: понятие, признаки и разновидности.

13. Норма права: понятие и основные признаки.

14. Структура нормы права.

15. Основные виды норм права.

16. Соотношение нормы права и нормативного правового акта.

17. Основные правила и принципы действия норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила нормы права и основания её применения.

18. Система права: понятие, значение и элементы.

19. Общая характеристика системообразующих отраслей современного права.

20. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.

21. Международное право: понятие, значение и формальные источники. Соотношение международного и внутригосударственного права.

22. Правовое отношение: понятие и признаки.

23. Структура правового отношения.

24. Правоспособность, дееспособность и правосубъектность лиц.

25. Основные виды правовых отношений.

26. Юридический факт: понятие и виды. Юридический состав.

27. Правомерное поведение: понятие, значение и типы.

 

28. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

29. Общая характеристика состава правонарушения.

30. Вина как признак состава правонарушения: понятие и формы.

31. Юридическая ответственность: понятие, основания и содержание.

32. Виды юридической ответственности.

33. Основания, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности.

34. Правотворческая деятельность общества и государства: понятие и разновидности.

35. Законодательный процесс: понятие и основные стадии.

36. Реализация права: понятие, значение, формы и основные способы.

37. Применение права как особая форма его реализации. Акты и процедура правоприменения.

38. Толкование права: понятие, значение, основные способы и виды.

39. Систематизация законодательства: понятие, значение и виды.

40. Законность и правопорядок в обществе: понятие, основные гарантии и взаимосвязь.

41. Правосознание и правовая культура в рамках правовой системы.

42. Национальная (государственно-территориальная) и наднациональная (трансграничная) правовая система. Основные виды трансграничных правовых систем современности.

43. Соотношение права и государства.

44. Правовое государство: понятие и признаки. Особенности гражданского общества.

45. Основные идеи и концепции происхождения и существования государства. Западный и восточный пути происхождения государства.

46. Понятие и основные признаки государства.

47. Соотношение государственной, политической и публичной власти.

48. Сущность государства: основные подходы.

49. Функции государства: понятие, значение и виды.

50. Исторические типы государства.

51. Государственный механизм: понятие и элементы. Соотношение государственного механизма и государственного аппарата.

52. Основные виды государственных органов.

53. Соотношение органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

54. Форма государства: понятие, типы и основные факторы воздействия.

55. Форма правления: понятие, значение и виды.

56. Форма государственного устройства: понятие, значение и разновидности.

57. Государственный режим: понятие, значение и типы. Соотношение государственного режима и политического режима в обществе.

 

ГЛОССАРИЙ К ЭКЗАМЕНУ

 

Функция права – определённое направление регулятивного воздействия правовой нормы, создающее устойчивые правовые последствия для целой группы социальных отношений.

Система права – упорядоченная совокупность юридических норм, а также их объединений различного уровня (правовые институты, субинституты, отрасли и подотрасли права), лежащая в основе понимания позитивного права конкретного общества; является важным организующим элементом национальной (государственно-территориальной) правовой системы.

Отрасль права – крупнейший элемент системы права, организованная совокупность юридических норм, регулирующих определённую значительную и однородную сферу социальных взаимодействий (имущественную, охранительную, управленческую, процедурную); отрасли права подразделяются на системообразующие (фундаментальные), специальные и комплексные.

Правовой институт – значимый элемент системы права, организованная совокупность юридических норм, регулирующих компактную группу родственных по своему характеру социальных взаимодействий.

Международное право – специальная система принципов взаимодействия субъектов международных отношений, выраженная в нормах надгосударственного (межгосударственного) уровня; создаётся в особом порядке специальными субъектами международных отношений.

Правовое отношение (interactio) – социальное отношение, урегулированное в определённом порядке нормой (нормами) права.

Объект правового отношения (causa) – определённое сторонами возникающего либо существующего правового отношения благо (ценность), по поводу проявления полезных и взаимно понимаемых свойств которого эти стороны вступают либо находятся в правовом отношении.

Субъект права – индивид (человек) или организация, которые обладают установленным юридическими нормами правовым статусом (имеют субъективные права и юридически значимые обязанности).

