Кафедра русской и зарубежной филологии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кафедра русской и зарубежной филологии



В г. Славянске-на-Кубани

 

Кафедра русской и зарубежной филологии

 

Н. С. БАЛАЦЕНКО, Л. И. САРТАЕВА

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

 

Методические материалы к изучению дисциплины

для студентов 2-го курса бакалавриата, обучающихся по направлениям:

44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки – История, Право; Экономика, Право; Математика, Информатика; Английский язык, Немецкий язык;

Технология, Экономика)

44.03.01 Педагогическое образование

(с одним профилем подготовки – Биология; Физическая культура)

Очной и заочной форм обучения

 

Славянск-на-Кубани

Филиал Кубанского государственного университета
в г. Славянске-на-Кубани

 

 

УДК 808.5:37

ББК 80.7

Б 201

 

Рекомендовано к печати кафедрой русской и зарубежной филологии

филиала Кубанского государственного университета

в г. Славянске-на-Кубани протокол № 4 от 28 декабря 2016 г.

Рецензент:

Кандидат филологических наук, доцент

Е. В. Литус

  Б201 Балаценко, Н. С. Педагогическая риторика: метод. материалы к изучению дисциплины для студентов 2-го курса бакалавриата, обучающихся по направлениям: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – История, Право; Экономика, Право; Математика, Информатика; Английский язык, Немецкий язык; Технология, Экономика); 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки – Биология; Физическая культура) очной и заочной форм обучения / Н. С. Балаценко, Л. И. Сартаева. – Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2017. – 34 с. 50 экз.

 

Методические материалы по дисциплине «Педагогическая риторика» составлены в соответствии с ФГОС высшего образования, учебным планом и учебной программой курса, содержат планы и комментарии к практическим занятиям, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов с советами по ее организации, а также вопросы и образцы тестовых заданий для подготовки к зачету. Дан перечень основной и дополнительной литературы.

Издание адресовано студентам 2-го курса бакалавриата, обучающимся по направлениям: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – История, Право; Экономика, Право; Математика, Информатика; Английский язык, Немецкий язык; Технология, Экономика); 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки – Биология; Физическая культура) очной и заочной форм обучения.

 

ББК 808.5:37

УДК 80.7

 

 

© Филиал Кубанского государственного университета
в г. Славянске-на-Кубани, 2017

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Назначение дисциплины, её место в системе подготовки бакалавра

Методические материалы по курсу «Педагогическая риторика» разработаны в соответствии с ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.03.05 и 44.03.01 Педагогическое образование, (квалификация (степень) "бакалавр"), разработанного Министерством образования и науки РФ и утвержденного приказом № 46 от 17.01.2011 г., зарегистрированного в Минюсте России 22 марта 2011 г. N 20228 (с изменениями от 31 мая 2011 г.) и Примерной основной образовательной программы, утверждённой решением Президиума УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров от 15 июня 2010 года. Протокол №2.

Материалы курса помогают студентам формировать коммуникативную компетентность педагога на основе познания законов эффективного общения, описанных в исследованиях по педагогической риторике.

Курс педагогической риторики позволяет решить важные задачи профессиональной подготовки педагога:

- познакомить студентов с основами знаний о речи и общении, видах общения, речевой деятельности, с качествами речи (правильность, чистота, точность, богатство, выразительность, коммуникативная целесообразность);

- обогатить знания студентов об основных нормах современного русского литературного языка, которые должны соблюдаться в бытовой и деловой сферах общения;

- научить анализировать речь учащихся и свою собственную речь (с риторических позиций);

- научить будущих учителей владеть своим голосом, речевым аппаратом, с тем, чтобы педагогическое общение было максимально эффективным;

- помочь студентам овладеть различными видами речевой деятельности, умением квалифицированно вести беседу;

- подготовить к созданию профессионально значимых речевых произведений.

Дисциплина «Педагогическая риторика» занимает важное место в системе курсов гуманитарного, социального, экономического циклов и относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения курса «Педагогическая риторика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Профессиональная этика», «История отечественной культуры», «Культурология», «Профессиональная коммуникация в иноязычной среде».

