Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Связь философии с наукой, искусством и практикой

2017-09-27 1964
Связь философии с наукой, искусством и практикой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Научность философии. Наука – это систематическое, доказательное и проверяемое знание.В философии так же присутствует системность, доказательность и проверяемость. Эти признаки и вырабатывает философия.Таким образом, научность философии в ее следовании критериям научности:непротиворечивости высказываниям;подтверждении утверждений фактами;эффективности выдвигаемых идей.Наука в отличие от философии: безлична, объективна, вырабатывает жесткие методики, интересуется поиском истины, а не судьбами человека.

Эстетичность, чувственность философии. Искусство отличается от науки тем, что главная ценность науки - истина, а искусства – красота. Философия – меньше, чем наука отстраняется от явлений красоты. Она имеет ярко выраженный эстетический характер. Таким образом, эстетичность философии – в ее чувственно-эмоциональном содержании. Но искусство более выборочно, оно занято поиском не наиболее значимого, а художественно значимого.

Практичность или моральность философии. Практика – это действия, поступки людей, которые преследуют определённые цели. Главный практический ориентир – ценности добра. Если в науке заблуждению противопоставляют истину, в искусстве – безобразному – прекрасное, то в практике человек стремится к подавлению зла и достижению добра. Философия выявляет и вырабатывает смысл человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. В этой области реализуются практические потенциалы философии. Таким образом, практичность философии – в ее этической направленности, в моральности. Нет ничего практичнее, чем философия. Человек существо моральное. Законы морали осмысливаются в этике.

Вывод: Философия не противостоит науке, искусству и практике. Она объединяет ценности – истины, красоты и добра в единое целое.

Философия и частные науки.

Философия (обобщенное знание) и конкретные науки(фрагменты), всегда дополняли друг друга, взаимодействовали как общее и частное знание. Если философия формировала свои принципы и заключения на базе конкретного материала, то специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий. Эту связь осознавали представители всех областей знаний, которые одновременно являлись выдающимися философами и ученными: Эпикур, Демокрит, Аристотель, Декарт, Кант, Дидро, Эйнштейн, Рассел, Циолковский.

Подлинная наука всегда чужда эмпиризму (только опыт); утилитаризму (из принципа полезности); технократическому способу мышления (неаналитическому). Ученные обращаются к философии не только в поисках методологии, но и для объяснения смысла и направленности научных исследований. Философия, опираясь на результаты научных открытий, обобщая их, предсказывала фундаментальные открытия (атомическая теория, проблема бесконечности мира, теория отражения; теория относительности и др.)

Философия часто опережала в своём развитии конкретные науки, а в связи с новыми открытиями в науке менялись и формы философского мышления. Рассмотрим изменение способов взаимодействия науки и философии в историческом процессе: в древнем обществе – философия это единая не расчленённая наука – натурфилософия; в средние века – господство религии и поэтому только в теологии рассматриваются некоторые философские проблемы; в эпоху Возрождения – натурфилософия в новом дифференцированном качестве, происходит обособление специальных научных дисциплин – физики, медицины, астрономии; в Новое время – самостоятельными становятся не только математика, физика, но и химия и биология, происходит дифференциация и в обществознании, частные теории рассматриваются под специфическим философским углом зрения – с позиции всеобщего.

Понятие мировоззрения.

Мировоззрение - совокупность взглядов на мир и место человека в нем.

Виды мировоззрения: мифологическое - свойственно людям первобытного общества; религиозное – распространено с древности и до наших дней; обыденное (ненаучное) - решает мировоззренческие вопросы на основе житейского опыта; научное - решает мировоззренческие вопросы на основе науки.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения: воспитание, образование, жизненный опыт, отдельные жизненные впечатления; условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры.

Философские размышления являются средством выработки мировоззрения. В философских системах, учениях, концепциях выражаются, обобщаются, систематизируются, аргументируются разнообразные варианты мировоззренческих взглядов и убеждений. Это и позволяет идеям, рожденным в головах философов, получить признание и распространение в обществе.

