История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 11.Общая характеристика сертификации

2017-09-28 859
Тема 11.Общая характеристика сертификации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Цель лекции: изучить значение сертификации в подтверждении качества продукции и защите прав потребителей

Вопросы лекции:

1. Значение сертификации.

2. Основные понятия в области подтверждения соответствия.

3. Основные цели и принципы сертификации.

 

1. Хотя термин «сертификация» появился в повседневной жизни сравнительно недавно, тем не менее, сертификация как процедура применяется давно и термин «сертификат» известен с XIX века.

Так, в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефро­на, изданном в 1890-1907 годах, дается несколько определений сер­тификата, одно из них: «сертификат, фр., удостоверение».

В метрологии сертификация известна уже более 100 лет как дея­тельность по официальной поверке и клеймению (или пломбиро­ванию) измерительных приборов.

На сегодняшний день высокоразвитые страны в стремлении защитить потребителя ввели как обязательную норму экспертизу продукции на безопасность для жизни и здоровья людей и окружаю­щей среды. В результате этой досконально продуманной, признан­ной во всем мире процедуры независимые от изготовителей и потребителей испытательные центры подтверждают сертификатами соответствие продукции международным требованиям безопас­ности.

Сертификация в большинстве стран стала одним из важнейших элементов рыночного и государственного менеджмента качества, обязательным условием конкурентоспособности продукции и услуг, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Деятельность по сертификации включает следующие мероприя­тия: установление номенклатуры продукции, подлежащей серти­фикации; установление требований безопасности и их введение в норма­тивную документацию на конкретные виды продукции; разработку документов, определяющих правила проведения сертификации конкретных видов продукции; присоединение к международным системам сертификации или заключение соглашений о сертификации продукции; аттестацию производства сертифицируемой продукции на предприятиях-изготовителях; аккредитацию испытательных организаций, определенных для проведения сертификационных испытаний; испытания продукции, подлежащей сертификации; выдачу сертификатов и простановку Знаков соответствия; надзор и контроль за качеством сертифицированной продук­ции и правильностью проведения сертификации; информацию о результатах сертификации.

Таким образом, система сертификации продукции машинострое­ния, решившая многие организационные и методические вопросы, может рассматриваться как прообраз будущей системы сертифика­ции продукции и услуг в странах СНГ, в том числе и в Казахстане.

Вместе с тем в СССР осуществлялась оценка соответствия про­дукции установленным требованиям и в других формах, таких, как: аттестация по категориям качества; государственная приемка продукции; государственные испытания; государственный надзор за стандартами.

В Казахстане после распада СССР аттестация продукции по категориям качества, государственные испытания и государст­венная приемка продукции были официально отменены. Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться в том, что продукция «сделана верно», надо знать, каким требованиям она должна соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. В международной практике общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация. Известно, что продукция создаётся для дальнейшего её использования или потребления. В общей цепочке жизненного цикла продукции изготовитель является «первой стороной». И он, конечно, считает, что произвел хорошую продукцию, которая удовлетворит потребителя. «Второй стороной» в этой цепочке является потребитель, желающий приобрести качественную продукцию. От оценки потребителя зависит дальнейшая судьба продукции. «Третьей стороной», т.е. арбитром, является независимый от изготовителя и потребителя орган или лицо. В международной практике в оценке соответствия наиболее объективными и достоверными считаются результаты испытаний, проведенные третьей стороной.

2. В соответствии с Законом РК «О техническом регулировании» сертификация – процедура, посредством которой орган по подтверждению соответствия письменно удостоверяет соответствие продукции установленным требованиям. Сертификация продукции (работы, услуги) представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения соответствия продукции (работы, услуги) требованиям, установленным в нормативных документах.

Вопросы безопасности продукции, защиты жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность производителя за выпуск некачественной продукции, с другой стороны, устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик выпускаемой продукции. Объектами сертификации являются продукция, услуги, процессы, работы и системы качества (производства).

Результатом проведения работ по сертификации является сертификат соответствия - сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие продукции, услуги требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, положениям стандартов или иных документов;
Подтверждение соответствия в Республике Казахстан проводится посредством не только сертификата соответствия, но и декларации о соответствии.

Декларация о соответствии - декларация о соответствии - документ, которым изготовитель (исполнитель) удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции, услуги установленным требованиям; Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия.

Перечни продукции и услуг (работ), соответствие которых должно быть подтверждено сертификатом соответствия или декларацией о соответствии, утверждаются постановлениями правительства Республики Казахстан.

Реализация продукции, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, без сертификата соответствия (копии сертификата соответствия) и (или) Знака соответствия или декларации о соответствии (копии декларации о соответствии) запрещается.

Запрещается рекламирование продукции, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, которые не прошли сертификацию в Республике Казахстан.

Лица, нарушившие законодательство Республики Казахстан о сертификации, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

3. Основные цели и принципы сертификации

Сертификация – процедура, посредством которой орган по подтверждению соответствия письменно удостоверяет соответствие услуги установленным требованиям.

Сертификация м. б. обязательной и добровольной.

Результатом проведения работ сертификации является сертификат соответствия – документ удостоверяющий соответствие услуги требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области технического регулирования, положением стандартов или иных документов.

Перечень услуг, соответствие которых д б. подтверждено сертификатом соответствия, утверждаются постановлениями правительства РК.

Реализация услуг, подлежащих обязательной сертификации, без сертификата соответствия запрещается. Запрещается рекламирование услуг, подлежащих обязательной сертификации, которые не прошли сертификацию в РК.

Цели сертификации:

1. Обеспечение безопасности услуг для жизни, здоровья людей, охраны имущества граждан и окружающей среды.

2. Защита интересов потребителей в вопросах качества услуг.

3. Устранение технических барьеров в торговле, обеспечение конкурентоспособности услуг на внутреннем и внешнем рынках.

4. Содействие потребителям в компетентном выборе услуг.

5. Защиту потребителя от недобросовестного исполнения.

Основными принципами, которыми следует руководствоваться при подтверждении соответствия, являются: 1. Законодательная основа сертификации (закон о сертификации, о защите прав потребителей и др. нормативные акты). 2. Открытость системы сертификации (в работе по сертификации участвуют предприятия независимо от форм собственности, признающие и выполняющие ее правила). 3. Гармонизация национальных НД по сертификации с международными нормами и правилами. 4. Независимость ОС и ИЛ от изготовителей и потребителей. 5. Одновременная открытость (доступность) и закрытость информации (конфиденциальность составляет коммерческую тайну). 6. Исключение дискриминации по отношению к заявителям. 7. Право выбора заявителем органа по подтверждению соответствия. 8. Профессиональность испытаний по идентификации и сертификации. 9. Признание аккредитации зарубежных ОС и знаков соответствия на основе односторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Казахстан.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.