Процесс успешного освоения студентами дисциплины начат на предшествующих этапах обучения и направлен на формирования следующих компетенций:

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК–4);

- владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК–5).

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Таблица 1

Наименование компетенции способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
Индекс компетенции ОК-4
Компонентный состав компетенции
Знает Умеет Владеет
–особенности мыслительного процесса человека (цель, условия, решение задачи); –основы подготовки к публичному выступлению –выбирать тему (цель речи) и определять основное содержание будущего выступления; –работать над композицией публичного выступления; –обобщать, анализировать и адекватно воспринимать найденную для выступления информацию –навыками подготовки и пользования конспектом выступления; –приёмами поиска материала для выступления; –способами словесного оформления публичного выступления
Наименование компетенции – владением основами профессиональной этики и речевой культуры
Индекс компетенции ОПК-5
Компонентный состав компетенции
Знает Умеет Владеет
–специфику кумулятивной функции языка; –этические нормы речевой культуры; –национальную специфику речевого этикета и невербальной коммуникации –соблюдать этику устной речи и слушания; –применять на практике правила делового этикета –речевым этикетом (речевыми формулами приветствия, просьбы, благодарности; обращением на «ты» и «вы» и т. п.); –культурой устной деловой речи и телефонного общения

 

В процессе изучения дисциплины «Педагогическая риторика» студенты должны овладеть знаниями:

- о сути, правилах и нормах общения;

- о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативных ситуациях;

- о тексте как единице общения, о требованиях к его созданию с учетом ситуации общения;

- о нормах речевого поведения учителя;

- о специфике педагогического общения, особенностях коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения;

- о приемах анализа речевого поведения, в том числе и речевого поведения учителя;

- о жанрах педагогического общения;

- о письменных жанрах профессионального общения, о приемах их создания и специфике использования в реальной педагогической деятельности.

На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения:

- ориентироваться в ситуации общения;

- анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты;

- формулировать и реализовывать коммуникативное намерение (цель высказывания);

- анализировать и создавать профессионально-значимые типы высказываний;

- реализовать созданное высказывание в речевой практике;

- адекватно оценивать свои коммуникативные удачи, неудачи, промахи и достижения.

Обучающиеся должны владеть:

- риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;

- коммуникативно-речевыми (риторическими умениями);

- спецификой педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя;

- умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;

- опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;

- умением применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях и различных коммуникативных ситуациях, способностью искать и находить наиболее адекватное решение многочисленных профессиональных задач;

- знанием о сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого идеала как образца педагогического общения.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов, из них: аудиторных 50: практических занятий – 46, КСР – 4; 58 часов самостоятельной работы, зачет).

Содержание разделов дисциплины

Таблица 2.

 

