Внутреннее строение насекомых. Развитие. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Внутреннее строение насекомых. Развитие.

2017-09-28 714
Внутреннее строение насекомых. Развитие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: познакомиться с внутренним строением и особенностями развития насекомых.

Материал: фиксированные и сухие насекомые, свежеумерщвленные мадагаскарские тараканы, влажные препараты личинок и куколок.

Оборудование: стереомикроскопы, скальпели, ножницы, лезвия, препаровальные иглы, лотки с парафиновой подложкой, чашки Петри, предметные и покровные стекла, клей, булавки, плакаты с внутренним строением и развитием насекомых.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемого объекта:

Тип: Arthropoda

Подтип: Tracheata

Класс: Entognatha

Отряд: Blattodea

Семейство: Blaberidae

Представитель: Gromphadorhina portentosa.

 

2. Закрепить тело насекомого в ванночке, заполненной изотоническим раствором поваренной соли, дорсальной поверхностью вверх с помощью игл. Лезвием или лопатовидной иглой сделать надрезы вдоль боковых краев брюшка и груди, отделяя тергиты от стернитов. Осторожно отделить тергиты, стараясь не повредить внутренние органы, желательно снять все тергиты вместе.

3. Рассмотреть строение сердечной трубки и ее мускулатуры. Рассмотреть строение трахейной системы и жирового тела, отметить степень развития жирового тела.

4. Аккуратно удалить жировое тело и извлечь пищеварительную систему из тела насекомого. Поместить пищеварительную систему сбоку, расправив и закрепив ее на парафиновой подложке лотка с помощью игл. Очистить от остатков жирового тела и изучить строение. Отделить провентрикулюс, вскрыть его и изучить строение зубов. Изготовить временный препарат и под микроскопом подсчитать общее количество зубов и их расположение.

5. На теле насекомого найти брюшную нервную цепочку, изучить ее строение. Отделить половую систему, очистить ее от жирового тела и изучить строение. Определить пол таракана, найти все половые органы. В случае если попалась самка, изучить под микроскопом развивающихся эмбрионов.

6. Зарисовать внутреннее строение насекомых и обозначить все системы и органы (рис. 26).

7. Пользуясь сухими демонстрационными препаратами изучить развитие геми- и голометаболических насекомых. По влажным препаратам изучить строение различных типов личинок – камподеавидных, эруковидных, нимф, наяд, выявить основные отличия в строении.

8. Изучить строение основных типов куколок.

 

Рисунки в альбоме: «Внутреннее строение насекомых».

Задание на дом: контрольная работа по модулю.

 

 

 

Рис. 26. Внутреннее строение насекомых. По Воронцову, 1982.

 

 

Занятие № 12

Контрольная работа по модулю

«Членистоногие».

Вопросы для самоподготовки.

1. Протоартроподы.

2. Трилобиты. Строение. Значение.

3. Развитие ракообразных.

4. Хозяйственное значение ракообразных.

5. Пентастомы (лингватулиды) – наиболее специализированная группа паразитических ракообразных.

6. Олигомеризация гомогенных органов.

7. Филогенез ракообразных.

8. Экологическая роль ракообразных в водоёмах.

9. Адаптации членистоногих к обитанию в наземно-воздушной среде.

10. Симфилы и пауроподы.

11. Основные направления эволюции многоножек.

12. Скрыточелюстные насекомые.

13. Значение насекомых в природе и для человека.

14. Эволюция ротовых аппаратов насекомых.

15. Крылья и полет насекомых.

16. Особенности поведения насекомых, общественные насекомые.

Ключевые термины к модулю «Членистоногие».


Максиллы

Дыхальце

Стернит

Трахея

Мальпигиевы сосуды

Жировое тело

Протоцеребрум

Крыловидные мышцы

Гистолиз

Тимпанальные органы

Голометаболия

Метаморфоз

Скрытая куколка

Гнатохилярий

Интеркалярный сегмент

Церки

Мандибулы

Остии

Тергит

Тельсон

Грибовидные тела

Плейрит

Пилорические придатки

Гистогенез

Хордотональные органы

Гемиметаболия

Покрытая куколка

Свободная куколка

Диплосомит

Антеннулы

Эндоподит

Акрон

Максиллы

Миксоцель

Антенны

Экзоподит

Эпиподиты

Омматидии

Фурка

Карапакс

Науплиус

Дейтоцеребрум


Задание на дом: строение паукообразных.

