В. П. Евланников и Г. Е. Евланникова — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

В. П. Евланников и Г. Е. Евланникова

2017-09-27 261
В. П. Евланников и Г. Е. Евланникова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В. П. Евланников и Г. Е. Евланникова

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Конспект лекций

 

для студентов всех специальностей и направлений

 

 

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

 

Составители:

д-р филос. наук, проф. В.П. Евланников

канд. филос. наук, доц. Г.Е. Евланникова

 

 

Рецензент

канд. филос. наук, доц. К.В. Барежев

 

Подготовлено на кафедре философии

 

 

Одобрено научно-методическим советом университета

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

© СПбГИЭУ, 2010


Содержание

Введение………………………………………………………….…..4

Раздел I. Место и роль философии в культуре……………........6

Тема 1.1. Предмет философии………..…………….…….......6

Тема 1.2. Структура философского знания.….………….....18

Раздел II. Этапы исторического развития философии..……..23

Тема 2.1. Философия Древнего Востока…….……………...23

Тема 2.2. Античная философия….……………......................29

Тема 2.3. Философия средневековья………………….…….33

Тема 2.4. Философия Возрождения……………………........38

Тема 2.5 Философия Нового времени……….…………..….41

Тема 2.6. Современная философия ………………………....49

Тема 2.7. Русская философия ………………..……………...61

Раздел III. Основные проблемы философии………………….65

Тема 3.1. Проблемы бытия…………………………….….…66

Тема 3.2. Проблемы познания. Философия и методология науки………………………………………………………………..82

Тема 3.3. Проблема человека в философии……………….103

Тема 3.4. Социальная философия………………………….113

Заключение......................................................................................132

Тестовые задания….……………………………………………...133

Список литературы……………………………………………….147

Терминологический словарь……………………………………..149

Приложение Извлечение из рабочей программы дисциплины………………………………………………………..159

ВВЕДЕНИЕ.

Изучив материалы данного конспекта лекций, студенты узнают, что представляет собой философия как наука, её значение для различных областей знания, историю её развития. Обычно люди изучают философию только в институте, и большинство никогда и нигде к ней более не обращаются. Но некоторые начинают самостоятельно размышлять над сугубо философскими проблемами: существует ли добро и зло; есть ли какой-нибудь смысл у жизни; означает ли смерть конец всему?

Смысловой центр философии составляют определенные вопросы, в которых человеческое сознание видит загадку. Напрямую размышлять над ними - лучший способ приступить к изучению философии. Философия не похожа ни на естествознание, ни на математику. В отличие от них, она не может опереться на наблюдение и эксперимент, а только на мышление; она не располагает формальными методами доказательства.

Философское исследование это постановка вопросов и их осмысление, формулировка идей и поиск аргументов по их опровержению. Главная задача философии - критически исследовать и осмыслить самые обыкновенные идеи, которыми каждый из нас, не задумываясь, пользуется изо дня в день. Если историка интересует, что случилось в какой-то момент прошлого, математика - отношения между числами, физика - строение атома и объяснение гравитации, психолога - процесс овладения языком у детей, то философ спрашивает: «А что такое время?» «Что есть число?» «Откуда мы знаем, что вообще что-либо существует вне нашего сознания?» «Что придает словам смысл?» Мы живем, по большей части не задумываясь над понятиями: времени, числа, знания, языка, добра и зла, считая все это чем-то очевидным, само собой разумеющимся. Но философия исследует эти предметы сами по себе, как таковые.

Цель философии - хоть немного продвинуться в нашем понимании мира и самих себя. Разумеется, это не так просто. Чем фундаментальнее понятия, которые пытаются осмыслить, тем меньше в распоряжении исследовательских инструментов.

В процессе изучения данного конспекта студенты получат определенное знание об истории философии, а так же познакомятся и с проблемами современной философии, которые определяются не столько историко-философской данностью, сколько насущной актуальностью и жизненным опытом существования человека в современном мире.