Выделяют два уровня: жизненно-практический, которыйскладывается стихийно, базируется на повседневном опыте, на него влияют многие факторы, не отличается глубокой продуманностью, системностью, обоснованностью; теоретический уровень является более глубоким пониманием мира; помогает преодолевать недостатки первого уровня.

Рассмотрим генезис мировоззрения. Соотношение уровней мировоззрения выстраивается в исторической последовательности.

Первой формой жизненно-практического уровня является - первобытное сознание. Человек способен ставить перед собой цели и находить способы их реализации. Произошли уже все великие достижения: речь и зачатки мышления; доместикация; овладение огнем; изобретение колеса. Все эти достижения – результат метода проб и ошибок. Критическое и методологическое мышление отсутствуют, преобладает эмоциональная сфера. Первобытный человек легко внушаем. Содержание его сознания определялось коллективным родовым сознанием. Черты первобытного сознания: образное восприятие мира; эмоциональность; склонность к одушевлению – антропоцентризм и зооморфизм. Общими чертами для всех первобытных обществ является синкретизм и бесписьменность.

Вторая формамифы, предания. Исторически философии предшествует мифология. Отрыв философии от мифологии не абсолютный. Различия в том, философия - занимается рациональным описанием и толкованием действительности, стремится понять мир из его собственных, внутренних начал.

Миф - зародыш духовной культуры. С помощью мифов пытались ответить на глобальные вопросы: о происхождении мира; объяснить явления природы, тайны жизни и смерти.

Миф - это не осознанный, бессознательный вымысел. Основная задача философии: раскрыть не содержание целенаправленной выдумки, а значение скрытого образа; «расколдовать» «замаскированные феномены»: неосознанные цели, возбуждающие мифотворчество. Реальность мифа - связана с реальностью рассказа. Миф – это вымысел, принимаемый за правду. Правдой – он является для представителей той культуры, где рожден и живет. Миф – это не сказка. Он является подлинным знанием того, что есть на самом деле. В его истинность верят до тех пор, пока в опыте не обнаружится расхождение с действительностью.

Актуальность мифа проявляется только в ситуации социокультурного кризиса. В стабильном обществе, разговор о мифе может представляться как несерьезный. Миф как бы свидетельствует о скорой гибели общества, в чем усматривается его негативное значение. Предметом мифов являются всеобщие правила поведения, которые вносят в общество порядок. Хранится миф всем обществом, а используется только специализированной элитой, знающей метод его раскодировки, формирующей мифологическую реальность. Миф не идеалистическая модель, подобие социальной утопии. Он жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность.

Третья формарелигия. Основной признак религии – вера в сверхъестественное. Причины появления – низкий уровень развития общественного производства, бессилие и страх перед стихийными силами природы. Важнейшая черта – святость. Строгой границы между мифологией и религией нет. Одни полагают, что мифы - первая историческая форма религии; другие утверждают, что подлинная религия возникает с появлением веры в единого Бога-творца. Т. Гоббс полагал, что различие между религией и мифологией относительно и зависит от того, какие верования получают государственное признание. Если государство допускает – это религия, если – нет, то суеверие.

Основные элементы религии: 1). Вера в Бога - главный признак религии, без богов религии нет; 2). Эмоциональное отношение к Богу - опирается на сходство человека и Бога; 3). Вероучение - священные тексты; 4). Религиозный культ - поклонение Богу выражаемое в посвященных ему обрядах и ритуалах; 5). Организация верующих – связь с Богом и связь верующих – единоверцев.

Функции религии. Основная функция – помочь человеку преодолеть трудности. Мировоззренческая функция – варианты гипотез появления, устройства и перспективы развития мира. Регулятивная функция – управленческая. Компенсаторная функция – компенсирует простые желания, которые не всегда удовлетворяются.

