ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА
Методические материалы к изучению дисциплины
для студентов 2-го курса бакалавриата, обучающихся по направлениям:
44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки – История, Право; Экономика, Право; Математика, Информатика; Английский язык, Немецкий язык;
Технология, Экономика)
44.03.01 Педагогическое образование
(с одним профилем подготовки – Биология; Физическая культура)
Очной и заочной форм обучения
Славянск-на-Кубани
Филиал Кубанского государственного университета
в г. Славянске-на-Кубани
УДК 808.5:37
ББК 80.7
Б 201
Рекомендовано к печати кафедрой русской и зарубежной филологии
филиала Кубанского государственного университета
в г. Славянске-на-Кубани протокол № 4 от 28 декабря 2016 г.
Рецензент:
Кандидат филологических наук, доцент
Е. В. Литус
Б201
| Балаценко, Н. С.
Педагогическая риторика: метод. материалы к изучению дисциплины для студентов 2-го курса бакалавриата, обучающихся по направлениям: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – История, Право; Экономика, Право; Математика, Информатика; Английский язык, Немецкий язык; Технология, Экономика); 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки – Биология; Физическая культура) очной и заочной форм обучения / Н. С. Балаценко, Л. И. Сартаева. – Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2017. – 34 с. 50 экз.
|
Методические материалы по дисциплине «Педагогическая риторика» составлены в соответствии с ФГОС высшего образования, учебным планом и учебной программой курса, содержат планы и комментарии к практическим занятиям, вопросы и задания для самостоятельной работы студентов с советами по ее организации, а также вопросы и образцы тестовых заданий для подготовки к зачету. Дан перечень основной и дополнительной литературы.
Издание адресовано студентам 2-го курса бакалавриата, обучающимся по направлениям: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки – История, Право; Экономика, Право; Математика, Информатика; Английский язык, Немецкий язык; Технология, Экономика); 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки – Биология; Физическая культура) очной и заочной форм обучения.
ББК 808.5:37
УДК 80.7
© Филиал Кубанского государственного университета
в г. Славянске-на-Кубани, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение дисциплины, её место в системе подготовки бакалавра
Методические материалы по курсу «Педагогическая риторика» разработаны в соответствии с ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.03.05 и 44.03.01 Педагогическое образование, (квалификация (степень) "бакалавр"), разработанного Министерством образования и науки РФ и утвержденного приказом № 46 от 17.01.2011 г., зарегистрированного в Минюсте России 22 марта 2011 г. N 20228 (с изменениями от 31 мая 2011 г.) и Примерной основной образовательной программы, утверждённой решением Президиума УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров от 15 июня 2010 года. Протокол №2.
Материалы курса помогают студентам формировать коммуникативную компетентность педагога на основе познания законов эффективного общения, описанных в исследованиях по педагогической риторике.
Курс педагогической риторики позволяет решить важные задачи профессиональной подготовки педагога:
- познакомить студентов с основами знаний о речи и общении, видах общения, речевой деятельности, с качествами речи (правильность, чистота, точность, богатство, выразительность, коммуникативная целесообразность);
- обогатить знания студентов об основных нормах современного русского литературного языка, которые должны соблюдаться в бытовой и деловой сферах общения;
- научить анализировать речь учащихся и свою собственную речь (с риторических позиций);
- научить будущих учителей владеть своим голосом, речевым аппаратом, с тем, чтобы педагогическое общение было максимально эффективным;
- помочь студентам овладеть различными видами речевой деятельности, умением квалифицированно вести беседу;
- подготовить к созданию профессионально значимых речевых произведений.
Дисциплина «Педагогическая риторика» занимает важное место в системе курсов гуманитарного, социального, экономического циклов и относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.
Для освоения курса «Педагогическая риторика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Профессиональная этика», «История отечественной культуры», «Культурология», «Профессиональная коммуникация в иноязычной среде».
Процесс успешного освоения студентами дисциплины начат на предшествующих этапах обучения и направлен на формирования следующих компетенций:
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК–4);
- владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК–5).