Философия становится современной, когда касается проблем, затрагивающих самые существенные вопросы для бытия человека в его повседневном жизненном мире. В этом смысле «Современная философия» не отличается от «Античной философии»: и та, и другая имеют смысл только тогда, если в их изучении происходит не отстранение проблематики жизненной реальности и способов участия в ней человека, а ее раскрытие и освещение. Еще Кант говорил, что философию нельзя изучать и понимать, не философствуя самому, т.е. рассматривая ее как уже сформировавшийся свод знаний, - она всегда незакончена, всегда в ней проявляется опыт уникально-личностной вовлеченности в мир своей жизни. При этом мы рассмотрим такие направления, как феноменология и герменевтика, философская антропология и философия жизни, структурализм и философия языка именно как направления современной философии, так как в них осмыслены те проблемы, которые стали актуальны для человечества, именно сейчас. Хайдеггер, признавал, что дух современной европейской цивилизации был сформирован в своих основных чертах в Древней Греции. Поэтому, говоря об актуальной современности «сейчас», мы имеем в виду то настоящее, которое связано с тем поворотом, который произошел в 17 в., под влиянием которого мы и продолжаем жить. За четыре века произошло много фундаментальных изменений, но они оказались возможными благодаря произошедшему тогда повороту. Новое Время выступает отцом актуальности современного сейчас, и мы можем лишь предполагать, когда наступит этап нового исторического прорыва, и к чему он приведет нас. И пусть актуальность жизненного опыта каждого студента поможет им войти в сферу актуальности тех жизненных вопросов и сомнений, которые европейская философия не боялась раскрывать и которые мы должны делать современными и близкими себе.

РАЗДЕЛ I.

Структура философии.

Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания. Исторически первыми, базисными элементами философии являются онтология, гносеология, этика и социальная философия.

Поиски ответов на кардинальные вопросы: как устроен мир? как познавать мир? как следует жить? Привели к формированию трех ветвей философского знания о природе, об окружающем людей мире; о познании, мышлении; о людях и обществе. В результате образовались три главных раздела философского знания. Онтология - учение о бытии, изучающее основные принципы бытия, определяющие устройство мира (теория бытия). Гносеология – учение о познании, исследующее общие принципы, формы и методы человеческого познания (теория познания). Этика – учение о нравственности, поведении людей, устанавливает исходные принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах, (теория морали); аксиология (учение о ценностях); социальная философия (теория общественной жизни).

В рамках основных разделов философии можно выделить множество частных вопросов: сущность бытия; материя, ее формы; сознание; взаимоотношение материи и сознания; человек его сущность; духовный мир человека; общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы развития; экология; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; диалектика и ее законы; иные вопросы.

По мере развития философии оформляются новые области. Логика – наука о формах и способах рационального мышления. Методология науки – наука о методах и формах научного познания. Философия истории – наука, изучающая общие принципы объяснения хода человеческой истории и исторического познания. Философская антропология – наука, ставящая своей задачей понять, что есть человек, какова сущность человека. Эстетика – наука, изучающая эстетическое отношение человека к действительности и художественную деятельность.

Современная структура философского знания отражает общее состояние исследовательской мысли и то особое положение, которое в наше время занимает философия в жизни общества, в системе гуманитарного образования в целом.К началу XXI века находятся в процессе своего формирования - философия науки, философия техники, философия культуры, философия религии, философия права, философия искусства, философия физики, философия семьи, философия войны. Круг философских дисциплин этим не ограничивается и может быть расширен. Подобного рода «частные философии» возникают тогда, когда ощущается потребность разобраться в предельных основаниях какой-либо формы человеческой деятельности. Процесс образования отдельных философских наук продолжается и в наши дни.

