Контрольная работа по модулю «Кольчатые черви. Моллюски». — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Контрольная работа по модулю «Кольчатые черви. Моллюски».

2017-09-28 897
Контрольная работа по модулю «Кольчатые черви. Моллюски». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для самоподготовки.

1. Целом, его функции.

2. Трохофора – общий тип личинки, строение.

3. Экологическое разнообразие полихет.

4. Роль почвообитающих олигохет в процессе почвообразования.

5. Пиявки. Приспособления к паразитическому образу жизни.

6. Эволюционное значение кольчатых червей.

7. Эхиуриды и сипункулиды.

8. Филогенез кольчатых червей.

9. Строение и типы раковин моллюсков.

10. Моноплакофоры, их роль в эволюции моллюсков.

11. Торсионный процесс и хиастоневрия у брюхоногих.

12. Аплакофоры и полиплакофоры.

13. Киленогие моллюски.

14. Головоногие моллюски – «приматы моря».

15. Филогенез моллюсков.

 

Ключевые термины к модулю

«Кольчатые черви. Моллюски».

 


Радула

Осфрадии

Мантия

Велигер

Сифон (пластинчатожаберные)

Замок

Конхиолин

Кеберовы органы

Глохидий

Звездчатый ганглий

Гермафродитная железа

Сперматофор

Ктенидии

Перикард

Трохофора

Мантийный комплекс органов

Биссус

Лигамент

Перламутр

Воронка

Чернильный мешок

Гектокотиль

Комиссура

Коннектива

Кутикула

Архитомия

Паратомия

Простомиум

Перистомиум

Пигидий

Целом

Метанефридий

Параподии

Пальпы

Диссепимент

Целомодукты

Тифлозоль

Хлорагогенные клетки


Задание на дом: строение и развитие низших ракообразных.

 

 

Модуль №5 «Членистоногие».

 

Занятие № 7

Низшие ракообразные.

Цель занятия: познакомиться со строением низших ракообразных на примере дафнии и циклопа.

Материал: живые культуры дафний и циклопов, тотальные препараты дафнии и циклопа, влажные препараты щитней и жаброногов.

Оборудование: микроскопы, стереомикроскопы, препаровальные иглы, лупы, плакаты со строением и развитием ракообразных.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемых объектов:

Тип: Arthropoda

Подтип: Crustacea

Класс: Branchiopoda

Отряд: Cladocera

Семейство: Daphniidae

Представитель: Daphnia pulex.

Класс: Maxillopoda

Подкласс: Copepoda

Отряд: Cyclopoida

Семейство: Cyclopidae

Представитель: Macrocyclops albidus.

 

2. По влажным препаратам ознакомится со строением жаброногов и щитней. Обратить внимание на количество сегментов, строение конечностей.

3. Рассмотреть живые культуры дафний и циклопов с помощью ручной лупы. Ознакомится со способами передвижения этих ракообразных.

4. Изготовить временный препарат и рассмотреть под микроскопом живую дафнию. Изучить строение антенн, конечностей, головы. Найти под прозрачным панцирем пищеварительную систему, сердце, выводковую камеру. Рассмотреть сокращение сердца, передвижение пищевого комка в кишечнике. Зарисовать и указать детали строения (рис. 12).

5. Изучить строение циклопа под микроскопом. Найти сегменты тела, конечности, признаки полового диморфизма. Зарисовать (рис. 13).

6. По плакатам изучить развитие циклопа. Рассмотреть под микроскопом препараты науплиусов, отметить детали строения. Зарисовать (рис. 14).

 

Рис. 12. Строение дафнии. Из Лилиенборга (см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 13. Строение циклопа. По Клаусу(см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 14. Строение науплиуса циклопа. По Клаусу(см. Догель, 1981).

Рисунки в альбоме: «Строение дафнии», «Строение циклопа», «Строение науплиуса циклопа».

Задание на дом: внешнее и внутреннее строение высших раков на примере речного рака, разнообразие высших раков.

Занятие № 8

Высшие ракообразные.

Цель занятия: познакомиться со строением и разнообразием высших ракообразных на примере речного рака.

Материал: влажные препараты вскрытого речного рака, раздаточный материал с речным раком, свежеумерщвленные речные раки, фиксированные крабы, креветки, бокоплавы, морские тараканы, мокрицы.

Оборудование: стереомикроскопы, плакаты со строением и развитием ракообразных.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемого объекта:

 

Тип: Arthropoda

Подтип: Crustacea

Класс: Malacostraca

Отряд: Decapoda

Семейство: Astacidae

Представитель: Astacus leptodactylus.

 

2. Используя раздаточный материал, ознакомиться с внешним строением речного рака. Изучить тагмы и сегменты тела, найти и дать названия всем конечностям. Зарисовать (рис. 15).

3. Вскрыть речного рака. Удалить карапакс и рассмотреть строение эпиподитов. Найти органы дыхания, пищеварительную, выделительную, половую, нервную системы, изучить их расположение и особенности строения. Зарисовать и обозначить все органы (рис. 16).

4. Изучить разнообразие высших раков по фиксированным материалам. Рассмотреть внешнее строение бокоплавов, отметить, что их тело сжато с боков, ноги имеют разное строение и функцию. Отметить разницу в размерах и строении между озерным бокоплавом и байкальскими эндемиками.

5. Изучить строение представителей десятиногих раков – крабов и креветок. Отметить различие в строении и форме тела.

6. Изучить строение равноногих раков на примере морского таракана и мокриц. Рассмотреть строение конечностей, расположение органов дыхания на абдомене, изменение органов дыхания у мокриц в связи с переходом к наземному образу жизни.