Формой теоретического уровня мировоззрения является - философия. Философия – решает проблемы средствами разума, мышления опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом по определённым логическим законам. Ценность философии в том, что – позволяет выносить практические решения и служит руководством человеческого поведения.

Философское обобщение – имеет широкий потенциал. Науки исходят из повседневного опыта, а он имеет предел, а философская мысль исследует мир за пределами человеческого опыта.

Характерные признаки философии: универсализм и субстанционализм. Субстанция – предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему – то постоянному, относительно устойчивому. Это не два, а единый характерный признак – ибо предельное обобщение всегда в философии сводится до выявления субстанции.

Специфика философии – в особом стиле мышления, который кроме универсализма и субстанционализма проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Размышлять – значить сомневаться в общепринятом и традиционном. Но ставить под сомнение – не означает разрушать коллективные верования, а для того что бы проверить на прочность эти установки, и отжившие отбросить, а те, что выдержали испытания – поставить на более прочный фундамент. «Мыслю, следовательно, существую» – Рене Декарт.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Что является предметом философии?

2. Назовите методы философии, с помощью которых осуществляется философское исследование.

3. Что традиционно считается основным вопросом в философии?

4. Какие направления можно выделить при рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии?

5. Какие направления можно выделить при рассмотрении гносеологической стороны основного вопроса в философии?

6. В чем проявляется научность философии?

7. В чем проявляется эстетичность, чувственность философии?

8. В чем проявляется практичность или моральность философии?

9. Назовите главные ценности науки, искусства и морали.

10. Что такое мировоззрение?

11. Каковы формы жизненно-практического уровня мировоззрения?

12. Каковы характерные признаки философии?

13. Какова специфика философии?

Тема 1.2. Структура философского знания.

Данная тема посвящена структуре философии, её функциям. В процессе развития философии выделялись разные области исследования, которые рассматривали определённые проблемы. Постепенно они превратились в так называемые «философские науки», которые мы кратко рассмотрим здесь, а в разделе № 3 уделим гораздо больше внимания.

Структура философии.

Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания. Исторически первыми, базисными элементами философии являются онтология, гносеология, этика и социальная философия.

Поиски ответов на кардинальные вопросы: как устроен мир? как познавать мир? как следует жить? Привели к формированию трех ветвей философского знания о природе, об окружающем людей мире; о познании, мышлении; о людях и обществе. В результате образовались три главных раздела философского знания. Онтология - учение о бытии, изучающее основные принципы бытия, определяющие устройство мира (теория бытия). Гносеология – учение о познании, исследующее общие принципы, формы и методы человеческого познания (теория познания). Этика – учение о нравственности, поведении людей, устанавливает исходные принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах, (теория морали); аксиология (учение о ценностях); социальная философия (теория общественной жизни).

В рамках основных разделов философии можно выделить множество частных вопросов: сущность бытия; материя, ее формы; сознание; взаимоотношение материи и сознания; человек его сущность; духовный мир человека; общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы развития; экология; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; диалектика и ее законы; иные вопросы.

По мере развития философии оформляются новые области. Логика – наука о формах и способах рационального мышления. Методология науки – наука о методах и формах научного познания. Философия истории – наука, изучающая общие принципы объяснения хода человеческой истории и исторического познания. Философская антропология – наука, ставящая своей задачей понять, что есть человек, какова сущность человека. Эстетика – наука, изучающая эстетическое отношение человека к действительности и художественную деятельность.

Современная структура философского знания отражает общее состояние исследовательской мысли и то особое положение, которое в наше время занимает философия в жизни общества, в системе гуманитарного образования в целом.К началу XXI века находятся в процессе своего формирования - философия науки, философия техники, философия культуры, философия религии, философия права, философия искусства, философия физики, философия семьи, философия войны. Круг философских дисциплин этим не ограничивается и может быть расширен. Подобного рода «частные философии» возникают тогда, когда ощущается потребность разобраться в предельных основаниях какой-либо формы человеческой деятельности. Процесс образования отдельных философских наук продолжается и в наши дни.