№ раздела Наименование разделов и тем дисциплины Форма текущего контроля Разработано с участием представителя работодателей
Раздел 1
1. Риторика как учебный предмет, цели и задачи риторики. Устный опрос, доклад (групповое задание). МБОУ СОШ №3 Г. Славянск-на-Кубани
2. Общение и коммуникация. Устный опрос, тезисы доклада. – " –
3. Невербальные средства общения. Устный опрос, творческое задание, ролевая игра. – " –
4. Коммуникативная ситуация, ее составляющие. Устный опрос, творческие задания, ролевая игра. – " –
5. Речевое взаимодействие учителя и учащихся. Педагогическая стратегия. Педагогическая тактика. Устный опрос, доклад (групповое задание). – " –
6. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Устный опрос, творческие задания, ролевая игра. – " –
7. Процесс чтения и воспроизведение прочитанного. Специфика продуктивных видов речевой деятельности. Устный опрос, доклад (групповое задание). – " –
Раздел 2
8. Текст как продукт речевой деятельности. Устный опрос, творческое задание, доклады. – " –
9. Речевой жанр и речевая деятельность. Устный опрос, творческое задание, доклады, ролевая игра. – " –
10. Устная форма речевой коммуникации. Техника речи. Устный опрос, творческое задание. – " –
11. Процесс речеобразования. Дикция. Голос. Устный опрос, тезисы доклада. – " –
12. Коммуникативные качества речи. Устный опрос, групповой проект. – " –
13. Взаимодействие коммуникативных качеств речи в процессе общения. Устный опрос, групповой проект, ролевая игра. – " –
14. Межличностное речевое взаимодействие. Устный опрос, тезисы доклада. – " –
15. Ситуации беседы. Типы беседы. Устный опрос, доклад (групповое задание). – " –
Раздел 3
16. Устные высказывания профессионального характера. Устный опрос, творческое задание. – " –
17. Объяснительный монолог как речевой жанр Устный опрос, участие в дискуссии. – " –
18. Публичное выступление. Устный опрос, творческое задание. – " –
19. Функции и разновидности аргументирующей речи Устный опрос, групповой проект. – " –
20. Основы полемического мастерства. Устный опрос, творческие задания, ролевая игра. – " –
21. Письменная речь. Устный опрос, доклад (групповое задание). – " –
22. Письменные жанры делового общения Устный опрос, творческие задания, ролевая игра. – " –
23. Речевой этикет и культура общения. Устный опрос, тезисы доклада. – " –

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»

Таблица 3.

Тема Аудиторная нагрузка Сам. работа Всего
Лк Пр. зан. КСР Итого
Раздел 1.
  Риторика как учебный предмет, цели и задачи риторики.            
  Общение и коммуникация.            
  Невербальные средства общения.            
  Коммуникативная ситуация, ее составляющие.            
  Речевое взаимодействие учителя и учащихся. Педагогическая стратегия. Педагогическая тактика.            
  Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.            
  Процесс чтения и воспроизведение прочитанного. Специфика продуктивных видов речевой деятельности.            
Подготовка к 1-ой контрольной работе            
Раздел 2
  Текст как продукт речевой деятельности.            
  Речевой жанр и речевая деятельность.            
  Устная форма речевой коммуникации. Техника речи.            
  Процесс речеобразования. Дикция. Голос.            
  Коммуникативные качества речи.            
  Взаимодействие коммуникативных качеств речи в процессе общения.            
  Межличностное речевое взаимодействие.            
  Ситуации беседы. Типы беседы.            
Подготовка ко 2-ой контрольной работе            
Раздел 3
  Устные высказывания профессионального характера.            
  Объяснительный монолог как речевой жанр            
  Публичное выступление.            
  Функции и разновидности аргументирующей речи            
  Основы полемического мастерства.            
  Письменная речь.            
  Письменные жанры делового общения            
  Речевой этикет и культура общения.            
Подготовка к тестированию            
Итого по курсу            
Подготовка к зачету            
Контроль СРС            
Всего по курсу            

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Задачи занятий определяются содержанием компетенций:

ОК–4: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

ОПК–5: владением основами профессиональной этики и речевой культуры.

Тема № 21. Письменная речь.

Занятие направлено на формирование компетенций: ОК – 4; ОПК – 5.

Студенты должны узнать: содержание педагогических жанров; письменные профессионально значимые речевые жанры: аннотация, отзыв, рецензия, реферат, биография, автобиография, характеристика.

На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения: выбирать педагогический жанр, определять основное содержание педагогического жанра; обобщать, анализировать выбранный жанр; применять на практике правила делового этикета.

Обучающиеся должны владеть: навыками составления письменных профессиональных речевых жанров: аннотацией, отзывом, рецензией, рефератом, биографией, автобиографией, характеристикой; речевым этикетом и культурой письменной деловой речи и общения.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. «Репертуар» педагогических жанров как особых форм речевой практики учителя.

2. Письменные профессионально значимые речевые жанры. Функции письменных педагогических жанров, их специфика.

