Модуль №4 «Кольчатые черви. Моллюски». — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Модуль №4 «Кольчатые черви. Моллюски».

2017-09-28 1341
Модуль №4 «Кольчатые черви. Моллюски». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УДК: 592

ББК:

В.А. Столбов, О.А. Алешина, С.А. Иванов. Зоология беспозвоночных. Методические указания к лабораторным занятиям. Для студентов направления 06.03.01 - Биология. Форма обучения – очная. Часть 2. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 54 с.

Часть II методических указаний рассчитана на проведение лабораторных занятий во втором семестре в объеме 34 часов. В настоящем руководстве представлены темы от кольчатых червей до иглокожих. Приводятся темы и сведения, обязательные для усвоения студентами. Использована современная классификация беспозвоночных животных. Методические указания оснащены современными рисунками представителей всех изучаемых объектов. Рисунки взяты из различных русских и иностранных руководств, а также из открытых интернет-ресурсов. Многие рисунки оригинальны.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Зоология беспозвоночных [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных. Утверждено первым проректором Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: С.Н. Гашев, д.б.н., зав. кафедрой

зоологии и эволюционной экологии животных, профессор

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Лящев А.А., д.б.н., профессор,

зав.кафедрой общей биологии ГАУСЗ.

Брагин Е.А., к.б.н., доцент.

© ФГБОУ ВО Тюменский государственный университет, 2015

© В.А. Столбов, О.А. Алешина, С.А. Иванов, 2015


Модуль №4 «Кольчатые черви. Моллюски».

Занятие № 1

Многощетинковые черви.

Цель занятия: познакомиться со строением кольчатых червей на примере полихет.

Материал: влажные препараты нереиды и пескожила, тотальные препараты параподий нереид.

Оборудование: микроскопы, стереомикроскопы, учебные плакаты со строением многощетинковых червей.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемого объекта:

Тип: Annelida

Класс: Polychaeta

Отряд: Aciculata

Семейство: Nereidae

Представитель: Nereis pelagica.

 

2. Рассмотреть внешнее строение нереиды. Изучить форму тела, расчленение на сегменты, расположение и форму параподий с жабрами. Рассмотреть головной отдел, найти ротовое отверстие, пальпы, антенны, щупальца. Зарисовать переднюю часть тела нереиды, указав перечисленные органы (рис. 1).

3. Изучить под микроскопом на малом увеличении строение параподии. Найти ното- и невроподии, щетинки, усики. Зарисовать (рис. 2).

4. Рассмотреть строение пескожила. Отметить изменение формы тела и редукцию параподий в связи с роющим образом жизни.

5. По плакатам изучить внутреннее строение и развитие полихет.

Рисунки в альбоме: «Внешнее строение нереиды», «Строение параподий нереиды».

Задание на дом: строение малощетинковых червей и пиявок.

 

 

Рис. 1. Внешнее строение нереиды. А – передний конец, Б – задний конец. По Иванову (см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 2. Строение параподии нереиды. По Иванову (см. Догель, 1981).

Занятие № 2

Малощетинковые черви.

Цель занятия: познакомиться со строением олигохет на примере дождевого червя.

Материал: влажные препараты трубочников и пиявок, тотальные препараты поперечного среза пиявки и дождевого червя, живые и фиксированные дождевые черви.

Оборудование: микроскопы, стереомикроскопы, лупы, фиксированные дождевые черви, ванночки, скальпели, пинцеты, препаровальные иглы, булавки, плакаты со строением олигохет и пиявок.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемых объектов:

Тип: Annelida

Класс: Oligochaeta

Отряд: Haplotaxida

Семейство: Lumbricidae

Представитель: Lumbricus terrestris.

Класс: Hyrudinea

Отряд: Arhynchobdellida

Семейство: Hirudinidae

Представитель: Hirudo medicinalis.

 

2. Рассмотреть внешнее строение дождевого червя. Найти отдельные сегменты, поясок, передний конец тела. Провести пальцами по дождевому червю и отметить наличие щетинок.

3. Положить живого червя на лист бумаги и понаблюдать за его движением. Ознакомиться с характерным для него типом движения путем перистальтических сокращений тела. Послушать шелестящий звук во время движения, вызываемый царапаньем бумаги щетинками.