Особо следует сказать об истории философии, которая составляет центральный «нерв» любого философского исследо­вания, выступая как взгляд философии на саму себя (философское самосознание). Нельзя разобраться в философии, не изучая ее истории. История философии отличается от истории других наук тем, что она составляет органическую часть философии, ибо философские проблемы вечны. Она даёт множество картин мироздания, созданных разными философами и философскими школами. Она не только обогащает наше мировоззренческое сознание, но и оберегает нас от типичных ошибок. Воспитательное значение имеет и жизнь философов, посвятивших свою жизнь поиску глубоких основ мироздания и назначения в нём человечества.

Функций философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Их много, но можно выделить две основные функции: мировоззренческую и методологическую.

Мировоззренческая функция - способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Здесь философия выступает как теория, обосновывающая решение мировоззренческих вопросов, как основа формирования мировоззрения. Эта функция включает в себя комплекс подфункций: онтологическую, гносеологическую, социально-историческую. В мировоззренческой функции философия ориентирована на отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. В каждой сфере человеческой деятельности есть свои методологические установки. Но кроме специфических методов есть и общие. Философия разрабатывает общеметодологические идеи, которые конкретизируются в различных областях. К методологической функции как подфункцию можно отнести аксиологическую функцию.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая –имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача – расширение границ познания, разрушение догм, модернизация знания, увеличение достоверности знания.Особенностью философской критики выступает то, что она не просто вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, а направляет главный удар против - укоренившихся догм, - стандартов мышления, - «привычек сознания», которые незаметно для людей властвуют над их умами, мешают им увидеть действительность в истинном свете и понять, что нужно делать для ее улучшения. В СССР марксистская философия была возведена в ранг официальной философии государства и должна была пропагандировать «преимущества социализма», создаваемого под руководством партии и правительства. Инакомыслие пресекалось. Философия была лишена возможности выполнять критическую функцию.

Социальная функция –состоит в том, что бы объяснить причины возникновения общества, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. В сфере философии общество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери.

Воспитательно-гуманитарная функция - культивирует гуманистические ценности и идеалы, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция - заключается в том, чтобы на основании имеющихся знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов.

Идеологическая функция - развивает и обосновывает в философских учениях идеологию определенных классов. Её нельзя понимать упрощенно - как «обслуживание» интересов той или иной социальной группы, при котором философы, утрачивают объективность, жертвуют истиной и проповедуют заведомую ложь, лишь бы она была на пользу этой группе. Философия, не стремящаяся к истине, не философия. Идеологическая функция состоит в том, чтобы отразить имеющееся в обществе разнообразие социальных позиций. В условиях тоталитаризма в СССР, навязывалась официозная философия, которая пользовалась поддержкой власти. Она преподавалась в учебных заведениях, пропагандировалась в печати, охранялась цензурой. Специфика философского сознания была утрачена. Это вызывало негативное отношение мыслящих людей, не находивших в ее содержании того, что философия призвана давать. Философы представлялись «верными последователями» основателей марксистско-ленинского учения. После краха господства марксистской идеологии в общественном сознании, образ философии как идеологии стал постепенно развеиваться.

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Какие три главных раздела философского знания можно выделить?

2..Какой раздел философского знания отвечает на вопрос, как устроен мир?

3. Какой раздел философского знания отвечает на вопрос, как познавать мир?

4. Какой раздел философского знания отвечает на вопрос, как следует жить?

5. Какие оформляются новые области кроме основных разделов в современной философии?

6. Почему история философии является одним из важнейших элементов структуры философского знания?

7. Какие две основные функции философии можно выделить как главные?

8. Что представляет собой мировоззренческая функция философии?

9. В чем заключается методологическая функция философии?

10. Какова цель гносеологической функции?

11. В чем особенности философской критики?

12. С помощью, какой функции осмысливаются главные проблемы общественной жизни?

13. В чём заключается аксиологическая функция?

РАЗДЕЛ II.

Мировоззрение упанишад.

