Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Профессиональными компетенциями (ПК)

2017-09-27 252
Профессиональными компетенциями (ПК) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«УТВЕРЖДАЮ»

 

Ректор ГБОУ ВО РК КИПУ,

___________ Ф.Я. Якубов

«____» _________ 2016 г.

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Направление подготовки

 

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Нормативный срок освоения программы: 6 года

Форма обучения: очная

 

 

Симферополь, 2016

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра

«СОГЛАСОВАНО» Руководитель ОПОП ______________(_______________) «___»________2016 года «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой ______________() «___»________2016 года

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б.1. «Методика преподавания исторических дисциплин в высшей школе»

направление подготовки

профиль «»

факультет

 

 

Симферополь, 2016

 

Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания исторических дисциплин в высшей школе» для бакалавров, направления

_____________, профиля «________________» составлена на основании ФГОС ВО (ВПО) и учебного плана по направлению магистерской (бакалаврской) подготовки_______________________________, утвержденного ректором

(шифр и наименование направления)

ГБОУ ВО РК «КИПУ» от «____»_ _______________________;.

 

Составитель рабочей программы _____ Мусаева Улькера Кязимовна, доктор исторических наук, доцент

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры

Протокол № от «» 20 г.

Заведующий кафедры _______________________ (к.и.н.,)

(подпись)

Рабочая программа одобрена на заседании УМК факультета

Протокол № от «» 20 г.

Председатель УМК ___________________ (к.ф.н., доцент _____________)

(подпись)

Рабочая программа переутверждена на кафедре

Протокол № от «» 20 г.

Заведующий кафедры _______________________ (к.и.н., _______________)

(подпись)

 

1. Рабочая программа дисциплины «Методика преподавания исторических дисциплин в высшей школе» для _______________________________________ направления__________________профиля «_____________________»

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Цель и задачи изучения дисциплины (модуля)

Программа курса «Методика преподавания истории в высшей школе» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки академического магистра по направлению История в целях обеспечения реализации учебного процесса.

 

Курс «Методика преподавания истории в высшей школе» органично входит в блок дисциплин, составляющих учебную программу магистратуры. Его цели и задачи вытекают из ее актуальности и значимости в формировании компетентностного подхода к подготовке магистра-историка.

 

В системе социально-гуманитарного образования: курс выступает как важный фактор формирования у аспиранта необходимых знаний и навыков в сфере вузовского преподавания истории. В общепрофессиональной подготовке курс относится к циклу общепрофессиональных дисциплин подготовки специалиста и позволяет обеспечить формирование базовых знаний по методике вузовского преподавания.

 

Цель курса: теоретическая и практическая профессиональная подготовка аспирантов к преподаванию предмета «История» в высших учебных заведениях. Данная цель достигается через изучение основных тенденций развития высшего исторического образования, его содержания, методов формирования системного профессионального мышления, знания о технологиях организации обучения широкопрофильного специалиста.

 

В процессе изучения курса реализуется ряд важнейших задач:

 

- практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории на всех уровнях общего и профессионального образования;

- анализ и объяснение политических, социокультурных, экономических аспектов, роли человеческого фактора, цивилизационной составляющей исторического процесса;

 

- изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся общеобразовательных учреждений высшего профессионального образования;

 

- организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям, и отражающих специфику предметной области;

 

- проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;

 

- проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;

 

- овладение разнообразными образовательными технологиями, методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала;

 

- овладение аспирантами методами формирования умений самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей студентов;

 

- овладение аспирантами основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессе;

 

- формирование представления у аспирантов о «кухне» историка-исследователя. Овладение студентами умением всестороннего и глубокого анализа исторических источников и специальной научной литературы, привитие навыков научно-исследовательской работы, умения грамотно излагать свои мысли и вести дискуссию (что особо важно для преподавательской работы).

 

Изучение дисциплины базируется на общеметодологической подготовке, получаемой в ходе изучения дисциплин цикла общественных наук. Работа студента здесь складывается, прежде всего, из изучения им своих записей лекций, специальной литературы и источников.

 

Объем и содержание данного курса определены рабочей программой. Общая трудоемкость курса составляет 1 зачетная единица, 108 часа. Из них аудиторных занятий - 34 часов (лекции – 16 часа, семинары-18),контр. раб. – 27 часа, самостоятельная работа студентов – 47 часов.