Субъект правового отношения – субъект права, который в силу указаний юридических норм имеет возможность реализовать свой правовой статус (осуществить своими конкретными деяниями принадлежащие ему на основании предписаний юридических норм субъективные права и юридически значимые обязанности).

Содержание правового отношения – внутренний (сущностный) элемент правового отношения; отражение правового статуса лица в правовом отношении, состоящее из взаимно проявляемых и взаимно признаваемых субъективных прав и юридически значимых обязанностей.

Субъективное право – принадлежащая субъекту правового отношения принципиальная возможность реализовать своё справедливое притязание по отношению к другому субъекту (другим субъектам) правового отношения.

Юридически значимая обязанность – реализуемая конкретными действиями субъекта правового отношения необходимость (долженствование) соответствия справедливым притязаниям другого субъекта (других субъектов) в рамках существующего правового отношения.

Правоспособность – способность лица иметь правовой статус, способность быть субъектом права.

Дееспособность – способность лица реализовывать элементы своего правового статуса, способность быть субъектом правового отношения.

Деликтоспособность – способность лица выступать субъектом правонарушения и на этом основании нести ответственность за причинение вреда своим деянием.

Правосубъектность – комплексное обозначение способности лица находиться в правовом отношении в качестве субъекта, обладающего всей полнотой субъективных прав и юридически значимых обязанностей.

Юридический факт (Rechtstatsache) – реальное (социальное) обстоятельство, проявление которого юридическая норма логически связывает с возникновением, изменением или прекращением правового отношения; важнейшими разновидностями юридического факта выступают объективно наступающие события и субъективно совершаемые деяния (в форме действия либо бездействия).

Юридический состав – организованная совокупность юридических фактов, устанавливаемых одновременно для определения возникающего, изменяющегося или прекращающегося правового отношения.

Правомерное поведение – система правомерных действий субъектов правовых отношений, создающая основу для установления режима формальной законности и социального правопорядка.

Правонарушение (delict) – акт неправомерного (противоправного) поведения лица, причиняющий определённый вред интересам и субъективным правам других лиц, их объединениям, обществу или государству в целом.

Состав правонарушения (corpus delicti) – вид юридического состава, содержащий в себе в качестве признаков отдельные юридические факты, характеризующие различные стороны совершённого правонарушения (признаки соотносятся с элементами состава правонарушения, традиционно раскрывающими отдельные стороны этого правонарушения: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект).

Вина (culpa) – внутреннее (психическое) отношение лица, совершившего правонарушение к своему деянию и к его последствиям, которое проявляется как во время совершения правонарушения, так и после его совершения; основными формами вины являются: умысел (dolus) и неосторожность (negligentia).

Казус (casus) – ситуация отсутствия либо неустановления вины лица по отношению к совершённому деянию.

Юридическая ответственность – особый вид охранительного правового отношения, возникающий между лицом, совершившим правонарушение, и лицом (лицами), уполномоченным на применение к правонарушителю определённых ограничений или иного отрицательного воздействия.

Правотворческая деятельность (правотворчество) – разновидность общесоциальной нормотворческой деятельности по разработке, созданию, утверждению и введению в действие различных видов форм права, содержащих юридические нормы, для последующей реализации предписаний этих юридических норм (для действия права); данная деятельность носит как официальный (публичный), так и неофициальный характер.

Законотворчество – вид правотворчества, выраженный в процедуре создания, принятия и введения в действие законов.

Законодательный процесс – составная часть законотворчества, реализуемая в парламенте субъектами (участниками) данного юридического процесса в рамках формально установленных нормами права процедур (реализация законодательной инициативы, обсуждение законопроекта или законопредложения, принятие закона, введение закона в действие).

Реализация права – осуществление предписаний созданных и действующих юридических норм субъектами правовых отношений в различных формах и различными способами.

Соблюдение права – форма реализации права, выраженная в подчинении лиц предписаниям запрещающих юридических норм (исполнение юридических запретов).

Исполнение права – форма реализации права, выраженная в строгом следовании лицами предписаниям обязывающих юридических норм (исполнение юридических процедур).

Использование права – форма реализации права, выраженная в пользовании лицами всеми возможными, не противоречащими интересам других субъектов правовых отношений, способами, предусмотренными юридическими нормами, для удовлетворения разнообразных интересов (исполнение внешних вариативных правовых форм для реализации субъективных прав).

