Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Представления о совершенном человеке в различных культурах.

2017-09-27 406
Представления о совершенном человеке в различных культурах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Образ человека исторически изменчив и его модификации отражают сущность той культуры и цивилизации, которая его порождает. Исторически первым был тип человека, «порожденный первобытным обществом». Несмотря на огромное разнообразие этих обществ в зависимости от природно-климатических и других условий существования, можно выделить достаточно типичные черты человека той эпохи. Человек - существо общительное, создающее в ходе своего исторического развития особый тип общности, принципиально отличный от стаи или стада. Люди сознательно идентифицируют себя с племенем, родом, народностью, нацией, семьей, единоверцами, сверстниками, участниками тех или иных событий и т.д. Для «первобытного типа» человека характерны неразрывная связь с природными условиями существования, растворение «я» в родовом «мы», жестокое следование традициям, отсутствие развитой субъективности и высокая эффективность. С возникновением так называемого «осевого времени» (К. Ясперс), датируемого VIII-II вв. до н.э., связано появление нового типа человека, существенным признаком которого является становление личности, переход к ценностно-рефлексивной регуляции деятельности. Более всего это воплотилось в «человеке античного мира». Для античного человека характерны космоцентризм, рационализм, телесное восприятие мира и человека, представление об эйдосах, формирующих вечный мир, и идея вечного возвращения. Другой тип человека сформировался в эпоху средневековья, которую характеризует «теоцентризм»как философское основание христианства. «Средневековый человек»жил в тройном мире - благодати Бога и будущей блаженной жизни в мире ином; козней дьявола и собственной неискоренимой греховности; а также в жесткой системе феодальной иерархии. Соответственно существенными особенностями его бытия были любовь к Богу, борьба со своими греховными наклонностями и корпоративная мораль. Человек обрел самоценность как творение Бога, а не как фрагмент Космоса в античной традиции. «Антропоцентризм» - облик человека, связанный с Новым временем. Он был подготовлен гуманизмом эпохи Возрождения, когда в центре мировоззрения оказался человек как средоточие мира. Принцип человекобожия логично привел к выдвижению на первый план в человеке рациональной стороны его сущности, примату деятельности по изменению природы и общества, прогрессу науки и всего того, что связано в основном с развитием западной цивилизации. В нем обоснованы примат существования человека над его сущностью, свобода как главная его характеристика и роль надежды на себя и свои силы в решении человеческих проблем. Для характеристики современного состояния человека применяются такие острые и парадоксальные определения, как «человек умер» (Э. Фромм), «одномерный человек» (Г. Маркузе), «антропологический кризис», «крушение гуманизма», и, наконец, развиваются концепции «сверхчеловека», «киборга» и т.п. Человек уверенно осваивает ближний Космос, вторгся в свой генофонд, создал современную информационную цивилизацию, массовую культуру и многое другое, что вызывает обоснованную тревогу за его будущее. Наиболее остро стоят проблемы идентичности человеческой личности, сохранения ее уникальности и свободы, сдерживания агрессивных проявлений, обеспечения возможностей достойной человеческой жизни для каждого жителя Земли.

Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

Все, что сказано о морали, можно отнести и к эстетическим ценностям. Известное выражение Ф. М. Достоевского «красота спасет мир»нужно понимать не изолированно, а в общем контексте развития идеалов человечества. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства. Как заметил О. Уайльд, всякое искусство совершенно бесполезно и восприятие прекрасного вызывает, прежде всего, состояние бескорыстной радости, полноты сил, ощущение единства человека с миром.В этом смысле выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону,зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т.п. Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (пейзаж), самого человека (в человеке должно быть все прекрасно - и лицо, и одежда, и душа и мысли), а также в виде духовных и материальных объектов, созданных человеком в виде произведения искусства. В теории эстетики исследуют такие категориальные пары, как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т.д. Начиная с античного идеала - синтеза добраи красоты в человеке до триады: истина - добро - красота, эстетика прошла длительный исторический путь осознания сути прекрасного, смысла и содержания художественного творения. Главное в этом процессе - овладение понятием символа как знака, наделенного неисчерпаемой многозначностью художественного образа. Смысл символа - в интимной слитности с образом, но не тождественности последнему. В философии Э. Кассирера человек понимается как «символическое животное», которое с помощью языка, религии, мифа и искусства упорядочивает окружающий его хаос. В целом искусство, составляя важнейшую часть феномена духовности человека, сопряжено с поиском ответа на вечные экзистенциальные проблемы его существования и смысла жизни.

