Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Вопрос 3. История развития психологии

2017-09-28 303
Вопрос 3. История развития психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В своём становлении психологическая наука прошла следующие исторические этапы развития.

1-й этап. Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину раз­вития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психическо­го на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разум­ную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику - мате­риалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона).

Демокрит счи­тал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств.

По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира ­это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

2-й этап. В Х11в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не об­ладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомисти­ческого анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В 12в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психи­ки, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрез­вычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиоло­гии и практика лечения психических заболеваний, а также про ведение экспериментальных исследований психики. В начале ХХ в. основатель бихе­виоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую приклад­ную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Далее отдельно остановимся на рассмотрении основных этапов становления юридической психологии.

1-й этап (донаучный) - предыстория развития юридиче­ской психологии.

2-й этап (конец XIX - начало XX вв.). Зарождение юридической психологии как прикладной отрасли, исследующей проявление и использование общих психологических механизмов и закономерно­стей в сфере отношении, регулируемых правом.

3-й этап (20-е гг. XX в.) Становление и развитие юридической психологии как самостоятельной науки.

4-й этап. (60-е гг. XX в. - настоящее время). Возрождение и стремительное развитие юридической психологии.

Отметим, что долгое время психологические проблемы разрабатывались внутри философии.

В России о необходимости учитывать психологию преступников в XVIII в. высказывался И.Т. Посошков, предлагавший в «Книге о скудности и богатстве» различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Князь М.М. Щербатов, историк и философ в «Истории российской с древних времен», указывал на необходимость знания законодателем «человеческого сердца» и создания законов с учетом психологии народа. В.Ф. Ушаков в трактате «О праве и цели наказания» раскрывал психологические условия воздействия на преступника наказания. Главным он считал приведение преступника к раскаянию.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника привело к обращению права к психологии для научного обоснования этих проблем, над которыми в начале XIX в. в России работали П.Д. Лодий, В.К. Елпатьевский, Г.С. Гордиенко, Х.Р. Штельцер и другие ученые. Значительное количество работ, посвященных юридической психологии, появилось в России при проведении правовой реформы последней трети XIX столетия. Это работы И.С. Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К.Я. Яневич - Яновского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А.У. Фрезе «Очерк судебной психологии», Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие.

Конец XIX и начало XX столетия в России связаны с интенсивным развитием психологии и психиатрии и ряда правовых дисциплин (И.М. Сеченов, В.Д. Спасовий, Д.А. Дриль, Л.Е. Владимиров, И.Я. Фойницкий, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, А.Ф. Кони и др.). В результате активной разработки проблем психологии, психиатрии и права возникла необходимость в оформлении юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины.

П.И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и юридической психологии и введении этих наук в курс юридического образования.

В начале XX столетия в теории и на практике все большее значение приобрели экспериментальные исследования в юридической психологии. Значительное количество работ этого периода посвящено актуальной проблеме психологии свидетельских показаний (И.Н. Хомяков, Г.Р. Португалов, О.В. Гольдовский, Е.М. Кулишер). В этот же период значительное количество работ было посвящено исследованию психологии личности преступника (А.Ф. Лазурский, Л.И. Петражицкий, СП. Познышев, М.Н. Гернет и других).

В 1925 г. в Москве создан Государственный институт по изучению преступности и преступника, который способствовал росту психолого-юридических знаний. Среди наиболее значительных работ того периода труды К. Сотонина «Очерки криминальной психологии» (1925); СВ. Познышева «Криминальная психология: преступные типы» (1926); М.Н. Гернета «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» (1927); В.М. Бехтерева «Изучение личности заключенного» (1928); А.Р. Лурия «Экспериментальная психология в судебно-следственном деле» (1928); А.Е. Брусиловского «Судебно-психологическая экспертиза» (1929). В 1930 году I съезде по изучению человека юридическая психология уже становится общепризнанной прикладной наукой.

Возобновление исследований в области юридической психологии в России произошло только в 60-е годы. Были развернуты прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности. В это время сложилась современная школа отечественной юридической психологии.