4. Вскрыть дождевого червя неглубоким надрезом со спинной стороны. Края надреза отогнуть и прикрепить булавками к парафиновому дну ванночки. На вскрытом черве найти с помощью лупы спинной кровеносный сосуд, кольцевые сосуды. Найти кишечник и изучить его строение, убедиться в сращении кишечника с диссепиментами. Удалить кишечник в нескольких сегментах, найти и изучить строение метанефридиев, брюшной нервной цепочки, половой системы. Зарисовать внутреннее строение дождевого червя (рис. 3).

5. На препарате поперечного среза дождевого червя найти и изучить слои кожно-мускульного мешка, целом и внутренние органы. Зарисовать (рис. 4).

6. Рассмотреть строение водных олигохет на примере трубочников. Отметить особенности внешнего строения.

7. Рассмотреть влажные препараты разных видов пиявок – близкой к олигохетам специализированной группы аннелид. Отметить отличия во внешнем строении. Изучить строение ротового отдела у челюстных и хоботных пиявок. На препаратах рассмотреть особенности внутреннего строения пиявок (рис. 5).

 

Рисунки в альбоме: «Внутреннее строение дождевого червя», «Поперечный срез дождевого червя», «Внутреннее строение пиявки».

Задание на дом: строение брюхоногих моллюсков.

 

 


Рис. 3. Внутреннее строение дождевого червя. По Вурмбаху (см. Догель, 1981)

 

Рис.4. Поперечный срез дождевого червя. По Петрушевскому (см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 5. Внутреннее строение пиявки. По Вурмбаху (см. Догель, 1981).

 

Занятие № 3

Брюхоногие моллюски.

Цель занятия: познакомиться с внешним и внутренним строением брюхоногих моллюсков на примере виноградной улитки.

Материал: влажные препараты виноградной улитки, раковины разных видов брюхоногих моллюсков.

Оборудование: стереомикроскопы, плакаты со внутренним строением и разнообразием брюхоногих моллюсков.

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемого объекта:

Тип: Mollusca

Класс: Gastropoda

Отряд: Pulmonata

Семейство: Helicidae

Представитель: Helix pomatia.

 

2. Рассмотреть внешнее строение виноградной улитки. Обратить внимание на форму и окраску раковины. Найти голову, ногу и внутренностный мешок с раковиной. Зарисовать (рис. 6).

3. Рассмотреть строение раковин разных видов брюхоногих моллюсков, найти отличия в строении, закрученности, размерах и окраске раковины, отметить наличие крышечки у некоторых видов.

4. По влажным препаратам изучить внутреннее строение виноградной улитки. Найти пищеварительную, кровеносную, дыхательную, выделительную, половую системы, обратить внимание на особенности внутреннего строения брюхоногих моллюсков, связанные с асимметрией тела. Зарисовать внутреннее строение виноградной улитки и обозначить внутренние органы (рис. 7).

 

Рисунки в альбоме: «Внешнее строение виноградной улитки», «Внутреннее строение виноградной улитки».

Задание на дом: строение и развитие пластинчатожаберных моллюсков.

 

 

 

Рис. 6. Внешнее строение виноградной улитки. По Эрману.

 

Рис. 7. Внутреннее строение виноградной улитки. Из Бриана (см. Догель, 1981).

Занятие № 4

Занятие № 5

Головоногие моллюски.

Цель занятия: познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения головоногих моллюсков.

Материал: фиксированная каракатица, музейные препараты каракатицы – целой и с вскрытой мантийной полостью, рудимент раковины каракатицы, осьминоги, кальмары.

Оборудование: пинцеты, препаровальные иглы, ванночки, скальпели, плакаты со строением головоногих моллюсков.

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемого объекта:

Тип: Mollusca

Класс: Cephalopoda

Отряд: Sepiida

Семейство: Sepiidae

Представитель: Sepia officinalis.

1. Рассмотреть на раздаточном материале внешнее строение каракатицы. Рассмотреть отделы тела, их форму и расположение, щупальца с присосками, ротовое отверстие на голове, обонятельные ямки, плавники. Обратить внимание на размеры и строение глаз.