 

Рисунки в альбоме: «Конечности речного рака», «Внутреннее строение речного рака».

Задание на дом: строение многоножек.

 

 

Рис. 15. Конечности речного рака. По Бердникову, 1991.

 

 

 

 

Рис. 16. Внутреннее строение речного рака. По Чебышеву и др., 2000.

 

Занятие № 9

Многоножки.

Цель занятия: познакомиться со строением губоногих и двупарноногих многоножек.

Материал: влажные препараты кивсяков, сколопендр, костянок, геофилов.

Оборудование: стереомикроскопы, препаровальные иглы, чашки Петри, плакаты со строением многоножек.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемых объектов:

 

Тип: Arthropoda

Подтип: Tracheata

Класс: Chilopoda

Отряд: Lithobiomorpha

Семейство: Lithobiidae

Представитель: Lithobius forficatus.

Класс: Diplopoda

Отряд: Julida

Семейство: Julidae

Представитель: Ommatoiulus sabulosus.

 

2. Рассмотреть строение костянки. Изучить строение тагм и сегментов тела. Рассмотреть ходильные конечности и детально изучить их строение. Зарисовать внешнее строение костянки (рис. 17).

2. Под стереомикроскопом изучить строение головы, ротовых конечностей. Найти верхнюю губу, мандибулы, максиллы. Зарисовать строение головы и ротовых конечностей (рис. 18).

3. Рассмотреть различных представителей губоногих многоножек – геофилов, сколопендр, мухоловок. Выявить различия в строении, связанные с образом жизни.

4. Рассмотреть строение кивсяка. Изучить строение головы и ротовых конечностей. Рассмотреть туловище, найти диплосомиты, несущие 2 пары ног и стигм. Зарисовать (рис. 19).

5. По Плакатам ознакомиться с внутренним строением многоножек.

 

Рисунки в альбоме: «Внешнее строение костянки», «Строение головы костянки», «Строение кивсяка».

Задание на дом: внешнее строение насекомых.

 

 

Рис. 17. Внешнее строение костянки. По Догелю, 1981.

 

 

Рис. 18. Строение головы костянки. По Догелю, 1981.

 

 

Рис. 19. Внешнее строение кивсяка. По Иванову (см. Догель, 1981).

Занятие № 10

Внешнее строение насекомых.

Цель занятия: познакомиться с внешним строением насекомых и разными типами их ротовых аппаратов.

Материал: сухие и фиксированные насекомые, свежеумерщвленные тараканы, тотальные препараты ротовых аппаратов.

Оборудование: стереомикроскопы, микроскопы, препаровальные иглы, чашки Петри, ножницы, скальпели, листы картона, клей, плакаты со строением насекомых.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемого объекта:

 

Тип: Arthropoda

Подтип: Tracheata

Класс: Entognatha

Отряд: Coleoptera

Семейство: Lucanidae

Представитель: Lucanus cervus.

 

2. По представленным коллекционным насекомым изучить внешнее строение. Найти три тагмы тела. Изучить строение головы, тип антенн.

Взять умерщвленного таракана. Отделить голову. Отделить от головы антенны, части ротового аппарата. Изучить ротовой аппарат ортоптероидного (грызущего) типа, найти все придатки – верхнюю губу, верхние челюсти, нижние челюсти, нижнюю губу.

3. Рассмотреть строение грудного отдела. Ножницами отделить грудные конечности, рассмотреть их. Одну из конечностей разделить на сегменты – тазик, вертлуг, бедро, голень, лапка. Изучить строение предлапки под микроскопом, изготовив временный препарат. Аккуратно отделить обе пары крыльев, рассмотреть, как складываются вторая пара под надкрыльями. Рассмотреть брюшной отдел, отметить отсутствие брюшных конечностей.

4. Отделить все стерниты и тергиты, очистить их от остатков жирового тела. Все склериты в соответствии с их расположением на теле насекомого наклеить на лист картона. Возле каждого сегмента наклеить соответствующие конечность, крылья, приклеить голову и расположить возле нее в правильном порядке ротовые конечности и антенны. Подписать все сегменты и конечности.

5. Зарисовать внешнее строение насекомого, отметив все тагмы, сегменты и конечности (рис. 20).

6. Изучить по влажным и тотальным препаратам строение лакающего, сосущего, колюще-сосущего и фильтрующего ротовых аппаратов. Проследить эволюцию ротовых аппаратов насекомых к принятию жидкой пищи, отметить изменения в строении основных частей исходного грызущего ротового аппарата в ротовых аппаратах разных типах. Зарисовать (рис. 21-25).

Рисунки в альбоме: «Внешнее строение насекомых», «Строение грызущего ротового аппарата», «Строение лакающего ротового аппарата», «Строение сосущего (лепидоптероидного) ротового аппарата», «Строение колюще-сосущего ротового аппарата», «Строение фильтрующего ротового аппарата».

Задание на дом: внутреннее строение насекомых.

 

 

 

Рис. 20. Внешнее строение насекомых. Из Гилярова(см. Догель, 1981).

 

Рис. 21. Строение грызущего ротового аппарата. По Гертвигу (см. Догель, 1981).

 

 

Рис.22. Строение лакающего ротового аппарата.По Gillot, 1980.

 

 

 

Рис. 23. Строение сосущего ротового аппарата. По Веберу(см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 24. Строение колюще-сосущего ротового аппарата. По Муру(см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 25. Строение фильтрующего ротового аппарата. Из Шванвича(см. Догель, 1981).

Занятие № 11


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.