Ведийская литература - зародыш древнеиндийской философии. Она делится на: Ригведы – сборник гимнов; Брахманы – 100 путей; Упанишады – завершающий цикл, подводящий итог мировоззренческих изысканий. Здесь происходит вытеснение религиозных тем: акцент перенесён с ритуального действия на познание; толкуют не столько обряды, сколько заняты проблемами мироздания; мифологические образы сменяются рассуждениями, отвлечёнными представлениями.

Рассмотрим философские проблемы упанишад.

1. Космогонические проблемы – представление о рождении мира из яйца.

2. Вопросы космологии.

2.1.Вопрос об «опоре» – субстанции вселенной. Заключается в следующем: ограничено ли бытие явлениями или имеет в себе скрытую основу – сущность (брахману). Ответы на вопросы об «опоре» (брахмане) вселенной – демонстрируют натурфилософскую точку зрения. В качестве основы мира: пространство и ветер – бестелесные и бессмертные.

2.2. Вопрос о строении мироздания - антропоморфизм. Строение мира – уподобляют человеку – пуруши – «вселенского человека».

3. Этико-антропологическая тематика.

3.1. Вопрос об «опоре» человека, его сущности. Сущностью является «атман». Асуры – считают, что «атман» - это тело человека. Иной взгляд - это дыхание – «душа», «Я», противоположное телесному.

3.2. Положение о тождестве «атмана» с «брахманом». Во - первых, душа – атман – превращается в космический принцип: это внутренний держатель. Во- вторых, устанавливается единство человека со вселенной - (атмана и пуруши) – вплоть до слияния с высшей субстанцией – брахманой.

3.3. Вопрос о посмертной судьбе человека.

Здесь выразилось неприятие человеком смерти и стремление к бессмертию. Душа после смерти человека идет на небо двумя путями: «путём предков» и «путём богов».

3.4. Концепция ашрам высшая цель – связана с достижение бессмертия. Четыре стадии: период «ученичества» (юность); стадия «домохозяина» (зрелость); ступень «лесного отшельника» (преклонный возраст); стадия «странника» (глубокая старость).

4. Учение о карме - переход от антропологической тематики к социально – этической. Смерть – это проблема не толькофизического существования, но и его нравственного облика и социального статуса, так как избавляется от смерти знающий мудрец, морально-очищенный человек. Представления о смерти, сансаре и карме: - регулируют поведение; - обеспечивают социальный порядок. Упанишады не ориентируются на людей высших каст, а пропагандируют жизнь философов, т.е. важно не только происхождение, но и достойное поведение, таким образом, отсутствуют сословные предрассудки.

5. Гносеологические проблемы. Познание является средством достижения вечной жизни и блаженства. Оно неотделимо от практики, направлено на осуществление действий и достижения пользы. Это не знания ради знания, а знания - умения; действия, с определённой нравственной целью. Но в целом в гносеологии преобладает мистическая направленность. Предметом познания является не чувственная данность, а атман и брахман. С помощью науки постичь их не возможно, т.к. они трансцендентны, и не воспринимаются с помощью органов чувств. Познание истинно только в отрыве от реальности, в состоянии сна, когда атман отходит от тела, человек от забот и уходит в себя, т.е. познаёт себя. В целом упанишады послужили источником многим философским учениям и явились ключом понимания основных положений.

Неортодоксальные религиозно-философские доктрины: джайнизм, буддизм и философия локаята (чарвака).

Философия Локаята (чарвака ). Они полностью порвали с религиозными представлениями. Это единственное последовательное материалистическое учение в древнеиндийской философии. Исходный принцип мировоззрения: сенсуализм и эмпиризм. Онтология. Существует только тот мир, который воспринимается чувствами. Не существуют сверхъестественные явления. В качестве первоначал мироздания выдвигали 4 элемента: твердь и жидкость - это суть; жар и воздух – это труднодоступные элементы. Тело человека - возникло из сочетания земли и других элементов, при смешивании – возникает сознание (душа). Тело и душа – одно и то же соединение элементов, а так как они тождественны, то нет никакой души в качестве отдельной сущности. Гносеология. Считали, что средством познания являются только органы чувств. Не признавали ценности рационального знания; допускали только выводы, основанные на восприятии, доверяли только опыту. Этика. Они отказались от религиозной этики. Смертность души делает бессмысленными учения о карме и сансаре. Религиозной этике - противопоставляли учение, ориентирующее человека на реальную, земную жизнь. В религии - жизнь это страдание, спасение от них – уход из жизни. У локаята – жизнь это радость, не следует отказываться от наслаждений боясь наказания.