3. Аннотация как разновидность вторичного текста. Отзыв и рецензия как разновидности вторичных текстов. Функции отзыва и рецензии. Средства выражения оценки в отзыве и рецензии (общее и различное). Риторические приемы, характерные для отзыва и рецензии. Цели и правила использования цитат и изречений в отзывах и рецензиях. Риторические средства диалогизации речи в отзыве и рецензии.

4. Реферат (письменный), его функции и сфера использования. Особенности реферата-обзора.

5. Биография и автобиография как разновидности делового повествования. Структурно-смысловые части (блоки) биографии. Биография с элементами характеристики. Стилистические особенности биографии и автобиографии. Речевые структуры (формулы, клише), характерные для биографии и автобиографии.

6. Характеристика лица как жанр делового общения. Характеристика ученика (учителя, одного из родителей). Сравнительная характеристика (двух учеников, родителей, учителей). Групповая характеристика (класса, группы учащихся, членов кружка). Стилевые разновидности индивидуальных характеристик. Авторские характеристики в литературе на педагогические темы. Риторические приемы создания характеристик. Отчет (письменный) как разновидность делового общения. Речевые клише, характерные для отчета.

Задания к практическому занятию:

1 Подготовка ответов на вопросы плана 1–4.

2 Творческое задание: Написание текстов различных жанров профессионального общения: аннотации и отзыва (индивидуальные задания)

3 Подготовка ответов на вопросы плана 5–6.

4 Творческое задание: Написание автобиографии (индивидуальные задания).

Комментарии к выполнению заданий практического занятия

1. Повторите изученную ранее тему (№ 6). Дайте характеристику понятия «русский литературный язык». Вспомните, какие функциональные стили выделяются в русском литературном языке. Прочитайте фрагмент текста, выделите в нем главные моменты.

1) Чтобы пользоваться языком в речевой деятельности, необходимо знать, по каким правилам следует проводить отбор языковых средств в процессе создания текстов различных жанров.

Существование стилей в языке и речи обеспечивается прежде всего наличием синонимических средств в области лексики, фонетики, морфологии и синтаксиса, что дает возможность по-разному передавать примерно одинаковое содержание высказывания, а также выражать (если это необходимо) то или иное отношение к этому содержанию.

2) Стиль официально-деловой. Используется в сфере официальных деловых отношений. Реализуется при составлении государственных актов, инструкций, договоров, законов, официальных сообщений, документации различного характера (заявления, справки, отчеты, протоколы).

Официально-деловой стиль реализует функцию сообщения. Сообщение в данном случае регулирует отношения между людьми, между гражданами и государством, содержит инструкцию, разъясняет какие-либо нормы и правила, переводит отраженные в том или ином документе различные стороны человеческих отношений в разряд официально-деловых.

Ведущие стилевые черты: предписывающий характер, точность, не допускающая инотолкования, объективность, связанная с правовой нормой.

Языковые средства, способствующие речевому воплощению основных функций официально-делового стиля, таковы:

1) Высокий процент стандартных средств, клишированных конструкций, канцелярских штампов. Употребление слов в прямом, номинативном значении, специальной терминологии (ответчик, истец, арендатор, докладная, справка, акт, присутствовали, слушали и т. п.).

2) 2. Ярко выраженный именной характер официально-делового стиля: использование отглагольных существительных, относительных прилагательных (в текстах этого стиля самый высокий процент их употребления – 85,5%), прилагательных со значением долженствования. Из глагольных форм преобладают инфинитив со значением категорического предписания и формы настоящего времени, что позволяет придать речи в целом утверждающе-констатирующий или предписывающий характер.

3) В текстах официально-делового характера используются значительные по длине предложения, осложненные различными оборотами, сложные предложения и синтаксические периоды, конструкции с повелительным и обобщенным значением. Таким образом, в речи мы пользуемся языковыми средствами с учетом их функциональных особенностей и стилистической принадлежности.

3) Официально-деловой стиль – один из функциональных стилей русского языка, он характеризуется предельной информативностью, стандартизацией, отсутствием языковой индивидуальности пишущего. Нормы официально-делового стиля реализуются как в выборе языковых средств, так и в организации самих деловых текстов.