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Таблица 1
Наименование компетенции
| способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
|
Индекс компетенции
| ОК-4
|
Компонентный состав компетенции
|
Знает
| Умеет
| Владеет
|
–особенности мыслительного процесса человека (цель, условия, решение задачи);
–основы подготовки к публичному выступлению
| –выбирать тему (цель речи) и определять основное содержание будущего выступления;
–работать над композицией публичного выступления;
–обобщать, анализировать и адекватно воспринимать найденную для выступления информацию
| –навыками подготовки и пользования конспектом выступления;
–приёмами поиска материала для выступления;
–способами словесного оформления публичного выступления
|
Наименование компетенции
| – владением основами профессиональной этики и речевой культуры
|
Индекс компетенции
| ОПК-5
|
Компонентный состав компетенции
|
Знает
| Умеет
| Владеет
|
–специфику кумулятивной функции языка;
–этические нормы речевой культуры;
–национальную специфику речевого этикета и невербальной коммуникации
| –соблюдать этику устной речи и слушания;
–применять на практике правила делового этикета
| –речевым этикетом (речевыми формулами приветствия, просьбы, благодарности; обращением на «ты» и «вы» и т. п.);
–культурой устной деловой речи и телефонного общения
|
В процессе изучения дисциплины «Педагогическая риторика» студенты должны овладеть знаниями:
- о сути, правилах и нормах общения;
- о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативных ситуациях;
- о тексте как единице общения, о требованиях к его созданию с учетом ситуации общения;
- о нормах речевого поведения учителя;
- о специфике педагогического общения, особенностях коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения;
- о приемах анализа речевого поведения, в том числе и речевого поведения учителя;
- о жанрах педагогического общения;
- о письменных жанрах профессионального общения, о приемах их создания и специфике использования в реальной педагогической деятельности.
На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения:
- ориентироваться в ситуации общения;
- анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты;
- формулировать и реализовывать коммуникативное намерение (цель высказывания);
- анализировать и создавать профессионально-значимые типы высказываний;
- реализовать созданное высказывание в речевой практике;
- адекватно оценивать свои коммуникативные удачи, неудачи, промахи и достижения.
Обучающиеся должны владеть:
- риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;
- коммуникативно-речевыми (риторическими умениями);
- спецификой педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя;
- умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;
- опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;
- умением применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях и различных коммуникативных ситуациях, способностью искать и находить наиболее адекватное решение многочисленных профессиональных задач;
- знанием о сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого идеала как образца педагогического общения.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов, из них: аудиторных 50: практических занятий – 46, КСР – 4; 58 часов самостоятельной работы, зачет).
Содержание разделов дисциплины
Таблица 2.
№
раздела
| Наименование разделов и тем дисциплины
| Форма текущего контроля
| Разработано с участием представителя работодателей
|
Раздел 1
|
1.
| Риторика как учебный предмет, цели и задачи риторики.
| Устный опрос, доклад (групповое задание).
| МБОУ СОШ №3
Г. Славянск-на-Кубани
|
2.
| Общение и коммуникация.
| Устный опрос, тезисы доклада.
| – " –
|
3.
| Невербальные средства общения.
| Устный опрос, творческое задание, ролевая игра.
| – " –
|
4.
| Коммуникативная ситуация, ее составляющие.
| Устный опрос, творческие задания, ролевая игра.
| – " –
|
5.
| Речевое взаимодействие учителя и учащихся. Педагогическая стратегия. Педагогическая тактика.
| Устный опрос, доклад (групповое задание).
| – " –
|
6.
| Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.
| Устный опрос, творческие задания, ролевая игра.
| – " –
|
7.
| Процесс чтения и воспроизведение прочитанного. Специфика продуктивных видов речевой деятельности.
| Устный опрос, доклад (групповое задание).
| – " –
|
Раздел 2
|
8.
| Текст как продукт речевой деятельности.
| Устный опрос, творческое задание, доклады.
| – " –
|
9.
| Речевой жанр и речевая деятельность.