2. Разрезать скальпелем кожу на спинной стороне туловища по медиальной линии. Извлечь раковину и познакомиться с ее внешним видом. Отметить особенности.

3. Вскрыть мантийную полость моллюска. Для этого положить каракатицу спинной стороной вниз. Мантию на брюшной стороне разрезать вдоль медиальной линии. Края разреза приколоть булавками ко дну ванночки. Рассмотреть внешний вид и расположение органов мантийной полости в последовательности: воронка, брюшные запонки, ктенидии, анальное отверстие, выделительные и половые отверстия (рис. 10). Вырезать и рассмотреть под лупой или стереомикроскопом один ктенидий.

4. Отпрепарировать и рассмотреть органы переднего отдела пищеварительной системы: глотку, пищевод, желудок со слепым мешком. Вскрыть внутренностный мешок. Познакомиться с внешним видом и расположением чернильного мешка, с его протоком. Рассмотреть тонкую и прямую кишку.

5. Изучить кровеносную систему: сердце (желудочек и предсердия), жаберные сердца, задний и передний отдел головной аорты.

6. Рассмотреть органы половой системы – гонады. В том случае, если это самка, обратить внимание на строение нидаментальных желез - больших и дополнительных. Дополнительная железа имеет трехлопастное строение.

7. Рассмотреть строение других видов головоногих моллюсков. Зарисовать строение мантийной полости и внутреннее строение (рис. 10, 11).

Рисунки в альбоме: «Строение мантийной полости головоногого моллюска», «Внутреннее строение головоногих моллюсков».

Задание на дом: контрольная работа по модулю.

 

 

Рис. 10. Строение мантийной полости кальмара. По Verrill, 1879.

 

 

Рис. 11. Внутреннее строение головоногих моллюсков. Из открытых интернет-источников.

Занятие № 6

Модуль №5 «Членистоногие».

 

Занятие № 7

Низшие ракообразные.

Цель занятия: познакомиться со строением низших ракообразных на примере дафнии и циклопа.

Материал: живые культуры дафний и циклопов, тотальные препараты дафнии и циклопа, влажные препараты щитней и жаброногов.

Оборудование: микроскопы, стереомикроскопы, препаровальные иглы, лупы, плакаты со строением и развитием ракообразных.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемых объектов:

Тип: Arthropoda

Подтип: Crustacea

Класс: Branchiopoda

Отряд: Cladocera

Семейство: Daphniidae

Представитель: Daphnia pulex.

Класс: Maxillopoda

Подкласс: Copepoda

Отряд: Cyclopoida

Семейство: Cyclopidae

Представитель: Macrocyclops albidus.

 

2. По влажным препаратам ознакомится со строением жаброногов и щитней. Обратить внимание на количество сегментов, строение конечностей.

3. Рассмотреть живые культуры дафний и циклопов с помощью ручной лупы. Ознакомится со способами передвижения этих ракообразных.

4. Изготовить временный препарат и рассмотреть под микроскопом живую дафнию. Изучить строение антенн, конечностей, головы. Найти под прозрачным панцирем пищеварительную систему, сердце, выводковую камеру. Рассмотреть сокращение сердца, передвижение пищевого комка в кишечнике. Зарисовать и указать детали строения (рис. 12).

5. Изучить строение циклопа под микроскопом. Найти сегменты тела, конечности, признаки полового диморфизма. Зарисовать (рис. 13).

6. По плакатам изучить развитие циклопа. Рассмотреть под микроскопом препараты науплиусов, отметить детали строения. Зарисовать (рис. 14).

 

Рис. 12. Строение дафнии. Из Лилиенборга (см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 13. Строение циклопа. По Клаусу(см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 14. Строение науплиуса циклопа. По Клаусу(см. Догель, 1981).

Рисунки в альбоме: «Строение дафнии», «Строение циклопа», «Строение науплиуса циклопа».

Задание на дом: внешнее и внутреннее строение высших раков на примере речного рака, разнообразие высших раков.

Занятие № 8

Высшие ракообразные.

Цель занятия: познакомиться со строением и разнообразием высших ракообразных на примере речного рака.

