Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Теоретико-методологические основы психологии.

2017-09-28 801
Теоретико-методологические основы психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Тезисы лекции

по дисциплине «Психология»

 

 

Тема 1:

Теоретико-методологические основы психологии.

Роль психологических знаний в деятельности органов внутренних дел

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № 11 от 05 мая 2017 г.

 

Москва 2017

План

Введение. 3

Вопрос 1. Психология как наука. Понятие о её предмете и объекте. 4

Вопрос 2. Методологические основы психологии как науки. 12

Вопрос 3. История развития психологии. 17

Вопрос 4. Методы психологии. 23

Вопрос 5. Связь психологии с другими науками. 38

Вопрос 6. Структура (система) юридической психологии. 46

Заключение. 49

Список литературы.. 50

 

 

Введение

Психологические познания, являющиеся составной частью юридического образования, необходимы сотруднику правоохранительных органов не только для решения отдельных юридических проблем и ситуаций, но и для реализации многих норм уголовно-процессуального закона. В настоящее время трудно себе представить профессиональную деятельность сотрудника милиции без привлечения психологических знаний. Психологическая подготовленность сотрудников ОВД, подлинное знание психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов помогает понять любое поведение, в том числе преступное.

Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работников правоохранительных органов развитой системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения. Психологическая культура повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации.

 

 

 

 

Вопрос 4. Методы психологии

Метод — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.

По своей структуре научный метод представляет собой сово­купность приемов и операций, в данном случае направленных на изучение психологических явлений.

Можно выделить четыре основные группы методов:

1) организационные методы, действующие на протяжении всего исследования:

· сравнительный — сопоставление различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению;

· лонгитюдный — многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени (например, многократноеобследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе);

• комплексный — изучение с участием представителей различных наук, что позволяет установить связи и зависимости между явления­ми разного рода (например, физиологическим, психологическим и социальным развитием личности);

2) эмпирические методы:

· обсервационные — наблюдение и самонаблюдение;

· экспериментальные — лабораторный и естественный эксперимент;

· психодиагностические — тесты, анкеты, опросники, беседа;

· праксиометрические — анализ продуктов деятельности;

· биографические — анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, на­сколько он валиден, т.е. соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался, и надежен, т.е. позволяет получить одни и те же результаты при повторном и многократном использовании;

3) методы обработки данных: количественный (математико-статистический) и качественный анализ результатов исследования, (на­пример, дифференциация материала по типам, группам, вариантам); описание случаев как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил;

4) интерпретационные методы — различные варианты генетиче­ского (анализ психики в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками пси­хики) методов.

Метод наблюдения

Рассмотрим подробнее ряд эмпирических способов добывания научных данных. Одним из основных методов психологии является метод наблюдения, т.е. преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Предметом наблюдения могут быть действия и поступки человека, его высказывания и сопровож­дающие их мимика, жесты, позы. Восприятие внешнего поведения человека носит субъективный характер, поэтому не следует спешить с выводами, необходимо многократно проверять результаты, сравни­вать их с данными других исследований. Основным условием науч­ности наблюдения выступает его объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента).

Наблюдение бывает нескольких видов:

-стандартизированное — проведенное строго в соответствии с на­меченной программой;

-свободное — не имеющее заранее установленных рамок;

-включенное — исследователь становится непосредственным уча­стником того процесса, за которым ведет наблюдение;

-скрытое — примером может служить телепередача «Скрытая камера».

Наблюдение может быть внешним (наблюдение за человеком со стороны) и внутренним (самонаблюдение, интроспекция) — наблю­дение за своими мыслями, чувствами.

Для психолога и юриста внешнее наблюдение является одним из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, психических особенностей. По внешним проявлениям следо­ватель судит о внутренних причинах поведения, эмоциональном со­стоянии, затруднениях при восприятии события преступления, об отношениях к участникам расследования, правосудию и т.д. Важные данные могут быть получены следователем в результате наблюдения за поведением обыскиваемого и анализа результатов этого наблюдения. Некоторые юристы ведут дневники наблюдений. К примеру, на осно­ве дневников Л. Шейниным написаны «Записки следователя».