Автор: Мусаева Улькера Кязимовна,доктор исторических наук,доцент

 

Цель освоения дисциплины:

 

Дисциплина предназначена магистрам специальности История. Курс «Методика преподавания истории в высшей школе» органично входит в блок дисциплин, составляющих учебную программу магистратуры. Его цели и задачи вытекают из ее актуальности и значимости в формировании компетентностного подхода к подготовке маги-стра-историка.

 

В системе социально-гуманитарного образования: курс выступает как важный фактор формирования у аспиранта необходимых знаний и навыков в сфере вузовского преподавания истории. В общепрофессиональной подготовке курс относится к циклу общепрофессио-нальных дисциплин подготовки специалиста и позволяет обеспечить формирование базовых знаний по методике вузовского преподавания.

 

Цель курса: теоретическая и практическая профессиональная подготовка аспирантов к преподаванию предмета «История» в высших учебных заведениях. Данная цель достигается через изучение основных тенденций развития высшего исторического образования, его содержания, методов формирования системного профессионального мышления, знания о технологиях организации обучения широкопрофильного специалиста.

 

В процессе изучения курса реализуется ряд важнейших задач:

 

- практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории на всех уровнях общего и профессионального образования;

- анализ и объяснение политических, социокультурных, экономических аспектов, роли человеческого фактора, цивилизационной составляющей исторического процесса;

 

- изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся общеобразователь-ных учреждений высшего профессионального образования;

 

- организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям, и отражающих специфику предметной области;

 

- проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;

 

- проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;

 

- овладение разнообразными образовательными технологиями, методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала;

 

- овладение аспирантами методами формирования умений самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей студентов;

 

- овладение аспирантами основами применения компьютерной техники и информацион-ных технологий в учебном и научном процессе;

 

- формирование представления у аспирантов о «кухне» историка-исследователя. Овладение студентами умением всестороннего и глубокого анализа исторических источников и специальной научной литературы, привитие навыков научно-исследовательской работы, умения грамотно излагать свои мысли и вести дискуссию (что особо важно для преподава-тельской работы).

 

Изучение дисциплины базируется на общеметодологической подготовке, получаемой в ходе изучения дисциплин цикла общественных наук. Работа студента здесь складывается, прежде всего, из изучения им своих записей лекций, специальной литературы и источников.

 

Объем и содержание данного курса определены рабочей программой.

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

 

 

Учебный курс «Методика преподавания истории в высшей школе» относится к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» образовательной программы магистратуры по направлению История.

 

Курс занимает свою нишу в системе тех дисциплин, которые читаются на факультете. Имея тесные связи с другими общими курсами, он дает возможность компаративистского исторического и историографического анализа, развивая их и одновременно формируя свою специфическую область знания.

 

Структура учебного курса в целом полностью соответствует сложившимся в данной области проблемам и требуемому стандарту, что нашло свое выражение в основных разделах и темах курса.

 

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обу-чающимися при изучении базовых общекультурных и исторических дисциплин: «История средних веков», «Методология истории», «Политология».

 

Освоение дисциплины необходимо как предшествующее или параллельное при изучении следующих курсов: «История культуры», «Философия».

 

Для изучения дисциплины необходимы также знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.

 

В результате обучения по дисциплине студент должен достигнуть следующих результатов образования:

 

Знать

- современные тенденции развития образовательной системы;

 

- основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразова-тельной школе (на всех уровнях), а также в учебных заведениях, дающих среднее специальное и высшее образование;

 

- современные методологические принципы и методические приемы исторического исследования;

 

- достижения современной педагогической науки в области школьного и высшего профес-сионального образования;

 

- критерии инновационных процессов в образовании;

 

- принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса;

 

- принципы использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

 

Уметь

- осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие;

 

- внедрять инновационные приемы в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся;

 

- интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность;

 

- выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании;

 

- сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач;

 

- самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение;

 

- использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы,базы данных, информационно-поисковые системы.

 

Иметь представление

 

- о современных методах и методике преподавания истории в высшей профессиональной школе;

 

- о способах анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования;

 

- о способах пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранных языках, из разных областей общей и профессиональной культуры;

 

- о технологиях проведения опытно-экспериментальной работы, участия в инновационных процессах.