Материал: влажные препараты вскрытого речного рака, раздаточный материал с речным раком, свежеумерщвленные речные раки, фиксированные крабы, креветки, бокоплавы, морские тараканы, мокрицы.

Оборудование: стереомикроскопы, плакаты со строением и развитием ракообразных.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемого объекта:

 

Тип: Arthropoda

Подтип: Crustacea

Класс: Malacostraca

Отряд: Decapoda

Семейство: Astacidae

Представитель: Astacus leptodactylus.

 

2. Используя раздаточный материал, ознакомиться с внешним строением речного рака. Изучить тагмы и сегменты тела, найти и дать названия всем конечностям. Зарисовать (рис. 15).

3. Вскрыть речного рака. Удалить карапакс и рассмотреть строение эпиподитов. Найти органы дыхания, пищеварительную, выделительную, половую, нервную системы, изучить их расположение и особенности строения. Зарисовать и обозначить все органы (рис. 16).

4. Изучить разнообразие высших раков по фиксированным материалам. Рассмотреть внешнее строение бокоплавов, отметить, что их тело сжато с боков, ноги имеют разное строение и функцию. Отметить разницу в размерах и строении между озерным бокоплавом и байкальскими эндемиками.

5. Изучить строение представителей десятиногих раков – крабов и креветок. Отметить различие в строении и форме тела.

6. Изучить строение равноногих раков на примере морского таракана и мокриц. Рассмотреть строение конечностей, расположение органов дыхания на абдомене, изменение органов дыхания у мокриц в связи с переходом к наземному образу жизни.

 

Рисунки в альбоме: «Конечности речного рака», «Внутреннее строение речного рака».

Задание на дом: строение многоножек.

 

 

Рис. 15. Конечности речного рака. По Бердникову, 1991.

 

 

 

 

Рис. 16. Внутреннее строение речного рака. По Чебышеву и др., 2000.

 

Занятие № 9

Многоножки.

Цель занятия: познакомиться со строением губоногих и двупарноногих многоножек.

Материал: влажные препараты кивсяков, сколопендр, костянок, геофилов.

Оборудование: стереомикроскопы, препаровальные иглы, чашки Петри, плакаты со строением многоножек.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемых объектов:

 

Тип: Arthropoda

Подтип: Tracheata

Класс: Chilopoda

Отряд: Lithobiomorpha

Семейство: Lithobiidae

Представитель: Lithobius forficatus.

Класс: Diplopoda

Отряд: Julida

Семейство: Julidae

Представитель: Ommatoiulus sabulosus.

 

2. Рассмотреть строение костянки. Изучить строение тагм и сегментов тела. Рассмотреть ходильные конечности и детально изучить их строение. Зарисовать внешнее строение костянки (рис. 17).

2. Под стереомикроскопом изучить строение головы, ротовых конечностей. Найти верхнюю губу, мандибулы, максиллы. Зарисовать строение головы и ротовых конечностей (рис. 18).

3. Рассмотреть различных представителей губоногих многоножек – геофилов, сколопендр, мухоловок. Выявить различия в строении, связанные с образом жизни.

4. Рассмотреть строение кивсяка. Изучить строение головы и ротовых конечностей. Рассмотреть туловище, найти диплосомиты, несущие 2 пары ног и стигм. Зарисовать (рис. 19).

5. По Плакатам ознакомиться с внутренним строением многоножек.

 

Рисунки в альбоме: «Внешнее строение костянки», «Строение головы костянки», «Строение кивсяка».

Задание на дом: внешнее строение насекомых.

 

 

Рис. 17. Внешнее строение костянки. По Догелю, 1981.

 

 

Рис. 18. Строение головы костянки. По Догелю, 1981.

 

 

Рис. 19. Внешнее строение кивсяка. По Иванову (см. Догель, 1981).

Занятие № 10

Внешнее строение насекомых.

Цель занятия: познакомиться с внешним строением насекомых и разными типами их ротовых аппаратов.

Материал: сухие и фиксированные насекомые, свежеумерщвленные тараканы, тотальные препараты ротовых аппаратов.