Метод беседы

Психологи и юристы широко используют метод беседы. Специ­фическим видом правоохранительной беседы является допрос, т.е. привлечение к даче показаний, в ходе которого проверяются и уточ­няются многие рабочие гипотезы прокурора, следователя, дознавате­ля. Беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, обвиняемом, свидетеле, потерпевшем: установках и мо­тивах их действий, психических состояниях, процессуальной пози­ции (противодействие, содействие, уклонение от следствия) и т.д.

С учетом этих особенностей работник правоохранительных орга­нов вырабатывает индивидуальный подход к допрашиваемому и всту­пает в контакт с ним. Такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели — получению объек­тивной и полной информации о событиях преступления. Одной из разновидностей беседы служит интервью — беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материа­лом для научных обобщений.

Анкетный метод

Анкетный метод характеризуется однородностью вопросов, ко­торые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот количественный материал подвергается статистической обра­ботке и анализу. В правоохранительной практике анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла, исследовании профессиограммы должностных лиц, их профессиональной пригодности и профессиональной де­формации. В настоящее время анкетный метод широко использует­ся практическими работниками для исследования некоторых аспек­тов причин преступности.

Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых

Большое значение в юридической психологии имеет метод изуче­ния документов и продуктов деятельности испытуемых, т.е. изучение результатов физического и интеллектуального труда. Таковыми могут оказаться объекты, относящиеся к личности юриста или правонару­шителя, а также к расследуемому или рассматриваемому судом право­нарушению. По ним опытный исследователь может дать подробные типологические характеристики качеств (свойств) личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности.

Биографический метод

В последнее время все более широкое распространение получа­ет биографический метод изучения личности, который включает в себя изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей.

Биографический метод основан на изучении личности в кон­тексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлен на реконст­рукцию жизненных программ и сценариев развития личности, про­странственно-временной организации ее деловой, семейной, духов­ной жизни, природной и социальной среды.

Метод независимых характеристик

Стабильные данные о личности в целях изучения психологиче­ских особенностей ее юридической или иной трудовой деятельно­сти дает метод независимых характеристик К. К. Платонова.

Исследователь проводит опрос коллег, руководителей, других работников (всего 5—12 человек), которые хорошо знают обследуе­мого специалиста. Эти лица составляют письменные характеристи­ки испытуемого в произвольной или единой форме. Оценка черт личности проводится по шкале, позволяющей определить пять степеней проявления каждой черты:

1)развита очень хорошо, ярко выраже­на, проявляется часто и в различных видах деятельности;

2)заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная ей проявляется очень редко;

3)эта и противоположная ей черты выражены неярко и в проявлениях уравнове­шивают друг друга, хотя обе проявляются нечасто;

4) заметно более выражена и проявляется противоположная черта личности;

5) противоположная названной черта личности проявляется часто и в различ­ных видах деятельности.

Анализ материалов гражданского, административного или уголовного дела

Методом, применяемым в юридической психологии, является анализ материалов конкретного гражданского, административного или уголовного дела.

Информация для исследования содержится:

· в показаниях свидетелей, истцов, ответчиков, потерпевших, обвиняемого или подсудимого;

· в разнообразных справках, выписках, оригиналах медицин­ских, педагогических, производственных документов;

· характеристиках, протоколах процессуальных действий, заклю­чениях проведенных экспертиз.

Метод тестирования

В психологической практике в настоящее время широкое при­менение получил метод тестирования, который когда-то в отечест­венной науке недооценивался. Теперь на вооружении имеется не­сколько тысяч тестов.

Тест (англ. test — проба, проверка) - это система заданий, позволяющих из­мерить уровень развития качеств (свойств) личности.

Тестирование используется как метод психологической диагнос­тики. С его помощью исследователь на основе стандартизированных задач, которые имеют определенную шкалу значений, с известной вероятностью выявляет актуальный уровень развития у индивида не­обходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.

В юридической психологии наибольшее распространение полу­чили прожективные тесты и личностные опросники.

Прожективные тесты предназначены для выявления личност­ных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них являются тест Роршаха (с использованием чернильных клякс), тест тематической апперцепции (ТАТ) Мзррея, тест Розенцвейга (фрустрационный), тесты на основе рисунков и др.