 

- о навыках поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах;

- об искусстве ведения дискуссии, логичном и аргументированном изложении своих мыслей.

 

Полученные знания и умения призваны сформировать у студента способности компетентно формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности в области медиевистики, проводить самостоятельное исследование, творчески применяя известные и разрабатывая новые методы и методики.

 

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:

 

общекультурными компетенциями:

 

1) способностью к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межруппового взаимодействия (ОК-5).

 

2) способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этниче-ские, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

1. Современное развитие высшего образования в России и за рубежом.

 

Роль высшего образования в современной цивилизации. Место университета в российском образовательном пространстве. Фундаментализация образования в высшей школе. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе. Интеграционные процессы в современном образовании. Воспитательная компонента в профессиональном образовании. Информатизация образовательного процесса. Болонская система и Российская высшая школа.

 

2. Проектирование образовательного процесса.

 

Этапы и формы педагогического проектирования. Классификация технологий обучения высшей школы. Проектирование целей обучения на основе диагностических подходов. Учение как деятельность образовательного процесса.

Проектирование содержания обучения. Учебно-нормативные документы, организующие реализацию целей обучения. Проектирование содержания учебного предмета как дидактическая задача. Проектирование содержания учебных предметов по истории.

 

Тема 7.

Психология высшей школы.

 

Особенности развития личности студента. Психологические особенности обучения студентов. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. Психологические основы формирования системного мышления. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп.

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Данный курс очень важно с точки зрения изучения студентами исторической и культурологической проблематики, разрабатываемой на отделении истории. Его изучение будет способствовать повышению общего культурно-образовательного уровня студентов, более адек-ватному пониманию ими современного уровня развития науки и выполнению поставленной в Программе развития НГУ задачи на ознакомление учащихся с технологией обработки, хранения и передачи информации.

 

Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика преподавания истории в высшей школе»:

· работа над лекционным материалом;

 

· работа над учебными пособиями;

 

· изучение и конспектирование источников;

· написание рефератов.

 

Перечень заданий для самостоятельной работы студента

 

Темы рефератов

1. Роль высшего образования в современной цивилизации.

 

2. Место университета в российском образовательном пространстве. Болонская система и Российская высшая школа.

 

3. Проектирование образовательного процесса. Проектирование содержания учебных предметов по истории.

 

4. Лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе. Семинарские занятия в высшей школе.

 

5. Самостоятельная работа студентов (СРС) как развитие и самоорганизация личности обу-чаемых.

 

6. Познавательная и исследовательская деятельность студентов. Основы педагогического контроля в высшей школе.

 

7. Основы коммуникативной культуры педагога. Психология высшей школы.

 

8. Инновационные технологии реализации учебного процесса. Информационные технологии обучения (ИТО). Информационно-предметное обеспечение технологий обучения. Технология проблемного обучения (проблемная лекция).

 

9. Технология модульного обучения (лекция-беседа, диалогическая деятельность на практи-ческих занятиях).

 

10. Технология дифференцированного обучения (лекция-пресс-конференция). Какую роль играет высшее образование в современной цивилизации?

 

11. Как вы оцениваете место университета на российском образовательном пространстве? Как вы оцениваете возможности, которые дает информатизация образовательного процесса?

 

Какие проблемы перед российской высшей школой ставит присоединение к Болонской системе?

 

1. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы педагогического проектирования. Перечислите и охарактеризуйте основные формы педагогического проектирования. Какую роль в проектировании целей обучения играют диагностические подходы? Зачем необходимо проектирование содержания обучения?

 

2. В чем специфика проектирования содержания учебных предметов по истории? Какое место занимает лекция в вузовском образовании?

 

3. Назовите и охарактеризуйте основные лекционные формы?

 

4. Назовите психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке лек-ции?

 

5. Охарактеризуйте особенности психологии ораторского труда?

 

6. чем специфика коммуникативной культуры педагога на лекции? Какова цель использования практических занятий в высшей школе? Охарактеризуйте основные типы семинаров по истории?

 

7. Что такое просеминар?

 

8. Чем отличается спецсеминар от семинара? Охарактеризуйте основные новые семинарские формы. Что такое информационные технологии обучения? Охарактеризуйте основные типы ПМК.