Религиозные ценности и свобода совести. Под религией обычно понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в сверхъестественное. Главным в понимании феномена религии и ее роли в жизни человека является уяснение сущности веры. Этимологически термин «вера» происходит от древнеиранского корня «вар», что означает «правда» и «верность». Содержательно вера понимается как мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, направленная на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию. Вера дает человеку абсолютную уверенность в Достижении желаемой цели (спасении души, воскресении, вечной жизни и т.д.), и в этом смысле она не требует доказательств. Важно подчеркнуть, что мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах богопознания и откровения. Вера или неверие выбираются человеком свободно и являются актом личностного самоутверждения, но, сделав этот выбор, личность не может не измениться внутренне, не изменить своего отношения к миру и людям, своего поведения. Несомненно, одной из важных и наиболее притягательных для религиозного человека ценностей является сама идея Бога как творца всего сущего в богословском понимании. Религия, как духовная основа мировоззрения, несет в себе черты тоталитарной идеологии с ее отрицанием гражданского общества и прав человека. Существование религии в современном мире, возможно при соблюдении одного из важнейших прав человека - право на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство в той или иной форме достаточно жестко определяло свою политику по отношению к религии. В современной России действует Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» где под свободой совести понимается «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Законом закрепляется и охраняется равенство всех религий перед законом, право гражданина на свободный выбор своего отношения к религии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Охарактеризуйте подходы к проблеме смысла человеческого бытия.

2. В чём суть проблемы свободы и ответственности личности?

3. Что такое мораль и моральная норма?

4. В чём находят опору нормы права, помимо доброй воли субъекта?

5. Каким образом формируется ценностное отношение?

6. В чём суть понятия справедливость?

7. Какие различают основные категории прав человека?

8. Назовите основные нравственные ценности?

9. Как изменялись представления о совершенном человеке в различных культурах?

10. Какова роль эстетических ценностей в человеческой жизни?

11. Что понимают под религиозными ценностями?

12. Что означает понятие «свобода совести»?

Тема 3. 4. Социальная философия.

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общественное бытие имеет две стороны: объективную - то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т.д.); субъективную - сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды. На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные - воля и сознание людей. Основные сферы жизни общества. Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя: производство; распределение; обмен; потребление материальных благ. Экономическая сфера существует в следующих форма х: экономическое пространство - то, в котором происходит хозяйственная жизнь; деятельность институтов управления экономикой; способ производства материальных благ. Способ производства материальных благ имеет две составляющие: производительные силы; производственные отношения. Производительные силы - люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства, с помощью чего осуществляется производство. Производственные отношения - отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат: отношения собственности, особенно на средства производства; отношения обмена деятельностью на базе разделения труда; отношения распределени я производственных материальных благ. Значение экономической сферы в создании материальной базы существования общества; в решении проблем, стоящих перед обществом. Социальная сфера - система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. Основные элементы социальной структуры: классы; страты; сословия; люди города и деревни; представители физического и умственного труда; социально-демографические группы; национальные общности. По отношению к социальной сфере имеется два основных подхода: классовый и стратификационный. Особое значение имеет социальная мобильность - возможность перехода из одной социальной группы в другую (крестьянина - в число рабочих, рабочего - в число интеллигенции и т.д.). Социальная мобильность - основа нормального существования общества. Низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам. Высокая, характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ. Политическая сфера - совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Элементами политической системы общества являются: государство и государственные органы; политические партии; общественные организации; профсоюзы; иные институты. Они имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны. Главным элементом политической системы общества является государство - система органов, осуществляющих государственную власть. Основные функции государства: представительная, регулятивная, охранительная, внешнеполитическая; интеграционная. Основной вопрос политической жизни - вопрос о власти. Духовна сфера. Основные элементы: духовная деятельность; духовные ценности; духовные потребности людей; духовное потребление; индивидуальное сознание; общественное сознание. Духовная деятельность - деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения. В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются в соответствии с их духовными потребностями. Индивидуальное сознание человека - восприятие им отдельных сторон бытия. Общественное сознание - возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Человек, общество, культура. В данном контексте слово «культура» означает явление созданное, внеприродное, результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано природой. В генетическом аспекте культура предстает продукт общества. При этом фиксируется общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, а так же качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. В гносеологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры, вне культуры. Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры. Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется культура материальная и духовная. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства; культура быта; культура места жительства; культура отношения к собственному телу; физическая культура. Духовнаякультура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную; нравственную, художественную; правовую; педагогическую; религиозную. По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную.