В качестве примера можно привести последний тест: ребенка просят нарисовать родителей. В зависимости от того, чья фигура нарисована более крупной — отца или матери, можно сделать вы­вод о том, кто доминирует в семье — отец или мать.

Существует, например, тест, изучающий правосознание: излага­ется случай, который допускает разные толкования как самого факта, так и вопросов права, и предлагается сделать выбор между возмож­ными решениями. Таков тест Мира-и-Лопеца о супружеской невер­ности. Опрашиваемого просят поставить себя на место обманутого супруга и выбрать одно из десяти возможных решений: убить сопер­ника, убить виновницу, уйти от него, расторгнуть брак и т.д.

Личностные опросники построены по принципу самооценки чело­веком себя. Среди них наиболее известен тест «ММРI», содержащий 384 утверждения. По результатам ответов составляется психологический профиль личности.

Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка: первый определяет уровень тревожности личности, второй — степень замк­нутости, общительности, эмоциональной неуравновешенности. Оп­росник Айзенка также дает возможность определить тип темперамен­та и некоторые характерологические свойства.

В юридической практике тесты наиболее широко используются при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника.

Эксперимент

Одним из основных методов научного познания вообще и пси­холого-юридического исследования в частности выступает экспе­римент. Данный метод с конца XIX в. стал ведущим в психологиче­ской науке и ее отраслях. От наблюдения и других методов он от­личается активным вмешательством в ситуацию со стороны иссле­дователя. Выделяют два вида эксперимента — лабораторный и есте­ственный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально создавае­мых и контролируемых условиях, как правило, с применением спе­циальной аппаратуры и приборов.

Естественный эксперимент вырос из педагогической практики и получил в ней широкое применение и признание. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принад­лежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому. Суть его заклю­чается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуе­мых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте.

В практике психолого-юридических исследований получили распространение как лабораторный, так и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент используется в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Для него характерно применение довольно сложного лабораторного оборудования (многоканальные осциллографы, тахистаскопы и пр.). С помощью лабораторно­го эксперимента исследуются, в частности, такие профессиональные качества юриста, как внимание, наблюдательность и др.

К недостаткам лабораторного экспери­мента следует отнести трудность использо­вания лабораторной техники в условиях практической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, а также отличие проте­кания психических процессов в лабораторных условиях от их про­текания в обычных условиях.

Эти недостатки преодолеваются при использовании метода ес­тественного эксперимента. В настоящее время естественный экспе­римент применяется должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью, в первую очередь следователями. Применение его в этих случаях не должно выходить за рамки уголовно-процес­суальных норм. Это относится к проведению следственных экспе­риментов, целью которых является проверка определенных психо­физиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях рекомендуется для участия в них приглашать специалиста-психолога.

Результаты эксперимента также позволяют подтвердить, уточ­нить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воз­действия на личность, группу или коллектив. Представляет интерес, например, работа следователей, которые путем замены некоторых факторов, постоянно воздействующих на обвиняемого, достигают изменения последним его позиции, линии поведения на предвари­тельном следствии. При этом обвиняемый начинает говорить прав­ду под влиянием родственников, товарищей по работе, других об­виняемых, вставших на путь признания. Воздействие этих лиц осу­ществляется под руководством следователя, который в данном слу­чае одновременно играет роль экспериментатора и педагога, высту­пающего в начальной стадии исправления правонарушителя (при­знания им своей вины),

Метод экспертных оценок

В последнее время получил развитие метод экспертных оценок, сущностью которого является использование мнений специально отобранных экспертов о некоторых динамических показателях, характеризующих тенденции развития правовой психологии, отдель­ных элементов ее предмета, полученных обобщенных данных эм­пирических исследований и т.п.

В последнее время в рамках проводимых в судебной и криминальной психологии исследований определен объем изучения личности подозреваемого, обвиняемого, осужденного, хотя этот объем или схема изучения личности может относиться к любому объекту психологического исследования.

Объем изучения личности:

1. Социально-демографические данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, материальное положение семьи, жилищные условия, отношения в семье, отрицательные наклонности членов семьи (злоупотребление алкоголем, наркотиками, совершение противоправных действий, сексуальная распущенность и др.).

