Правительство Кабардино-Балкарской Республики — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Правительство Кабардино-Балкарской Республики

2017-09-27 356
Правительство Кабардино-Балкарской Республики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Конституция Кабардино-Балкарской Республики, а впоследствии и Закон Кабардино-Балкарской Республики «О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики» закрепили правовой статус Правительства республики, установили его полномочия, порядок формирования и деятельности, его взаимоотношения с государственными органами, органами местного самоуправления, федеральными органами[207].

Являясь ключевым звеном вертикали исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, Правительство подчинено в своей деятельности Президенту республики и вместе с тем имеет четко очерченный круг полномочий, позволяющих самостоятельно и ответственно осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность на территории республики.

Вышеизложенное позволяет еще раз подчеркнуть, что, несмотря на достаточно жесткую централизацию исполнительной ветви власти в республике, главой которой является Президент Кабардино-Балкарской Республики, принцип единоначалия в реализации функций исполнительной власти, Правительство Кабардино-Балкарской Республики вполне автономно и в достаточной степени независимо в реализации своих полномочий, т.е. выступает как самостоятельный и авторитетный орган государственной власти[208].

Конституция Кабардино-Балкарской Республики, так же как и Конституция Российской Федерации, исключительно лаконична применительно к определению положений о Правительстве республики. Это обусловлено не только следованию форме и стилю основного закона Федерации, но и установленными Конституцией республики особенностями организации государственной власти, а именно концентрацией широкого круга полномочий исполнительной власти за Президентом Кабардино-Балкарской Республики и закреплением за ним статуса главы исполнительной власти. По сути Конституция республики, прямо не оформляя, предусматривает фактически некое «разделение труда» в сфере исполнительной власти между Президентом и Правительством республики, одновременно закрепляя отношение соподчинения между ними и подотчетность последнего перед первым.

Анализ конституционных положений о Правительстве Кабардино-Балкарской Республики, взаимоотношениях Правительства Кабардино-Балкарской Республики с Президентом Кабардино-Балкарской Республики позволяет охарактеризовать Правительство Кабардино-Балкарии как «техническое», замыкающееся на хозяйственных функциях. В этой связи в научной литературе отмечается, что Президент Кабардино-Балкарской Республики, обладая значительными прерогативами, имеет «необычайную силу», характеризуемую как режим «делегированной демократии», которая соответствует минимальным формальным критериям демократического устройства, но по своей политической практике больше напоминает авторитаризм. При этом большая степень политического усмотрения и самостоятельности Президента республики делает Правительство республики лишь инструментом президентской власти, всецело зависящим от нее, а не от расклада сил в Парламенте. В связи с этим М.З. Мисрокова считает необходимым конституционное установление более высокой степени автономности отношений Правительства с Парламентом республики. Прерогативы основных институтов государственной власти в республике, по ее мнению, не сбалансированы, и это объективно способствует становлению безоппонентного режима и в противовес требует создания системы публичной политической конкуренции[209].

Согласно части 1 статьи 108 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, подотчетным Президенту Кабардино-Балкарской Республики. В состав Правительства Кабардино-Балкарской Республики входят Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики, заместители Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики, министры, а также другие должностные лица, определяемые Президентом Кабардино-Балкарской Республики.

Конституция республики воспроизвела федеральную конституционную норму, согласно которой с момента принесения присяги Президентом Кабардино-Балкарской Республики Правительство Кабардино-Балкарской Республики слагает свои полномочия. Таким образом, Правительство республики не только подотчетно главе исполнительной власти республики и не только ответственно перед ним, но и разделяет судьбу Президента республики в случае прекращения им своих полномочий. В этом заключается одна из основных характеристик президентской республики[210].

Конституция республики закрепляет еще одну важную особенность президентской республики – это исключительное право Президента республики по утверждению структуры исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, а также определению персонального состава Правительства Кабардино-Балкарской Республики. Указанное полномочие должно быть реализовано Президентом Кабардино-Балкарской Республики не позднее четырнадцати дней после назначения Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики (ст. 110 Конституции КБР).