 

9. чем специфика технологии дистанционного обучения на базе компьютерных телеком-муникаций?

 

10. Что такое электронные учебники?

 

11. Какое место в вузовском образовании занимает самостоятельная работа студентов? Сравните внеаудиторную и аудиторную формы СРС - в чем их сходство и отличие? Назовите основные пути дальнейшего совершенствования СРС.

 

12. Какую роль играют научные исследования студентов в вузовском историческом образова-нии?

 

13. Назовите основные способы получения и переработки научной информации. Охарактеризуйте кратко основные этапы работы над научными исследованиями. Каковы функции педагогического контроля?

14. Что такое рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала?

 

15. Как вы оцениваете тестирование как психолого-педагогическое средство оценки академи-ческих способностей студентов?

 

16. Охарактеризуйте основные формы тестовых заданий. Охарактеризуйте основные методы оценки критериев качества тестов.

17. чем особенности развития личности студента?

 

18. Охарактеризуйте кратко психологические особенности обучения студентов. Какое место в современной общественной мысли занимает философия истории? Назовите психологические особенности формирования системного мышления.

 

Выбор темы.

 

Темы докладов являются оригинальными, а не типовыми, поэтому не стоит тратить время на поиск готовой работы в Internet’е, даже если и удастся найти что-то созвучное с темой, это не будет соответствовать требованиям. Работа должна представлять собой самостоятельное и в идеале научное исследование.

 

Рекомендуемая литература представляет собой лишь некий минимум, отталкиваясь от ко-торого студент только знакомится с темой, вникает в суть поставленной проблемы. Для полноценной же работы требуется существенным образом расширять круг литературы по теме исследования. Тем более, что сам процесс поиска нужной литературы является творческим занятием, от которого в немалой степени зависит конечный результат работы.

 

Весьма желательно, чтобы уже при выборе темы реферата студент проявил максимум самостоятельности. Труд будет намного эффективней, если студент станет работать над темой, отвечающей его собственным интересам и наклонностям. Студент не должен стремиться во что бы то ни стало выбрать такую тему, которая позволила бы ему сделать научное открытие. Надо помнить, что реферат - это форма учебной работы. Если студент сумеет сказать свое слово, выскажет свежее, оригинальное суждение, это повысит ценность работы, но это не основное требование.

 

Студент должен прийти к тому, к чему уже пришли до него другие, но пусть он пройдет этот путь самостоятельно, отшлифует свое умение работать с материалом, овладеет приема-ми исследования.

 

Окончательная формулировка темы работы, как правило, предоставляется самому студенту, но делать это можно, используя списки примерных тем.

 

Выбрав тему, следует:

 

· ознакомиться с кругом вопросов, относящихся к ней, повторить лекционный матери-ал и просмотреть заново, уже под иным углом зрения, специальную литературу, рекомендованную к занятиям. В результате студент должен получить четкое представление о сущности этой темы, месте и значении ее в проблематике курса;

 

· ознакомиться с обобщающими трудами. Если общая литература по какой-то теме отсутствует или она труднодоступна, можно обойтись учебными пособиями.

 

Итогом данного этапа должен стать предварительный план реферата. Этот план лучше составлять сразу в развернутом виде, не боясь, что в дальнейшем его придется неоднократно дорабатывать, а, быть может, и перерабатывать. Составление плана уже на первоначальной стадии работы над темой крайне необходимо, ибо без него невозможно выделить круг вопросов, подлежащих исследованию, последовательность их изучения, наконец, трудно будет определить направление работы в библиотеке.

 

План должен помочь:

 

3.1. раскрыть тему и найти ответы на поставленные вопросы. Каждый последующий пункт плана должен логически развивать предыдущий.

 

3.2. С помощью проблемно-хронологического подхода вычленить необходимые частные проблемы и показать, что представляло собой изучаемое явление, какие изменения оно пре-терпело за данный отрезок времени и чем стало в результате этих изменений.

 

Весь собранный материал распределяется в соответствии с планом работы. В процессе анализа материала вырабатываются рабочие гипотезы - генеральная (ключевая идея) и частные - по отдельным вопросам темы. В ходе исследования одни гипотезы могут уходить как несостоятельные и появляться другие. Итогом систематизации и анализа материала, прора-ботки на этой основе гипотез и ключевой идеи является выработка оригинальной концепции автора доклада.

