Тема № 1. Риторика как учебный предмет, цели и задачи риторики. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема № 1. Риторика как учебный предмет, цели и задачи риторики.

2017-09-28 1720
Тема № 1. Риторика как учебный предмет, цели и задачи риторики. 1.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Занятие направлено на формирование компетенций: ОК–4; ОПК–5.

Студенты должны узнать: особенности мыслительного процесса человека (цель, условия, решение задачи).

На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения: анализировать и адекватно воспринимать найденную информацию.

Обучающиеся должны владеть: навыками подготовки и пользования конспектом выступления; приёмами поиска материала для выступления.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Понятие риторики. Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук. Предмет риторики. Основные подходы к определению понятия «риторика». Становление и основные этапы развития риторики. Понятие риторического идеала.

2. Риторический идеал античности. Особенности русского риторического идеала.

3. Риторика в современном мире. Концепции и дефиниции неориторики. Риторика как теория и практика эффективного, целесообразного, гармонизирующего общения.

4. Общая и частные риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики. Цели, задачи и содержание педагогической риторики как вузовской дисциплины.

Задания к практическому занятию:

1. Подготовка ответов на вопросы плана.

2. Подготовка доклада на одну из тем (групповые задания):

1) История риторики: античная риторика, риторика эпохи Возрождения, риторика на Руси.

2) Расцвет судебного красноречия в XIX веке.

3) Возрождение риторики. Неориторика.

Комментарии к выполнению заданий практического занятия

Данное практическое занятие призвано дать общие представления о риторике и этапах ее развития.

Давая ответ на первый вопрос, следует, в первую очередь, выяснить, что представляет собой риторика как таковая. Риторика [гр. rhētorikē] – в античности и последующие времена – теория и искусство красноречия. В древности существовало и слово «ритор» [rhētōr] – учитель красноречия.

Риторика сыграла огромную роль в истории человечества. В древних сочинениях рассказывается о божественном происхождении риторики: бог Юпитер призывает к себе Меркурия и приказывает дать людям риторику. Согласно этому мифу, риторика есть начало человеческой цивилизации.

За 2500 лет существования риторика трактовалась по-разному. Можно выделить 3 основные группы дефиниций.

Древние греки трактовали риторику как «искусство убеждения». Монологическая речь, по мнению Платона, Аристотеля и других философов и риторов, призвана привлечь слушателя на сторону говорящего.

Во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать (это понятие наиболее четко сформулировано Квинтилианом) искусство говорить хорошо». Искусство здесь означало оптимизацию речи, как со стороны результата коммуникации, так и с точки зрения ее эстетической характеристики.

В эпоху средневековья и начальный период Возрождения риторика трактуется как «искусство украшения речи». Таким образом, познание (мысль) как бы отделяется от выражения (языка), хотя изначально риторика призвана укреплять мыслеречевое единство. Кроме того, с этого времени риторика уже опирается не только на устный, но и на письменный текст.

Конечно, каждое из трех перечисленных исторических определений риторики не может быть приписано определенному периоду ее развития, а лишь отражает объект с различных сторон.

В современной теории речевой коммуникации риторика понимается как: 1) наука об ораторском искусстве; 2) свод правил ораторского искусства или учебной дисциплины; 3) злоупотребление ораторским искусством.

Таким образом, риторика может быть также определена как теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизующей речи.

Задачей риторики как теории ораторского искусства является всестороннее изучение красоты, энергичности и разумности человеческого слова, соотнесение этих свойств слова с чувства, волей и разумом человека и выявление всех возможных проявлений в слове, прекрасного и безобразного, должного и недолжного, разумного и неразумного. Целью риторики как учебной дисциплины является формирование навыков и умений выражать в слове все прекрасное, должное и разумное и распознавать все безобразное, недолжное и неразумное.

Говоря о риторике, ее роли в развитии гуманитарных наук и этапах развития, необходимо указать, что понятие о предмете данной дисциплины устоялось в отечественной науке не сразу. Примерно до середины XIX столетия риторика являлась не только наукой об ораторском искусстве, но и теорией прозы и поэзии, вообще теорией художественной речи.