Особо следует сказать об истории философии, которая составляет центральный «нерв» любого философского исследо­вания, выступая как взгляд философии на саму себя (философское самосознание). Нельзя разобраться в философии, не изучая ее истории. История философии отличается от истории других наук тем, что она составляет органическую часть философии, ибо философские проблемы вечны. Она даёт множество картин мироздания, созданных разными философами и философскими школами. Она не только обогащает наше мировоззренческое сознание, но и оберегает нас от типичных ошибок. Воспитательное значение имеет и жизнь философов, посвятивших свою жизнь поиску глубоких основ мироздания и назначения в нём человечества.

Функций философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Их много, но можно выделить две основные функции: мировоззренческую и методологическую.

Мировоззренческая функция - способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Здесь философия выступает как теория, обосновывающая решение мировоззренческих вопросов, как основа формирования мировоззрения. Эта функция включает в себя комплекс подфункций: онтологическую, гносеологическую, социально-историческую. В мировоззренческой функции философия ориентирована на отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. В каждой сфере человеческой деятельности есть свои методологические установки. Но кроме специфических методов есть и общие. Философия разрабатывает общеметодологические идеи, которые конкретизируются в различных областях. К методологической функции как подфункцию можно отнести аксиологическую функцию.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая –имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача – расширение границ познания, разрушение догм, модернизация знания, увеличение достоверности знания.Особенностью философской критики выступает то, что она не просто вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, а направляет главный удар против - укоренившихся догм, - стандартов мышления, - «привычек сознания», которые незаметно для людей властвуют над их умами, мешают им увидеть действительность в истинном свете и понять, что нужно делать для ее улучшения. В СССР марксистская философия была возведена в ранг официальной философии государства и должна была пропагандировать «преимущества социализма», создаваемого под руководством партии и правительства. Инакомыслие пресекалось. Философия была лишена возможности выполнять критическую функцию.

Социальная функция –состоит в том, что бы объяснить причины возникновения общества, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. В сфере философии общество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери.

Воспитательно-гуманитарная функция - культивирует гуманистические ценности и идеалы, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция - заключается в том, чтобы на основании имеющихся знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов.

Идеологическая функция - развивает и обосновывает в философских учениях идеологию определенных классов. Её нельзя понимать упрощенно - как «обслуживание» интересов той или иной социальной группы, при котором философы, утрачивают объективность, жертвуют истиной и проповедуют заведомую ложь, лишь бы она была на пользу этой группе. Философия, не стремящаяся к истине, не философия. Идеологическая функция состоит в том, чтобы отразить имеющееся в обществе разнообразие социальных позиций. В условиях тоталитаризма в СССР, навязывалась официозная философия, которая пользовалась поддержкой власти. Она преподавалась в учебных заведениях, пропагандировалась в печати, охранялась цензурой. Специфика философского сознания была утрачена. Это вызывало негативное отношение мыслящих людей, не находивших в ее содержании того, что философия призвана давать. Философы представлялись «верными последователями» основателей марксистско-ленинского учения. После краха господства марксистской идеологии в общественном сознании, образ философии как идеологии стал постепенно развеиваться.

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Какие три главных раздела философского знания можно выделить?

2..Какой раздел философского знания отвечает на вопрос, как устроен мир?

3. Какой раздел философского знания отвечает на вопрос, как познавать мир?

4. Какой раздел философского знания отвечает на вопрос, как следует жить?

5. Какие оформляются новые области кроме основных разделов в современной философии?

6. Почему история философии является одним из важнейших элементов структуры философского знания?

7. Какие две основные функции философии можно выделить как главные?

8. Что представляет собой мировоззренческая функция философии?

9. В чем заключается методологическая функция философии?

10. Какова цель гносеологической функции?

11. В чем особенности философской критики?

12. С помощью, какой функции осмысливаются главные проблемы общественной жизни?

13. В чём заключается аксиологическая функция?

РАЗДЕЛ II.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.