Модуль №6 «Паукообразные. Вторичноротые».

Занятие № 13

Паукообразные.

Цель занятия: познакомиться со строением паукообразных на примере пауков.

Материал: фиксированные пауки, препараты хелицер пауков, живые тарантулы.

Оборудование: стереомикроскопы, микроскопы, чашки Петри, препаровальные иглы, плакаты со строением пауков.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение крестовика:

 

Тип: Arthropoda

Подтип: Chelicerata

Класс: Arachnida

Отряд: Araneae

Семейство: Araneidae

Представитель: Araneus diadematus.

 

2. Изучить живого тарантула в террариуме. Изучить особенности передвижения, поведения, питания, выделения паутины, заботы о потомстве.

3. Рассмотреть внешнее строение паука на фиксированном материале. Найти головогрудь, брюшко, глаза, отметить их расположение у разных видов. Найти хелицеры и педипальпы, 4 пары ходильных ног. Рассмотреть строение наружных половых органов, стигм трахей и легочных мешков, паутинные бородавки и железы. На препаратах рассмотреть строение ротовых конечностей паука. Зарисовать внешнее строение паука (рис. 27).

4. Изучить внутреннее строение паука. Найти основные системы органов и зарисовать (рис. 28).

 

Рисунки в альбоме: «Внешнее строение паука», «Внутреннее строение паука».

Задание на дом: строение и развитие представителей различных отрядов паукообразных.

 

 

Рис. 27. Внешнее строение паука. По Emerton, 1902.

 

 

Рис. 28. Внутреннее строение паука. Из Аверинцева(см. Догель, 1981).

 

 

Занятие № 14

Разнообразие паукообразных.

Цель занятия: познакомиться со строением и развитием различных представителей паукообразных.

Материал: фиксированные представители и тотальные препараты скорпионов, ложноскорпионов, сольпуг, сенокосцев, различных видов клещей.

Оборудование: стереомикроскопы, микроскопы, чашки Петри, препаровальные иглы, плакаты со строением паукообразных.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемых объектов:

 

Тип: Arthropoda

Подтип: Chelicerata

Класс: Arachnida

Отряд: Scorpiones

Семейство: Buthidae

Представитель: Mesobuthus eupeus.

Отряд: Pseudoscorpiones

Семейство: Cheliferidae

Представитель: Chelifer sp.

Отряд: Ixodida

Семейство: Ixodidae

Представитель: Ixodes persulcatus.

 

2. Рассмотреть строение скорпиона. Отметить разделение брюшка на передне- и заднебрюшие, найти тельсон с ядовитой иглой. Обратить внимание на строение педипальп и хелицер, количество и расположение глаз и отверстий легочных мешков. Зарисовать внешнее строение скорпиона (рис. 29).

3. Рассмотреть строение сольпуги. Обратить внимание на 2 отдельных грудных сегмента. Рассмотреть представителей ложноскорпионов и сенокосцев. Выделить характерные черты строения. Зарисовать строение ложноскорпиона (рис. 30).

4. Изучить по влажным и постоянным препаратам строение таежного клеща. Отметить, что все сегменты тела сливаются. Найти гнатосому с ротовыми конечностями и подробно изучить их строение под микроскопом. Рассмотреть половой диморфизм клещей. Зарисовать строение иксодового клеща (Рис. 31).

5. Изучить строение ротового аппарата таежного клеща. Зарисовать, отметить гипостом, хелицеры, педипальпы (рис. 32).

6. Рассмотреть строение представителей других групп клещей – мезостигматических, панцирных, тромбидиформных (рис. 33). Выявить отличия в строении.