Человек и природа.

В ХХ столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы. Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле - это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле - та среда, в которой проходит жизнь человека и общества. Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура). Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и природой, то есть средой обитания человеческой цивилизации. Природа гораздо старше общества. Если история насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует, лишь последние несколько тысячелетий. Природа - неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания). Такие уникальные условия (совокупность условий) встретились только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Исходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить. Преимущества Земли (по сравнению с другими планетами) для возникновения жизни в том, что: Солнце, звезда, вокруг которой вращается Земля и другие планеты Солнечной системы, имеет средние размеры и умеренную силу: вокруг слишком больших («горячих») звезд и слишком маленьких («холодных») жизнь невозможна; Земля находится на оптимальном расстоянии от солнца - 150 млн. км. Земля имеет умеренные размеры. Слишком маленькие планеты (Меркурий, Плутон) имеют слабое притяжение, чтобы создать вокруг себя атмосферу и другие условия жизни. Планеты - гиганты (Юпитер, Сатурн) имеют сверхпритяжение, труднопроходимую оболочку вокруг себя, что подавляет саму возможность возникновения жизни. Земля имеет атмосферу - особую газопаровую оболочку, которая, во-первых, защищает Землю от солнечной радиации и иного непосредственного влияния космоса; во-вторых, содержит кислород, необходимые для дыхания и существования живых организмов; в- третьих, не дает Земле быстро нагреваться и быстро охлаждаться, поддерживает температурное равновесие; Земля имеет воду - также необходимый элемент для жизни.

Важнейшим аспектом проблемы человека является выяснение его места и роли в природном универсуме. Человеческое поведение определяется не инстинктами, а является актом свободной воли. Последнее обстоятельство несет в себе возможность хищнического отношения к природе, что вызвало современный экологический кризис. Используя вещество и энергию природных объектов, человек, в сущности, постоянно боролся с природой, отстаивая свою жизнь, свое право на бытие. Поэтому при анализе отношения человека к природе следует учитывать, с одной стороны, природное происхождение человека, его генетическое родство со всем миром живого, а с другой - принципиальную выделенность человека, его возвышение над природой и принадлежность к миру культуры.

Гражданское общество и государство. Отношения между гражданским обществом и государством сравнивались с отношениями между индивидуальной свободой и публичной властью, т. е. насилием. В этом собственно и заключена основная философская проблема в понимании общества, государства и человека. Без власти и насилия одних над другими не может существовать никакое государство. Суть государства не в силе или насилии, а в опоре на общественное мнение граждан, особенно важно подчеркнуть, поскольку и гражданское общество, и государство развиваются, эволюционируют.Прежде всего, это авторитет права,господство «его величества Закона». Представление о естественных (священных) правах человека, которыми он наделен в силу факта своего рождения. Они рассматриваются как следствие общности природы всех людей или способ реализации единого для всех божественного закона. Другой аспект права неразрывно связан с особенностями того или иного государства на данном этапе его развития. Правовое государство - это не только власть и законы, но и общественный договор, т. е. готовность граждан исполнять эти законы и реальная готовность и способность государства уважать и защищать права граждан. Человек может быть лично не согласен с властью и законами, но он обязан их исполнять наравне с другими гражданами. Равенство в правах и обязанностях перед законом не только по вертикали, но и по горизонтали представляет собой важнейший принцип гражданского общества. К числу первостепенных прав человека относится право частной собственности как механизм обеспечения всеобщего интереса в условиях индивидуальной заинтересованности каждого гражданина. Для обеспечения прав и свобод гражданина выработан принцип народовластия, предусматривающий право на участие каждого в управлении государством.