В зарубежной юриспруденции первые работы по юридической психологии считают публикации немецких ученых - К.Эккартсгаузена «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений» (1792) и И.Х. Шауманна «Мысли о криминальной психологии» (1792).

В рамках ориентации на достижение и методы естественных наук в первой половине XIX века большую популярность получила френологическая (от греческого «френ» - ум) теория австрийского врача-анатома Франца Галя, который пытался доказать прямую зависимость между психическими явлениями и внешними физическими особенностями строения головного мозга человека.

Итальянским тюремным врачом-психиатром Чезаре Ломброзо в изданной монографии «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения» (1876) приводились данные антропологических измерений и анализа внешности заключенных. Он делал вывод, что «типичные преступники» не есть нормальные люди, а вследствие своих анатомических, физиологических и психических ненормальностей составляют особую разновидность человеческого рода - «прирожденные преступники». В зарубежных странах в конце XIX столетия после возникновения психологии в качестве самостоятельной науки многие ее общенаучные наработки стали активно востребоваться, прежде всего, для объяснения причин преступности.

Конец XIX - начало XX веков знаменательны и тем, что появился ряд фундаментальных психолого-юридических трудов (Ганс Гросс в 1898 году публикует «Криминальную психологию», в которой он знакомит юристов с достижениями психологии для улучшения следственной и криминалистической деятельности. В это же время немецкие психологи В.Штерн, К.Марбе, М.Вертгеймер исследуют вопросы правдивости/лживости свидетельских показаний, проявления объективных и субъективных факторов в суде. Французский психолог А.Бине, публикуя книгу «Внушаемость», целую главу в ней отводит рассмотрению влияния внушения на показания свидетелей.

Значительным достижением в разработке психологического инструментария является создание методики ассоциативного эксперимента, позволявшей выявлять правдивость/лживость в показаниях преступников (Карл Густав Юнг, К.Марбе, В.Штерн, М.Вертгейнер).

В начале XX в. швейцарский психолог Э.Клапаред в научный обиход ввел понятие «юридическая психология», которое характеризовало активно развивающуюся прикладную отрасль психологии, исследующую проявление и использование общих психологических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом. В 20-30 гг. XX в. зарубежные ученые стали активно внедрять в практику правового регулирования методические наработки таких школ психологии, как психоанализ, бихевиоризм, психотехника. В то время пик активности наблюдался и в психотехническом обеспечении правового регулирования.

В зарубежных странах в 30-70-е гг. получили дальнейшее многоплановое развитие, как теоретические разработки, так и разносторонние подходы в создании инструментария психодиагностики, психокоррекции и психотерапии, которые достаточно активно использовались и используются ныне в юридической психологии.

 

Вопрос 4. Методы психологии

Метод — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.

По своей структуре научный метод представляет собой сово­купность приемов и операций, в данном случае направленных на изучение психологических явлений.

Можно выделить четыре основные группы методов:

1) организационные методы, действующие на протяжении всего исследования:

· сравнительный — сопоставление различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению;

· лонгитюдный — многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени (например, многократноеобследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе);

• комплексный — изучение с участием представителей различных наук, что позволяет установить связи и зависимости между явления­ми разного рода (например, физиологическим, психологическим и социальным развитием личности);

2) эмпирические методы:

· обсервационные — наблюдение и самонаблюдение;

· экспериментальные — лабораторный и естественный эксперимент;

· психодиагностические — тесты, анкеты, опросники, беседа;

· праксиометрические — анализ продуктов деятельности;

· биографические — анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, на­сколько он валиден, т.е. соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался, и надежен, т.е. позволяет получить одни и те же результаты при повторном и многократном использовании;

3) методы обработки данных: количественный (математико-статистический) и качественный анализ результатов исследования, (на­пример, дифференциация материала по типам, группам, вариантам); описание случаев как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил;

4) интерпретационные методы — различные варианты генетиче­ского (анализ психики в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками пси­хики) методов.