У истоков русской риторики как науки стоит работа М.В. Ломоносова «Риторика», сохранившаяся в двух редакциях (рукописной – 1744-го года и печатной – 1748-го года). Издавая свою «Риторику («Краткое руководство к красноречию»), Ломоносов преследовал прежде всего практические цели – вооружить обычных русских людей («в пользу любящих словесные науки», по его определению) основами стройного, логического, аргументированного и вместе с тем выразительного изложения. Поэтому он отступил от сложившейся традиции и написал «Риторику» не на латинском (как это было принято на Западе и отчасти в России) и не на церковнославянском (как писали его предшественники), а на русском языке, лишив тем самым духовных «речетотцев» монопольного владения теорией словесного искусства.

Следует подчеркнуть, что «Риторику» Ломоносов рассматривал как нечто целое с другой своей книгой «Грамматикой» (1757) и собирался опубликовать их вместе (к сожалению, эта попытка не осуществилась). В предисловии к «Грамматике» было сказано: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, непонятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

Учение М.В. Ломоносова о трех стиля речи – высоком, среднем и низком, нашедшее отражение в его работе «Предисловие о пользе книг церковных в Российском языке» (1757) – зародилось и складывалось именно в границах риторики.

Ломоносов видит в риторике «основу поэтического и прозаического творчества, учение о формах литературного красноречия и о формах его театрально-бытовой реализации в звуке и жесте», – писал в 1929-ом году в труде «О художественной прозе» филолог-русист В.В. Виноградов (1895 – 1969). Следовательно, в предмет риторики теория собственно ораторского искусства (оратория) входила только как часть общего учения и прозе и поэзии.

Судьба риторики и ее история рассмотрены В.В. Виноградовым в уже упоминавшемся выше труде «О художественной прозе» (во второй его части, названной «Поэтика и риторика»). По наблюдениям ученого, положение риторики заметно меняется к середине 30-х годов XIX столетия. Перед литературой, которая сосредоточивается «на прозаических низких жанрах», «остро встает проблема борьбы с риторикой».

Поэтика и риторика разделяются; риторика вытесняется за пределы литературы. Однако в литературе сохраняются особые «риторические формы» – «ряд приемов построения», рассчитанных на «убеждение» читателя.

Постепенно, на протяжении первой половины XIX века, предмет риторики как науки все более суживается: от него одна за другой отпадают то одна, то другая области словесности, обретая отдельность и самостоятельность. Риторика подразделяется на общую (то есть теорию прозы вообще) и частную (рассматривающую отдельные прозаические жанры: «повествовательно-описательные», «поучительно-деловые», «побудительные, или собственно ораторские»). В 30-е годы XIX века некоторые авторы выделяли три «стиля» – поэтический, прозаический и ораторский, причем последний понимался как «промежуточный» между первыми двумя. Таковы были, например, взгляды Василия Плаксина, который так определял задачу риторики: «Риторика учит сообразоваться с целью, с обстоятельствами, с лицами – с их способностями, степенью образования, с наклонностями; и естественную наготу истины, часто оскорбительную, часто горькую, научает прикрывать и услаждать искусством» (1832).

В 40-е годы XIX века поэтика и риторика окончательно получают различные предметы; риторика «как отдел теории литературы» исчезает. Поэтика рассматривает структуру литературного произведения, отвлекаясь от его воздействия на адресата. Риторика вновь (как и в античную эпоху) становится учением о приемах убеждения.

Необходимо отметить, что в отечественной культуре наиболее яркой фигурой, в чьей публицистической деятельности была развернута целая кампания ниспровержения риторики и как науки, и как учебного предмета, изучавшегося в гимназиях, был В.Г. Белинский (1811 – 1848).