 

Студенту следует постоянно поддерживать контакт с научным руководителем, информировать его о результатах своей работы, в случае затруднений обращаться за научной и методической помощью. Если в ходе работы возникает необходимость уточнять, корректировать, а иногда и менять тему исследования, все эти изменения определяются и вносятся также с помощью научного руководителя.

 

Составление библиографии.

 

Большинство рекомендованных книг и статей имеется в университетской библиотеке. Если же их не окажется там, можно обратиться в Государственную публичную научно-техническую библиотеку, Областную научную библиотеку. Литературу также можно заказывать по межбиблиотечному абонементу (МБА), который имеется в университетской библиотеке. Имеющие навыки работы с компьютером могут для подготовки к занятиям успешно использовать систему Internet.

 

Поиск литературы в библиотеке ведется по алфавитному и систематическому катало-гу и каталогу периодических изданий (журналов). Поскольку уже известны точные выходные данные работ, то можно обращаться сразу к алфавитному каталогу и каталогу периодических изданий. Можно и нужно привлекать дополнительную литературу, в этом случае не-обходимо искать соответствующий раздел в систематическом каталоге. При затруднениях может помочь дежурный библиограф.

 

Составление библиографии собственно исторической литературы следует начать одно-временно с предварительным знакомством с вопросом. Помимо рекомендованной литературы источниками для составления списка литературы послужат библиотечные каталоги (начинать надо с систематического), сноски и библиографические ссылки в изучаемых трудах как рекомендованных, так и выявленных самостоятельно; руководствуясь ими, нужно обратиться к алфавитному каталогу. Можно обратиться к различным библиографическим справочникам и другим указателям.

 

Таким образом, в результате большой и длительной работы по составлению библиографии накапливается множество названий книг, статей, источников и т. д. Чтобы иметь возможность ориентироваться в этом разнообразном библиографическом материале, целесообразно с самого начала завести картотеку. Она может быть на бумаге или в электронном виде. В первом случае должно стать правилом, чтобы на каждую монографию, статью, источник и т. д. заполнялась отдельная карточка. В карточке обязательно указывать фамилию и инициалы автора, полное название работы, место издания, издательство, год издания; для журнальных статей - год издания, номер журнала, страницы.

 

Желательно, чтобы карточки заполнялись единообразно и оставалось свободное место для заметок о книге, статье (ее содержании, структуре, о том, на каких источниках она написана и т. д.).

 

Приложение 1 Примерная схема обсуждения доклада.

 

· Полнота и глубина раскрытия темы, правильность определения круга вопросов, полнота использования источников и литературы, степень аргументации выводов и основных положений.

 

· Логичность обоснования структуры доклада, использование докладчиком собранного материала - путем обобщения, анализа их изложения, цитат и иллюстраций.

 

· Степень самостоятельности докладчика в отношении использованной литературы.

· Глубина понимания докладчиком отдельных вопросов темы доклада.

· Литературная обработка текста, правильность оформления научно-справочного аппарата.

 

· Достоинства и недостатки устной речи докладчика: четкость, стиль, доходчивость, манера и т. д.

 

Приложение 2.

Существенную помощь в определении подходов к истории могут оказать работы,

 

развивающие или иллюстрирующие различные методологические принципы историче-ского познания и рассматривающие общетеоретические проблемы:

 

1. Андреев А.Ю., Бородкин Л.И., Левандовский М.И. История и хаос:новые подходы в синергетике // Сравнительное изучение цивилизаций мира / Ред. К. В. Хвостова. М., 2000.

2. Бессмертный Ю.Л. Тенденции переосмысления прошлого в современной зарубежной историографии // Вопр. истории. 2000. № 9.

3. Биск И. История исторической мысли в новое время.Иваново, 1983.

 

4. Бранский В.П. Социальная синергетика как современная философия истории//Общесвенные науки и современность. 1999. № 6.

 

5. Вен П. Как пишут историю.Опыт эпистемологии.М., 2003. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории.СПб., 1993.

 

6. Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада.М., 2002. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества.М., 1977.

 

7. Гобозов И. А. Введение в философию истории.М., 1999.

8. Гомаюнов С.А. От истории синергетики к синергетике истории//Общественные науки и современность. 1994. № 2.