Метод наблюдения

Рассмотрим подробнее ряд эмпирических способов добывания научных данных. Одним из основных методов психологии является метод наблюдения, т.е. преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Предметом наблюдения могут быть действия и поступки человека, его высказывания и сопровож­дающие их мимика, жесты, позы. Восприятие внешнего поведения человека носит субъективный характер, поэтому не следует спешить с выводами, необходимо многократно проверять результаты, сравни­вать их с данными других исследований. Основным условием науч­ности наблюдения выступает его объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента).

Наблюдение бывает нескольких видов:

-стандартизированное — проведенное строго в соответствии с на­меченной программой;

-свободное — не имеющее заранее установленных рамок;

-включенное — исследователь становится непосредственным уча­стником того процесса, за которым ведет наблюдение;

-скрытое — примером может служить телепередача «Скрытая камера».

Наблюдение может быть внешним (наблюдение за человеком со стороны) и внутренним (самонаблюдение, интроспекция) — наблю­дение за своими мыслями, чувствами.

Для психолога и юриста внешнее наблюдение является одним из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, психических особенностей. По внешним проявлениям следо­ватель судит о внутренних причинах поведения, эмоциональном со­стоянии, затруднениях при восприятии события преступления, об отношениях к участникам расследования, правосудию и т.д. Важные данные могут быть получены следователем в результате наблюдения за поведением обыскиваемого и анализа результатов этого наблюдения. Некоторые юристы ведут дневники наблюдений. К примеру, на осно­ве дневников Л. Шейниным написаны «Записки следователя».

Метод беседы

Психологи и юристы широко используют метод беседы. Специ­фическим видом правоохранительной беседы является допрос, т.е. привлечение к даче показаний, в ходе которого проверяются и уточ­няются многие рабочие гипотезы прокурора, следователя, дознавате­ля. Беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, обвиняемом, свидетеле, потерпевшем: установках и мо­тивах их действий, психических состояниях, процессуальной пози­ции (противодействие, содействие, уклонение от следствия) и т.д.

С учетом этих особенностей работник правоохранительных орга­нов вырабатывает индивидуальный подход к допрашиваемому и всту­пает в контакт с ним. Такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели — получению объек­тивной и полной информации о событиях преступления. Одной из разновидностей беседы служит интервью — беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материа­лом для научных обобщений.

Анкетный метод

Анкетный метод характеризуется однородностью вопросов, ко­торые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот количественный материал подвергается статистической обра­ботке и анализу. В правоохранительной практике анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла, исследовании профессиограммы должностных лиц, их профессиональной пригодности и профессиональной де­формации. В настоящее время анкетный метод широко использует­ся практическими работниками для исследования некоторых аспек­тов причин преступности.

Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых

Большое значение в юридической психологии имеет метод изуче­ния документов и продуктов деятельности испытуемых, т.е. изучение результатов физического и интеллектуального труда. Таковыми могут оказаться объекты, относящиеся к личности юриста или правонару­шителя, а также к расследуемому или рассматриваемому судом право­нарушению. По ним опытный исследователь может дать подробные типологические характеристики качеств (свойств) личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности.

Биографический метод

В последнее время все более широкое распространение получа­ет биографический метод изучения личности, который включает в себя изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей.

Биографический метод основан на изучении личности в кон­тексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлен на реконст­рукцию жизненных программ и сценариев развития личности, про­странственно-временной организации ее деловой, семейной, духов­ной жизни, природной и социальной среды.

Метод независимых характеристик

Стабильные данные о личности в целях изучения психологиче­ских особенностей ее юридической или иной трудовой деятельно­сти дает метод независимых характеристик К. К. Платонова.