Древнекитайская философия создала самобытное представление о человеке и о мире. Корни – уходят в мифологию.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. С чего начинается неклассическая философия?

2. Как называется современная форма позитивизма?

3. В чём видит свою основную задачу структурализм?

4. Что описывает феноменология, по мнению немецкого философаГуссерля?

5. Что понимается под существованием в экзистенциализме?

6. Какую задачу ставит перед собой философская антропология?

7. Кто считал, что постичь «жизнь» рациональными средствами невозможно, она доступна лишь интуиции?

8. Кому обязано своим происхождением направление в философии – психоанализ?

9. В чем суть сциентистских концепций?

10. Перечислите методы научного прогнозирования?

11. Назовите основные методы для исследования будущего?

12. Перечислите глобальные проблемы современности?

13. В чем сущность экологическойпроблемы?

14. С чем связана главная причина деградации природной среды?

15. Какие проблемы должно решить человечество для того чтобы избежать достижения так называемого «критического» порога прироста населения?

Тема 2.7. Русская философия.

В развитии русской философии до конца XIX в. можно выделить ряд этапов. Первый (XI-XVII вв.) соответствует эпохе средневековья на Западе. Включает два периода – древнерусский (Киевская Русь) и средневеково-русский (Московская Русь). Второй этап (XVIII в. и начало XIX в.), соответствует на Западе культура эпохи Ренессанса. Третий этап (ХIX в.), характеризуется, с одной стороны, тем, что русская философия отличается наибольшей оригинальностью, а с другой - более тесной соотнесенностью с западноевропейской философией XVII-XIX вв.

Русская философия возникла в Киевской Руси в ХI в., начало процессу было положено крещением в 988 году и обретением письменности. Это предопределило воздействие византийской культуры, и философии на формирование философской мысли. До XVIII в. развитие философии шло преимущественно в рамках религиозной традиции. Одна из первых попыток изложения начал практической философии была предпринята в «Поучении» князя Владимира Мономаха, содержащем этический кодекс поведения мирян и одновременно определенные рекомендации политического и экономического характера. В XIV в. значительное влияние на русскую мысль оказал исихазм, пришедшее из Византии религиозное движение, включавшее практику безмолвной монашеской молитвы, учение о взаимодействии бога и мира, бога и человека как творения бога. После захвата Константинополя турками появилась мысль об исключительности России как центра православия. Это нашло выражение в концепции игумена псковского монастыря Филофея о том, что «Москва - третий Рим». В XVII веке, после завершения смутного времени, формируется идея мирской ответственности, а не только царя за состояние дел в государстве. Новые взгляды на царскую власть высказывал патриарх Никон, утверждавший приоритет духовной.