2. Определите жанровую принадлежность данных текстов.

1) Римляне строили на века. В провинциях они основали много городов. Для снабжения Рима и других городов строили водопроводы. В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым вода текла под небольшим уклоном. Для перевода труб через низины и реки возводили мосты со многими арками. В разных странах сохранились остатки римских водопроводов. (А. А. Вигасин и др. История древнего мира.)

2) В 334 году до н. э. небольшое греко-македонское войско переправилось через пролив, отделяющий Европу от Азии. Преграждая путь войску Александра, на обрывистом берегу горной реки Граник стояли конные и пешие отряды персов. Надвигался вечер. Что делать? «Жди утра, царь, – посоветовал старый македонский военачальник Парменион, – и нападай перед рассветом: застигнешь врага врасплох». – «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, бояться ручейка, – ответил Александр. – Трубите к наступлению!»

Под градом стрел, преодолев быстрое течение и высокий крутой берег, конница македонян вступила в бой. В схватке Александр был окружен врагами. Военачальник персов ударом сабли срубил гребень его шлема и вновь занес клинок. Гибель царя казалась неизбежной. Но в этот миг подоспел друг Александра Клит и пронзил перса копьем. Сражение окончилось победой македонян. (А. А. Вигасин и др. История древнего мира).

3) Подавив восстание греков, Александр Македонский потребовал, чтобы афиняне выдали ему Демосфена и других вожаков демоса. Афиняне не знали, на что решиться. Тогда Демосфен рассказал им басню о неразумных овцах, которые выдали сторожевых собак лютому волку. Поразмыслив, афиняне отправили к Александру посла, который уговорил царя помиловать вожаков демоса. В чем смысл басни, рассказанной Демосфеном? (А. А. Вигасин и др. История древнего мира).

4) Эварист Галуа. Он прожил двадцать лет, всего пять лет из них занимался математикой. Математические работы, обессмертившие его имя, занимают чуть более 60 страниц.

В 15 лет Галуа открыл для себя математику и с тех пор, по словам одного из преподавателей, был «одержим демоном математики». Галуа не задержался на элементарной математике и мгновенно оказался на уровне современной науки. Ему было не полных 18 лет, когда была опубликована его первая работа. Бурные июльские дни 1830 года застали Галуа в стенах высшей нормальной школы. Его все более захватывает новая страсть – политика. В январе 1831 года Галуа передал в парижскую академию наук рукопись своего исследования о радикалах. Она содержала окончательное решение проблемы о разрешимости алгебраических уравнений в радикалах, то, что сегодня называется теорией Галуа и составляет одну из самых глубоких глав алгебры.

30 мая 1831 года Галуа был тяжело ранен на дуэли и умер на следующий день. (Энциклопедический словарь юного математика.)

5) С появлением в обиходе слова «электричество», и особенно со времени открытий Вольты и Эрстеда, воображение многих было захвачено таким обстоятельством: электрический ток передается по проволоке и может воздействовать на большом расстоянии, куда эта проволока проложена, на магнитную стрелку. Это вызвало к жизни множество витавших в воздухе идей электромагнитного телеграфа. Преодолеть противоречие между правильностью идеи и практической попыткой использовать ее для возрождения традиций «малоинформационного» телеграфа, родственного по существу древним кострам, с той только разницей, что костров столько, сколько букв в алфавите, суждено было известному русскому ученому Павлу Львовичу Шиллингу.

Вот каков был Павел Львович, по словам одного из своих современников: «Это Каллистро или что-либо приближающееся. Он и чиновник нашего министерства иностранных дел, и говорит, что знает по-китайски, что весьма легко, ибо никто ему в этом противоречить не может... Он играет в шахматы две партии вдруг, не глядя на шахматную доску...»