Исследователь проводит опрос коллег, руководителей, других работников (всего 5—12 человек), которые хорошо знают обследуе­мого специалиста. Эти лица составляют письменные характеристи­ки испытуемого в произвольной или единой форме. Оценка черт личности проводится по шкале, позволяющей определить пять степеней проявления каждой черты:

1)развита очень хорошо, ярко выраже­на, проявляется часто и в различных видах деятельности;

2)заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная ей проявляется очень редко;

3)эта и противоположная ей черты выражены неярко и в проявлениях уравнове­шивают друг друга, хотя обе проявляются нечасто;

4) заметно более выражена и проявляется противоположная черта личности;

5) противоположная названной черта личности проявляется часто и в различ­ных видах деятельности.

Анализ материалов гражданского, административного или уголовного дела

Методом, применяемым в юридической психологии, является анализ материалов конкретного гражданского, административного или уголовного дела.

Информация для исследования содержится:

· в показаниях свидетелей, истцов, ответчиков, потерпевших, обвиняемого или подсудимого;

· в разнообразных справках, выписках, оригиналах медицин­ских, педагогических, производственных документов;

· характеристиках, протоколах процессуальных действий, заклю­чениях проведенных экспертиз.

Метод тестирования

В психологической практике в настоящее время широкое при­менение получил метод тестирования, который когда-то в отечест­венной науке недооценивался. Теперь на вооружении имеется не­сколько тысяч тестов.

Тест (англ. test — проба, проверка) - это система заданий, позволяющих из­мерить уровень развития качеств (свойств) личности.

Тестирование используется как метод психологической диагнос­тики. С его помощью исследователь на основе стандартизированных задач, которые имеют определенную шкалу значений, с известной вероятностью выявляет актуальный уровень развития у индивида не­обходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.

В юридической психологии наибольшее распространение полу­чили прожективные тесты и личностные опросники.

Прожективные тесты предназначены для выявления личност­ных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них являются тест Роршаха (с использованием чернильных клякс), тест тематической апперцепции (ТАТ) Мзррея, тест Розенцвейга (фрустрационный), тесты на основе рисунков и др.

В качестве примера можно привести последний тест: ребенка просят нарисовать родителей. В зависимости от того, чья фигура нарисована более крупной — отца или матери, можно сделать вы­вод о том, кто доминирует в семье — отец или мать.

Существует, например, тест, изучающий правосознание: излага­ется случай, который допускает разные толкования как самого факта, так и вопросов права, и предлагается сделать выбор между возмож­ными решениями. Таков тест Мира-и-Лопеца о супружеской невер­ности. Опрашиваемого просят поставить себя на место обманутого супруга и выбрать одно из десяти возможных решений: убить сопер­ника, убить виновницу, уйти от него, расторгнуть брак и т.д.

Личностные опросники построены по принципу самооценки чело­веком себя. Среди них наиболее известен тест «ММРI», содержащий 384 утверждения. По результатам ответов составляется психологический профиль личности.

Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка: первый определяет уровень тревожности личности, второй — степень замк­нутости, общительности, эмоциональной неуравновешенности. Оп­росник Айзенка также дает возможность определить тип темперамен­та и некоторые характерологические свойства.

В юридической практике тесты наиболее широко используются при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника.

Эксперимент

Одним из основных методов научного познания вообще и пси­холого-юридического исследования в частности выступает экспе­римент. Данный метод с конца XIX в. стал ведущим в психологиче­ской науке и ее отраслях. От наблюдения и других методов он от­личается активным вмешательством в ситуацию со стороны иссле­дователя. Выделяют два вида эксперимента — лабораторный и есте­ственный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально создавае­мых и контролируемых условиях, как правило, с применением спе­циальной аппаратуры и приборов.

Естественный эксперимент вырос из педагогической практики и получил в ней широкое применение и признание. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принад­лежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому. Суть его заклю­чается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуе­мых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте.

В практике психолого-юридических исследований получили распространение как лабораторный, так и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент используется в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Для него характерно применение довольно сложного лабораторного оборудования (многоканальные осциллографы, тахистаскопы и пр.). С помощью лабораторно­го эксперимента исследуются, в частности, такие профессиональные качества юриста, как внимание, наблюдательность и др.