Оборудование: стереомикроскопы, микроскопы, препаровальные иглы, чашки Петри, ножницы, скальпели, листы картона, клей, плакаты со строением насекомых.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемого объекта:

 

Тип: Arthropoda

Подтип: Tracheata

Класс: Entognatha

Отряд: Coleoptera

Семейство: Lucanidae

Представитель: Lucanus cervus.

 

2. По представленным коллекционным насекомым изучить внешнее строение. Найти три тагмы тела. Изучить строение головы, тип антенн.

Взять умерщвленного таракана. Отделить голову. Отделить от головы антенны, части ротового аппарата. Изучить ротовой аппарат ортоптероидного (грызущего) типа, найти все придатки – верхнюю губу, верхние челюсти, нижние челюсти, нижнюю губу.

3. Рассмотреть строение грудного отдела. Ножницами отделить грудные конечности, рассмотреть их. Одну из конечностей разделить на сегменты – тазик, вертлуг, бедро, голень, лапка. Изучить строение предлапки под микроскопом, изготовив временный препарат. Аккуратно отделить обе пары крыльев, рассмотреть, как складываются вторая пара под надкрыльями. Рассмотреть брюшной отдел, отметить отсутствие брюшных конечностей.

4. Отделить все стерниты и тергиты, очистить их от остатков жирового тела. Все склериты в соответствии с их расположением на теле насекомого наклеить на лист картона. Возле каждого сегмента наклеить соответствующие конечность, крылья, приклеить голову и расположить возле нее в правильном порядке ротовые конечности и антенны. Подписать все сегменты и конечности.

5. Зарисовать внешнее строение насекомого, отметив все тагмы, сегменты и конечности (рис. 20).

6. Изучить по влажным и тотальным препаратам строение лакающего, сосущего, колюще-сосущего и фильтрующего ротовых аппаратов. Проследить эволюцию ротовых аппаратов насекомых к принятию жидкой пищи, отметить изменения в строении основных частей исходного грызущего ротового аппарата в ротовых аппаратах разных типах. Зарисовать (рис. 21-25).

Рисунки в альбоме: «Внешнее строение насекомых», «Строение грызущего ротового аппарата», «Строение лакающего ротового аппарата», «Строение сосущего (лепидоптероидного) ротового аппарата», «Строение колюще-сосущего ротового аппарата», «Строение фильтрующего ротового аппарата».

Задание на дом: внутреннее строение насекомых.

 

 

 

Рис. 20. Внешнее строение насекомых. Из Гилярова(см. Догель, 1981).

 

Рис. 21. Строение грызущего ротового аппарата. По Гертвигу (см. Догель, 1981).

 

 

Рис.22. Строение лакающего ротового аппарата.По Gillot, 1980.

 

 

 

Рис. 23. Строение сосущего ротового аппарата. По Веберу(см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 24. Строение колюще-сосущего ротового аппарата. По Муру(см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 25. Строение фильтрующего ротового аппарата. Из Шванвича(см. Догель, 1981).

Занятие № 11

Занятие № 12

Занятие № 13

Паукообразные.

Цель занятия: познакомиться со строением паукообразных на примере пауков.

Материал: фиксированные пауки, препараты хелицер пауков, живые тарантулы.

Оборудование: стереомикроскопы, микроскопы, чашки Петри, препаровальные иглы, плакаты со строением пауков.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение крестовика:

 

Тип: Arthropoda

Подтип: Chelicerata

Класс: Arachnida

Отряд: Araneae

Семейство: Araneidae

Представитель: Araneus diadematus.

 

2. Изучить живого тарантула в террариуме. Изучить особенности передвижения, поведения, питания, выделения паутины, заботы о потомстве.

3. Рассмотреть внешнее строение паука на фиксированном материале. Найти головогрудь, брюшко, глаза, отметить их расположение у разных видов. Найти хелицеры и педипальпы, 4 пары ходильных ног. Рассмотреть строение наружных половых органов, стигм трахей и легочных мешков, паутинные бородавки и железы. На препаратах рассмотреть строение ротовых конечностей паука. Зарисовать внешнее строение паука (рис. 27).

4. Изучить внутреннее строение паука. Найти основные системы органов и зарисовать (рис. 28).