 

Рисунки в альбоме: «Внешнее строение скорпиона», «Внешнее строение ложноскорпиона», «Строение таежного клеща», «Ротовые органы таежного клеща».

Задание на дом: строение и развитие мшанок.

 

Рис. 29. Внешнее строение скорпиона. А – со спинной стороны, Б – с брюшной стороны. Из Жизни животных, 1969.

 

 

Рис. 30. Внешнее строение ложноскорпиона Chelifer sp. По Beaumont и Cassier, 2004.

 

Рис. 31. Строение самки таежного клеща Ixodes persulcatus. По Померанцеву(см. Догель, 1981).

 

 

 

Рис. 32. Ротовые органы таежного клеща. А – вид сверху, Б – вид снизу. По Scott Charlesworth, Purdue University.

 

 

 

Рис. 33. Различные представители акариформных клещей. По Булановой-Захваткиной, 1967.

Занятие № 15

Мшанки.

Цель занятия: познакомиться со строением и развитием мшанок.

Материал: фиксированные колонии мшанок разных видов, тотальные препараты зооидов и статобластов.

Оборудование: стереомикроскопы, микроскопы, чашки Петри, плакаты со строением мшанок.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемых объектов:

Тип: Bryozoa

Класс: Phylactolaemata

Отряд: Plumatellida

Семейство: Plumatellidae

Представитель: Plumatella repens.

Семейство: Cristatellidae

Представитель: Cristatella mucedo.

 

2. Рассмотреть общий вид колонии мшанок. Обратить внимание на размеры колонии и отдельных особей. Изучить колонию мшанки кристателлы, способную к передвижению.

3. Под микроскопом изучить строение зооида мшанки. Отметить наличие полипида и цистида, щупалец, целома. Зарисовать (рис. 34).

4. Под микроскопом изучить строение статобластов различных видов мшанок. Зарисовать (рис. 35).

 

Рисунки в альбоме: «Строение зооида мшанки», «Статобласт мшанки».

Задание на дом: строение иглокожих.

 

 

Рис. 34. Строение зооида мшанки. Из Ремане(см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 35. Статобласт мшанки. По Догелю, 1981.

Занятие № 16

Иглокожие.

Цель занятия: познакомиться с внешним и внутренним строением иглокожих на примере морской звезды и морского ежа.

Материал: влажные и сухие иглокожие – морская звезда, морской еж, морская лилия, офиура, тотальные препараты личинок иглокожих.

Оборудование: стереомикроскопы, микроскопы, плакаты со строением и развитием иглокожих.

 

Ход работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемых объектов:

Тип: Echinodermata

Класс: Asteroidea

Отряд: Forcipulatida

Семейство: Asteriidae

Представитель: Asterias rubens.

Класс: Echinoidea

Отряд: Camarodonta

Семейство: Strongylocentrotidae

Представитель: Strongylocentrotus intermedius.

 

2. Рассмотреть внешнее строение морской звезды. Под стереомикроскопом отыскать мадрепоровую пластинку, анальное отверстие, радиусы, интеррадиусы. На оральной стороне найти ротовое отверстие, амбулакральыне борозды с амбулакральными ножками. Изучить строение покровов. По разным видам морских звезд изучить отличия в строении.

3. Изучить строение морского ежа. Рассмотреть расположение, форму и размеры игл. На вскрытом еже рассмотреть строение панциря и Аристотелева фонаря.

4. По плакатам изучить внутреннее строение иглокожих. Зарисовать внутреннее строение морской звезды и морского ежа, обозначить все органы (рис. 36-37).

5. По влажным препаратам ознакомиться со строением офиур и морских лилий.

6. По микропрепаратам изучить строение личинок иглокожих, пользуясь плакатами ознакомится с особенностями развития.

Рисунки в альбоме: «Внутреннее строение морской звезды», «Внутреннее строение морского ежа».

Задание на дом: контрольная работа по модулю.

 

Рис. 36. Внутреннее строение морской звезды. Из открытых интернет источников с изменениями.

 

 

 

Рис. 37. Внутреннее строение морского ежа. По Storer, Usinger, 1961.

 

 

Занятие № 17


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.