Лишь немногие видели в Шиллинге не столько дипломата, барона, сколько талантливого ученого. К последним относился, по-видимому, Александр Пушкин, числивший Шиллинга в числе своих друзей, наблюдавший за его научной деятельностью как раз в годы открытия электромагнитного телеграфа. По мнению кандидата исторических наук Н. Я. Эйдельмана, именно под влиянием Шиллинга Александр Сергеевич набросал строки:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И Гений, парадоксов друг.

(В. П. Карцев. Приключения великих уравнений.)

3. Какие средства, характерные для официально-деловой речи, использованы в фельетоне А.П. Чехова? С какой целью?

В книге «входящих» под литерой Д, № 8, год 80-81, на полях и в пустых местах имеются карандашные пометки, сделанные разными почерками. Так как все они носят печать мудрости и пользы высокого значения, то надо думать, что они принадлежат лицам начальствующим. Выбираю самые лучшие и характерные:

«На прошение губернского секретаря Осетрова об единовременном пособии могу ответить указанием на Римскую империю, погибшую от роскоши. Роскошь и излишества ведут к растлению нравов; а я желаю, чтобы все были нравственны. Впрочем, пусть Осетров сходит в вицмундире к купцу Хихикину и скажет ему, что его дело близится к концу».

«Хотя по точному смыслу ст. 64, п. 1 Уст. о герб. сборе прошения о выдаче свидетельств о бедности не подлежат гербовому сбору, но, тем не менее, объявить вдове Вониной, что в неприлеплении ею шестидесятикопеечной марки я усматриваю не столько понимание духа законов, сколько желание действовать самовольно помимо указаний надлежащего начальства. Если действительно не нужна была бы марка, то отлепили бы мы ее сами, она же распоряжаться не может. Отказать».

4. Определите стиль и жанр данных текстов.

1) Иван Посошков – мыслитель, писатель, экономист петровской эпохи. Как показывает его довольно большое литературное наследие, Посошков был сторонником царя-реформатора, но при этом выступал и с умеренной критикой некоторых его начинаний. В творчестве и мировоззрении Посошкова отразились многие противоречия переломной эпохи. Он был уже зрелым человеком ко времени начала реформ и на год пережил Петра Великого. Посошков – сын ювелира-серебреника освоил грамоту, видимо, в основном самостоятельно. В дальнейшем был предпринимателем, занимался монетным делом, организовал добычу нефти, производство красок. Но главное, что отличало Посошкова от основной массы современников, – это склонность к изобретательству и писательству. Он незамедлительно откликался на злободневные проблемы общественной жизни России. (Г. М. Карпов. Петровская эпоха в российской истории и культуре).

2) В последние годы у нас в стране много пишут и говорят о предпринимательстве, о необходимости усвоения его исторического опыта, важности возрождения ценных дореволюционных традиций. В глазах широких слоев читателей фигуры видных представителей предпринимательского мира России XIX – начала XX вв. (Алексеевых, Бахрушиных, Морозовых, Рябушинских, Третьяковых, Щукиных и других) приобретают все более отчетливые очертания, наполняются конкретным смыслом, вызывают уважение. Восхищают не только их деловая хватка, предприимчивость, размах, но и многогранная деятельность предпринимателей на ниве благотворительности и меценатства. (В. Б. Перхавко. Древнейшие истоки российского предпринимательства).

5. На основании данных материалов и информации, полученной в ходе изучения различных дисциплин, объясните, чем отличаются различные типы текстов:

1) Аннотация – это краткое, обобщенное описание текста книги, статьи. Перед текстом аннотации обычно даются выходные данные книги: приводится имя автора, название, место и время издания книги, указывается ее объем. В аннотации кратко формулируется основная тема книги, статьи.

Реферат – это обобщенное изложение содержания какого-либо научного текста: статьи, ряда статей, монографии и др. Реферат состоит обычно из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы, к которым пришел автор реферируемого труда. К реферату предъявляется ряд требований. Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста, причем изложение должно быть сжатым. Цель реферирования – создать «текст о тексте», причем человек, который реферирует научный труд, может выражать свою оценку научного текста, используя формулы: «нельзя не согласиться», «автор удачно иллюстрирует», «не может быть подвергнуто сомнению положение автора» и др.).