Реформы Петра I явились поворотом в развитии русской философии. Немалое значение имел факт смены идеала православной «Святой Руси» идеалом сильного светского государства. Начался второй этап в развитии культуры России. С открытием в 1755 г. университета в Москве раздались призывы к отказу от преподавания философии на латыни и переходу на русский язык. Оригинальные выходящие за рамки богословской традиции философские взгляды развивают М.В. Ломоносов Г.С. Сковорода и А.Н. Радищев. М.В. Ломоносов развил основы «корпускулярной философии», искал возможности примирения религии и науки при сохранении самостоятельности последней. С его именем связано начало русского атеизма, он широко использовался деизм – религиозно-философское течение, признающее бога творцом, но отрицающее его участие в жизни природы и общества. Это та идейная платформа, которая защищала от обвинения в безбожии. В работе «О тяжести тел и об извечности первичного движения» он отвергает идею о том, что когда-то движения не было. Оно не имеет начала, но будет длиться вечно. Т.О. он ставит под сомнение акт сотворения мира. Г.С. Сковорода, занимался вопросом о смысле и цели человеческого бытия в мире. Проблему человека, его души особенно подробно рассмотрел А.Н. Радищев в своем труде «О человеке, его смертности и бессмертии», рассматривая человека в связи с природой, одновременно подчеркивает его способность видеть во всем присутствие бога. Приводит доводы, как в пользу смертности души, так и ее бессмертия, придерживаясь в своей философии деизма. Русская философия - сравнительно позднее образование, в ее подлинном смысле слова возникает вРоссии в XIX в. Для неё характерен отказ от академических форм теоретизирования, от рационалистического способа доказательства и обоснования. Истина постигается, не чисто рациональным, рассудочным актом, а цельной жизнью духа, «полнотой жизни» (Н. А. Бердяев).Полнота жизни - это и есть краеугольный камень вершинного завоевания русской философской мысли - учения всеединства.

Вторая четверть XIX в. открывает третий, период в развитии русской философии. Тесная связь с проблематикой западноевропейской философии нового времени - такова ее характерная черта. У истоков философии этого этапа стоял П.Я. Чаадаев, автор «Философических писем», в которых он выступает как критик самодержавия. Он является основоположником западничества. Среди западников были как либералы-реформаторы (П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин), так и радикалы-революционеры (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский ). Они считали, что Россия может и должна пройти тот же этап развития, что и Запад. Это светские философы, тяготеющие к материализму и атеизму. Другую, противоположную точку зрения представляет философия славянофильства. Основатели этого течения А. С. Хомяков и И.В. Киреевский противопоставляли свою философию, западной, односторонне-рационалистической. Они критиковали материализм и классический идеализм Канта и Гегеля. Отрицательно и критично относясь к существующим российским порядкам, они в то же время акцентировали внимание на самобытности России. В качестве ее идеальных устоев рассматривали православие как мировоззренческую базу; монархию - в качестве политической основы и наилучшего государственного устройства, и наконец, крестьянскую общину как сочетание личностного и коллективного начал в жизни крестьян.

Философия народничества направление, выросшее из учения А. И. Герцена о «русском», т. е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался как реакционное, попятное движение. К народничеству близко стоял русский анархизм (М. А. Бакунин, Л. Н. Толстой, П. А. Кропоткин).

Философия всеединства - развита В. Соловьевым. Всеединство (универсальная связь мира) доступно раскрывает себя лишь «цельному знанию», органически сочетающему в себе теологию, философию и опытную науку, преодолевающему на этом основе односторонность, как рационализма, так и иррационализма. Идеи В. Соловьева были продолжены его соотечественниками С. Л. Франком, П. А. Флоренским, Л. П. Карсавиным.

Русская религиозная философия. Интерес к религии был пробуждением интереса общества к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека. Одним из идеологов религиозного обновленчества был русский мыслитель В. В. Розанов. Особое место принадлежит Л. И. Шестову, непримиримому критику европейского рационализма, А. И. Ильину - философу, правоведу, Н.В. Федорову и Л.Н. Толстому, уделявшим особое внимание религиозно-нравственным проблемам. Линия религиозной философии позднее, в ХХ веке, получила дальнейшее развитие в трудах целой плеяды видных религиозных философов С.Н и Е.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка и других.

Русский марксизм о сновали Г. В. Плеханов и В. И. Ленин. Как теоретик марксизма, Плеханов основополагающее значение придавал материалистическому пониманию истории, справедливо связывая, с ним научный характер марксистской социологии. Ленин не удовлетворялся объективно-научным осмыслением действительности. Для него высшим актом социального творчества являлась социально-политическая революция. В начале XX века особую группу внутри русского марксизма образовали идеологи «легального марксизма»: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве. Они сочувствовали процессу капитализации России, но решительно отмежевали себя от сторонников насильственной революции и классовой диктатуры.