 

Рисунки в альбоме: «Внешнее строение паука», «Внутреннее строение паука».

Задание на дом: строение и развитие представителей различных отрядов паукообразных.

 

 

Рис. 27. Внешнее строение паука. По Emerton, 1902.

 

 

Рис. 28. Внутреннее строение паука. Из Аверинцева(см. Догель, 1981).

 

 

Занятие № 14

Разнообразие паукообразных.

Цель занятия: познакомиться со строением и развитием различных представителей паукообразных.

Материал: фиксированные представители и тотальные препараты скорпионов, ложноскорпионов, сольпуг, сенокосцев, различных видов клещей.

Оборудование: стереомикроскопы, микроскопы, чашки Петри, препаровальные иглы, плакаты со строением паукообразных.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемых объектов:

 

Тип: Arthropoda

Подтип: Chelicerata

Класс: Arachnida

Отряд: Scorpiones

Семейство: Buthidae

Представитель: Mesobuthus eupeus.

Отряд: Pseudoscorpiones

Семейство: Cheliferidae

Представитель: Chelifer sp.

Отряд: Ixodida

Семейство: Ixodidae

Представитель: Ixodes persulcatus.

 

2. Рассмотреть строение скорпиона. Отметить разделение брюшка на передне- и заднебрюшие, найти тельсон с ядовитой иглой. Обратить внимание на строение педипальп и хелицер, количество и расположение глаз и отверстий легочных мешков. Зарисовать внешнее строение скорпиона (рис. 29).

3. Рассмотреть строение сольпуги. Обратить внимание на 2 отдельных грудных сегмента. Рассмотреть представителей ложноскорпионов и сенокосцев. Выделить характерные черты строения. Зарисовать строение ложноскорпиона (рис. 30).

4. Изучить по влажным и постоянным препаратам строение таежного клеща. Отметить, что все сегменты тела сливаются. Найти гнатосому с ротовыми конечностями и подробно изучить их строение под микроскопом. Рассмотреть половой диморфизм клещей. Зарисовать строение иксодового клеща (Рис. 31).

5. Изучить строение ротового аппарата таежного клеща. Зарисовать, отметить гипостом, хелицеры, педипальпы (рис. 32).

6. Рассмотреть строение представителей других групп клещей – мезостигматических, панцирных, тромбидиформных (рис. 33). Выявить отличия в строении.

 

Рисунки в альбоме: «Внешнее строение скорпиона», «Внешнее строение ложноскорпиона», «Строение таежного клеща», «Ротовые органы таежного клеща».

Задание на дом: строение и развитие мшанок.

 

Рис. 29. Внешнее строение скорпиона. А – со спинной стороны, Б – с брюшной стороны. Из Жизни животных, 1969.

 

 

Рис. 30. Внешнее строение ложноскорпиона Chelifer sp. По Beaumont и Cassier, 2004.

 

Рис. 31. Строение самки таежного клеща Ixodes persulcatus. По Померанцеву(см. Догель, 1981).

 

 

 

Рис. 32. Ротовые органы таежного клеща. А – вид сверху, Б – вид снизу. По Scott Charlesworth, Purdue University.

 

 

 

Рис. 33. Различные представители акариформных клещей. По Булановой-Захваткиной, 1967.

Занятие № 15

Мшанки.

Цель занятия: познакомиться со строением и развитием мшанок.

Материал: фиксированные колонии мшанок разных видов, тотальные препараты зооидов и статобластов.

Оборудование: стереомикроскопы, микроскопы, чашки Петри, плакаты со строением мшанок.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемых объектов:

Тип: Bryozoa

Класс: Phylactolaemata

Отряд: Plumatellida

Семейство: Plumatellidae

Представитель: Plumatella repens.

Семейство: Cristatellidae

Представитель: Cristatella mucedo.

 

2. Рассмотреть общий вид колонии мшанок. Обратить внимание на размеры колонии и отдельных особей. Изучить колонию мшанки кристателлы, способную к передвижению.

3. Под микроскопом изучить строение зооида мшанки. Отметить наличие полипида и цистида, щупалец, целома. Зарисовать (рис. 34).

4. Под микроскопом изучить строение статобластов различных видов мшанок. Зарисовать (рис. 35).