2. Уголовно-правовые данные (если изучаемое лицо - обвиняемый): когда, по какой статье УК привлекался, какую меру наказания назначил суд, где отбывал наказание; если имел несколько судимостей - есть ли общий или специальный рецидив.

3. Медицинские данные: состояние физического и психического здоровья, физическое и психическое здоровье членов семьи (в том числе родителей).

4. Внешние (физические) данные: лицо (краткий словесный портрет, по возможности, особенности строения лица); рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте); вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный); голос (громкий, средний, тихий, приятный - неприятный, особенности: картавый, гнусавый, наличие заикания и др.); манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечатление); одежда (опрятен - неопрятен, следит за собой, экстравагантен); татуировки (на руках, пальцах рук, других частях тела, содержание рисунков).

5. Жизненный путь: родители (время и место рождения, национальность, место жительства, социальное положение, образование, профессия, их увлечения и т. д.); детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, братья и сестры, взаимоотношения с ними, самые яркие события детства, посещал ли детский сад, отношения со сверстниками и т. д.); школа (специализация школы, любимые предметы, отношения со сверстниками и учителями, был ли любимый учитель, нарушения школьной дисциплины, успехи, школьные друзья, статус среди сверстников, имел ли клички, ставился ли на учет в комиссию (инспекцию) по делам несовершеннолетних); учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки); трудовая деятельность и служба в армии (характер работы и службы, отношение к труду и службе, положение среди коллег, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность); семейная жизнь (рождение детей, с кем живет в настоящее время).

6. Образ жизни: семья (отношения между супругами, отношение к детям, к родителям и т. д.); профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, степень удовлетворенности работой, продвижение по работе, социальный статус на работе, имеет постоянную работу, редко или часто меняет место работы); занимается домашним хозяйством (сад, огород и пр.), ведет праздный образ жизни; политическая и общественная активность (активен - пассивен и т. д.); проведение свободного времени (спорт, кино, телевидение, театр, азартные игры, выпивки с друзьями, предпочитает проводить свободное время в семье и т. д.); материальные условия жизни (имеет ли квартиру, дачу, автомобиль, какая обстановка в квартире, бюджет семьи, имеет побочные заработки и т. д.).

7. Поведение: нравственно-правовое поведение (соблюдение норм, склонность к нарушению, отношение к женщине, справедливость в спорных отношениях, нетерпимость к нарушителям норм и т. д.); поведение в стрессовой ситуации (хладнокровен, беспокоен, растерян, рациональное поведение нарушается, не нарушается); поведение в состоянии фрустрации (раздражительность, агрессивность, уступчивость, депрессия, толерантность, самообвинение и т. д.); поведение в состоянии опьянения (спокоен, миролюбив, агрессивен, драчлив, теряет контроль и т. д.); волевое поведение (решительность, инициативность, смелость, пассивность, неинициативность, трусливость и т. д.).

8. Направленность личности: доминирующие потребности (физиологические, потребность в безопасности, социальных привязанностях, статусные, потребность в уважении своей личности, в самовыражении); ценностные ориентации (ориентация на удовлетворение только собственных потребностей или членов своей семьи, на оказание помощи другим людям, ориентация на принятые в обществе нормы поведения, уважение правопорядка); материальные ценности (деньги, вещи, собственность); мировоззрение (взгляды, представления, убеждения, идеалы, жизненные принципы и т. д.); интересы (хобби и увлечения, широта, узость интересов, степень их устойчивости).

9. Способности: интеллектуальные (общие) способности (уровень образования, эрудиция, качество ума - способность к анализу, синтезу, гибкость, изворотливость, замедленность, быстрота и др., свойства памяти - точность, легкость, прочность запоминания, свойства воображения - склонность к фантазированию, реалистичность, бедность воображения и т. д.); специальные способности (организаторские, музыкальные, артистические, технические, коммуникативные - способность знакомиться, сближаться, влиять на людей и т. д.).

10. Темперамент: общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый); склонность к лидерству (отсутствие склонности); работоспособность (способен длительно работать, не уставая, помехоустойчив, требуются перерывы в работе, быстро устает); эмоциональность (сила и глубина эмоциональных реакций, склонность к образованию "застойных" эмоциональных состояний, склонность к аффективным взрывам, устойчивость, ровность настроения, преобладающее настроение - оптимистическое, унылое, мрачное, злобное и т. д., способность контролировать, сдерживать проявление эмоций и т. д.).