К недостаткам лабораторного экспери­мента следует отнести трудность использо­вания лабораторной техники в условиях практической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, а также отличие проте­кания психических процессов в лабораторных условиях от их про­текания в обычных условиях.

Эти недостатки преодолеваются при использовании метода ес­тественного эксперимента. В настоящее время естественный экспе­римент применяется должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью, в первую очередь следователями. Применение его в этих случаях не должно выходить за рамки уголовно-процес­суальных норм. Это относится к проведению следственных экспе­риментов, целью которых является проверка определенных психо­физиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях рекомендуется для участия в них приглашать специалиста-психолога.

Результаты эксперимента также позволяют подтвердить, уточ­нить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воз­действия на личность, группу или коллектив. Представляет интерес, например, работа следователей, которые путем замены некоторых факторов, постоянно воздействующих на обвиняемого, достигают изменения последним его позиции, линии поведения на предвари­тельном следствии. При этом обвиняемый начинает говорить прав­ду под влиянием родственников, товарищей по работе, других об­виняемых, вставших на путь признания. Воздействие этих лиц осу­ществляется под руководством следователя, который в данном слу­чае одновременно играет роль экспериментатора и педагога, высту­пающего в начальной стадии исправления правонарушителя (при­знания им своей вины),

Метод экспертных оценок

В последнее время получил развитие метод экспертных оценок, сущностью которого является использование мнений специально отобранных экспертов о некоторых динамических показателях, характеризующих тенденции развития правовой психологии, отдель­ных элементов ее предмета, полученных обобщенных данных эм­пирических исследований и т.п.

В последнее время в рамках проводимых в судебной и криминальной психологии исследований определен объем изучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, хотя этот объем или схема изучения личности может относиться к любому объекту психологического исследования.

Объем изучения личности:

1. Социально-демографические данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, материальное положение семьи, жилищные условия, отношения в семье, отрицательные наклонности членов семьи (злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение противоправных действий, сексуальная распущенность и др.).

2. Уголовно-правовые данные (если изучаемое лицо - обвиняемый): когда, по какой статье УК привлекался, какую меру наказания назначил суд, где отбывал наказание; если имел несколько судимостей - есть ли общий или специальный рецидив.

3. Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи (в том числе родителей).

4. Внешние (физические) данные: лицо (краткий словесный портрет, по возможности, особенности строения лица); рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте); вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный); голос (громкий, средний, тихий, приятный - неприятный, особенности: картавый, гнусавый, наличие заикания и др.); манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечатление); одежда (опрятен - неопрятен, следит за собой, экстравагантен); татуировки (на руках, пальцах рук, других частях тела, содержание рисунков).

5. Жизненный путь: родители (время и место рождения, национальность, место жительства, социальное положение, образование, профессия, их увлечения и т. д.); детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, братья и сестры, взаимоотношения с ними, самые яркие события детства, посещал ли детский сад, отношения со сверстниками и т. д.); школа (специализация школы, любимые предметы, отношения со сверстниками и учителями, был ли любимый учитель, нарушения школьной дисциплины, успехи, школьные друзья, статус среди сверстников, имел ли клички, ставился ли на учет в комиссию (инспекцию) по делам несовершеннолетних); учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки); трудовая деятельность и служба в армии (характер работы и службы, отношение к труду и службе, положение среди коллег, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность); семейная жизнь (рождение детей, с кем живет в настоящее время).

6. Образ жизни: семья (отношения между супругами, отношение к детям, к родителям и т. д.); профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, степень удовлетворенности работой, продвижение по работе, социальный статус на работе, имеет постоянную работу, редко или часто меняет место работы); занимается домашним хозяйством (сад, огород и пр.), ведет праздный образ жизни; политическая и общественная активность (активен - пассивен и т. д.); проведение свободного времени (спорт, кино, телевидение, театр, азартные игры, выпивки с друзьями, предпочитает проводить свободное время в семье и т. д.); материальные условия жизни (имеет ли квартиру, дачу, автомобиль, какая обстановка в квартире, бюджет семьи, имеет побочные заработки и т. д.).