Ранее в положениях статьи 110 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, и в этом заключалась тогда особенность Конституции республики, четко просматривалась особая роль Председателя Правительства в системе исполнительной власти как относительно самостоятельной фигуры. А именно, Конституция республики предоставляла Председателю Правительства Кабардино-Балкарской Республики предлагать не позднее недельного срока после назначения Президенту Кабардино-Балкарской Республики структуру республиканских органов исполнительной власти. Одновременно Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики мог предлагать Президенту Кабардино-Балкарской Республики кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства, министров, вносит предложения о персональном составе Правительства Кабардино-Балкарской Республики. Фактически, прежняя редакция статьи 110 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, до внесения в нее изменений в ходе конституционной реформы, определенно ограничивало самостоятельность Президента республики в обозначенных вопросах как главы исполнительной власти, на что обращалось внимание в научной литературе[211]. При этом самостоятельность эта ограничивалась полномочиями даже не Правительства республики как конституционного исполнительного органа государственной власти республики, а председателем этого коллегиального органа, который не мог издавать распоряжения от своего имени, а только от имени всего Правительства. Кроме того, следует отметить, что Правительство само является хотя и особым, но тем не менее лишь одним из конституционных исполнительных органов государственной власти республики, одним из элементов всей структуры исполнительных органов государственной власти.

Примечательно также, что ранее вышеуказанное полномочие Председателя Правительства республики Конституция излагала дважды, продублировав в пункте «б» статьи 81 в главе IV «Президент Кабардино-Балкарской Республики».

После конституционной реформы в Кабардино-Балкарской Республике такой своеобразный дисбаланс в сфере исполнительной ветви власти в пользу Председателя Правительства с одновременным ограничением полномочий Президента республики как главы исполнительной власти был впоследствии устранен поправками к Конституции Кабардино-Балкарской Республики, внесенными 28 июля 2001 года[212].

Конституция Кабардино-Балкарской Республики, как отмечено выше, в отличие от полномочий Президента Кабардино-Балкарской Республики – главы государства и исполнительной власти и Парламента Кабардино-Балкарской Республики – законодательного органа государственной власти республики, практически не устанавливает полномочия Правительства Кабардино-Балкарской Республики, за исключением права подать в отставку, отменять акты министерств и других республиканских органов исполнительной власти, а также обязанности сложить полномочия. В соответствии со статьей 114 Конституции республики, полномочия и порядок деятельности Правительства Кабардино-Балкарской Республики определяются наряду с Конституцией также специальным республиканским законом.

Закон Кабардино-Балкарской Республики «О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики»[213], принятый в феврале
1999 года довольно подробно регламентирует не только полномочия высшего коллегиального исполнительного органа государственной власти республики, но и основы его взаимоотношений с Президентом, Парламентом, судами Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления.

Конституция Кабардино-Балкарской Республики, хотя прямо и не предусмотрела, но, тем не менее, по существу легитимировала фактическую подотчетность в своей деятельности Правительства Кабардино-Балкарской Республики не только Президенту Кабардино-Балкарской Республики, но и Парламенту республики. Это проявляется, в частности, в следующих положениях.

Особенностью организации исполнительной власти в Кабардино-Балкарии является процедура назначения на должность Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики по сравнению с назначением на должность Председателя Правительства Российской Федерации. В соответствии со статьей 111 Конституции Российской Федерации Президент России может трижды предложить Государственной Думе одну и ту же кандидатуру и после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. В Конституции же Кабардино-Балкарской Республики (ст. 109) установлено, что отклоненная на должность Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики кандидатура повторно не предлагается. Считаем, что это справедливо и гораздо полнее отвечает принципу разделения властей и самостоятельности органов в пределах собственной компетенции.

В соответствии с республиканским Законом от 11 января 2003 года № 4-РЗ (ред. от 01.07.2010 г.) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике»[214] Правительство Кабардино-Балкарской Республики ежеквартально представляет Парламенту Кабардино-Балкарской Республики отчет о ходе исполнения республиканского бюджета и реализации государственных программ социально-экономического развития, утверждаемых Парламентом республики.

Кроме того, члены Правительства Кабардино-Балкарской Республики обязаны по приглашению Парламента, его комитетов и комиссий присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы депутатов. Правительство Кабардино-Балкарской Республики обязано дать письменный или устный ответ в соответствии с законодательством республики на запрос или обращение депутата Парламента. Сам парламентский запрос, предусмотренный Законом Кабардино-Балкарской Республики «О Парламенте Кабардино-Балкарской Республики», выступает своеобразной формой парламентского контроля за осуществлением исполнительной власти в республике.

В пределах своих полномочий Правительство Кабардино-Балкарской Республики участвует в разрешении споров и устранении разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти республики. Правительство Кабардино-Балкарской Республики по соглашению с Правительством Российской Федерации может передавать ему осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и Конституции Кабардино-Балкарской Республики.

Высший исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики утверждает положения о министерствах и иных республиканских органов исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их центральных аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете. В случае необходимости Правительство Кабардино-Балкарской Республики в пределах средств, предусмотренных республиканским бюджетом, вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные и иные органы при Правительстве Кабардино-Балкарской Республики.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.