Рецензия – это письменный анализ научного текста, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений работы (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.); во-вторых, обобщенную аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значительности работы.

Рецензия пишется обычно по следующему плану:

1) Предмет научного анализа в рассматриваемой статье. (В этой части рецензии можно использовать следующие формулы: В работе автора рассматривается следующая проблема... В рецензируемой работе говорится...)

2) Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме... Актуальность темы обусловлена...)

З) Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы является... В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о...)

4) Краткое содержание работы.

5) Общая оценка. (Оценивая работу в целом... Суммируя результаты отдельных глав... Таким образом, рассматриваемая работа... Автор проявил умение разбираться в...)

6) Указание на недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том... Существенным недостатком работы является... Отмеченные недостатки имеют частный характер и не влияют на конечные результаты работы... Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня...)

7) Выводы. (Представляется, что в целом статья... имеет важное значение... Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки...).

6. Прочитайте правила оформления заявления. Напишите заявление любого содержания на имя официального лица.

а) Расположение частей заявления.

В правом верхнем углу заявления указывается адресат заявления. Если наименование адресата представляет собой название организации, то оно ставится в винительном падеже (в отдел социального обеспечения); если это название должностного лица - в дательном падеже.

Фамилия, имя и отчество заявителя пишутся под наименованием адресата, с предлогом от или без него.

После слова заявление ставится точка, если нет предлога от.

Текст заявления пишется с красной строки.

Дата ставится слева; подпись – справа.

б) Использование клишированных форм в заявлении:

Просьба выражается следующими словосочетаниями: «Прошу+инфинитив (разрешить, допустить и т. п.). Прошу Вашего разрешения (согласия) + н а ч т о? (на зачисление, на выезд и т. п.)».

В заявлении используются следующие конструкции для ввода аргументации: ввиду того что...; в связи с тем, что...; на основании того, что; потому что...; так как...; учитывая (что?)...

7. Прочитайте правила оформления доверенности. Составьте доверенность – документ, с помощью которого одно лицо предоставляет другому лицу полномочия предпринять за него какое-либо действие (чаще всего – получить что-либо).

Расположение частей доверенности:

1) Наименование документа пишется в центре строки.

2) Текст начинается с красной строки.

3) Дата на документе пишется слева, подпись - справа.

4) Под датой и подписью необходимо предусмотреть место, чтобы заверить документ.

Использование клишированных форм в доверенности: к т о? + доверяю + к о м у? + инфинитив (получить...).

Образец:

Доверенность

Я, студент второго курса филологического факультета МГУ Котов Александр Иванович (паспорт 66 02 756770 выдан 22.03.04 Промышленным РОВД г. Смоленска), доверяю студентке первого курса Окуневой Светлане Сергеевне получить мою стипендию за февраль 2017 г.

 

Дата (подпись)

 

Подпись студента Котова А.И. удостоверяю

 

Дата (подпись)

 

8. Составьте краткий текст автобиографии, учитывая, что в него должны войти сведения о дате и месте вашего рождения, о характере ваших занятий в настоящее время, сведения о вашей семье.

Образец:

Автобиография

 

Я, Благова Ксения Дмитриевна, родилась 15 февраля 1998года в городе Рославль Смоленской области. В 2005 году поступила в среднюю школу № 1 города Рославля, в которой учусь в настоящее время в 11 «А» классе.

Мой отец, Благов Дмитрий Борисович, 1970 года рождения, является подполковником милиции ОВД города Рославля.

Моя мать, Благова Ольга Петровна, 1973 года рождения, работает учителем математики школы № 3 города Рославля. Имею брата, Благова Бориса Дмитриевича, 2001 года рождения, ученика 7 «Б» класса средней школы № 1 города Рославля.

(подпись)

9. Составьте характеристику одного из студентов вашей группы.

10. Скажите, что представляет собой отче


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.