Попытки возрождения риторики в России можно отнести к 20-м годам XX века. Но большинство ученых, которые ратовали за возрождение риторики, погибли в сталинских лагерях или были высланы из страны. Ораторская речь не смогла в это время стать «неотложной темой филологической науки», к чему призывал академик В.В. Виноградов. Отечественная риторическая традиция, научная и практическая, была прервана на долгие десятилетия. Возврат к этой традиции начинается с 80 – 90-х годов XX столетия. Современная риторика в России не столько создается заново, сколько возрождается на новом уровне.

В системе понятий, используемых риторикой, ключевое понятие принадлежит категории риторического идеала. Идеал – это высший образец, «первообраз», выражающий систему ценностей. Риторический идеал – это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей – эстетических и этических нравственных (этических).

Можно отметить, что оценка успешности и эффективности речи, ее «качества» происходит на основе сопоставления реального дискурса (речевого поведения) и существующего в данной культуре идеального образца – риторического идеала.

В сознании каждого человека – носителя определенной культуры – существует и действует определенная система ценностей и ожиданий по поводу того, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации, «что такое хорошо и что такое плохо» в речи и речевом поведении. Система эта не случайна, а закономерна и исторически обусловлена. Поэтому история риторики может быть изучена именно как история возникавших, утверждавшихся и сменявших друг друга риторических идеалов.

Исходя из определения риторики (данного античным философом Аристотелем) как науки находить способы убеждения, можно типологизировать риторические идеалы по различиям способов убеждения, доминирующих в различных культурах «европейского образца». Последние, в общих чертах, могут быть описаны с использованием следующей триады оппозиций:

- агональный / гармонизирующий;

- релятивистский / онтологический (эвристический);

- монологический / диалогический

Ответ на второй вопрос перекликается с одним из докладов. Необходимость рассмотрения отдельного вопроса обусловливается тем, что доклад готовится отдельными группами студентов. Кроме того, в ходе выступления студентов с докладом подготовленный ими текст заслушивается, ответ на вопрос предполагает обсуждение определенной проблемы.

В ходе подготовки ответа на третий вопрос, необходимо выяснить, какое место занимает риторика в современном мире. Можно отметить, что риторика занимает особое место среди гуманитарных наук в различных странах, в частности, в США, Японии. Наряду с этим необходимо подчеркнуть, что риторика заняла важное место в системе гуманитарных наук в нашей стране.

Риторика тесно связана с целым кругом дисциплин: языкознание, философия, этика, эстетика, психология, физиология. Кроме того, риторика взаимодействует с теорией анализа дискурса (речевого поведения) – особым направлением лингвистической прагматики (его бурное развитие началось в 80-е годы XX века). Значимыми для развития риторики являются ее связи с социо-, психо- и этнолингвистикой, культурой речи, психологией общения, когнитивной психологией и другими дисциплинами и их отдельными областями.

Опираясь на теорию информации и теорию коммуникации, специалисты по речевом общению склонны считать эффективным (успешным) такое общение, при котором потери информации в процессе ее передачи от слушающего к говорящему минимальны. Различаются три типа информации, передаваемой речью: 1) понятийно-логическая; 2) оценочная (со знаком + или –); 3) эмоциональная. Современная риторика, отражая наиболее актуальную проблему речевого общения в современном мире – проблему обеспечения наилучшего взаимопонимания между людьми, конструктивного решения возникающих конфликтов, прежде всего решает задачу объединения участников общения. Поэтому особую значимость в настоящее время приобрела концепция гармонизирующего диалога. (В этомсловосочетании категория гармонии и категория диалога неразрывно связаны друг с другом, и это единство определяет пути развития риторического идеала). Исходя из этого, формулируется одно из современных определений риторики как теории эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

Давая ответ на последний вопрос, необходимо указать, что в настоящее время выделяется общая и частные риторики (юридическая риторика, гомилетика (риторика проповедническая), военная риторика и т. п.).

Педагогическая риторика как учебная дисциплина имеет свою историю. В конце 80-х годов XX века в учебные планы педагогических вузов вошла новая дисциплина – культура речи учителя. В 90-е годы была создана концепция частной риторической дисциплина, названной «педагогическая риторика». Первое учебное пособие по этой дисциплине появилось в 1998-ом году (Михальская А.К. Педагогическая риторика. История и теория).