 

Рисунки в альбоме: «Строение зооида мшанки», «Статобласт мшанки».

Задание на дом: строение иглокожих.

 

 

Рис. 34. Строение зооида мшанки. Из Ремане(см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 35. Статобласт мшанки. По Догелю, 1981.

Занятие № 16

Иглокожие.

Цель занятия: познакомиться с внешним и внутренним строением иглокожих на примере морской звезды и морского ежа.

Материал: влажные и сухие иглокожие – морская звезда, морской еж, морская лилия, офиура, тотальные препараты личинок иглокожих.

Оборудование: стереомикроскопы, микроскопы, плакаты со строением и развитием иглокожих.

 

Ход работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемых объектов:

Тип: Echinodermata

Класс: Asteroidea

Отряд: Forcipulatida

Семейство: Asteriidae

Представитель: Asterias rubens.

Класс: Echinoidea

Отряд: Camarodonta

Семейство: Strongylocentrotidae

Представитель: Strongylocentrotus intermedius.

 

2. Рассмотреть внешнее строение морской звезды. Под стереомикроскопом отыскать мадрепоровую пластинку, анальное отверстие, радиусы, интеррадиусы. На оральной стороне найти ротовое отверстие, амбулакральыне борозды с амбулакральными ножками. Изучить строение покровов. По разным видам морских звезд изучить отличия в строении.

3. Изучить строение морского ежа. Рассмотреть расположение, форму и размеры игл. На вскрытом еже рассмотреть строение панциря и Аристотелева фонаря.

4. По плакатам изучить внутреннее строение иглокожих. Зарисовать внутреннее строение морской звезды и морского ежа, обозначить все органы (рис. 36-37).

5. По влажным препаратам ознакомиться со строением офиур и морских лилий.

6. По микропрепаратам изучить строение личинок иглокожих, пользуясь плакатами ознакомится с особенностями развития.

Рисунки в альбоме: «Внутреннее строение морской звезды», «Внутреннее строение морского ежа».

Задание на дом: контрольная работа по модулю.

 

Рис. 36. Внутреннее строение морской звезды. Из открытых интернет источников с изменениями.

 

 

 

Рис. 37. Внутреннее строение морского ежа. По Storer, Usinger, 1961.

 

 

Занятие № 17

УДК: 592

ББК:

В.А. Столбов, О.А. Алешина, С.А. Иванов. Зоология беспозвоночных. Методические указания к лабораторным занятиям. Для студентов направления 06.03.01 - Биология. Форма обучения – очная. Часть 2. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. 54 с.

Часть II методических указаний рассчитана на проведение лабораторных занятий во втором семестре в объеме 34 часов. В настоящем руководстве представлены темы от кольчатых червей до иглокожих. Приводятся темы и сведения, обязательные для усвоения студентами. Использована современная классификация беспозвоночных животных. Методические указания оснащены современными рисунками представителей всех изучаемых объектов. Рисунки взяты из различных русских и иностранных руководств, а также из открытых интернет-ресурсов. Многие рисунки оригинальны.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Зоология беспозвоночных [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных. Утверждено первым проректором Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: С.Н. Гашев, д.б.н., зав. кафедрой

зоологии и эволюционной экологии животных, профессор

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Лящев А.А., д.б.н., профессор,

зав.кафедрой общей биологии ГАУСЗ.

Брагин Е.А., к.б.н., доцент.

© ФГБОУ ВО Тюменский государственный университет, 2015

© В.А. Столбов, О.А. Алешина, С.А. Иванов, 2015


Модуль №4 «Кольчатые черви. Моллюски».

Занятие № 1

Многощетинковые черви.

Цель занятия: познакомиться со строением кольчатых червей на примере полихет.

Материал: влажные препараты нереиды и пескожила, тотальные препараты параподий нереид.

Оборудование: микроскопы, стереомикроскопы, учебные плакаты со строением многощетинковых червей.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемого объекта:

Тип: Annelida

Класс: Polychaeta

Отряд: Aciculata

Семейство: Nereidae

Представитель: Nereis pelagica.