Социальный идеал.

Социальный идеал рассматривают в совокупности с потребностями и интересами. Во-первых, каждый из феноменов представляет собой типичное отношение, связь между субъектом и объектом и не способен существовать сам по себе, подобно тому, как существуют отдельные предметы. Потребность, интерес, идеал невозможно обнаружить отдельно у субъекта или объекта, они неразрывны, взаимосвязаны. Во-вторых, родовые потребности, интересы и идеалы человека и общества отличаются исключительной устойчивостью, что выражается в длительности и интенсивности их функционирования. Между тем устойчивость, есть специфическая черта отношения. Так, потребности человека в пище, жилище, одежде субстанциальны, они появляются одновременно с человеческим обществом и будут существовать до тех тор, пока оно живет и развивается. Устойчивый характер присущ также наиболее значимым интересам и общественным идеалам. Типичным общечеловеческим интересом выступает стремление социума к поддержанию мира на планете, осознание важности сохранения цивилизации. Интерес в постоянном стимулировании научно-технического прогресса, сформировавшийся в качестве самостоятельного в ходе развития капиталистического общества. Несомненной прочностью обладают и идеалы, стремление людей к миру, свободе и справедливости - путеводная нить для многих поколений людей. Вместе с тем на протяжении истории складываются новые идеалы, отвечающие запросам данной конкретной эпохи. Поэтому не следует чрезмерно преувеличивать устойчивость потребностей, интересов и идеалов и превращать ее в некий абсолют, ибо конкретные их формы носят исторически преходящий и потому относительный характер. Кроме того, прогресс цивилизации предполагает формирование новых более высоких потребностных и иных состояний. Идеалы, интересы и потребности, как индивидуальные, так и общественные, составляют своего рода механизм стимулирования (мотивации) деятельности, поскольку определяют содержание поступков и операций всех исторических субъектов и их направленность на конкретные объекты. В свою очередь, человеческая деятельность, ломая привычные связи, нормы и стереотипы, ведет к образованию новых потребностей, интересов и идеалов, что знаменует собой появление новых свойств, новых устойчивых объектных и субъектных отношений, т.е. обнаруживает появление человеческой сущности в новом качестве и приводит к появлению нового человека. Мера объективности наиболее высока у потребности как целостного общественного явления, идеал же во многом субъективен. Что касается интереса, то он выступает в качестве среднего звена в структуре отношения и оказывается известным равновесием объективной и субъективной сторон. Различные меры объективности, определяют и соответствующие границы свободы субъектов: жесткость, подчиненность личности социальной группы объективным условиям существенно возрастают в зависимости от связи ее деятельности с идеалом, интересом или потребностью. Специфика трех основных элементов структуры отношения определяется тем, что потребность есть категория для обозначения наиболее, а идеал наименее объективного из структурных компонентов, тогда как интерес представляет собой форму известного равновесия между объективным и субъективным факторами в системе устойчивых связей общества. В условиях позитивного и динамичного развития действует закономерность возвышения человеческих потребностей, интересов и идеалов; напротив, при неблагоприятной ситуации наблюдается закономерность понижения уровня всех структурных компонентов отношения.