7. Поведение: нравственно-правовое поведение (соблюдение норм, склонность к нарушению, отношение к женщине, справедливость в спорных отношениях, нетерпимость к нарушителям норм и т. д.); поведение в стрессовой ситуации (хладнокровен, беспокоен, растерян, рациональное поведение нарушается, не нарушается); поведение в состоянии фрустрации (раздражительность, агрессивность, уступчивость, депрессия, толерантность, самообвинение и т. д.); поведение в состоянии опьянения (спокоен, миролюбив, агрессивен, драчлив, теряет контроль и т. д.); волевое поведение (решительность, инициативность, смелость, пассивность, неинициативность, трусливость и т. д.).

8. Направленность личности: доминирующие потребности (физиологические, потребность в безопасности, социальных привязанностях, статусные, потребность в уважении своей личности, в самовыражении); ценностные ориентации (ориентация на удовлетворение только собственных потребностей или членов своей семьи, на оказание помощи другим людям, ориентация на принятые в обществе нормы поведения, уважение правопорядка); материальные ценности (деньги, вещи, собственность); мировоззрение (взгляды, представления, убеждения, идеалы, жизненные принципы и т. д.); интересы (хобби и увлечения, широта, узость интересов, степень их устойчивости).

9. Способности: интеллектуальные (общие) способности (уровень образования, эрудиция, качество ума - способность к анализу, синтезу, гибкость, изворотливость, замедленность, быстрота и др., свойства памяти - точность, легкость, прочность запоминания, свойства воображения - склонность к фантазированию, реалистичность, бедность воображения и т. д.); специальные способности (организаторские, музыкальные, артистические, технические, коммуникативные - способность знакомиться, сближаться, влиять на людей и т. д.).

10. Темперамент: общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый); склонность к лидерству (отсутствие склонности); работоспособность (способен длительно работать, не уставая, помехоустойчив, требуются перерывы в работе, быстро устает); эмоциональность (сила и глубина эмоциональных реакций, склонность к образованию "застойных" эмоциональных состояний, склонность к аффективным взрывам, устойчивость, ровность настроения, преобладающее настроение - оптимистическое, унылое, мрачное, злобное и т. д., способность контролировать, сдерживать проявление эмоций и т. д.).

11. Характер: отношение к людям (уважение, доброжелательность, грубость, хамство, способность к сопереживанию (эмпатия), жестокость, правдивость, лживость, агрессивность, властность, подчиняемость, внушаемость, независимость, склонность к конформизму, конфликтность, миролюбивость и т. д.); отношение к себе (самооценка - считает себя лучше других, хуже, таким, как все), уровень притязаний (высокий, низкий, средний), самолюбие (эгоизм, скромность, здоровое честолюбие, обидчивость и др.); отношение к труду (трудолюбив, дисциплинирован, добросовестен, ленив, безответственен, разболтан и т. д.); отношение к вещам (бережливость, расточительность, жадность, склонность к накопительству, стяжательство, аккуратность, неряшливость и т. д.).

Следует особо отметить, что все применяемые в юридической деятельности психологические методы не должны противоречить этическим нормам, ущемлять права граждан, гарантированные Кон­ституцией РФ, противоречить требованиям уголовно-процессуаль­ного закона, принципам законности и туманности. В этой связи по этическим соображениям не могут быть реализованы в реальных условиях многие формирующие эксперименты (например, по изу­чению закономерностей формирования преступных группировок, массовых беспорядков и т.п.), а также применены унижающие или игнорирующие общечеловеческое достоинство «программы измене­ния поведения».

Изучение и применение методов научной психологии имеют практическую ценность для будущих юристов. Они необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогают правильно построить профессионально-деловые и повсе­дневные межличностные отношения, а также призваны помочь в самопознании с тем, чтобы рационально подходить к собственной судьбе и личностному росту.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.