 

2. Рассмотреть внешнее строение нереиды. Изучить форму тела, расчленение на сегменты, расположение и форму параподий с жабрами. Рассмотреть головной отдел, найти ротовое отверстие, пальпы, антенны, щупальца. Зарисовать переднюю часть тела нереиды, указав перечисленные органы (рис. 1).

3. Изучить под микроскопом на малом увеличении строение параподии. Найти ното- и невроподии, щетинки, усики. Зарисовать (рис. 2).

4. Рассмотреть строение пескожила. Отметить изменение формы тела и редукцию параподий в связи с роющим образом жизни.

5. По плакатам изучить внутреннее строение и развитие полихет.

Рисунки в альбоме: «Внешнее строение нереиды», «Строение параподий нереиды».

Задание на дом: строение малощетинковых червей и пиявок.

 

 

Рис. 1. Внешнее строение нереиды. А – передний конец, Б – задний конец. По Иванову (см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 2. Строение параподии нереиды. По Иванову (см. Догель, 1981).

Занятие № 2

Малощетинковые черви.

Цель занятия: познакомиться со строением олигохет на примере дождевого червя.

Материал: влажные препараты трубочников и пиявок, тотальные препараты поперечного среза пиявки и дождевого червя, живые и фиксированные дождевые черви.

Оборудование: микроскопы, стереомикроскопы, лупы, фиксированные дождевые черви, ванночки, скальпели, пинцеты, препаровальные иглы, булавки, плакаты со строением олигохет и пиявок.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемых объектов:

Тип: Annelida

Класс: Oligochaeta

Отряд: Haplotaxida

Семейство: Lumbricidae

Представитель: Lumbricus terrestris.

Класс: Hyrudinea

Отряд: Arhynchobdellida

Семейство: Hirudinidae

Представитель: Hirudo medicinalis.

 

2. Рассмотреть внешнее строение дождевого червя. Найти отдельные сегменты, поясок, передний конец тела. Провести пальцами по дождевому червю и отметить наличие щетинок.

3. Положить живого червя на лист бумаги и понаблюдать за его движением. Ознакомиться с характерным для него типом движения путем перистальтических сокращений тела. Послушать шелестящий звук во время движения, вызываемый царапаньем бумаги щетинками.

4. Вскрыть дождевого червя неглубоким надрезом со спинной стороны. Края надреза отогнуть и прикрепить булавками к парафиновому дну ванночки. На вскрытом черве найти с помощью лупы спинной кровеносный сосуд, кольцевые сосуды. Найти кишечник и изучить его строение, убедиться в сращении кишечника с диссепиментами. Удалить кишечник в нескольких сегментах, найти и изучить строение метанефридиев, брюшной нервной цепочки, половой системы. Зарисовать внутреннее строение дождевого червя (рис. 3).

5. На препарате поперечного среза дождевого червя найти и изучить слои кожно-мускульного мешка, целом и внутренние органы. Зарисовать (рис. 4).

6. Рассмотреть строение водных олигохет на примере трубочников. Отметить особенности внешнего строения.

7. Рассмотреть влажные препараты разных видов пиявок – близкой к олигохетам специализированной группы аннелид. Отметить отличия во внешнем строении. Изучить строение ротового отдела у челюстных и хоботных пиявок. На препаратах рассмотреть особенности внутреннего строения пиявок (рис. 5).

 

Рисунки в альбоме: «Внутреннее строение дождевого червя», «Поперечный срез дождевого червя», «Внутреннее строение пиявки».

Задание на дом: строение брюхоногих моллюсков.

 

 


Рис. 3. Внутреннее строение дождевого червя. По Вурмбаху (см. Догель, 1981)

 

Рис.4. Поперечный срез дождевого червя. По Петрушевскому (см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 5. Внутреннее строение пиявки. По Вурмбаху (см. Догель, 1981).

 

Занятие № 3

Брюхоногие моллюски.

Цель занятия: познакомиться с внешним и внутренним строением брюхоногих моллюсков на примере виноградной улитки.

Материал: влажные препараты виноградной улитки, раковины разных видов брюхоногих моллюсков.

Оборудование: стереомикроскопы, плакаты со внутренним строением и разнообразием брюхоногих моллюсков.

Содерж


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.35 с.