11. Характер: отношение к людям (уважение, доброжелательность, грубость, хамство, способность к сопереживанию (эмпатия), жестокость, правдивость, лживость, агрессивность, властность, подчиняемость, внушаемость, независимость, склонность к конформизму, конфликтность, миролюбивость и т. д.); отношение к себе (самооценка - считает себя лучше других, хуже, таким, как все), уровень притязаний (высокий, низкий, средний), самолюбие (эгоизм, скромность, здоровое честолюбие, обидчивость и др.); отношение к труду (трудолюбив, дисциплинирован, добросовестен, ленив, безответственен, разболтан и т. д.); отношение к вещам (бережливость, расточительность, жадность, склонность к накопительству, стяжательство, аккуратность, неряшливость и т. д.).

Следует особо отметить, что все применяемые в юридической деятельности психологические методы не должны противоречить этическим нормам, ущемлять права граждан, гарантированные Кон­ституцией РФ, противоречить требованиям уголовно-процессуаль­ного закона, принципам законности и туманности. В этой связи по этическим соображениям не могут быть реализованы в реальных условиях многие формирующие эксперименты (например, по изу­чению закономерностей формирования преступных группировок, массовых беспорядков и т.п.), а также применены унижающие или игнорирующие общечеловеческое достоинство «программы измене­ния поведения».

Изучение и применение методов научной психологии имеют практическую ценность для будущих юристов. Они необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогают правильно построить профессионально-деловые и повсе­дневные межличностные отношения, а также призваны помочь в самопознании с тем, чтобы рационально подходить к собственной судьбе и личностному росту.

Заключение

Важность изучения психологии определяется признаваемой всеми в Российской Федерации необходимостью совершенствования профессиональной деятельности сотрудников ОВД, повышения эффективности работы правоохранительных структур, что невозможно без овладения арсеналом психологических знаний.

Об этом же свидетельствуют и нововведения психолого-правового характера в УК, УПК, ГК, ГПК РФ, включение в них целого ряда таких чисто психологических терминов и понятий как: психические расстройства, не исключающие вменяемости; психофизиологические качества; нервно-психические перегрузки; аффект и т.п.

Применение в процессе деятельности сотрудниками милиции определенных психологических методов облегчает их труд, помогает регулировать и строить взаимоотношения с людьми, глубже понимать мотивы их поступков, познавать объективную действительность и правильно ее оценивать, использовать результаты познания в практике.

В 21 веке все более четко осознается мысль о том, что психология не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное звено в профессиональной подготовке всякого культурного и высокообразованного специалиста, в том числе, и в первую очередь, - сотрудника ОВД.

 

 

Список литературы

Основная:

1. Еникеев М.И Юридическая психология: Учебник для вузов(Гриф государственного комитета РФ по высшему образованию).- М.: Норма,-2015

2. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Учебник для вузов/М.И Еникеев.-2-е изд., перераб.-ил.-Изд-во «Инфра- М, Норма»-2015

3. Караяни А.Г., Цветков В.Л. Юридическая психология: от эксперимента к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /А.Г. Караяни, В.Л. Цветков – М., 2013.

4. Караяни А.Г. Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. (Гриф УМЦ «Профессиональный учебник») – Изд-во «Юнити-ДАНА», 2015.

5. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я.Кикотя. - 2-е издание перераб. и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.

6. Родин В.Ф. Психология. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 303 с.

7. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Проспект, 2015.

 

Дополнительная:

1. Антонян Ю.М. В.Е Эминов. Портреты преступников: Криминолого-психологический анализ: Монография.- Изд-во «Инфра-М, Норма», 2014.

2. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию: Учебное пособие.- Изд-во «Норма», 2014.

3. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие.: Изд-во «Проспект» 2015.

 

Доктор педагогических наук,

профессор, академик РАЕН,

профессор кафедры юридической

психологии УНК ПСД Московского

университета МВД России имени В.Я Кикотя Родин В.Ф.

 

 

Тезисы лекции

по дисциплине «Психология»

 

 

Тема 1:

Теоретико-методологические основы психологии.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.