| Устный опрос, творческое задание, доклады, ролевая игра.
| – " –
|
10.
| Устная форма речевой коммуникации. Техника речи.
| Устный опрос, творческое задание.
| – " –
|
11.
| Процесс речеобразования. Дикция. Голос.
| Устный опрос, тезисы доклада.
| – " –
|
12.
| Коммуникативные качества речи.
| Устный опрос, групповой проект.
| – " –
|
13.
| Взаимодействие коммуникативных качеств речи в процессе общения.
| Устный опрос, групповой проект, ролевая игра.
| – " –
|
14.
| Межличностное речевое взаимодействие.
| Устный опрос, тезисы доклада.
| – " –
|
15.
| Ситуации беседы. Типы беседы.
| Устный опрос, доклад (групповое задание).
| – " –
|
Раздел 3
|
16.
| Устные высказывания профессионального характера.
| Устный опрос, творческое задание.
| – " –
|
17.
| Объяснительный монолог как речевой жанр
| Устный опрос, участие в дискуссии.
| – " –
|
18.
| Публичное выступление.
| Устный опрос, творческое задание.
| – " –
|
19.
| Функции и разновидности аргументирующей речи
| Устный опрос, групповой проект.
| – " –
|
20.
| Основы полемического мастерства.
| Устный опрос, творческие задания, ролевая игра.
| – " –
|
21.
| Письменная речь.
| Устный опрос, доклад (групповое задание).
| – " –
|
22.
| Письменные жанры делового общения
| Устный опрос, творческие задания, ролевая игра.
| – " –
|
23.
| Речевой этикет и культура общения.
| Устный опрос, тезисы доклада.
| – " –
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА»
Таблица 3.
№
| Тема
| Аудиторная нагрузка
| Сам. работа
| Всего
|
Лк
| Пр. зан.
| КСР
| Итого
|
Раздел 1.
|
| Риторика как учебный предмет, цели и задачи риторики.
|
|
|
|
|
|
|
| Общение и коммуникация.
|
|
|
|
|
|
|
| Невербальные средства общения.
|
|
|
|
|
|
|
| Коммуникативная ситуация, ее составляющие.
|
|
|
|
|
|
|
| Речевое взаимодействие учителя и учащихся. Педагогическая стратегия. Педагогическая тактика.
|
|
|
|
|
|
|
| Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
| Процесс чтения и воспроизведение прочитанного. Специфика продуктивных видов речевой деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка к 1-ой контрольной работе
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2
|
| Текст как продукт речевой деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
| Речевой жанр и речевая деятельность.
|
|
|
|
|
|
|
| Устная форма речевой коммуникации. Техника речи.
|
|
|
|
|
|
|
| Процесс речеобразования. Дикция. Голос.
|
|
|
|
|
|
|
| Коммуникативные качества речи.
|
|
|
|
|
|
|
| Взаимодействие коммуникативных качеств речи в процессе общения.
|
|
|
|
|
|
|
| Межличностное речевое взаимодействие.
|
|
|
|
|
|
|
| Ситуации беседы. Типы беседы.
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка ко 2-ой контрольной работе
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3
|
| Устные высказывания профессионального характера.
|
|
|
|
|
|
|
| Объяснительный монолог как речевой жанр
|
|
|
|
|
|
|
| Публичное выступление.
|
|
|
|
|
|
|
| Функции и разновидности аргументирующей речи
|
|
|
|
|
|
|
| Основы полемического мастерства.
|
|
|
|
|
|
|
| Письменная речь.
|
|
|
|
|
|
|
| Письменные жанры делового общения
|
|
|
|
|
|
|
| Речевой этикет и культура общения.
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка к тестированию
|
|
|
|
|
|
|
Итого по курсу
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка к зачету
|
|
|
|
|
|
|
Контроль СРС
|
|
|
|
|
|
|
Всего по курсу
|
|
|
|
|
|
|
РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Задачи занятий определяются содержанием компетенций:
ОК–4: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
ОПК–5: владением основами профессиональной этики и речевой культуры.