 

9. Губман Б. Л. Смысл истории.Очерки современных западных концепций.М., 1991. Гулыга А. Искусство истории.М., 1980.

 

10. Данилов А. И. Историческое событие и историческая наука//Средние века.М., 1980. Вып. 43.

 

11. XX век: Методологические проблемы исторического познания.М.,2001–2002.Ч.1, 2. Дьяков В. А. Методология истории в прошлом и настоящем.М., 1974.

 

12. Ельчанинов В. А. История–наставница жизни.М., 1981. Ерофеев Н. А. Что такое история?М., 1976.

 

13. Жуков Е. М. Очерки методологии истории.М., 1980.

14. Иванов В. В. Соотношение истории и современности как методологическая проблема.М., 1973.

 

15. Иванов Г. М., Коршунов А. М., Петров Ю. В. Методологические проблемы исторического познания. М., 1981.

 

16. Ивин А. А. Введение в философию истории.М., 1997.

17. Историк в поиске.Микро-и макро подходы к изучению прошлого.М., 1999.

18. Историческая информатика.М., 1996.

 

19. Историческая наука.Вопросы методологии.М., 1986. Историческая наука и историческое сознание.Томск, 2000. Историческая наука на рубеже веков.М.,2001.

 

20. К новому пониманию человека в истории.Очерки развития современной западной исто-рической мысли. Томск, 1994.

 

21. Каган М. С. О ходе истории//Архэ.Культурологический ежегодник.Вып. 1.Кемерово,1993.

 

22. Кареев Н. Теория исторического знания.СПб., 1913 Карсавин Л. П. Философия истории.СПб., 1993. Кобрин В. Б. Кому ты опасен,историк?М., 1992.

 

23. Ковальченко И.Д. Сущность и особенности общественно-исторического развития(Замет-ки о необходимости обновленных подходов) // Исторические записки. Теоретические и ме-тодологические проблемы исторических исследований. Вып. 1 (119). М., 1995.

24. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории.Автобиография.М., 1980.

 

25. Косминский Е. А. Историография средних веков.Vв. –серединаXIXв.М., 1963. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории.Вып.1-2.СПб., 1910-1913. Лооне Э. Н. Современная философия истории.Таллин, 1980.

26. Любарский Г. Ю. Морфология истории:сравнительный метод и историческое развитие.М., 2000.

27. Материалы обсуждения методологических проблем исторической науки//Новая и новейшая история, 1995, № 1, 3, 5, 6; 1996, № 1-4, 6; 1997, № 1-3.

 

28. Медушевская О.М. Источниковедение:теория,история и метод.М., 1996. Мир историка:XXвек.М., 2002.

 

29. Миронов Б. Н., Степанов З. В. Историк и математика.Л., 1976.

 

30. Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории.М., 1989. Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания.Томск, 1981.

 

31. Назаретян А.П. От будущего-к прошлому(Размышление о методе) //Общественныенауки и современность. 2000, №3.

 

32. Петряев К. Д. Вопросы методологии исторической науки.Киев, 1976.

 

33. Подгаецкий В. В. Числа и мысли или утопия?Дидактика,теория и методология клиометрики // Круг идей: традиции и тенденции исторической информатики. М., 1997.

 

34. Поляков Ю. А. Историческая наука.Люди и проблемы.М., 1999.

35. Пригожин И. Конец определенности.Время,хаос и новые законы природы.Ижевск, 1999.

36. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.М., 1986.

37. Про А. Двенадцать уроков по истории.М., 2000.

38. Проблемы исторического познания.М., 2002.

 

39. Ракитов А. И. Историческое познание.Системно–гносеологический подход.М., 1982. Репина Л. П. «Новая историческая наука»и социальная история.М., 1998.

 

40. Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания.М., 2004.

 

41. Россия вXXв.Судьбы исторической науки.М., 1996. Рузавин Г. И. Основы философии истории.М., 2001. Румянцева М. Ф. Теория истории.М., 2002.

 

42. Семенов Ю.И. Философия истории.От истоков до наших дней:основные проблемы иконцепции. М., 1999.

 

43. Сергейчик Е. М. Философия истории.СПб., 2002.

 

44. Современная зарубежная немарксистская историография(Критический анализ).Под ред.В.Л. Малькова. М., 1989.

 

45. Соколо


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

5.425 с.