Применение права (правоприменение) – специальная форма реализации права, выраженная в разрешении спорных, а также – в регулировании управленческих социальных ситуаций, которая осуществляется специально уполномоченными лицами (коллективными и индивидуальными субъектами) для исключения возможности столкновения противоречащих притязаний и интересов субъектов правовых отношений (исполнение правового посредничества в реализации социальных интересов).

Правоприменительный акт – официальный юридический документ, изданный в процессе применения права уполномоченным субъектом; итог процедуры правоприменения.

Толкование права – процесс установления (выявления) сущности и особенностей действия юридических норм в зависимости от их реализации в конкретной социальной ситуации.

Систематизация законодательства – процедура приведения разрозненных юридических норм в группы, организованные совокупности и целые массивы централизованной, логичной и непротиворечивой регулятивной информации в соответствии с правовыми традициями конкретного общества; основными видами систематизации законодательства являются инкорпорация, консолидация и кодификация.

Законность – обозначение формального режима действия закона (законодательства; в широком смысле – действия всех формальных источников позитивного права) в обществе.

Правопорядок – устойчивая система социальных отношений, сложившаяся в обществе на основе длительной реализации режима законности.

Правосознание – вид общественного (либо индивидуального) сознания, определяемый отношением к праву и к его проявлениям в окружающей социальной реальности, а также - восприятием положительной ценности права как регулятора социальных отношений.

Правовая культура – система социальных ценностей, возникающая на основе развитого типа правосознания и выраженная вовне социально активными действиями индивидов и их объединений в сфере права и по поводу действия права.

Национальная (государственно-территориальная) правовая система – организованная совокупность правовых явлений, регулирующих социальные взаимодействия в пространственных пределах одного государства, дополненная историей развития права, правовой идеологией и юридической практикой данного общества, а также применяемыми им элементами международного права.

Наднациональная (трансграничная) правовая система – условное обозначение группы родственных по критериям происхождения и действия национальных (государственно-территориальных) правовых систем, активно используемое в сравнительной юриспруденции для создания юридической карты мира и глобального анализа важнейших правовых традиций и культур.

Общая теория государства – составная часть теоретической юриспруденции, изучающая особенности возникновения, развития и современного состояния государства как особой политической (управленческой) формы организации общества; изучается как в рамках юриспруденции (в качестве общественного явления, взаимодействующего с правом), так и в рамках политологии (в качестве самодостаточной ценности).

Государство (stato) – особая форма общественной организации; устойчивая организация политической (публичной) власти в обществе, занимающая определённую территорию, обладающая государственным суверенитетом и управляющая наиболее значимыми социальными процессами в обществе.

Гражданское общество – тип общества, характеризующийся высокой степенью социально-экономического, политико-идеологического и культурного развития и повышенным уровнем ответственности (самоответственности) за своё состояние, направление развития и совершенствование правового регулирования.

Правовое государство (Rechtsstaat, rule of law) – тип государства, существующий на базе гражданского общества и ограниченный им и созданным таким обществом правом от произвола в реализации публичной власти.

Государственная власть – вид социальной власти, присущий государству в целом, а также делегируемый для осуществления конкретных управленческих функций в обществе отдельным органам государственной власти и их уполномоченным должностным лицам; государственная власть традиционно функционирует на основе принципов горизонтального (законодательная, исполнительно-распорядительная и судебная ветви власти) и вертикального (центральный и региональный уровни власти) разделения властей.

Государственный механизм – комплекс субъектов государственной деятельности (в том числе – органов государственной власти), а также объектов (ресурсов) государства, применяемых субъектами для эффективной реализации ими государственной власти.

Государственный аппарат – составная часть государственного механизма, включающая в себя органы государственной власти и их должностных лиц, наделённых непосредственно реализуемыми властными полномочиями.

Государственный орган – обозначение важнейшего элемента механизма государства, исполняющего функции управления социальными процессами.

Орган государственной власти – вид государственного органа, наделённый полномочиями реализовывать политическую власть от имени государства в целом.

Орган местного самоуправления – составная часть организации местного самоуправления, реал


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.149 с.