Философия в советской и постсоветской России -это время идеологии марксизма-ленинизма. Но даже в условиях тяжелого идеологического пресса в России творили, работали выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность - А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Г. Г. Шпет, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В. Копнин, К. Мамардашвили и др.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Какие особенности русской философии вы знаете?

2. Какова роль Ломоносова в развитии философии?

3. Что такое деизм?

4. Назовите разногласия во взглядах западников и славянофилов в русской философии.

5. Что представляет собой философия народничества?

6. В чём суть философии всеединства?

7. Каковы основные идеи русской религиозной философии?

8. Назовите представителей советской философии.

Раздел III.

«ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ»

В данном разделе мы познакомимся с основными элементами философии. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество.

Онтологии принадлежит особое место в философии. Две с половиной тысячи лет активных философских поисков выделили в системе философского знания, помимо онтологии, такие его составные части, как гносеология, аксиология, социальная философия, этика, эстетика, логика и другие разделы, имеющие важное философское содержание. Однако все они, так или иначе, имеют своим основанием онтологию, которая в свою очередь составляет основу любого философского мировоззрения. Мы рассмотрим такие категории как бытие и его формы, материя, движение и формы движения, пространство, время и другие.

Термин «гносеология» был введен в науку относительно недавно, в середине XIX в., тем не мене гносеологическая проблематика уже с античности является изначальной в философском знании. Мы исследуем гносеологическую проблематику и попытаемся ответить на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Что такое истина и ее значение? Есть ли границы знания или оно безгранично? Чем отличается научное знание от обыденного знания? Какие методы познания быстрее приближают нас к истине?

Философская антропология и аксиология – это специфические и важнейшие части философского знания. Мы займёмся анализом проблем человека, его природы и сущности, образом его жизни, поисками главных ориентиров человеческой деятельности. Проанализируем ценностные ориентации человека и такие ценности, как свобода личности, смысл бытия и смысл жизни, счастье, смерть и бессмертие, красота, добро, нравственность в целом.

Последняя тема, которую мы рассмотрим - это социальная философия и философия истории - учение об обществе. Философию здесь интересуют общие законы развития общества и взаимоотношения человека с обществом. Она исследует историю с точки зрения перспектив развития, будущего человечества, анализирует прогрессивное и регрессивное развитие, цель и назначение истории, соотношение понятий «цивилизация» и «культура», гражданское общество и государство, человека в системе социальных связей, специфику социальной реальности и некоторые другие проблемы.

Тема 3.1. Проблемы бытия.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философии в первую очередь интересовались онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя другие проблемы.

Каково же содержание философской категории «бытие »? Для его раскрытия можно выделить ряд положений: окружающий мир реально существует; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют.Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Бытие – это единство форм и способов существования. Трудность осмысления бытия в том, что о вещах в обыденной жизни мы узнаём через её свойства, а что бы понять, что такое бытие – нужно отвлечься от этих свойств. Бытие - это не просто существование вещей, а «чистая мысль».

Проблема Бытия возникает тогда, когда возникает сомнение в том, что мир сохранится как относительно стабильное целое. Первый аспект бытия, в противоречивом единстве непреходящего мира и заведомо конечных вещей, состояний природы в нём. Второй аспект бытия, в том, что мир существует как единый мир, как целое - хотя он не однороден. Третий аспект бытия - мир - совокупная реальность, существующая независимо от сознания и действий человека.

Формы бытия. Основными формами бытия являются: материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы; идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного духовного бытия; человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие самого общества.

Монистические и плюралистические концепции бытия.

Монистическая концепция. Материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности. Реально существуют и материя, и дух. Данные положения обобщаются понятием «субстанции». Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат - это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «с убстанция» - это


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.