Человек в системе социальных связей. Социальные связи, это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и пространстве, и взаимодействие элементов определенной системы. Социальные связи складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.В материалистическойтрактовке общества они делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения,определяющие политические, правовые, нравственные и др. Совокупность социальных связей определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.Идеалистическое понимание социальных связей и отношенийисходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. Во взаимоотношениях человека и общества на определенном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения,суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и в конечном итоге потере им своей идентичности, своего «Я». Человек может отчуждаться от семьи, рода, культуры, образования, собственности и т.д. Преодоление отчуждения в современном мире связывается с освоением личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов, необычайно усложнившихся в информационно-техническом обществе.

Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты); те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, - к данной категории относится большинство философов. Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются: формационный подход; цивилизационный подход; культурологический подход.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма - К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация, совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка - государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе - производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки - возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация. К. Маркс выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически - шестую формацию) - «азиатский способ производства».

Цивилизованный подход был предложен Арнольдом Тойнби. Цивилизация - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным относятся: шумерская; вавилонская; минойская; эллинская; китайская; индусская; исламская; христианская; некоторые другие цивилизации. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т.д.). Движущими силами истории являются: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на вызов; деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме «вызов-ответ». По своей внутренней структуре цивилизация состоит из: творческого меньшинства; инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером. Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура - автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода - высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти. Всего Шпенглером было выделено восемь культур: индийская; китайская; вавилонская; египетская; античная; арабская; русская; западноевропейская. Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине ХХ в.

Личность и массы - эта проблема имеет два аспекта: во-первых, это вопрос о социальных типах личности, а во-вторых, о соотношении субъективного и объективного факторов общественного развития.Выделяют несколько крупных социальных типов личности,которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Первый тип - деятели:охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и индустриальные рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, политики и менеджеры и т.п. Для них главное - это активное действие, изменение мира и других людей, включая и самих себя. Второй тип - мыслители, люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Третий тип - люди чувств и эмоций. Это деятели литературы и искусства, чьи гениальные прозрения зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Четвертый тип - люди, сделавшие делом своей жизни милосердие. Евангельская заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности самое непосредственное воплощение. Такие личности обостренно чувствуют душевное состояние другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая его страдания. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому. Соотношение понятий «личность» и «массы» в ходе истории необходимо понимать как внутренне противоречивую сложнейшую систему, находящуюся, как правило, в неравновесном состоянии. Личность может «плыть» в русле исторического процесса, когда ее думы и деяния соответствуют «логике истории», а может и противиться ее тенденциям. С другой стороны, каждая личность не является в полной мере продуктом истории, и именно этот момент делает человека уникальным существом и индивидуальностью. Особенно это относится к историческим личностям, гениям, сутью которых является именно наличие того, что прямо не вытекает из осо­бенностей их породившей среды. «Массы» миллионов обыкновенных людей, объединенных в понятие «массы», разумеется, наиболее крупные сдвиги в истории объясняются действием этих групп. В этом смысле правы те, которые утверждали, что идея становится силой, когда она овладевает массами. Вместе с тем рождение идеи, ее созревание, изложение в доступной массе форме - все это удел личностей. Таким образом, можно констатировать, что личность и массы - это два полюса единого целостного организма, общества,связывающего людей сетью общественных отношений, интересов, взглядов и концепций.

Свобода и необходимость. Свобода - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями.В русском языке термин «свобода» употребляется, прежде всего, в значении «свобода от», т. е. отсутствие внешнего принуждения, гнета, ограничений и т.д. Чтобы понять сущность феномена свободы и необходимости в истории, нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости (закономерности), без которой немыслима реализация свободы. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека, принижая при этом значение разума. Фатализм предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки. Это объясняется либо судьбой (в мифологии и язычестве), либо волей Бога (в христианстве и исламе), либо детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущим (системы Гоббса, Спинозы, Лапласа). Здесь по сути дела места для свободного выбора не остается, ибо нет альтернатив. Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов. Во-первых, это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и попасть в еще худшее рабство. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек, будучи не в силах обрести свободу среди людей, бежит в монастырь, в скит, в свой «мир», чтобы там реализовать себя. В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы.

Проблема прогресса.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.