Предмет педагогической риторики как частной риторической дисциплины – оптимизация профессиональной педагогической речи учителя, объект – успешный (эффективный) педагогический дискурс. Педагогическая риторика, как и риторика общая, основной категорией имеет не норму (как культура речи), но идеал. То есть она изучает не то, что существует в реальности – обычный, «нормальный» педагогический дискурс со всеми его недостатками, но то, что должно быть – прекрасную, совершенную речь профессионального педагога. Теория такой идеальной для определенной культуры педагогической речи и есть теория педагогической риторики, основная ее категория – риторико-педагогический идеал.

Педагогико-риторический идеал может рассматриваться как конкретизация идеала общериторического, однако он обладает и своей спецификой, обусловленной особенностями педагогической речи – задачей использования слова как средства получения знания и воспитания человека.

Необходимо отметить, что профессиональная речевая подготовка учителя – связующего звена в цепи поколений, культурных традиций и ценностей – призвана не только обеспечить владение речью как средством передачи знания (точнее обеспечить понимание и овладение путями совместного получения знаний в гармонизирующем эвристическом диалоге), но и представить высший речевой образец, который формировался в отечественной культуре столетиями.

1. Прочитайте определения риторики из разных источников, указанных в списке литературы, например:

Введенская, Л. А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов;

Михальская, А. К. Педагогическая риторика: учеб. пособие для студентов пед. вузов;

Тимонина, И. В. Педагогическая риторика: учеб. пособие / И. В. Тимонина.

Какое из определений, на ваш взгляд, является наиболее полным. Прокомментируйте каждое из определений.

2. Прочитайте внимательно «Манифест ритора». С какими из положений манифеста вы согласны, какие, на ваш взгляд, являются спорными?

Выделите в каждом положении ключевые слова, объяснив ваше понимание этих слов (см. Введенская, Л. А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов; Михальская, А. К. Педагогическая риторика: учеб. пособие для студентов пед. вузов).

3. Выполните упражнение из указанного пособия на стр. 11.

4. Из предлагаемых материалов выпишите определения педагогической риторики. Какое из определений вам нравится больше, почему?

5. Как вы понимаете следующее высказывание: «Педагогическая риторика может выполнять функцию интеграции учебных дисциплин и сама может выступать в роли интегратора учебных предметов благодаря своему содержанию, отличающемуся как общекультурной (развитие умения мыслить), так и общеречевой направленностью (развитие коммуникативно-речевых и риторических умений)».

6. Вопросы для самоконтроля:

- Какие определения педагогической риторики существуют?

- В чем заключаются функции педагогической риторики?

- Что является объектом и предметом педагогической риторики?

- Каковы задачи обучения?

- Назовите виды педагогической речи.

6. Установите соответствие:

Ученый (А) Определения (В)
  1. Морозов В. Э.
  2. Михальская А. К.
  3. Горобец Л.Н.
1.Область человеческой культуры, включающая в себя искусство, науку и практику убедительной, эффективной речи, обязательно пафосной, модальной, гражданственной в различных жанрах педагогического общения; это наука об условиях и формах эффективной педагогической коммуникации. 2.Наука об эффективности речи педагога. 3.Синкретичная дисциплина, объектом которой является общение в процессе преподавания и воспитания, это теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения.

7. Дайте полный ответ на тестовый вопрос.

Возрождение педагогической риторики началось в: (один ответ)

1. 80-х гг. ХХ в.

2. 20-х гг. ХХ в.

3. 80-х гг. ХIХ в.

4. V в. до н.э.

8. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Какие из них являются верными? Обоснуйте свою точку зрения.

1) Речевое воздействие – раздел риторики.

2) Риторика – раздел речевого воздействия.

3) Риторика – это наука о речевом воздействии.

4) Риторика – наука об эффективной публичной речи.

5) Риторика – наука о межличностном общении.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.